Авторский блог Михаил Казаков 20:11 1 марта 2018

СИЛА ЧИСТАЯ ПРОТИВ НЕЧИСТОЙ

Спор о Григории Распутине,затянувшийся на годы

- Как с тобой разговаривает этот Барин-Пьер? – возмутилась императрица Александра Федоровна после того, как премьер-министр Столыпин сделал очередной доклад Государю и удалился. – В конце концов, что он окончил? Пажеский корпус, или, хуже того – Училище Правоведения? (Ну, не любили в России юристов, рвущихся во власть! Не любили и по сей день не любят! А власть ужасно хочет хотя бы выглядеть любимой!)

- Петр Аркадьевич с отличием окончил физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета! –вздохнув, ответил Государь.

К 100летию Великого Октября худрук Театра «Содружество актеров Таганки» Николай Губенко выпустил спектакль «Нечистая сила» по самому знаменитому роману Валентина Пикуля, публикация которого летом 1979 года в журнале «Наш Современник» вызвала скандал редкостной силы.

Затянувшийся на многие месяцы.

Вся советская пресса дружно ругала автора за «антиисторизм».

Ну, кому из власть имущих могла понравиться изображенная в романе картина всеобщего маразма, позволявшего «богоизбранным» осчастливить Гришу Распутина ящиком мадеры ,шубой и на всё согласными «девочками»,а за его спиной делать многие миллионы?!

А вот еженедельник «Тайм» под рубрикой «Мировые новости» поместил тогда заметку «Rasputin is in» (можно перевести и как «С Распутиным в сердце»!),где утверждалось, что роман Пикуля поднял самую большую волну интереса к фигуре Распутина, «ставшего едва ли не знаменем нового поколения советских борцов за права человека»

(Сказано за четверть века до реплики профессора Хасбулатова об управляющем Россией «Коллективном Распутине»!)

Прошли годы и сегодня приходится признать, что «Тайм» был прав в своих оценках. В посвященный «Святому Черту» в селе Покровском(это рядом с Тобольском!) народный музей Распутина не утихает паломничество со всего мира. На стене музея под стеклом справка исправника, что Распутин «трезвого поведения».

А звезды мирового кино просто выстроились в очередь, непременно желая сыграть роль человека на все времена», помогавшего не только православным, но и мусульманам и иудеям.

Ещё свежи зрительские воспоминания о фильмах про Григория Распутина с Депардье и Машковым в роли «Святого Черта». Незабываем Алексей Петренко в роли Распутина в фильме «Агония»…

Увы, у режиссера Губенко,не оказалось актера, способного на равных конкурировать с Алексеем Петренко, Жераром Депардье и Владимиром Машковым, исполнявших роль Распутина в ещё не забытых фильмах. Но выручил многолетний опыт создания «сценических коллажей», которыми всегда славился старый Театр на Таганке и собственный опыт кинорежиссера.

Мелькание эпизодов, каждый из которых сам по себе законченный драматический сюжет, поначалу раздражает.

Не может не коробить реплика актера, изображающего «автора романа», что после взрыва, разметавшего по мостовой мозги великого князя стали острить, что Его Сиятельство «раскинул мозгами в первый и последний раз». Кем бы ни был великий Князь, смерть человека все же не предмет для ерничанья. Цитировать бульварную прессу никому не запрещено. Но за интонацией, с которой оглашается цитата, следовало бы следить построже.

Уже к середине первого действия понимаешь, что попал вовсе не на лекцию «с элементами театра и кино». Что спектакль вовсе не о сексуальных похождениях дикого мужика – сибиряка, а о несчастной стране, где власть столь дика, что падает в руки кому угодно..

Пойдя вслед за автором, позволяющим себе чередовать чисто-исследовательские главы с анекдотическими историями из дореволюционной прессы и грубоватым юмором, легко было съехать на дорожку проторенную предшественниками, не склонными слишком утруждать себя. Типа пьесы Алексея Толстого «Заговор императрицы», в советские годы обошедшей множество сцен и даже ставшей дивным телеспектаклем с потрясающим Романом Филипповым в роли Распутина.

Сорок лет назад Губенко сам блистательно сыграл бы эту роль.

В роли Керенского ( в спектакле « 10 дней, которые потрясли мир» )он тогда ходил по проволоке над залом и отдавал приказы министрам, стоя на голове.

А сегодня народному артисту семьдесят пять. На дворе очередное Смутное Время. Россия в очередной раз выбирает себе президента. И, выпустив спектакль, задевающий любимый монархический миф России, что царь-Батюшка никогда не бывает неправ, а неправ лукавый царедворец, заморочивший Батюшке голову- Николай Николаевич как бы в очередной раз рискнул пройти по проволоке.

Послушав очередные дебаты кандидатов в президенты России, зрители в театральном зале слушают споры членов царской семьи о готовности или неготовности наследника престола Николая управлять страной, как нечто абсолютно сегодняшнее, суперактуальное.

А Пикуль, хоть и числился всегда сочинителем исторических романов, по сути всегда был прежде всего моралистом-проповедником. Литература его интересовала лишь как форма проповеди.

И большое спасибо Маэстро Губенко, что он сумел

красиво и умно перенести эту проповедь на сцену!

Зал театра неизменно полон, а при входе толпа умоляющих нет ли лишнего билета

1.0x