Сообщество «Форум» 09:36 7 мая 2015

СЕКСУАЛЬНОЕ ПОМЕШАТЕЛЬСТВО ПО ЛЕКАЛАМ ГОЛЛИВУДА

Когда я собирался смотреть фильм «Битва за Севастополь», то ожидал увидеть широкую картину боевых действий, работу штабов, масштабные батальные сцены на суше, на море, в воздухе. Однако заставка кинокомпании «20 век Фокс» сразу заставила насторожиться.

Когда я собирался смотреть фильм «Битва за Севастополь», то ожидал увидеть широкую картину боевых действий, работу штабов, масштабные батальные сцены на суше, на море, в воздухе. Однако заставка кинокомпании «20 век Фокс» сразу заставила насторожиться. И не зря. Голливудское влияние чувствовалась очень сильно. Битвы как таковой не было. Была история личной жизни Людмилы Павлюченко, в интерьерах войны. Отдадим должное, героизм снайпера Людмилы Павличенко и её вклад в Победу показаны. Но как-то на втором плане. Куда больше места занимают её отношения с мужчинами. Cогласен, личные переживания людей на войне – тема нужная и важная, но я и за корректность названий[1]. Никто ведь не называет роман «Живые и мертвые» «Битвой за Москву», хотя герои фильма участвуют в боях на подступах к Столице. Желание продюсеров заработать на конъюнктуре, связанной с событиями последнего года понятно, но должна быть и мера.

Биография Людмилы Павличенко была подкорректирована в сторону мелодраматичности[2]. Начнем с того, что её девичья фамилия – Белова. То есть Людмила изначально русская. Следовательно, сурового отца майора НКВД Павличенко – друга генерала Петрова[3] не могло быть по определению. В 1932 году она вышла замуж за Алексея Павличенко, родила сына Ростислава (1932—2007)[4]. Если реальные биографические данные были бы озвучены в фильме, то не было бы пары украинских снайперов Леонид Киценко – Людмила Павличенко. Однако украинская сторона профинансировала 79% процентов проекта и, видимо настояла на том, чтобы умолчать о некоторых деталях. Да и любовная линия была бы куда менее душещипательной. А так по фильму выходит, что Леонид – первая любовь Людмилы.

Другим значимым событием в жизни советского снайпера, оказывается, является визит в США и личное знакомство с Элеонорой Рузвельт. По крайней мере, так можно судить по количеству экранного времени, отведенного Первой Леди. А также потому, что повествования ведется от её имени. В последнем кадре Людмила Павличенко, её сын-пионер и госпожа Рузвельт вместе слушают оперу. Ради этого выхода в театр бывшая Первая Леди отменила встречу с Хрущевым. Согласен, визит в США был важным событием. Фраза Людмилы Павличенко, обращенная к американцам: «Мне двадцать пять лет. На фронте я уже успела уничтожить триста девять фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?!» получила мировую известность. Однако, не слишком ли? Начнем с того, что было бы интересно узнать, откуда авторы узнали о приезде Элеоноры Рузвельт в СССР. Лично мне таких сведений найти не удалось. Ни в 1957-м, ни вообще. Понятно, что «Леди-смерть» в советской военной форме была определенной экзотикой и вызывала интерес, но летом 1942-го американское правительство волновали совсем другие проблемы. Япония находилась на пике могущества. Всерьез рассматривалась возможность оккупации Гавайских островов[5]. Как-то нужно было выстраивать отношения с Гоминьданом. Грохотала война в Европе. Промышленность перестраивалась на военный лад. Давний друг - Британия остро нуждалась в военных и транспортных судах. СССР жестко ставил вопрос открытия Второго фронта, а Рузвельт накануне своего избрания в 1940-м уверял избирателей, что американцы не будут умирать в Европе. Продавать оружие – можно и нужно. Это – реальное золото, пусть по «длинной» Ленд-лизовской схеме[6]. Работа на военном заводе – совсем не то, что очередь на бирже труда. Но зачем фермеру из Алабамы или клерку из Детройта воевать на другой стороне Земного Шара? Япония – понятно, они уже устроили бойню в Пёрл-Харборе. Европа и Россия – не понятно. В общем, вопросов хватало.

