Авторский блог Василий Шахов 14:37 21 ноября 2017

Собор.Диалектика молитвенности:эстетика и этика-8

Собор.Диалектика молитвенности:эстетика и этика-8

Проф. В. В. Ш А Х О В

……………………………………………………………………………………………………..

СОБОР.ДИАЛЕКТИКА МОЛИТВЕННОСТИ: ЭСТЕТИКА И ЭТИКА-8

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол,

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет, Что в тихой заводи все корабли, Что на чужбине усталые люди Светлую жизнь себе обрели. И голос был сладок, и луч был тонок, И только высоко, у Царских Врат, Причастный Тайнам,- плакал ребенок О том, что никто не придет назад… АЛЕКСАНДР Б Л О К.

5 июля 1909 года Лев Николаевич Толстой написал «Молитву внучке Сонечке» (будущей жене С.А. Есенина): «Богом велено всем людям одно дело: то, чтобы они любили друг друга. Делу этому надо учиться. А чтобы учиться этому делу, надо первое: не позволять себе думать дурное о ком бы то ни было; второе: не говорить ни о ком дурного; и третье: не делать другому того, чего себе не хочешь. Кто научится этому… узнает самую большую радость на свете – радость любви».

Одно из величайших проявлений духовности – предсмертные слова уходящего из жизни русского гения, обращенные к сыну Серёже: «Ещё хотел бы прибавить тебе, Сережа, совет о том, чтобы ты подумал о своей жизни, о том, кто ты, что ты, в чем смысл человеческой жизни и как должен прожить её всякий разумный человек. Те усвоенные тобой взгляды дарвинизма, эволюции и борьбы за существование не объяснят тебе смысл твоей жизни и не дадут руководства в поступках; а жизнь без объяснения ее значения и смысла и без вытекающего из неё неизменного руководства есть жалкое существование. Подумай об этом. Любя тебя, вероятно, накануне смерти, говорю это».

***********************************************************************

… Фантастико-космические возможности современного Интернета позволяют совершать дистанционные паломничества то в глубину тысячелетий, то на выступление Большого детского хора Гостелерадио СССР… «Гимн демократической молодёжи»…

Дети разных народов, Мы мечтою о мире живём. В эти грозные годы
Мы за счастье бороться идём. В разных землях и странах, На морях-океанах
Каждый кто молод, Дайте нам руки, В наши ряды, друзья!

Песню дружбы запевает молодёжь, Молодёжь, молодёжь.
Эту песню не задушишь, не убьёшь! Не убьёшь! Не убьёшь! Нам, молодым,
Вторит песней той Весь шар земной! Эту песню не задушишь, не убьёшь!
Не убьёшь! Не убьёшь!

Помним грохот металла И друзей боевых имена. Кровью праведной, алой
Наша дружба навек скреплена. Всех, кто честен душою, Мы зовём за собою.
Счастье народов, Светлое завтра В наших руках, друзья!

Песню дружбы запевает молодёжь,Молодёжь, молодёжь.Эту песню не задушишь, не убьёшь! Не убьёшь! Не убьёшь!Нам, молодым,Вторит песней той Весь шар земной!Эту песню не задушишь, не убьёшь! Не убьёшь! Не убьёшь!


Молодыми сердцами Повторяем мы клятвы слова. Поднимаем мы знамя
За священные наши права Снова чёрные силы Роют миру могилу, -
Каждый, кто честен, Встань с нами вместе Против огня войны!

Песню дружбы запевает молодёжь, Молодёжь, молодёжь. Эту песню не задушишь, не убьёшь! Не убьёшь! Не убьёшь! Нам, молодым, Вторит песней той Весь шар земной! Эту песню не задушишь, не убьёшь! Не убьёшь! Не убьёшь!


Написанный в 1950-ом «ГИМН ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ»
(музыка: Анатолия Новикова; слова: Льва Ошанина) покорял своей духовно-эстетической энергетикой континенты…

…Духовность… Нравственность… Этика… Эстетика… Нравственно-духовные ценности… Алтари и очаги…

В минуты музыки печальной Я представляю желтый плес… И шум порывистых берёз, И первый снег под небом серым Среди погаснувших полей, И путь без солнца, путь без веры Гонимых снегом журавлей… Давно душа блуждать устала В былой любви, в былом хмелю, Давно понять пора настала, Что слишком призраки люблю. Но всё равно в жилищах зыбких – Попробуй их останови! – Перекликаясь, плачут скрипки О жёлтом плёсе, о любви. И всё равно под небом низким Я вижу явственно, до слёз, И жёлтый плёс, и голос близкий, И шум порывистых берёз. Как будто вечен час прощальный, Как будто время ни при чём… В минуты музыки печальной Не говорите ни о чём. Николай Р у б ц о в. «В минуты музыки».

Всё чаще в комментариях, полемических откликах затрагиваются темы, проблемы, вопросы духовности, нравственно-духовного воспитания, духовно-художественной энергетики, духовной педагогики, духовной психологии.

