Авторский блог отец Дмитрий Дудко 17:23 2 ноября 2017

Смыслы революции

о божественном и человеческом

Сегодня, в канун столетия Великого Октября, мы публикуем на страницах газеты "Завтра" пастырское слово её духовника отца Дмитрия Дудко, посвященное оценке революции 1917 года и сказанное им уже после уничтожения Советского Союза. На наш взгляд, его мысли более чем актуальны и сегодня, когда многие религиозные, политические и медийные лидеры пытаются "задним числом" переписать отечественную и мировую историю, примеряя на себя и на своё понимание неизъяснимый Божественный Промысел и те неисповедимые пути, по которым он осуществляется в этом мире.

Обычно, когда начинают рассматривать исторические события, особенно такое, как русская революция, всё всколыхнувшее и перевернувшее, делают свои прогнозы, ставят диагнозы и назначают лечение. А не приходит ли мысль, хотя бы и в виде предположения: вдруг всё это — человеческие домыслы, ничего общего с сущностью не имеющие?!

В самом деле, если посмотреть объективно, то во всех исторических событиях есть две стороны: она — человеческая и другая — божеская, и всякие исторические события ведут к двум положениям: одно — к очищению и другое — к становлению, а вернее, ведут к одному — возрастанию Царства Небесного. Царство дьявола, какое бы ни было устрашающее, — это всё-таки призрак, ничего общего с действительностью не имеющий.

Вот с этих позиций и постараемся посмотреть на русскую революцию: только ли она имеет разрушительное значение или имеет и созидательное?

На первый взгляд, после того, что сделалось в революцию и после неё, разрушения культуры, моральных и жизненных устоев, говорить о созидательном её значении — это оскорбить миллионы замученных людей и вызвать снисходительную улыбку на лицах современников: пусть, мол, судачат. И всё-таки я пойду вопреки всем и всему.

Исторические события, русскую революцию нельзя рассматривать однобоко, нельзя обращать внимание только на одну сторону, человеческую или даже божескую, нужно обе стороны сразу рассматривать вместе и видеть в них не ад, а Царство Божие. Ад — это призрак, Царство Божие — это реальность.

После того как Христос воплотился, пострадал, умер и воскрес — ад побеждён, и как бы ни казалось, какие бы ни виделись муки, ложь, предательство даже среди самых близких учеников Христовых — это прошлое, это отходящее. Настоящее, вечное — это Царство Божие. И Царство Божие, Царство Небесное, созидается в русской революции. Погибло только то, что было от ада, чему должно погибнуть, а то, что жизненно, не погибнет, несмотря ни на какие смерти, наоборот, воссияет в своей невинной красоте. И не погибнет русская культура, не погибнет Россия, не погибнет русский человек, не погибнет, хотя бы, казалось, всё погибло и нет никакой надежды.

Боязливый устремляет свой взгляд на тот вихрь, который поднялся от разворошенных преступлений, но вихрь — временное явление, вихрь уляжется и очистится земля от мусора. Нас ожидает самое светлое будущее, революция пробудила дремавшие силы, силы зла и добра. Силы зла — для того, чтоб они выявили окончательно себя и погибли — зло временно! — и силы добра, чтоб они стряхнули с себя налёт зла, он всё-таки бывает, и показались во всём величии.

Давайте на время обратим внимание на человеческую сторону. Нам сразу бросаются в глаза одни преступления, мрак и беспросветность. Если искать выход с человеческой стороны, то выход мы не найдем, а если найдём, то он опять-таки заведёт нас в дебри. Одно сменится другим, и другое будет не лучше первого. Революция или контрреволюция — не всё ли равно?

Теперь постараемся посмотреть с божеской стороны. И вот тут нам должно открыться то сокровенное, то спасительное, что должно нас обрадовать. Как много во всём добра — больше того, оно единственно реальное, оно ведёт и движет историей. Но это простыми человеческими глазами не увидеть, это видится только глазами веры, невозможно выразить на бумаге. И тут я должен разочаровать тех, кто ждал от меня, что я им открою новую теорию познания исторических событий.