Есть еще интересные нюансы. На пресс-конференции Людмиле задали вопросы «А как быть с вашей агрессией против Финляндии? Вы построили сотни тюрем и воюете с собственным народом». Людмила не нашлась, что ответить и её, почти по-матерински выручила госпожа Рузвельт. Однако вопросы остались в фильме без ответа. Это сложные вопросы (не от слова «трудные», а от слова «сложение»). В международных и внутренних процессах 1930-40-х годов было задействовано множество сил и группировок, объективных и субъективных факторов. Это темы серьезных исторических исследований. Заметим только, что во время Блокады Ленинграда южный рубеж держали гитлеровцы, а вот северный – финны[7]. Руководитель НКВД в 1934-36 годах Генрих Ягода не были реабилитирован ни во времена «Хрущевской оттепели», при Горбачеве; не реабилитирован и по сей день. Кроме того, вопросы были заданы неким господином, который, по его словам, «уехал из России в 1928-м». Не составит особого труда понять, что в 1928-м из СССР эмигрировали не дореволюционная интеллигенция, а политически активные граждане из когорты «пламенных революционеров», чей вождь активно разрабатывал теорию и практику «внешней революционной войны». На посту главы РВС планировал польский, венгерский и индийский походы Красной Армии. А также добивался создания «трудовых армий» - читай того же ГУЛага, только более массового.

Не забыли авторы фильма упомянуть, что из окруженного Севастополя военное и партийное руководство было вывезено самолетами и подводными лодками, а почти 80 тысяч советских воинов было оставлено. История не знает сослагательного наклонения. Что было – то было. Но не дай Бог кому-то решать, кого спасти, а кого оставить на верную смерть.[8]

Фильм ориентирован, скорее, на украинскую аудиторию. Внезапное германское нападение. Тяжелейшие первые дни и месяцы Войны. Героизм и мастерство украинских снайперов. Определенные реверансы советским воинам, вроде того же мастерства снайперов или победы И-16 на «мессером»[9]. Это всё близко бывшим советским гражданам. С другой стороны, нежная забота американской Первой леди о простой украинской девушке и дружба, продолжившаяся после Войны. Подруга Людмила Маша спасла раненного немецкого солдата – небольшой, но заметный эпизод. Как говорится, война – войной, а евроинтеграция и «Америка об Украине заботится» - своим чередом. Ряд небольших, но всё-таки запомнившихся уколов в адрес России-СССР прозвучало. И в целом всё замешано на сексе. Впрочем, отдадим должное авторам фильма, сексуальное начало было подано достаточно деликатно.

В целом, фильм сработан качественно. Однако смотреть его желательно вооружившись реальными фактами. Хотелось бы увидеть от Российского Военно-исторического общества не только упоминания в титрах, но и каких-то уточняющих комментариев для российских зрителей, если уж 21% в бюджете картины не позволял активно влиять на сценарий.

[1] Украинская версия «Незламна» — «Несокрушимая»куда больше соответствует содержанию фильма.

[2] https://ru.wikipedia.org/wiki/Павличенко,_Людмила_Михайловна

[3] Петров Иван Ефимович (1986-1958) – советский военачальник. В 1941-м командовал 25-й Чапаевской дивизией, оборонявшей Одессу. Один из руководителей обороны Севастополя.

[4] Понятно, что в 1957-м сыну было 25 и носить пионерский галстук, как показано в последних кадрах он не мог.

[5] На этот случай даже были выпущены особые доллары с надписью «Гавайи».

[6] Например, Россия-СССР и Британия полностью рассчитались по этим поставкам только в 2006-м.

[7] О чем советская и российская историография не распространяется, но и не скрывает.

[8] Известно, что генерал Петров И.Е. тяжело переживал сдачу города и пытался застрелиться, но был удержан соратниками.

[9] И-16 показали себя достойными противниками, но победа над Bf-109 была скорее исключением, чем правилом.

1.0x