Авторский блог Светлана Тишкина 19:36 16 декабря 2018

Сказ о том, как украинцы Кубань завоёвывали… - 3 часть

Ударим сатирой по геополитическому бездорожью

3 часть

Трижды обходили православные батюшки дома казацкие, в которых добрые хозяюшки жили, старинному казацкому секрету обученные. Муку и воду всем до единой освятили, пироги знатные печь благословили. Молодые казачки к ним на помощь спешили, начинки вкусные с собой приносили, под молитвы и песни казачьи вместе тесто дрожжевое ставили-месили.

А с восходом солнца три малых челна украинских к Таманскому причалу пришвартовались. Украинская делегация осторожно так выглянула наружу, а токсичных встречающих не увидела. Ну да был среди них тот, кого такими мелочами не смутишь: «Казак молчит, а всё знает!» Усмехнулся Атаман Запорожских казаков в усы свои рыжеватые, да скомандовал сотне разношерстных спецназовцев, которые с ним прибыли, выходить да строиться на пристани.

Повёл он солдатиков за собой. Идут и видят: по ходу стрелочки на деревьях, на стенах, на столбах нарисованы-развешены-прикреплены. Такое впечатление, что с ними в «казаки-разбойники» Кубанские агрессоры решили поиграть. Но делать нечего, пошли казаки по стрелкам. Зигзагами дорога стелется. Идут-идут, смотрят, стоит строй казачий при всём параде. Но стоит так, что ноги казаков не на земле, а в воздухе, то есть в стремена вдеты. И не стоят они вовсе, а сидят на конях, которые как раз строем, в линеечку стоят. А кони какие! – глаз оторвать от красавцев невозможно. И вороные, и рыжеватые, и белые, и серые в яблоко. Рты разинули украинские спецназовцы, залюбовались.

Подошли ближе. Атаман Запорожского войска вмиг определил кто старший. Подошёл, отрапортовал ему о прибытии вражеской делегации из Украины. Поднял руку Кубанский атаман в знак приветствия и тут грянули встречающие казаки хором.

«Ойся ты Ойся,

Ты меня не бойся,

Я тебя не трону,

Ты не беспокойся.

А ещё просил казак

Правды для народа.

Будет правда на земле —

Будет и свобода!

Гостя ты Гостя,

Ты меня не бойся…» и так далее.

А после этого привели украинским солдатам лошадей, велели в седло садиться и за кубанцами следовать. Были такие, кто не оробел, тут же в седло вскочил. Но таких мало оказалось. Сразу понятно стало, что казаков среди украинцев раз, два – и обчёлся.

Но не автобусы же остальным нанимать, пришлось кубанцам спешиться, чтобы помочь украинским служивым на лошадей взгромоздиться. Кое-как объяснили им за что дёргать и как себя вести, и в путь тронулись.

***

В начале пути много разных курьёзов с необученными происходило. Например, одно четвероногое «такси» пассажира галопом понесло. Пришлось догонять, коня под уздцы брать да успокаивать обоих.

«На удачу казак на коня садиться, наудачу его и конь бьёт», – в казацкой прибаутке говорится.

Было и такое, что сбросил жеребец чужака на полпути и больше не подпустил. Пришлось меняться конями. А ещё говорят, что на переправе коней не меняют. Меняют, если вот такой упрямец попадётся – врагов на спине отказывается носить.

Но как бы то ни было к полудню прибыли гости в Кубанскую Станицу. Встретил их сам Атаман Кубанского казачьего войска. Слезают они с коней такие озадаченные, ничего понять не успевающие. У тех, кто первый раз верхом ехал, вид совсем усталый был. А тут ещё и Атаман Кубанский им скомандовал: «Стройся!».

Солдат, чей бы он ни был, команды привык выполнять. Построились украинские спецназовцы. Пересчитались. Одного нет. Кого? А самого Атамана Запорожского казачьего войска недосчитались.

– Как же так? – удивился Атаман Кубанских казаков. – «Атаманом громада крепка, а без Атамана – казак сирота.» Как же вы не уберегли батьку своего?

