Авторский блог Денис Сухоруков 17:06 7 сентября 2015

Школьная реформа

Данная министерская инициатива возникла не для того, чтобы расширить кругозор российских школьников, побудить их читать в оригинале Гюго или Шиллера, подготовить их к обучению в европейских университетах. Цель, на мой взгляд, более приземлённая, и она не выходит за пределы стен министерства. Для введения обязательного изучения второго иностранного языка потребуется очень существенная методическая подготовка учителей, для которой в свою очередь нужны новые учебные центры, новые курсы повышения квалификации, новые методологи, новые методики, новые учебные пособия. Среди педагогов, приближённых к министерству, есть категория, которая живёт исключительно за счёт гонораров, получаемых за написание учебных пособий.

В новом учебном году второй иностранный язык станет обязательным предметом школьного образования, сообщил глава Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов в интервью "Российской газете". "С 1 сентября пятые классы переходят на обучение по новому стандарту, где зафиксировано: второй иностранный язык является обязательным элементом школьной программы", — заявил он. Ливанов добавил, что не все школы пока готовы к новому стандарту обучения, поэтому им дается переходный период для адаптации. Глава Минобрнауки подчеркнул важность изучения иностранных языков в школе. "Это не просто средство общения, но и средство развития памяти, интеллекта ребенка", — отметил он.

Эта новая инициатива министра кажется на первый взгляд безобидной и даже достойной одобрения. Действительно, знание двух языков соответствует европейским стандартам. И то, что изучение языка развивает интеллект и кругозор человека, - факт неоспоримый. Однако в этой инициативе есть нечто, о чём хотелось бы поговорить.

Сразу хочется оговориться, что у нас в стране давно существуют гимназии и школы, где дети добровольно изучают два и даже три иностранных языка, и это нормально. Но сейчас речь идёт именно об обязательном и повсеместном изучении двух языков, а это уже совсем другой оборот.

Во-первых, удивление вызывает несвоевременность самой инициативы. Хороша ложка к обеду, как говорили на Руси. В стране, которая находится под санкциями США и ЕС, и будет находиться под ними ещё неопределённо долго, которая всячески демонизируется в СМИ западных стран, которая не популярна на Западе так, как никогда раньше за всю свою историю, нужно ли срочно вводить второй иностранный язык? Здесь нужно подчеркнуть, что это будет явно не китайский, а один из европейских - скорее всего, французский или немецкий. Нужно реально смотреть на вещи – разговаривать на этих языках в России скоро будет просто не с кем. Западные страны повернулись спиной к нам, их бизнес не приходит в Россию, он выходит из неё. Европейскую литературу на языке оригинала у нас почти никто не читает и читать не собирается, не стоит обольщаться на этот счёт. Туристические потоки постоянно снижаются, наши люди ездят отдыхать в Европу всё реже. Итак, вопрос знатокам: кому из детей нужен второй иностранный язык? Правильный ответ видится таким: он нужен преимущественно детям, которые готовятся поступать в лингвистические вузы, но больше всего - детям тех людей, которые собрались переезжать в Европу. В таком случае, зачем его вводить повсеместно? Пусть его изучают целенаправленно именно те, кто пакует чемоданы.

Второй вопрос - качество обучения. На сегодняшний день качество преподавания языков в школах такое, что пора отменять первый иностранный, а не вводить второй. Вообще, изучать иностранный язык имеет смысл только при условии хорошего владения своим родным. А хорошо ли преподаётся русский язык в наших школах, даже в крупных городах? Как отец двух школьников могу утверждать, что языки – будь то русский, будь то иностранный – в наших столичных школах преподаются формально и поверхностно. Далеко не все ученики имеют способности для изучения языков, и учителю приходится тратить всё время на то, чтобы подтягивать отстающих до средненького уровня, вместо того чтобы развивать талантливых. Из числа закончивших школу выпускников лишь единицы овладевают иностранным языком в достаточной степени для того, чтобы более или менее свободно им пользоваться. Если ввести в обязательном порядке второй иностранный, тогда мучений для ученика будет вдвое больше, чем прежде. И опять-таки часы: введение дополнительных часов для нового предмета неизбежно приводит к сокращению часов для изучения старого. И на чём мы собираемся экономить на этот раз: на истории, на географии или на математике?

А вот ещё вопрос знатокам: кто будет преподавать два иностранных языка, условно говоря, в школах посёлка городского типа Коноша в Архангельской области? Откуда там взять учительские кадры? Министр Ливанов, видимо, упустил из виду, что наша страна состоит не только из Москвы и Санкт-Петербурга. А теперь представьте себе на минуточку аул в Дагестане, где и по-русски говорят с великим трудом. Там тоже нужно всем в обязательном порядке знать и английский, и французский? А для чего они в ауле нужны, позвольте узнать?

На самом деле ответ лежит на поверхности. Данная министерская инициатива возникла не для того, чтобы расширить кругозор российских школьников, побудить их читать в оригинале Гюго или Шиллера, подготовить их к обучению в европейских университетах. Цель, на мой взгляд, более приземлённая, и она не выходит за пределы стен министерства. Для введения обязательного изучения второго иностранного языка потребуется очень существенная методическая подготовка учителей, для которой в свою очередь нужны новые учебные центры, новые курсы повышения квалификации, новые методологи, новые методики, новые учебные пособия. Для всего этого неизбежно будут выделяться немалые бюджетные средства, которые можно традиционно «попилить». Среди педагогов, приближённых к министерству, есть категория, которая живёт исключительно за счёт гонораров, получаемых за написание учебных пособий. Эту группу педагогов-методологов ожидает, по всей видимости, золотой дождь. Учеников ожидает увеличение нагрузки – ничем неоправданное, на мой взгляд. А родителей ждёт очередное разочарование – при увеличении количества обязательных предметов качество так называемой «образовательной услуги» останется таким же низким.

Во время школьного собрания в четвёртом классе наша учительница сообщила родителям буквально следующее: «Весь этот год мы посвятим подготовке к экзамену (аналог ЕГЭ, только для начальной школы –Д.С.). Мы должны избежать позора». Смысл этого высказывания достаточно простой: меня будет проверять моё начальство, от количества полученных на экзамене «двоек» зависит моё будущее в этой школе. Если «двоек» будет много – меня уволят. Остальное не важно. Это означает, что весь учебный год пройдёт в кропотливой подготовке к тестированию, в зубрёжке и тупом повторении одних и тех же примеров на знание таблицы умножения. И это вместо умственного развития и радости постижения тайн науки, ради которых дети ходят в школу.

1.0x