Авторский блог Александр Елисеев 16:51 2 октября 2019

Русский Дух и регион Души

Сама «Русь», изначально, есть духовный, бытийный полюс мира.

В сказках Баба Яга негодует, что в её избушке появился некий «русский дух». В. Я. Пропп в своих знаменитых «Исторических корнях волшебной сказки» утверждает, что речь здесь идёт о запахе живого человека. Яга находится в царстве мёртвых, а мертвым противны живые.

Между тем, понятно, что телесные запахи не могут как-то влиять на обитателей бестелесного мира. А вот бестелесный дух вполне может влиять на бестелесную душу. Мир Яги - это Навь, мир Души, Психеи – некоей витально-хаотической силы. Это регион абсолютного, тотального Движения, где отсутствует Центр, но наличествует сплошная Периферия.

Есть и регион Духа – это ангелический Рай, Ирий, Правь. Здесь, напротив, нет Периферии, всё есть один, единый и неделимый Центр, где Часть адекватна Целому.

В мире людей есть как духовный Центр, так и душевная Периферия (присутствуют они и внутри каждого человека). Первый граничит с Раем, второй - с Навью. Онтологической миссией духовного Центра (бытийного Полюса) является воздействие на хаотически-небытийную Душу. Таким образом, минимизируется её хаотичность, происходит своеобразное очищение Мировой души от ветхости (при этом, сама ветхость не исчезает полностью, но и не составляет единственного содержания Нави). Имеет место именно минимизация ветхости.

Показательно, что в индоарийской традиции регион Души лишен своего собственного Центра-Полюса (точнее сказать, его там и быть не может). Центром душевного региона является духовно-бытийный Центр нашего мира – Агни-Вайшванара («Всечеловек»). Это Царь Мира – «персонификация» посюсторонней бытийности, духовности. Герой – Иван Царевич – является уже образом этого Царя. Он проникает в регион Нави для того, чтобы принести туда энергии духовного очищения. Вот именно на действие этих энергий и негодует Баба-Яга, представляющая собой ветхий аспект Мировой Души. Тем не менее, Ягишна помогает Герою, что является следствием благотворного воздействия Русского Духа на больную Душу. («Баба Яга, Мировая Душа»)

Но почему дух всё-таки русский? Почему бы не сказать просто – человечий дух? Как представляется, сказочная традиция связывает сакральность Духовного центра со словом «русский». Данный этноним произошёл от более раннего – «рус-рос», который восходит к вышеуказанной сакральной реальности. Он связан со цветовым символизмом двух варн («каст») – кшатриев и брахманов.

1. В этимологических словарях слово «русский» тождественно слову «русый», которое, в свою очередь, означает не столько «белый», как думают многие, а «ярко-красный», и даже «рыжий». Так, в словаре А. Г. Преображенского «рус(ъ)», («руса», «русо», «русый») означает «темно-рыжий», «коричневый» (о волосах). Ему соответствуют укр. «русый», словац. «rus», «rosa», «rusa glava», бел. и серб. «рус», чеш. «rusy». (Преображенский А. Г. Этимологический словарь русского языка. М., 1910-1914. Т. 2. С. 225.) М. Фасмер приводит словен. «rus» в значении «красный». (Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М. 1971. С. 521.) О красном «измерении» слова «русъ» писал в своем словаре И. И. Срезневский. (Срезневский И. И. Словарь древнерусского языка. М., 1989. Т.З. Ч.1.С.)

Связь слов «рус» и «красный» прослеживается и вне славянских языков, что позволяет говорить об индоевропейской основе данного феномена. Пример - лат. «russys» («кроваво-красный»), лит. «rusvas» («темно-красный»), латыш, «rusa» («ржавчина»), латин. «russeus», «russys» («красный, рыжий»).

Славяне называли Черное (Русское) море еще и «Чермным» (т. е. красным).

Вообще, красный цвет имел большое распространение в Древней Руси. Красные стяги были стягами киевских князей, они видны на старинных изображениях, о них говорит «Слово о полку Игореве». Согласно былинам, красный цвет широко использовался для раскраски русских боевых кораблей. Русы охотно красили в него лица, используя боевую раскраску. Ибн Фадлан писал о русах, что они «подобны пальмам, белокуры, красны лицом, белы телом...» Низами Гянждеви («Искандернаме») изобразил это в стихах:

«Краснолицые русы сверкали. Они

Так сверкали, как магов сверкают огни».

