Авторский блог Александр Оськин 10:52 20 июня 2018

СМИ – это бизнес, инструмент влияния или хобби?

Gресса как бизнес может развиваться, а может и почить в бозе

На днях в Домжуре Союз журналистов организовал дискуссию по теме «Пресса в цифровую эпоху». Тематика, конечно, не новая, но она в известной степени перекликалась с выступлением замминистра Волина на Дальневосточном медиасаммите, на котором он прямо сказал, что пресса это прежде всего бизнес, который должен функционировать по правилам бизнеса, а господдержка СМИ — вовсе не "спасение утопающего".

Я согласен с этим утверждением на 50 процентов. В том смысле, что пресса как бизнес может развиваться, а может и почить в бозе в зависимости от условий, в которых она находится. Как и любой бизнес: есть условия для развития – он живет, созданы неблагоприятные условия – дело закрывается. Поэтому в нашем случае роль государства и тем более профильного министерства – создать для печатной отрасли благоприятные условия для развития, а не для скоропостижной смерти.

За круглым столом в Домжуре 16 июня приводились интересные цифры. В начале нулевых годов в стране было зарегистрировано 96 тысяч газет и журналов, в настоящее время их осталось 52 тысячи. Подписка на прессу в тот же период составляла один миллиард экземпляров в год, в настоящее время – почти в два раза меньше. Количество киосков прессы упало с 42 тысяч до 17 тысяч. А в большой сети супермаркетов печатная продукция присутствует менее чем в 20% торговых точек. А сеть «Магнит», к примеру, собирается полностью исключить прессу из 1200 магазинов на юге России.

Вот такая печальная картина дня. И я считаю, что кризис медиаотрасли носит исключительно рукотворный характер. У нас у всех на слуху, к примеру, ценообразование на бензин, и уже объявлено, какими мерами правительство будет влиять на снижение цен на топливо. Так вот, на полиграфическую бумагу цены за прошлый и нынешний год растут значительно быстрее цен на бензин. А причина всё та же – ценный товар уплывает за границу, а в стране образуется дефицит на бумагу. Отсюда и рост цен. И никто, повторяю, никто в нашем правительстве не собирается ввести заградительные таможенные барьеры в виде экспортных сборов на полиграфическую бумагу.

Я мог бы привести подобные примеры по каждой проблеме, имеющейся в медиаотрасли. Но поскольку об этом много уже написано, скажу о главном. Курс на развитие цифровых технологий стратегически очень важен, а нежелание создать условия для развития бизнеса в печатной медиаотрасли близоруко и антинародно.

Новое руководство Союза журналистов России настроено на активный диалог с властью в целях спасения нашей отрасли, об этом говорилось за круглым столом в Домжуре. Хочется надеяться, что ожидаемые меры поддержки печатных СМИ будут носить не точечный и выборочный характер, а массовый. Это как в оранжерее или на огороде – нельзя подкармливать отдельные кустики, а надо удобрять и поливать всех подряд. Тогда и урожай будет хорошим.

1.0x