ШКОЛОТВОРЧЕСТВО: СОЧИНЕНИЯ ПО КАРТИНЕ
(из опыта педагога)
С о ч и н е н и я бывают разные: на заданную тему, по картине или иллюстрации-рисунку и др.
Обычно сочинения имеют структуру: введение(вступление), главная (основная) часть, заключение.
Во вступлении говорится об авторе картины, истории ее создания.
Достоинством сочинения является удачно подобранный эпиграф (прозаический
или стихотворный).
Желателен ( но не обязателен) п л а н сочинения.
Некоторые рекомендации по подготовке к сочинению по картине.
Непосредственно написанию сочинения (на уроке или дома) должна предшествовать определенная содержательно-методическая работа.
«Устное словесное рисование»…
Ученик привыкает к некоторым терминам, понятиям. Так, например, он запоминает, что тот человек, который пишет (рисует) картины называется
х у д о ж н и к о м или ж и в о п и с ц е м. Живописец рисует как бы
ж и в ы е, яркие картины. На картине талантливого живописца - все как
в самой ж и з н и.
Не надо бояться поправок, исправлений. Лев Николаевич Толстой советовал: «Нужно навсегда отбросить мысль писать без поправок».
Целесообразно практиковать первоначально у с т н ы е рассказы по
картине. Для этого педагог (воспитатель, родитель) сообщает ученику
краткие сведения об авторе картины, истории ее создания.
Могут быть заданы вопросы:
- Кто написал картину? - Что мы видим на переднем плане картины?
- Почему картина так называется? - Что мы видим у л и н и и г о р и з о н т а, на заднем плане картины? - Какие цвета использует художник? - Какие
любимые строки приходят на память, когда смотришь на эту картину?
………..
Педагогически и психологически разумное «натаскивание» ученика, подготовка его к написанию самостоятельного сочинения проходит во время
весенних, летних, осенних, зимних «хождений», выходов на природу.
«Открытие» мира ц в е т а подкрепляется, углубляется в процессе знакомства с произведениями мастеров слова.
Содержание, с ю ж е т картины часто связан с тем или иным временем года. Поэтому важно ребенку определить, какое именно время года изображено на
картине, по которой пишется сочинение.
Важно, чтобы в памяти ребенка уже были соответствующие «заготовки» как для
эпиграфа, так и для заключения. Можно процитировать две-три строчки и в основном содержании.
Н е с к о л ь к о п р и м е р о в:
Левитан. «Золотая осень». Учитель может предложить ученикам поразмышлять о названии картины… Один из вариантов - «О с и н к а м и б е р е з к а м
х о л о д н о»…
Какие строки-образы вспоминаются, глядя на картину?
Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает… А.С. Пушкин.
ЗИМНИЕ СЮЖЕТЫ… Вопрос к картинам о зиме:
- Какие строки-образы вспоминаются, когда видишь эту картину?
Примеры:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя… А.С. Пушкин.
Мороз и солнце; день чудесный…
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит… А.С. Пушкин.
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она… Афанасий Фет.
Весенние мотивы…
О первый ландышь! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей… А. Фет.
Весна! выставляется первая рама -
И в комнату шум ворвался,
И благовест ближнго храма,
И говор народа, и стук колеса…
Вон - даль голубая видна…
И хочется в поле, в широкое поле,
Где, шествуя, сыплет цветами весна! А. Майков.
ВЕСЕННИЕ СЮЖЕТЫ… «Весной в лесу». вопросы-задания: «Какое чувство у тебя возникает, когда ты входишь в всенний лес? Опиши небо, деревья, листочки, березы, липы, осины. Какие цветы появились в лесу?»…