Сразу сделаю резюме. Всё, что совершилось на русской земле, я принимаю как добро. И не отчаиваюсь так, как если б я присутствовал на голгофских событиях, которые происходили со Христом. Но я не тот, который бы стоял там, ещё не зная воскресения Христова, а я тот, который это воскресение знает. И меня не пугает то, сколько страданий, не на них я заостряю своё внимание. Меня не пугает и то, что ученики разбежались в страхе и Христос остался один. Разбежались они, чтобы сбросить этот страх и возвратиться мужественными для того, чтоб всё преобразилось кругом. Мне видится воскресение. Воскресения не бывает только тогда, когда чаша не выпивается до дна. Христос молится Отцу Небесному: "Да минует Меня Чаша сия!" — но эта молитва не была услышана, чаша не миновала, чаша испилась, совершилась воля Отца Небесного.

На этот момент из жизни Христа нужно обратить особое внимание. Тут человеческая сторона и божеская. Человеческая, которая вдруг заколебалась в значимости происходящего, и божеская, которая человеческую сторону укрепила, и Человек в лице Христа сказал: "Да будет воля Твоя!".

Русскую революцию делали люди, но тут был и Бог, бып, как мы привыкли выражаться, промысл Божий. Люди наделали много страшного и непонятного, но при помощи промысла Божьего люди станут лучше, чем были доселе. Станут лучшими потому, что сделалось то, чего они даже не хотели, всё пришло к своему завершительному концу. Революция была завершением человеческой истории, завершением, но не до конца. Теперь должно созидаться одно Царство Небесное.

То есть я не хочу сказать, что будет благоденствие, когда можно будет пить и наслаждаться, я именно хочу сказать, что этого не будет. Но будет лучше этого. Будет то, что зло потеряет свою окончательную силу и добро очистится от всякого налёта зла.

Поскольку эта завершительная революция совершилась в России, то в Россию переносится вся христианская святыня. Здесь — центр Вселенной, отсюда разглядят Антихриста, и Антихрист придёт туда, где первоначально была христианская святыня. Обманывается Антихрист, думая поразить Христа. Христос перешёл в другое место, и Он не уязвим для Антихриста.

И ещё я должен сделать признание. Некоторые, а может быть, и многие говорят: зло на весь мир распространяется из России. Таким я говорю: "Из России теперь может распространяться только добро. Пока вы всё рассматриваете ещё ветхозаветным сознанием, но уже нужно переключиться на новозаветное. Из России в скором времени будет излучаться одно добро. То, что Россия поняла, то что Россия испытала, ставит её в особое положение. В особое положение становится и русский человек. Христос воскресе! — это слышится из России. И блажен тот, кто услышит этот голос".

Вообще же конец приближается, но ещё начало болезней. Болезнь разрушает временное и выявляет вечное.

В мире, как говорил Е.Трубецкой, концентрируется зло и одновременно добро, это его созидание. После революции добро приобретает больший размах и большую силу. И оно не вмещается во временные рамки. Но отблеск этого добра будет яснее и во временном. Жизнь становится увереннее, осмысленнее, приобретает своё настоящее значение. Не нужно распыляться на мелочи, когда есть самое значительное. Самое значительное — это прочное созидание Царства Небесного. Царство Небесное ширится и растёт, и при всём устрашающем призраке ада ад прекращает своё существование, в этом победа Христа! Не видеть этого — значит ничего не видеть и дрожать от призраков ада, когда нужно петь пасхальные ирмосы. До тех пор земля наша русская будет вертеться, пока она видит Солнце — Христа. И кто бы ни говорил, что она остановилась, мы всё равно будем утверждать: "А всё-таки она вертится и будет вертеться".

Светит Солнце-Христос, и Земля наша вертится. Вертится, живёт и существует! Современная безрелигиозность — это очищение религиозности от всего наносного. Должно золото очиститься! Должно воссиять золото русской религиозности, богоносности!

Из книги «Преодоление соблазнов» (1997)

1.0x