Авторский блог Андрей Ведяев 00:34 17 декабря 2018

Рузский рубец

19 декабря 1941 года под Рузой погиб генерал Доватор, в этом году ушла из жизни его дочь, а над станицей Рузской нависла угроза банкротства...

Как когда-то – уже давно – пел в бессмертной песне Игорь Тальков: «У каждого из нас на свете есть места, куда приходим мы на миг отъединиться». Для меня таким местом в Подмосковье является Старая Руза, где на берегу Москва-реки находился пионерский лагерь ХОЗУ КГБ СССР «Лесная Застава». Особенно мне запомнилось лето 1972 года, когда наши вожатые – все сотрудники КГБ – как никогда делали упор на военно-спортивную подготовку: мы учились рукопашному бою, спортивному ориентированию в лесу, ходили на байдарках по Москва-реке, которая здесь настолько чистая, что дно видно даже на середине. И знакомились с историей края.
… 23 октября 1941 года, во второй половине дня, командир 69-го пехотного полка 10-й танковой дивизии вермахта приказал разведать дорогу и захватить мост через Москва-реку у деревни Старая Руза – немцы готовили танковый удар на Москву. Оборонявшиеся здесь остатки 32-й дивизии получили приказ командующего 5-й армией генерал-майора Л.А. Говорова отступить в район Кубинки. Одновременно на смену им выдвигались бойцы 133-й новосибирской стрелковой дивизии – два стрелковых батальона, 39 орудийных стволов и дивизион «Катюш» 14-го гвардейского минометного полка. Им предстояло удерживать сложный участок фронта вдоль реки от Рузы до Старой Рузы – а это более 10 км.
Берег реки Руза был неплохо укреплен и заминирован – однако немцы ударили не с запада через реку, откуда их собственно и ожидали, а с юга из Дорохова со стороны Можайки вдоль дороги на Старую Рузу. В 10 часов утра 24 октября они подошли к мосту через Москва-реку силами не менее двух батальонов с танками – среди которых были трофейные Т-34. В тот же момент мост взлетел на воздух – поработали наши саперы. Только к полудню немцам под прикрытием трофейных тридцатьчетверок удалось преодолеть брод и захватить плацдарм на левом берегу между Москва-рекой и рекой Руза.

двойной клик - редактировать изображение

Из наградного листа сержанта 35-й отдельной роты противохимической защиты 32-й стрелковой дивизии Толстошеина Ивана Владимировича: «24 октября 1941 года у реки Руза с группой красноармейцев в 13 человек был окружен батальоном вражеской пехоты с танками. Во время боя фашисты предложили прекратить оборону и сдаться в плен, но товарищ Толстошеин подал команду – За Родину! За Сталина! Гранатами огонь! Красноармейцы под командованием Толстошеина противотанковыми гранатами и бутылками с горючей смесью уничтожили три фашистских танка, более взвода пехоты, и прорвав вражеское окружение смогли выйти и вернуться в свою часть. Сам товарищ Толстошеин погиб в том бою смертью храбрых. Достоин правительственной награды – ордена Красная Звезда».
В 17 часов основные силы немецкой 10-й танковой дивизии, взяв на броню пехоту, двинулись от Старой Рузы на север в сторону Рузы, утюжа по дороге отходящие части 32-й дивизии – у деревни Воробьево под их гусеницами погибли бойцы 230-го учебного запасного стрелкового полка. Евгений Шарыкин и Валерий Буланцев из поискового отряда «Надежда» приводят соответствующие отрывки из немецкого журнала боевых действий: «Бойцы 7, 8 и 9-й рот, сидя на корточках за ледяными бронированными башням, едут на грохочущих и лязгающих танках в ясную и холодную ночь. Это не самое приятное путешествие. В этом сказочном, ночном, зимнем ландшафте нужно хорошо держаться и чтобы тебе сопутствовала удача. Время от времени гулко звучат выстрелы. Визгливо тявкают пулемёты в ночи. Там у Рузы сражается второй батальон 7-го танкового полка. Около 22.45 выходим на позицию. До Рузы ещё примерно километр. Ночная атака на город, занятый врагом, – это весьма рискованное предприятие».
К сожалению, в рядах защитников Рузы негусто: один стрелковый батальон (300 штыков), четыре сорокопятки, две гаубицы, несколько зениток – в расчетах есть призывники из Рузского района. В грязи у деревни Старо без горючего застряли две батареи «Катюш» из состава 14-го гвардейского минометного полка. А у немцев подавляющее превосходство – более ста танков, три батальона пехоты, артиллерия…

