Авторский блог Василий Шахов 05:14 3 апреля 2018

Школотворчество:сочинения по картине (из опыта педагога)

Изящная словесность и культурология (искусствознание) в школе.

ШКОЛОТВОРЧЕСТВО: СОЧИНЕНИЯ ПО КАРТИНЕ

(из опыта педагога)

С о ч и н е н и я бывают разные: на заданную тему, по картине или иллюстрации-рисунку и др.

Обычно сочинения имеют структуру: введение(вступление), главная (основная) часть, заключение.

Во вступлении говорится об авторе картины, истории ее создания.

Достоинством сочинения является удачно подобранный эпиграф (прозаический

или стихотворный).

Желателен ( но не обязателен) п л а н сочинения.

Некоторые рекомендации по подготовке к сочинению по картине.

Непосредственно написанию сочинения (на уроке или дома) должна предшествовать определенная содержательно-методическая работа.

«Устное словесное рисование»…

Ученик привыкает к некоторым терминам, понятиям. Так, например, он запоминает, что тот человек, который пишет (рисует) картины называется

х у д о ж н и к о м или ж и в о п и с ц е м. Живописец рисует как бы

ж и в ы е, яркие картины. На картине талантливого живописца - все как

в самой ж и з н и.

Не надо бояться поправок, исправлений. Лев Николаевич Толстой советовал: «Нужно навсегда отбросить мысль писать без поправок».

Целесообразно практиковать первоначально у с т н ы е рассказы по

картине. Для этого педагог (воспитатель, родитель) сообщает ученику

краткие сведения об авторе картины, истории ее создания.

Могут быть заданы вопросы:

- Кто написал картину? - Что мы видим на переднем плане картины?

- Почему картина так называется? - Что мы видим у л и н и и г о р и з о н т а, на заднем плане картины? - Какие цвета использует художник? - Какие

любимые строки приходят на память, когда смотришь на эту картину?

………..

Педагогически и психологически разумное «натаскивание» ученика, подготовка его к написанию самостоятельного сочинения проходит во время

весенних, летних, осенних, зимних «хождений», выходов на природу.

«Открытие» мира ц в е т а подкрепляется, углубляется в процессе знакомства с произведениями мастеров слова.

Содержание, с ю ж е т картины часто связан с тем или иным временем года. Поэтому важно ребенку определить, какое именно время года изображено на

картине, по которой пишется сочинение.

Важно, чтобы в памяти ребенка уже были соответствующие «заготовки» как для

эпиграфа, так и для заключения. Можно процитировать две-три строчки и в основном содержании.

Н е с к о л ь к о п р и м е р о в:

Левитан. «Золотая осень». Учитель может предложить ученикам поразмышлять о названии картины… Один из вариантов - «О с и н к а м и б е р е з к а м

х о л о д н о»…

Какие строки-образы вспоминаются, глядя на картину?

Октябрь уж наступил - уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад - дорога промерзает… А.С. Пушкин.

ЗИМНИЕ СЮЖЕТЫ… Вопрос к картинам о зиме:

- Какие строки-образы вспоминаются, когда видишь эту картину?

Примеры:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя… А.С. Пушкин.

Мороз и солнце; день чудесный…

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит… А.С. Пушкин.

Печальная береза

У моего окна,

И прихотью мороза

Разубрана она… Афанасий Фет.

Весенние мотивы…

О первый ландышь! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей… А. Фет.

Весна! выставляется первая рама -

И в комнату шум ворвался,

И благовест ближнго храма,

И говор народа, и стук колеса…

Вон - даль голубая видна…

И хочется в поле, в широкое поле,

Где, шествуя, сыплет цветами весна! А. Майков.

ВЕСЕННИЕ СЮЖЕТЫ… «Весной в лесу». вопросы-задания: «Какое чувство у тебя возникает, когда ты входишь в всенний лес? Опиши небо, деревья, листочки, березы, липы, осины. Какие цветы появились в лесу?»…

1.0x