Авторский блог Олег Семеняко 11:48 28 февраля 2019

Сладкий мусор

об «успешной» кадровой политике медведевского кабинета

Без малого 2000 лет тому назад Гай Светоний Транквилл в своих знаменитых описаниях жизни двенадцати цезарей упоминал некоего персонажа со смешным прозвищем Порцеллиус (Поросёнок). В юном возрасте его привезли из Испании в Рим, где он быстро сделал карьеру, выступая за партию "зелёных", к которой принадлежал сам император. В знак императорского расположения и за особые заслуги наш персонаж получил имя Инцитат, ему были пожалованы дворцы, виллы, множество рабов. В его честь устраивались пиры, и даже императрица обязана была танцевать перед ним. В конце концов испанец получил римское гражданство и стал сенатором. История, в общем, вполне заурядная, если бы Инцитат не был конём. Да-да, речь идёт о знаменитом коне Калигулы, которого тот ввёл в Сенат.

Шли годы, пал Рим, пал Константинополь — Второй Рим… В Третьем Риме такого безобразия, конечно же, не наблюдалось, кони и прочая скотина на уряде не сиживали (хотя баранов хватало). Но странные персонажи попадались. Достаточно вспомнить крещёного татарского княжича Симеона Бекбулатовича, которого Иван Грозный возвёл на престол. Г.В. Носовский — так тот вообще утверждает, что конь Калигулы и есть аллегория Симеона Бекбулатовича. Как бы там ни было, традиция сохранилась и поныне. А в правительстве Дмитрия Анатольевича она, похоже, расцвела буйным цветом.

Говорят, что кадровая политика — процесс долгий, но провал её происходит лавинообразно. Другими словами, накопленные ошибки дают кумулятивный эффект. В нашем случае этот эффект стал ощущаться в конце прошлого-начале нынешнего года. Вот несколько самых ярких примеров.

Тухтасунов Парвиз Константинович, директор ФГБУ "ФКП Росреестра" (Федеральная кадастровая палата — подведомственное учреждение Росреестра.) Уроженец Таджикистана. По образованию медик. Работал медбратом, затем долго числился безработным. Заместителя главы Росгеологии Руслана Горринга (урожденного Ганижева), игравшего в "стрелялку", запомнили все. И это, судя по сюжетам в соцсетях, пожалуй, самый безобидный персонаж: ну, играет в рабочее время, ну, девок подчинённых пользует. Не убивает же! Не то, что следующий персонаж — сенатор Арашуков. Тот, правда, не из правительства, а из другой "ветви власти", но для простого человека, не искушённого в тонкостях политологии, эта разница слабозаметная. Как незаметна нам и целая прослойка серых персонажей, сидящих тихо до поры до времени, но при этом не менее взрывоопасная для престижа государственной власти. Иногда их тихая деятельность приоткрывается — и оторопь берёт: откуда такие персонажи, в каких адских "кузницах кадров" их выковали? Об одном из них и пойдёт речь дальше.

Он выплыл из политического небытия недавно, через три дня после уже упомянутого Парвиза Тухтасунова, 30 ноября 2018 г.

(Вообще, ноябрь прошлого года был каким-то инфернальным для российской кадровой политики. То ли звёзды так встали, то ли вражеские спецслужбы решили в конце года освоить недорасходованные фонды.)

В названный день председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о назначении заместителем министра природных ресурсов и экологии РФ Владимира Логинова, который перед этим девять лет, с 2009 года, руководил Агентством инноваций и развития экономических и социальных проектов Воронежской области. Официальный сайт Минприроды сообщает, что "за новым заместителем министра закреплены обязанности контроля и координации работы Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности, а также вновь созданного Департамента государственной политики и регулирования в сфере обращения с отходами производства и потребления". Чем продиктован такой стремительный взлёт скромного провинциального чиновника? Опытом, должно быть. Ведь в отличие от тихого таджика Парвиза Константиновича, Владимир Григорьевич уже хаживал на политический Олимп — и довольно шумно.

Но нужен ли такой опыт? Чтение биографии нового назначенца само по себе занятно: она вобрала в себя историю эпохи. А чтение "между строк", как говаривал маршал Николай Васильевич Огарков, рисует злобный шарж на деятельность нашего "управительства".

Наш персонаж, как и многие в то время, начинал с бизнеса.