двойной клик - редактировать изображение

На следующий день, 25 октября, в 6 часов утра немцы при поддержке танков начинают штурм Рузы. Вот как описан этот бой в журнале боевых действий 69-го пехотного полка вермахта: «Руза упорно защищается. Когда в бой вступают танки и утюжат русские пулемётные точки и полевые позиции, противник отвечает артиллерийским, противотанковым и зенитным огнём. … Противотанковые гранаты уже рвутся между домами городской окраины… “Идём дальше! Огонь! В укрытие! На! Огонь! Дальше! Стреляй ещё! Сюда!” – это крики этого утра. Отдельные группы уже достигли первых домов. Рвутся ручные гранаты. Солдаты мелькают между домов. Треск пулемётов. Снова ручные гранаты. Штукатурка отлетает от стены дома … Между двумя домами протискивается танк, его ствол поворачивается и опускается. Трое русских выскакивают из-за куста. Сноп огня из пулемёта! Два часа бушует бой. Руза захвачена, достигнута противоположная окраина. Этот город похож на маленькое гнёздышко. Кто что знает о его великом прошлом? Кто знает, что в сентябре 1812 года принц Евгений с четырьмя пехотными дивизиями и с 12 дивизиями кавалерии вступил в Рузу, а Наполеон здесь 9 сентября того же года заболел гриппом? У кого есть время, чтобы посмотреть на церковь или пройтись вдоль монастырской стены? Занимаемся оборудованием позиций. … Около 10.00, когда остальные части полка, обеспечивающие переправу через Москва-реку, прибывают в Рузу, в городе царит полное боевое спокойствие. О войне напоминают тут и там убитые русские, брошенные транспортные средства, воронки от гранат … Солдаты, которые ищут по домам попрятавшихся русских, несколько удивлены, встретив на улице немецкого генерала небольшого роста – это генерал Штумме, который хочет составить для себя непосредственное впечатление о передовой и проезжает по Рузе. Паршивая погода влияет на настроение. Туманное утро переходит в хмурый и сырой день. Выпавший вчера мягкий снег тает снова. Капает с деревьев и крыш. Короткий снегопад обрушивается на высоты. Мокрый снег быстро тает».
Вот так закончилась в октябре 1941 года битва за Рузу – почти все её защитники погибли, задержав немцев на день и даже не оставив нам своих имен. А когда в декабре началось контрнаступление Красной Армии, из-под Крюково в район Кубинки был переброшен 2-й гвардейский кавалерийский корпус генерал-майора Льва Доватора, который прошел 150 км по немецким тылам, сея среди них панику и преследуя их отступающие части. 19 декабря корпус вышел к реке Руза. Осматривая в этот день позиции немцев на противоположном берегу, генерал-майор Доватор был смертельно ранен пулемётной очередью…

двойной клик - редактировать изображение

Многое из сказанного выше я узнал еще в пионерском лагере – старые траншеи, братские могилы, место гибели Доватора вошли в мою плоть и кровь, как в песне Владимира Высоцкого:

Как разрезы, траншеи легли,
И воронки, как раны, зияют,
Обнаженные нервы Земли
Неземное страдание знают.

Но лишь под влиянием ужасающих событий «перестройки», опустошительных 90-х, когда по родным для меня местам вновь как будто катком прошлись немецкие танки, оставив, как и в 1941-м, вместо цветущих сел и колхозных полей лишь запустение да кружащее над развалинами заводов и дворцов культуры воронье, прошлое тоже стало уходить в небытие под хохот и пьяный разгул новых хозяев жизни.
И вдруг… Совсем недавно – этим летом – судьба вновь свела меня с местами, «где память как строка почтового листа, нам сердце исцелит, когда оно томится»:

И я спешу туда – там льется добрый свет,
И лодки на воде как солнечные пятна,
Отсюда мы с тобой ушли в круженье лет,
И вот я снова здесь, и ты придешь обратно!

Хороший товарищ, ветеран спецподразделений органов госбезопасности, пригласил меня на фестиваль казачьей культуры в город Руза. Оказалось, что еще в 2006 году на территории Рузского района было создано Станичное казачье общество (СКО) имени Героя Советского Союза Л.М. Доватора, причем с разрешения дочери Героя – Риты Львовны Доватор. На Круге атаманом был избран Владимир Валентинович Пинте, которого на благие дела по возрождению края благословила лично Рита Львовна – которая, к величайшему сожалению, этим летом покинула нас. Но о результатах, достигнутых казачьей станицей за прошедшие годы, свидетельствует развернутая на фестивале ярмарка, на которой свою продукцию демонстрировали фермеры, пчеловоды, ремесленники, художники, представители молочного бизнеса, иностранные предприниматели. Проводились разнообразные мастер-классы – по ручному взбиванию масла, по кузнечному, гончарному и ткацкому делу. Здесь же можно было осмотреть сельскохозяйственную технику – комбайны, трактора, навесное оборудование, – и даже поучиться доить. В течение дня и вплоть до самого вечера на территории ярмарки работали палатки по торговле казачьими атрибутами, сувенирами, изделиями народных промыслов и ремесел. В импровизированных куренях казаки готовили на кострах традиционные блюда – наваристый шулюм и ароматный кулеш. Казаки – в том числе и атаман Владимир Пинте – продемонстрировали свое владение шашкой: рубили баклашки с водой, да так, что нижняя часть оставалась на месте, а верхняя слетала с фонтаном воды. Как рассказывал мне сам атаман, родители приучали его к спорту с шести лет. Он прошел различные виды единоборств, игровые виды спорта. Фехтованию, фланкировке шашкой специально его не учили – как и ездить на коне. «Я впервые сел в седло, – рассказывает атаман, – в 33 года. Но моя кровь проснулась и сказала – вот ты, вот конь. Ты казак. Я купил коня, и сам учился седлать его, взнуздать, чистить, выводить и ездить на нем. Владению шашкой, ножами, кинжалами, ногайками я тоже учился сам. Это казачья кровь. Берегите традиции, и тогда ваши дети будут здоровыми, счастливыми, помнящими своих предков, любящими свою Родину, умеющими беречь и защищать её».