– Да мы больше следили, как бы с лошади не свалиться, в хвосте колонны тянулись. А Атаман наш на коне уверенно сидел, впереди скакал. Не было причины за него переживать.

«Добрый казак баче, где атаман скаче!» Ну да ладно, вижу, казаки вы пока никакие. Пяток из вас только в седле добре держится. Видел, как в станицу въезжали.

– Да мы и не спорим, что казаки мы пока никакие, но именно нам приказали в командировку по захвату Кубани ехать. Дайте нам танки, БТРы наши, увереннее бы въезжали сюда.

– Вот как? Верю. Но тогда бы многие из вас так никогда коня под собой не почувствовали. Да и нам хоронить вас никакой радости нет. Живите пока. Думаю, никуда ваш командир не денется. Дорогу знает. Обидеть его – никто не посмеет. Однако, приветствую вас, вояки украинские, на земле кубанской. Ежели с добрыми намерениями прибыли – добро пожаловать в нашу казакую станицу.

– Намерения у нас, в связи с вашей агрессией, уж простите, какие есть, – сказал один из прибывших.

– Хм… «Казак живёт не тем, что есть, а тем, что будет!» Потому предстоит нам здесь всем вместе понять, как жить дальше будем, сможем ли договориться, миром войну закончить.

– Так это правда, что вы Кубань готовы нам отдать? Нам сказали, что вы – выходцы с земель Запорожских казаков, потому поможете нам её завоевать, – затронул опасную тему один Верзилушка.

– Завоевать – не удержать. Пока не полюбишь нашу любушку – Кубань-голубушку так, как полюбили её мы, не будет она твоей. Только открытым любящим сердцем её благосклонность завоевать можно, – ответил ему Атаман.

– Ну, мы тут не на поэтический фестиваль приехали. Мы люди конкретные, пороха нанюхались за эти четыре года, жизнями рисковали за нашу любимую неньку-Украину. Так что голову не морочьте. Правду говорите.

– Хм-м… А ты готов правду нашу казачью услышать?

– Готов, – с вызовом глядя в глаза Атаману, ответил верзилушка.

– Это хорошо, – не отводя глаз, спокойно резюмировал Атаман, – Но! Негоже серьёзные темы на голодный желудок обсуждать. Вы – в гостях у нас, всё же. А то не по-казацки получится «Пришли званы, а уйдете не ласканы.» Думаю, мы, кубанские казаки, во многом сможем полезными вам быть.

Он посмотрел на часы и распорядился:

– Сейчас вас наши казаки на постой определят, а к пятнадцати ноль-ноль жду вас в нашем дворце культуры. – Он указал на здание. – Там уже наши казачки трудятся, столы для гостей с Украины накрывают. Всем всё понятно?

Чего там не понять. Солдатики рады были, что их своими делами заняться отпустили. Верзилушка тоже решил в вопросами повременить.

Расквартировали солдатиков вражеских, не побоялись, прямо по домам казацким. Селились они и дивились: «А неплохо кубанцы здесь утроились. Дома, что дворцы понастроили. Добротные такие. А церковь какая высокая, пятикупольная! Уважение вызывает, духовный мир казачий охраняет. Хоть зима на дворе, а видно, что богатые урожаи с приусадебных участков здесь люди снимают. Красотища вокруг! Живут – не тужат. «Казацкому роду нема переводу.»»

***

Пришли украинцы в местное ДК в срок, все как один в парадной одежде запорожцев XVIII века. В синих бархатных каптанах, «золотом» расшитых и шароварах широких, в свекольного цвета жупанах, в красных кожаных сапогах. На головах – остроконечные красные шапки с широкой опушкой. В ножнах – сабля острая, самая настоящая покоится. Такой подарок им кубанское казачество преподнесло. Когда расселялись, у каждого поверх постели лежало такое сокровище – одежда украинских казаков, в которой их предки по степям скакали, Отечество своё защищали. Вот только забыли солдаты, что защищали их предки не только свои вольницы, но и земли Царской России. Тем не менее, ни один не отказался от такого подарка. С удовольствием примеряли, в зеркало на себя с удивлением смотрели. Чубов только не хватало для полного перевоплощения.

Как зашли они в ДК, так казачки кубанские и охнули:

– Ох, красавцы молодые!