В 1994 году он возглавил совет директоров компании "Русский сахар". В начале 1995 года, в первую чеченскую, глава "Русского сахара" выступил с патриотической инициативой: обеспечить воюющие подразделения сахаром. На эти закупки его корпорация получила под гарантию Минсельхоза кредит на 100 миллионов долларов, а потом, как говорят, просто его не возвратила. Следствие шло медленно, да и со свидетелями возникли проблемы: в конце 1996 года гендиректор "Русского сахара" Александр Ганыкин был взорван неустановленными лицами в своём автомобиле…

Несмотря на всё это, как следует из биографической справки, с 1997 года Логинов переходит на госслужбу, а в 1998-м становится во главе Союза сахаропроизводителей России. Следствие по "делу о ста миллионах" ещё продолжается (в итоге — безрезультатно), вскрывается ещё одна грань деятельности нашего персонажа. В 1999 году был арестован бывший министр юстиции Ковалёв — тот самый, на которого был похож голый мужик с проститутками в бане. Как стало известно из публикации газеты "Труд" от 11 сентября 2000 года, из созданного Ковалёвым в 1994 году Фонда общественной защиты гражданских прав "при помощи подложных договоров было похищено более 1 млрд. неденоминированных рублей, из которых более 740 млн. были перечислены на личные счета экс-министра". Кроме того, как отмечалось в обвинении, на которое ссылается "Труд", "материалами уголовного дела установлено, что Ковалёв, занимая в 1995—1997 годах пост министра юстиции, неоднократно получал в крупных размерах взятки как деньгами, так и квартирами и земельными участками".

По этому делу Логинову пришлось выступать свидетелем и, как писала "Новая газета" ещё в 2003 году, признать, что "Русский сахар" в качестве "благотворительного" взноса в тот самый фонд перечислил порядка 200 тыс. долларов. При этом, по данным той же "Новой газеты", "по признанию Логинова, он знал, что деньги никогда не получит обратно, но надеялся, что фонд, возглавляемый министром, будет оказывать объединению определённые "услуги". Кроме того, В. Ковалёву был подарен коттедж, расположенный по соседству с домом самого Логинова в посёлке Суханово".

Тем не менее, утерев с глаз божью росу, наш герой продолжает оставаться генеральным директором ГУП "Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка" при Минсельхозе. Более того, в 2000 году он идёт на повышение и становится замом главы Минсельхоза Алексея Гордеева. В 2002 году его как знакомого со спецификой спиртовой отрасли (производство сахара и спирта связаны технологически), ставят во главе Федерального казённого предприятия "Союзплодоимпорт". Ставилась задача — вернуть государству популярные советские водочные бренды, которые некий Юрий Шефлер, владелец частного ЗАО "Союзплодоимпорт" (SPI), как говорят, умыкнул в "приватизационном бардаке", — том самом, в котором Логинов занимался сахаром. Борьба за марки шла в западных судах бурно, долго и жёстко. Но в итоге оказалась "борьбой нанайских мальчиков". Бренды вернуть удалось, но средства, потраченные, в том числе, на суды более чем в 20 странах, были растрачены впустую: по данным РБК, в то время как убытки российской стороны составили 192 млн. рублей, Шефлер в конечном итоге возместил "Союзплодоимпорту" 1,3 млн., то есть меньше одного процента. Зато на внутреннем рынке монопольным дистрибьютором водки неожиданно стало ООО "Ковчег", среди учредителей которого журналисты отыскали г-на Логинова.

В мае 2003 года Виктор Иванович Илюхин, тогдашний председатель думского комитета по безопасности, направил депутатские запросы генпрокурору Владимиру Устинову и главе МВД Борису Грызлову по материалам уголовного дела об убийстве в конце 1996 года гендиректора компании "Русский сахар" Александра Ганыкина. Илюхин утверждал, что имеет документы, связывающие гибель бизнесмена с нашим персонажем. Но дело "зависло" в кабинетах и коридорах, несмотря на немалый общественный резонанс. Похоже, Логинова это нимало не смущало: в марте 2006 года он спокойно сообщил газете "Бизнес" о том, что продолжал владеть 50% акций "Русского сахара" всё время госслужбы. Легко догадаться, что этот сладкий бизнес в те годы нехило поднялся.

В конце концов, публичная активность предприимчивого чиновника вызвала раздражение на самом верху, и в июле 2009 года распоряжением В.В. Путина, бывшего тогда премьером, он был освобождён от должности главы ФКП "Союзплодоимпорт". А уже в августе бывший шеф Логинова Алексей Гордеев, назначенный воронежским губернатором, взял его с собой — руководить областным инновационным агентством. Наверное, чтоб "отлежался" и не мелькал. Расчёт оказался верным. Шум поутих, а после 2011 года, когда не стало В.И. Илюхина, дело стало забываться и сошло на нет.