двойной клик - редактировать изображение

И это не пустые слова – под руководством атамана Пинте и на средства СКО в Рузском городском округе была создана школа-интернат «Первый Рузский казачий кадетский корпус имени Героя Советского Союза Л.М. Доватора», проводится кадетский слет «Доваторский рубеж». Я уже планировал принять участие в его работе, поделиться с кадетами своими знаниями по истории края, рассказать о славных партизанских традициях и деятельности разведчиков-чекистов в годы войны, как вдруг из разговора со своим товарищем узнаю, что Владимир Пинте… арестован и находится под домашним арестом.
Едем! Вскоре мы уже в станице, на живописнейшем берегу Рузского водохранилища – в нескольких километрах от деревни Палашкино, вблизи которой на реке Руза у плотины погиб генерал Доватор. «Что ж, видно, настал и наш черед, – подумалось мне, – держать оборону, как в 1941-м».
Очень хотелось обнять атамана – но даже этого сейчас нельзя сделать. «Наша станица, – рассказывают казаки, – сплотилась на казачьих принципах. Это братство, товарищество, взаимовыручка. Крепкие семьи, чтобы детей растить. Вот так, всем кругом, и справлялись с первоначальными трудностями. Станица всегда поддерживала самые тесные связи с Ритой Львовной Доватор, поскольку в корпусе её отца, как известно, ядро составляли донские и терские казаки. Поэтому Рита Львовна часто бывала у нас, мы торжественно возлагали цветы к месту гибели её отца».
А в этом году, 1 августа 2018 года, не стало и Риты Львовны. Отпевание и похороны прошли в Свято-Даниловом монастыре 3 августа. У гроба среди немногих близких стояли и рузские казаки во главе с атаманом Владимиром Пинте, которым отныне нести возложенный на себя крест в одиночку.

двойной клик - редактировать изображение

И это нелегкая ноша – первые проблемы возникли уже в сентябре, когда атаману предложили подать документы на выборы главы Рузского района. Сразу же нашлись два отщепенца, которые с подачи недоброжелателей за спиной атамана обвинили его в продаже имущества станицы и повели дело к её банкротству. А поскольку эти двое – главный бухгалтер, имеющий от атамана доверенность на ведение всей хозяйственной деятельности, и начальник кошевой службы – то 19 сентября в дом к атаману уже пришли оперативники в масках. Судебные приставы начинают опись имущества станицы, а на Пинте надевают браслет – несмотря на его безупречную характеристику.
Слушая рассказ об этих событиях, я подумал, насколько беззащитен человек перед лицом буржуазной свободы. Повинуясь исключительно зову золотого тельца, собственники и продажные чиновники рушат всё, что стоит у них на пути – например, Волгоградский тракторный завод и завод «Красный Октябрь», которые являются символами обороны Сталинграда и которые обанкротили и разбомбили, что твои немцы в годы войны. И вот теперь смертельная угроза банкротства и разорения нависла над столь же дорогой моему сердцу станицей, связывающей потомков со священным именем защитника Москвы генерала Доватора – он и погиб здесь. Неужели воздвигнутый ему нерукотворный памятник будет тоже демонтирован? Что сделать, чтобы этого не произошло?
По мнению рузских казаков, необходимо просто соблюсти закон – поскольку дело передано в Следственный комитет России. Мы надеемся, что он объективно рассмотрит доводы всех сторон и вынесет взвешенное решение. И это важно не только для выборов, но и для самой идеи патриотического воспитания тех, кто только вступает в жизнь – например, кадетов Первого Рузского казачьего кадетского корпуса имени Героя Советского Союза Л.М. Доватора.

двойной клик - редактировать изображение

Прощаясь с казаками, я еще раз взглянул на широкую гладь Рузского водохранилища – «мой дальний берег детства, где звучит аккордеон»:

И воды отразят усталое лицо,
И сердце исцелят и успокоят нервы…

Ведь, как в той же песне Игоря Талькова,

У каждого из нас на свете есть места,
Что нам за далью лет всё ближе, всё дороже,
Там дышится легко, там мира чистота,
Нас делает на миг счастливее и моложе.

И очень не хочется, чтобы на пути к возрождению порушенных традиций на сердце остался не Рузский рубеж, а всего лишь новый рубец русской истории…

1.0x