Авторский блог Денис Тукмаков 00:00 14 января 2016

Случай под Орском

Случай со снежным затором под Орском, в котором в ночь на 3 января застряли из-за метели восемь десятков водителей и пассажиров, один из которых погиб, а 12 человек были госпитализированы, по прошествии двух недель интересен уже не сам по себе, а как повод для жаркой дискуссии, молниеносно вспыхнувшей в обществе и не ослабевавшей все последние дни. Спор вокруг вечных русских вопросов "Кто виноват?" и "Что делать?", возможно, вышел бы не столь беспощадным, если бы происшествие в Оренбургской области не оказалось изначально вброшенным в публичное поле через "открытое видеообращение Путину и всем-всем-всем" от одного из пострадавших, Павла Гусева, составленное в весьма истерических выражениях: "Нас никто не спасал, <…> люди мерзли, погибали, <…> мы так и остались там умирать, <…> разберитесь с нашей МЧС, <…> нас просто бросили!"

Случай со снежным затором под Орском, в котором в ночь на 3 января застряли из-за метели восемь десятков водителей и пассажиров, один из которых погиб, а 12 человек были госпитализированы, по прошествии двух недель интересен уже не сам по себе, а как повод для жаркой дискуссии, молниеносно вспыхнувшей в обществе и не ослабевавшей все последние дни.

Спор вокруг вечных русских вопросов "Кто виноват?" и "Что делать?", возможно, вышел бы не столь беспощадным, если бы происшествие в Оренбургской области не оказалось изначально вброшенным в публичное поле через "открытое видеообращение Путину и всем-всем-всем" от одного из пострадавших, Павла Гусева, составленное в весьма истерических выражениях: "Нас никто не спасал, <…> люди мерзли, погибали, <…> мы так и остались там умирать, <…> разберитесь с нашей МЧС, <…> нас просто бросили!" и т. д.

После того, как первый шок прошёл и выяснилось, что их и спасали, и не бросали, а погиб лишь один бедолага из 85-ти — вышел из машины и сгинул, — многие комментаторы справедливо набросились на истерика, потрясая виртуальными кулаками.

"Что ж ты голосишь-то, болезный? Да, пришлось потерпеть, но помощь ведь к вам пришла! Но сами-то, сами вы о чём думали? Голова у вас на плечах есть? Зачем попёрлись в ночную метель, без тёплой одежды и запасных канистр, прекрасно зная о местных буранах? Хватит уже перекладывать все беды на государство, себя в первую очередь вините!" — примерно так выглядела типичная отповедь в адрес страдательного либерал-креативного резонёрства Гусева в духе "мы все здесь погибнем".

Во многом эта встречная претензия была оправданной. Все мы кузнецы своего счастья, а равно и несчастий; на бога надейся, а сам не плошай, да и так ли уж нужно было, в самом деле, тащиться в непогоду за сотни вёрст, с детьми и беременными женщинами? Даже если имелась недоработка властей — о себе-то нужно было как-то позаботиться! Беспечность во все времена обходится дорого, а нынче и подавно…

Справедливо? Ещё бы! И этот спор так и стих бы на просторах Рунета, как стих тот злосчастный буран, если бы не прояснилось несколько деталей. Прежде всего пострадавшие ни в какую метель не пёрлись: по свидетельству очевидцев, 2 января выдалось погожим днём, трасса была проезжей и открытой. Буран начался лишь в 20:00, когда люди давно уже были в пути, — тогда-то дорогу только и закрыли, однако ни СМСок о приближении стихии, ни предупреждений со стороны сотрудников ДПС автомобилисты не получали, это подтвердил лично губернатор Юрий Берг. Спасатели сработали, конечно, как могли, а сотрудник ППС Данил Максудов, поделившийся с несчастными одеждой и отморозивший пальцы, — так и вовсе стал героем, вот только, по признанию главы ГУ МЧС по Оренбургской области Петра Иванова, в арсенале местной аварийно-спасательной службы отчего-то не оказалось ни одной единицы гусеничного транспорта. Сам проблемный участок шоссе занимает то ли 37 км, то ли всего 7 км — его засыпает регулярно, там каждую зиму случаются ЧП — но заранее никто из местных ответственных лиц подстелить соломки не догадался. Наконец, можно ли называть беспечными людей, которые, помогая друг другу, смогли продержаться до прихода спасателей 16 часов?

Словом, довольно скоро выяснилось, что пострадавшие оказались вполне дееспособными гражданами и что в беду они попали скорее по разгильдяйству властей, а не по собственному небрежению. На фоне такого открытия неослабевающий поток оскорблений в их адрес — "дебилы, лемминги, придурки!" — выглядел уже отнюдь не справедливым и скорее напоминал ту самую либеральную риторику про "дурную страну, не тот народ", которая вызывает такое раздражение в обществе. А уж когда наиболее язвительные комментаторы позволили себе реплики в стиле "да здравствует естественный отбор!" и "лауреатов премии Дарвина не жалко", это привело к возмущению даже нейтральных наблюдателей.

Масла в огонь подлила другая ипостась спора, в которой стороны искали ответ на вопрос "Что делать?" Оказалось, что те самые граждане, которые ещё пару дней назад обвиняли автора видеообращения в политической ангажированности и "болотном" антигосударственном вбросе, сами вдруг исполнились либерального радикализма. Наиболее ходовая их фраза звучала просто: "Денег нет!" Подразумевалось, что госбюджет и тем паче областная казна не резиновые, и расходовать бабло на не умеющих предсказывать бураны лузеров — грех. Поэтому куда проще поставить на проблемной дороге шлагбаум, чем как-то её обустраивать.

"Никто ничего никому не должен, — объясняли адепты этой логики. — Тем более, тратиться на всяких безголовых, которым, видите ли, ехать надо, а лопаты с собой нет". Дома пусть сидят, добавляли они совсем как мэр Кёльна. При этом предложение вернуть на проблемный участок стационарный пост ДПС отметалось ими как деструктивное ("Может, к каждому дебилу полицейского приставить прикажете?"), а идея расставить вдоль пары десятков километров убежища для обогрева людей и вовсе была сочтена маниловщиной.

Со стороны казалось, будто в спор вступила тяжёлая артиллерия российского Минфина, задача которой — втолковать всякому неразумному, что деньги на граждан тратить нерентабельно, оборудовать дороги бесполезно ("Да сопрут эти ваши буржуйки!"), а лучше вообще всем всё запретить и никого не пущать, даже за деньги.

Даже после того, как замглавы МЧС Владимир Степанов лично велел разместить на опасных местах злополучного шоссе пункты обогрева и специальную технику, энтузиазм скупердяев не ослабел. Между развитием (оборудованная трасса) и деградацией (закрыть и не пущать) они с необъяснимым рвением выбирали деградацию, опрощение, упадок…

Тогда-то и заиграло новыми красками избитое выражение про дороги.

На фото: на трассе Оренбург—Орск снежные заносы расчистить удалось. Но в России и других дорог хватает…

1.0x