А чем же занималось руководимое нашим героем Инновационное областное агентство в Воронеже, в колыбели российского флота? О-о! Это отдельная история, не рассказать которую было бы большим упущением. Начнём с того, что на тот момент оно называлось "воронежской госкомпанией "Стратегия"", и её предназначение определялось как "создание на базе областной собственности бизнес-инкубаторов и бизнес-гостиниц и обеспечение их функционирования". Уже тогда на балансе компании было три имущественных комплекса, в которых были созданы бизнес-инкубаторы "Восток" (Борисоглебск), "Авиационный" и "Калининский" (Воронеж).

Официальная биография героя и официальный сайт агентства (уже переделанный, надо сказать), гласили, что Логинов "ведёт работы над инновационными проектами в сферах нанотехнологий (создание в Воронеже производства фуллеренов и 3D-сборки в микроэлектронике), информационных технологий (создание системы "Электронное Черноземье"), биотехнологий (клеточные технологии ревитализации), АПК (создание мясного и молочного нетельных комплексов на основе технологий пересадки эмбрионов)". Ну, как гласит современная народная мудрость, "про нано нам не нуно". В смысле, Чубайс уже всё рассказал, а все всё поняли.

"Электронное Черноземье" — тоже штука виртуальная, в то время как деньги вполне реальны. Что же касается "мясного и молочного нетельных комплексов на основе технологий пересадки эмбрионов", то источник знаний по имени Википедия цитирует тогдашний официальный сайт Агентства гораздо доходчивее: "Создание мясного и молочного нетельных комплексов на основе технологий секс-фиксации и пересадки эмбрионов…" Что это? Да старое доброе искусственное осеменение, существовавшее ещё в те времена, когда генетика была продажной девкой империализма. Зато как звучит!

А вот в практической сфере успехов было меньше. Например, никакие яркие инновации не смогли предотвратить массовой гибели птицы в Воронежской области в середине октября. На фабриках, принадлежавших какому-то там то ли "Газмясу", то ли "Газрезерву", буквально за несколько дней сдохло 1,2 млн. кур. Видимо, невыгодно было применять к сохранению поголовья "высокотехнологические разработки" местных инноваторов. Ну, тут уж приходится выбирать: или синекура — или синие куры.

Об успехах и репутации нашего героя на Воронежской земле говорит и тот факт, что после его возвращения в Москву новый воронежский губернатор заявил, что местное агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов (АИР) работало "недостаточно результативно". Электронное издание "Время Воронежа" предположило, что "так губернатор выразил неудовлетворённость работой своего бывшего подчинённого Владимира Логинова, который после перехода в Министерство природных ресурсов и экологии РФ обрушился на регион с критикой" и наслал на приютившую его область "мусорную проверку".

Да, теперь наш персонаж — главный по мусору. Он, в силу своих обязанностей, должен будет следить за работой недавно назначенного главы "Российского экологического оператора" Дениса Буцаева, за его переговорами с региональными мусорными операторами, за прозрачностью и законностью строительства мусорозаводов и за общей декриминализацией отрасли (ибо известно, что во всём мире "на мусоре" "сидит" организованная преступность и вращаются крупнейшие после наркоторговли объёмы "нала"). А заодно тот же Логинов должен следить и за тем, как отрасль соблюдает экологические нормы. Ведь под его контролем — два департамента: и мусорный, и экологический. Оценили изящество схемы? Правая рука должна будет бить левую. Или не бить. Всё зависит от поведения руки бьющей и дающей.

Абсурдность ситуации очевидна всем, кроме наших чиновников. Ведь даже в Словакии, в одной из немногих стран ЕС, где к нам ещё хорошо относятся, и там посмеялись над странным назначением. И даже давний друг нашей страны, правнучка графа Уварова Наталья Уварофф, живущая во Франции, удивлённо пишет об этом же. В общем, нас ждут интересные события. Президент в отношении "мусорной проблемы" настроен более чем решительно — и это очень правильно: ведь каждый год площадь свалок в России вырастает на размеры Новой Москвы. Но почему тогда на контроль поставлен человек, дела по которому, как говорят, ещё не закрыты? Это случайность? Или, может, очередная попытка некоторых персонажей из правительства торпедировать указы президента и дискредитировать его? О решительности В.В. Путина говорит и подписанный им 14 января Указ, и совсем недавнее послание Федеральному собранию. В нём Путин твёрдо пообещал, что будут "открыты дела по мусорному бизнесу".

Похоже, кандидаты уже есть.

1.0x