Красный цвет есть цвет кшатриев, он символизируют кровь, проливаемую в боях. И арабские авторы описывают Остров Русов, чьи обитатели не занимаются никакой хозяйственной деятельностью, но ведут жизнь воинов. Перед нами некое кшатрийское образование и даже воинский, богатырский орден. А любой воинский орден, несомненно, имеет брахманское, священническое измерение.

2. Но этноним рус этимологизируется и как «белый», «светлый». Об этом убедительно писал академик О. Н. Трубачев: «С нашей точки зрения, указанное осмысление местного индоарийского *russa– «светлый», «белый» как греческого Χρυσή представлено еще у греческого писателя Евсевия, умершего в 1-й половине IV века. Область под таким названием упоминается у него в ряду народов и стран Северного Понта и Кавказа: …‘εν πασι τοι̃ς ̉εξ αρτικω̃ μερω̃ν του̃ Πόντου ‘έθνεσι, καί όλη τη̃ ‘Αλανία καί ‘Αλβανία και ‘Ωτηνη̃ και Σαννία και ‘έν Χρυσή…. Интересно, что греки помнили значение нашего туземного северопонтийского названия *ru(s)sa-. То, что дело не ограничивалось его глухим отражением в виде «греческого» Χρυσή, Χρυσòς Λεγομενος, хорошо видно по территориальному совпадению хотя бы Χρυσòς Λεγομενος и чисто греческого обозначения Λευκη ακτη «белый берег». Но помнили о значении туземного названия и люди древней, собственно Киевской Руси, как о том нам ярко свидетельствует древнерусское обозначение устья Днепра – Белобережье. Мотив его называния белым не в том, что «тут на поверхню виходять вапняки…». Я давно уже думаю об отражении здесь, то есть в Белобережье, Χρυσòς Λεγομενος, туземном Rossa Tar (буквально «белый берег»), древней местной традиции называть Северное Причерноморье Белой, Светлой стороной, о чем уже писаля бы выделил в связи с только что сказанным показавшееся мне остроумным наблюдение Б.А. Рыбакова, который увидел разительное сходство между употреблением титула свет-малик «свет-царь» у южных русов Ибн-Русте начала Х века и троекратным упоминанием светлых князей в договоре Руси с греками 911 года, то есть практически того же времени. Оценку важности этого случая можно даже усилить, указав на то, что в третьем примере такого рода в договоре Олега (1. «…иже послани от Олга, великого князя Рускаго, и от всех, иже суть под рукою» его, светлых и великих князь…»; 2. «…от сущих подъ рукою наших князь светлых…»; 3. «…ко княземъ нашим светлым рускым…»), мы видим замечательное соседство светлым рускым, которое еще сохраняет характер глоссового осмысления, перевода: рускыи = светлыи. А то, что традиции понимания значения слова «Русь» как «светлая сторона» сохранялась очень долго, до нашего времени, не только вполне возможно, но и заслуживало бы выявления и специального изучения, как этот далевский народный пример русь «(белый) свет» (Даль IV, 114)»

Обе этимологизации ничуть не противоречат друг другу, но, напротив, друг друга дополняют. Красная этимология выражает кшатрийской аспект «Руси», белая – брахманский. Герой – носитель Русского Духа - проникает в опасный, тревожный и хаотический регион Души. Там он выступает и как Воин, бросающий вызов опасности, и как Священник, врачующий поврежденную Душу. Сама «Русь», изначально, есть духовный, бытийный полюс мира, который не знает метасоциального раскола на брахманское и кшатрийское. Это состояние изначального, гиперборейского единства. И славянские образования взяли имя «рус» в силу того, что являлись прямыми наследниками Гипербореи. («Русская Гиперборея»)

Весьма интересно определение В. И. Далем Руси как «белого света». Обычно этот самый свет трактуется как некое универсальное пространство. Но тут всё гораздо глубже. Белый свет – это, в первую очередь, свет духовного, бытийного Центра (Полюса). Он, собственно, и поддерживает бытие нашего мира, который, в силу данной поддержки, тоже можно назвать белым светом. (Хотя есть у нашего мира и темная сторона, указывающая на состояние поврежденности в результате Грехопадения и выпадения земли из небесного Рая.) Отсюда и образ Белого Царя, который выступает как Царь Мира, «персонифицируя» бытийный Полюс: «У нас белый царь над царями царь… Ему орды все преклонилися Все языцы ему покорилися». («Голубиная книга»).

Бесспорно, состояние единой брахманско-кшатрийской варны – Царское состояние.

«Серый Волк и Навьи путешествия»

«Метафизический треугольник: Иван Царевич, Кощей и Марья Моревна»

«Василиса Премудрая и высшие Воды»

«Кот Баюн, Укрощенное рацио»

1.0x