Как ответить (без профанации) на многие «вечные», «проклятые» вопросы?

В начале 2000-х годов выпустил методико-методологическую брошюру «Регионоведение. Уроки Православия».

«Свет во тьме светит, и тьма не объяла его…». Погружаясь во глубину столетий, «советовался» с подвижниками Православия («Заступник Земли Русской Сергий Радонежский»; «Мудрое слово Стефана Яворского»; «Гениальная сила духовности. Тихон Задонский»; «Сопутники. Болховитинов и Державин»; «Проповедник Добротолюбия. Святитель Феофан»; «Божественная красота спасет человека. Амвросий Оптинский»).

Выделил главу: «Да ведают потомки православных…» («Божественность духовного космоса. А.С. Хомяков»; «Уроди мне, Боже, хлеб – мое богатство… А.В. Кольцов»; «Молитвенное слово И.С. Никитина»; «Духовные глубины и высоты лирического эпоса. А.И. Левитов»; «Духовные заветы Н.Я. Данилевского»).

Специальную главу «выделил» ХХ столетию («Нравственно-художественное воплощение идеалов Православия (уроки изящной словесности)»; «Астапово Православное»; «Любовь и радость бытия… И.А. Бунин»; «Гой, ты, Русь, моя родная, хаты – в ризах образа… С.А. Есенин»; «Очарованный ангел М.М. Пришвина»).

Заключительная глава: «Животворящие святыни минувшего, настоящего и будущего»…

В 1990 – 2000-е годы, являясь научным руководителем, главным редактором и составителем нескольких региональных энциклопедических сводов, контактировал с исследователями по истории духовности, государственности.

……………………………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………….

…Ватутинская школа искусств имени Дмитрия Борисовича Кабалевского помнит его трогательно-вдохновенные «Песни утра, весны и мира»,

«Поэму борьбы», «Родину великую», «Школьные годы», «Первоклассников», «Счастье», «Спокойной ночи»? Можно ли представить музыкальную отечественную классику без его чарующе-несказанных песен, романсов, прелюдий, рапсодий, сюит, симфонических поэм? Без «Земли и неба», «Дороги цветов», «Весны», «Артековского вальса», «Пионерского звена», «Аэрограда», «Ромео и Джульетты»? Радиоволны несли землянам философски-психологические музыкальные интерпретации (в операх, кантатах, опереттах,

рондо) сочинений-шедевров Шекспира, Флобера, Диккенса, Бомарше, Шеридана, Р. Роллана, А. Толстого, Р. Гамзатова, Р. Рождественского, Долматовского, Маршака). Радостно-оптимистические и светло-печальные

песенно-музыкальные встречи не обходились без его «Родины великой», «В огне. Под Москвой», «Четверки дружных ребят», «Про вожатую», «Гибели эскадры», «Часовые стоят», «Не только мальчишки».

Мудрыми спутниками жизни нескольких поколений стали его талантливые, самобытные книги: «Из воспоминаний разных лет. Избранные статьи о музыке» (1964), «Про трёх китов и про многое другое. Книжка о музыке» (1970), «Прекрасное пробуждает доброе» (1973).

Ватутинская школа искусств имени Дмитрия Борисовича Кабалевского – одна из лучших в России.

………………………………………………………………………………..

П Р Е К Р А С Н О Е П Р О Б У Ж Д А Е Т Д О Б Р О Е

«…Новые звуки – это не значит новый язык. Придумать новые звуки может, вообще говоря, любой человек, для этого совсем не надо быть композитором. Мне пришлось однажды иметь беседу с изобретателем «конкретной» музыки, парижанином Пьером Шеффером, очень симпатичным, и в своей области, несомненно, даровитым человеком. Он сказал о себе: «Я не считаю себя композитором, и не являюсь им. Я инженер-акустик. Но я человек, и, как всякий человек, имею некоторую долю фантазии,умение комбинировать. Таким образом я создаю музыку – чередованием звуков, которые представляются мне интересными. Но ведь это делал и Мусоргский, и Шопен…».

Г. В. С В И Р И Д О В.

………………………………………………………………………………………………

Песенная «география» Московии… Музыкально-песенные ономастика, топонимика, гидронимика… В них – много познавательно-чарующего, духоподъёмного, врачующе-катарсисного… Песенное тревожно-романтическое сказание о Сахалине, где сейчас, видимо, нелётная погода; сентиментально-плачевое воспоминание о лежащем на биографическом пути Магадане, столице Колымского края; пафосно-величественное песенное слово об Амуре-батюшке, на берегах которого – часовые Родины; раздольно-задушевная сага о славном море, священном Байкале, где вольнолюбец «тяжкие цепи носил»…

Дальне-глубинные, срединные и ближние регионы России песенно-историческим эхом отзываются на бытие и быт, дела и дни, войну и мир, преступления и наказания, былое и думы россиянина…

1.0x