– Все равны, как на подбор!

– С ними «дядька Черномор»… А где он, кстати?

– Говорят, сбежал от таких казаков атаман.

– Ха-ха-ха, – засмеялись молодые казачки, тоже разодетые в национальные костюмы.

– Где нового теперь возьмут? «Не всем казакам в атаманах быть.» А этим – батька говорил – ещё и до казаков далеко.

– Это да, «Атамана из плохого казака не получится.» Придётся им через школу нашу казачью пройти. Там всем премудростям казачьим научат.

Вот так через «ха-ха-ха» да «хи-хи-хи» молодые и постарше казачки вслух обсуждали новоприбывших. Ну да на шутки острые, но не злые солдаты не обижались.

К тому же Верзилушка давно дозвонился Атаману Запорожских казаков. Как оказалось, с полпути на встречу с людьми важными он отправился. Велел Верзилушке за командира оставаться, как старшему по званию, но не объяснять же это хохочущим казачкам.

Одна беда, к тому времени сильно проголодались украинцы. Время обеда армейского уже прошло, а они ещё и не завтракали. Не до смеха им стало. А тут ещё аромат от печёных пирогов такой исходит, что слюной подавиться можно.

***

Слава Богу, не сильно задержались в пути старожилы кубанские, без которых за стол нельзя было садиться. Пришли уважаемые казаки, все как есть в парадных черкесках с медалями и орденами, в бурках и папахах. Поздоровались с ними гости, и они с гостями в ответ поздоровались. Батюшка молитвы перед вкушением пищи прочитал, пир горой благословил. Только тогда за столы богатые яствами, в три ряда расставленные, разрешили гостям рассаживаться.

И только они все уселись, в стаканы вина налили, как Атаман Кубанского казачьего войска встал и так сказал.

– Приехали вы в казачью станицу нашу солдатами, но мы решили, что вам будет приятно себя а казачьей шкуре почувствовать. Потому справили вам такой наряд, в каком ваши предки пристали к причерноморским казакам.

Было дело, круто обидела Екатерина II Запорожцев, подписав в 1775 году манифест «Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии». 250 лет простояла Запорожская сечь, охраняя южные границы России от набегов кочевников из Крымского Ханства. Но как только Крым стал частью Российской империи, надобность в такой охране отпала. К тому времени и Речь Посполитая, против которой воевали казаки, пришла в упадок и опасности больше не представляла.

А тут ещё часть запорожских и уральских казаков присоединилась к Емельяну Пугачёву во время Крестьянской Войны 1773-1775 годов. Императрица всерьёз опасалась новых казачьих бунтов, потому и обошлась так с Запорожцами – ликвидировала их сечь.

Это история. Её вспять не вернёшь, не исправишь. Заметьте, Запорожские земли уже тогда входили в Новороссийскую губернию.

Но вот что мне думается, а не случись ликвидации Запорожской сечи, не пришли бы Запорожцы на земли причерноморские, не побратались бы казаки... Не пришли бы они на Урал и на земли Всевеликого войска Донского, не пришли бы на Донбасс, против которого вы сегодня воюете. Свои со своими дерутся – сил не хватает переживать! У нас говорят: «Не может такого быть, чтобы казак с казаком общего языка не нашёл».

Очень хочется, чтобы мы с вами нашли этот общий язык, как наши предки находили. В одном беда, вы не настоящие казаки, а ряженые. То есть такие, которые на себя одёжку надели, но по сути своей соответствовать высокому званию казака не можете. Потому вопрос к вам всем: школу нашу казачью пройти готовы?

– Почему бы и нет? Если без подвоха, то учите.

– Вот и отлично! В таком разе давайте выпьем за то, чтобы когда мы будем вас домой на Украину провожать вот за таким же столом соберемся, вы, все как один, настоящими казаками стали!

Долгий был тост. Ряженые казачки уже и стаканы держать устали. А закусить ох как им хотелось! Но не успели они ко рту стаканы поднести, как самый старый из кубанцев, тот самый Макар Макарович, встал и предупредил:

– Стойте! Стойте! Погодить пить. Так нечестно будет. Предупредить мы вас обязаны. Не простое у нас вино на столах, а доброе, не простые пироги, а добрые, на мир намоленные! Ежели заразиться добрым не боитесь, тогда ешьте и пейте на здоровье!

