Сообщество «На русском направлении» 11:42 29 сентября 2016

С кем и за что конкурируем?

Нашему сельскому хозяйству не хватает образа результата

Вчера была на мероприятии под названием «О повышении конкурентоспособности агропромышленного комплекса». Проводил его Совет Торгово-промышленной Палаты РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России.

Публика была самая пёстрая - и бюрократы, и учёные, и агропромышленные руководители. Только вот Минсельхоз не почтил своим присутствием. Но можно сказать, что в красивом светло-зелёном зале с затейливой лепниной в стиле art nouveau и литыми решётками балкона собрался интеллектуальный цвет агропромышленной отрасли: академики, профессора, большие начальники. Где, как не тут, набраться ума низовому сельхозпроизводителю? На это я и рассчитывала. Развернула тетрадку, приготовилась конспектировать. Но… признаться, разочаровалась.

Нашему сельскому хозяйству не хватает не тракторов, не удобрений, не специалистов даже (хотя всего перечисленного не хватает, порой сильно), но главное ему не хватает вИдения. Образа результата. Понимания, к чему мы идём и как это всё должно выглядеть. Поскольку такое вИдение отсутствует, то никакой селькохозяйственной политики у нас нет. Есть затыкание дыр – более или менее удачное. А такой образ поведения никогда не приводит к прочному успеху – и в маленькой частной жизни, и в жизни большой страны.

Вот взять для начала само слово «конкурентоспособность». Сегодня это один из ключевых и неустанно повторяемых терминов: всё обязано быть конкурентоспособным. А что это значит? По-видимому, то, что данное изделие, отрасль, образ поведения способно победить в рыночном соревновании всех остальных. Это одна из священных догм рыночной экономики. И мы, чтоб не быть совками заскорузлыми, обязаны непрерывно конкурировать. А теперь позвольте полюбопытствовать: с кем мы намереваемся конкурировать? Со всем миром? С европейскими субсидируемыми фермерами? С теми, у кого период сельскохозяйственных работ в полтора раза длиннее? И второй вопрос, ещё и поважнее первого: а зачем? Зачем нам конкурировать? Да, на международных рынках – тут ничего не попишешь, приходится конкурировать. Но у себя-то дома почему мы должны конкурировать с кем-то? У нас 1/3 продуктов – импортные. Вот и надо всего-навсего заполнить собственный рынок. А для этого надо производить больше, лучше, дешевле. Вот на этом надо сосредоточиться. И как только по той или иной позиции рынок заполнится – немедленно закрывать (да-да, брутально закрывать) импорт по этой позиции.

Закрытие внешнего рынка, т.е. пресечение внешней конкуренции ведёт к усилению конкуренции внутренней. Это хорошо знали ещё в XIX веке: Энгельс называл протекционизм «фабрикацией фабрикантов». Что это именно так и есть, мы видим на примере легендарных сыров. На вчерашнем заседании выступал Истринскй фермер Олег Сирота, создавший сыроварню «Русский пармезан». Для того, чтобы наши производители научились варить сыр, нужно дать лет десять спокойной работы, чтобы люди знали, что завтра мы не подружимся опять с Западом и не «наедут» их сыры.

Вообще, не надо стесняться преследовать свои интересы. Наши «партнёры» ведь не стесняются: российское зерно в ЕС не пускают. И никакие рыночные догмы им не указ.

Много было разговоров о ВТО. Зря мы, конечно, в него вступили, но сейчас как выйти: все страны Евразийского Союза, кроме Белоруссии – члены ВТО, так что приходится мириться.

Вообще, нам нужно начать перестройку в мозгах. Пора отбросить ещё одну догму рыночной экономики: наращивание экспорта – высшая цель и универсальный критерий успеха. Да, для страны типа Италии экспорт – жизненно важен, поскольку ёмкость внутреннего рынка не достаточна и нужно закупать отсутствующее сырьё. Оттого в Европе издавна и молятся на экспорт, ставят его во главу всей экономической деятельности. У нас совсем не та ситуация. Нам нужно в первую очередь не завоёвывать чужие рынки, а отвоевать свой, весьма ёмкий. Да и чем мы гордимся? Экспортом зерна – сырья по сути дела. Наше сельхозпроизводство (а также и промышленное производство) должно в первую очередь ориентироваться на внутренний рынок.

К.Бабкин говорил, что Россия может производить к 25-му году не 150 млн. тонн зерна, как обещает Минскльхоз, а целых 300. Для этого надо ввести снова в оборот земли, что были выведены из оборота в годы реформ. Может, и так. Но это должны быть тонны, работающие здесь, в стране – в животноводстве. А животноводство без долговременного государственного плана не поднимешь.

Насущной мерой было бы ограничение экспорта минеральных удобрений. У нас хроническое недовнесение удобрений при том что мы на третьем месте в мире по производству и на первом по экспорту. У нас вносится 24 кг на га, в США – 130, а в Германии 190. Мы заездили нашу землю, словно тощую деревенскую клячу. И это за пару лет не поправишь. И эту выпаханную землю мы передаём нашим детям! «Если б я была царица», я бы вовсе отменила экспорт минеральных удобрений.

Но самая больная проблема – кадры. Найти дельного агронома или зоотехника - редкостная удача, везение. Их выпускают, но к работе они не подготовлены – это общее мнение. Такая вот конкурентоспособность…

Cообщество
«На русском направлении»
15 марта 2024
Cообщество
«На русском направлении»
1.0x