После его слов половина солдатиков с мест повскакивали, глаза округливши. Посмеялись над ними кубанцы, что ли? Может, заразы какой в питьё и еду подсыпали?

Но тут казачка одна, что на столы накрывала, Любой звать, гостей успокоила.

– Ну и чего испугались? Сама тесто в ночь замешивала, с любовью к Украинским гостям пироги пекла. Не бойтесь, вреда здоровью не причиним вам. А доброта, она в душах человеческих поселяется, и куда от неё денешься? А никуда. Как ей можно не заразиться, если во всём она у нас.

Взяла Люба свой стакан и первой пригубила из него. Затем взяла кусок пирога и откусила от него. То же и кубанские казаки проделали, посмеиваясь над теми, кто добротой заразиться побоялся.

Ну да голод – не тётка, он своё нутро грызёт. Отпили и гости из своих стаканов доброго домашнего вина, и закусили добрым домашним пирогом. И отпили во второй раз, и закусили вторым куском. И кусков тех было много, и с грибами, и с рисом, и с мясом, и с яйцами, и с картошкой, и с рыбой, и ягодами, и с северными ягодами, и с фруктами. Всего и не упомнишь. А соленья какие на столах выставлены были! И огурчики хрустящие, и помидорчики в собственном соку. И много чего ещё… Не будем дразнить тех, кто за тем столом не был. Одно скажем: наелись, напились гости от пуза. Ну да конечно подобрели. Как не подобреть от такого угощения.

Как голод и жажду утолили, тут и беседу по душам с кубанскими, с рязанскими, с уральскими, с сибирскими, с донскими казаками продолжили, рекогносцировку, так сказать, по долгу службы проводя.

***

И всё бы мирно шло, как началось, но тут кому-то удаль хмельная в голову бабахнула, и решил этот кто-то кубанцев «на слабо» проверить. Встал и как заорёт во всё горло:

– Слава Украине! Героям слава! Украина – по-над усе!

И флаг украинский развернул, над головой поднял.

– Ну спасибо, сынок, что не гранату в нас не метнул, – посмеялся над выходкой Атаман Кубанского казачьего Войска. – То, что Украину любишь – это хорошо. А вот то, что обычаи украинских казаков не чтишь – это плохо.

– Какие такие обычаи я не чту? – с вызовом спросил Детинушка.

– А это спроси у нашего мудреца Макар Макаровича. Он тебе расскажет.

Перевёл Детинушка свой пытливый взгляд с Атамана на дедка седого. Тот по-доброму улыбнулся ему в ответ и начал ликбез для незнаек проводить:

– Казаки никогда государства, что на их землях образовывались, границами их вольницу делили, выше Бога не ставили. Была у них своя правда – казачья. Сегодня так называется территория, завтра – по-другому. Ханство ли, княжество ли, имперское ли образование – много всего было. Не забыли, что сто лет назад Украина ещё Малороссией называлась? Потому казаки панам, господам и царям – Отечеству своему верой и правдой служили, но свободу и просторы степные пуще жизни любили. И никакие границы преградой им не были. Оттого и славу только Всевышнему возносили. «Слава Богу!» – казаки кричали, и никак не ниже.

– Ну и что? Что вы тут свою агрессивную пропаганду развели? – вскипел Верзилушка.

– Ну не мериться же нам, кто громче кричит «слава», в самом деле. Силушкой молодецкой, талантами разными завтра у нас запланировано померяться, а вот лозунгами, казаков разъединяющими, мериться мы не будем. Нет среди героев бандеровской Украины казаков! Все герои ваши или пришлые, или ушлые, или вообще иудушки – враги ваши.

– Это почему это они враги? – спросил деда Детинушка.

– Хм-м… А ты гимн Украины свой хорошо знаешь?

– Могу спеть, – с азартом ответил он.

– Это хорошо. Споёшь ещё. Только вот скажи, кому по духу близки слова, написанные этнографом вашим Павлом Чубинским?

– Не понял… Ну и кому?

– Да народу простому они близки, казацкому народу нашему.

И сам запел припев гимна Украины, чем немало удивил присутствующих.

Душу й тіло ми положим за нашу свободу,

І покажемо, що ми, браття, козацького роду.

Удивились такому отношению к Украине солдатики. Глаза разгорелись, слушают внимательно, а дед продолжает:

– Так какого роду братья ваши? Казацкого! Так? Так. Ну и перечислите, кто из казаков нынче не попал под запрет на вашей Украине?

Молчат украинцы, в мозгах копаются в поисках ответа, а дед и не рассчитывал, что ответ они так легко найдут, продолжил свой допрос:

– Может, Богдан Хмельницкий, который конец войне с Рече Посполитой положил? Поляки ремни с украинцев нарезали, под неимоверным гнётом холопов-хохлов держали, за людей не считали. Хмельницкий восстание против панов поднял, сопротивление организовал, предотвратил уничтожение Украины. Вот за спасение Неньки, как таковой – теперь запрещён стал… на радость полякам.

– Так он к москалям за помощью обратился, – опять встрял в разговор Верзилушка.

– А ты бы не обратился, если бы стоял вопрос о жизни и смерти твоего народа? – спросил его Атаман Кубанских казаков.

– Таки жизни и смерти? – усмехнулся он.

– А ты не понял ещё? Не было бы вообще вашей Украины, а была бы огромная Польша, – усмехнулся в ответ Атаман.

Дед посчитал ответ Атамана исчерпывающим, а потому продолжил свой урок.

– Ну, назови ещё кого-то из казачьих героев, которые край твой прославили?

– Степан Бандера! – ляпнул, не подумавши, Детинушка, – Он за независимость Украины воевал.

– Палач этот? А он казак? Нет. Геть его! И не смеши мои усы. Он и рядом с казаками не стоял! – громыхнул Атаман.

– Ваш Степан Бандера родился в Австро-Венгрии Галицийской в семье греко-католиков, – уточнил Макар Макарович.

– Не наша это вера! – громыхнул кто-то из кубанских старейшин.

– На свою голову в 1939-м году присоединили мы эту Галицию! Вот бациллу бандеровскую на русские земли и допустили… - в сердцах сказал дед.

– На русские земли? Вы с пьяна не оговорились? – спросил ещё один Солдатушка.

– Русские, русские земли это, и не сомневайся, – ответил ему Макар Макарович, – Галичина в незапямятные века Червоной Русью называлась. Но поляки, австро-венгры завоевали наши исконно русские земли и очень сильно постарались там русский дух истребить, много раз прямой геноцид устраивали, названия улиц, городов, деревень, где русские названия сохранялись, сменяли, чтобы и памяти о том, что это русские земли, не осталось.

– То же самое, – сменил деда Атаман, – сейчас ваши прозападники бандеровские творят на Украине. Всё русское выкорчёвывают с корнем, вас перекодируют, чтобы, не дай Бог, не вспомнили, что вы русские люди, хоть и украинцы. И не важно на каком из русских наречий вы изъясняетесь, по происхождению – вы русские.

– Сейчас Украина чётко разделилась на русскую Украину и прозападную, – вновь заговорил дед, – Язык не причина разделения, а только повод стравить русских с русскими украинцами, заставить их своими руками друг друга убивать, население сокращать. Так что не Донбасс и не Крым – «сепары», а Украина – «сепар». В чужой военный лагерь уходит. Врагом становится.

И вновь Атаман высказал своё веское мнение.

– Но тут уж мы ничем помочь не можем, если нас не попросят об этом, как когда-то Богдан Хмельницкий просил спасти Украину. Я смотрю, нету среди вас такого, который бы хоть на половину с ним сравнился!..

Много ещё о чём заводили разговоры за столом богатым. Песни пели казацкие, и на украинском языке, и на русском. Давно хлопцы с Украины в такой дружной кампании с русскими не сидели. Ну какие же они агрессоры? Постепенно чувство родства народа разделённого возвращалось к ним. Права казачка Люба, как можно не заразиться добротой, когда она повсюду разлита?

(Продолжение следует...)

1.0x