Авторский блог Василий Шахов 02:20 12 января 2017

Русские святыни:детям о Льве Толстом

Горизонты светской духовности

В А С И Л И Й Ш А Х О В

Астапово: детям - о Л.Н. Толстом

Т о л с т о в с к а я а б е в е г а

Москвы и Подмосковья

Для младшего и среднего

возраста

Художественно-эстетический мир Льва Николаевича Толстого… Нравственно-духовный мир добротолюбия, человечности, сокровенной поэзии земледельческого труда, отзывчивости и любви к ближнему…

Многие поколения россиян воспитывались на его гениальных творениях, на его «Азбуке», «Новой азбуке», на его «Первой русской книге для чтения», «Второй русской книге для чтения», «Третьей русской книге для чтения», «Четвёртой русской книге для чтения».

Крупнейшими событиями в развитии отечественной

(а также европейской и мировой) культуры явилось появление

его «Войны и мира», «Анны Карениной», «Воскресения». Но каждое толстовское сочинение содержало в себе философско-психологическую глубину и высоту гуманистического, эстетического и этического идеала. Те же «Казаки», те же «Власть тьмы» или «Плоды просвещения», та же трилогия «Детство. Отрочество. Юность». Та же «Сказка об Иване-дураке и его двух братьях: Семене-воине и Тарасе-брюхане, и немой сестре Маланье, и о старом дьяволе и трех чертенятах».

Сложнейший, диалектически противоречивый мир исканий, обретений, очарований и разочарований («Где любовь, там и бог», « «Божеское и человеческое», «Благодарная почва», «Вражье лепко, а божье крепко», «Кающийся грешник», «Много ли человеку земли нужно»). Не оставляли равнодушными его порой мучительные искания истины («Нет в мире виноватых», «О жизни», «О голоде», «Пора опомниться», «Разрушение ада и восстановление его», «Упустишь огонь – не потушишь»).

…Нравственно-духовный, художественно-психологический мир провидца, гуманиста, просветителя, мыслителя, культуролога, добротолюбца.

…Николенька Иртеньев в Москве («С приездом в Москву перемена моего взгляда на предметы, лица и свое отношение к ним стала еще ощутимее») («Детство»).

… «Я возвращался домой полями. Была самая середина лета. Луга убрали и только что собирались косить рожь.

Есть прелестный подбор цветов этого времени года: красные, , душистые, пушистые кашки; наглые маргаритки; молочно-белые с ярко-желтой серединой «любишь-не-любишь» с своей прелой пряной вонью; желтая сурепка с своим медовым запахом; высоко стоящие лиловые и белые тюльпановидные колокольчики; ползучие горошки; красные, розовые, лиловые, аккуратные скабиозы; с чуть розовым пухом и чуть слышным приятным запахом подорожник; васильки, ярко-синие на солнце и в молодости и голубые и краснеющие вечером и под старость; и нежные, с миндальным запахом, тотчас же вянущие, цветы павилики». И этот «в канаве чудный малиновый, в полном цвету, репей того сорта, который у нас называется «татарником»…

(«Хаджи-Мурат»).

…«Кавказская повесть 1852 года» - «Казаки». Экспозиция, «московский пейзаж»: «Всё затихло в Москве. Редко, редко где слышится визг колес по зимней улице. В окнах огней уже нет, и фонари потухли. От церквей разносятся звуки колоколов и, колыхаясь над спящим городом, поминают об утре…». Оленин, уезжающий «от центра России» к Тереку, «лесистым горам Большой Чечни». Лукашка, «бабука Улитка», Назарка, «заштатный» казак дядя Ерошка, Устенька и Марьяна…

Художественный мир русского гения-патриота:

«Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года», «Песня про сражение при реке Черной 4 августа 1855 г.», «Как умирают русские солдаты», «Набег», «Рубка леса», «Метель», «Утро помещика».

Удивительно человековедческая, философско-психологичная «История лошади» - «Холстомер»: пейзажи, «портреты» коней – степенной Жулдыбы, беспрестанно гоготавшей вороной Мушки, караковой Ласточки, головастых сосунков; «велёлая девичья гурьба» двухлеток-трёхлеток, топот, взвизгиванье, ржанье, брыканье(«Они сходятся, кладут головы друг другу через плечи, обнюхиваются, прыгают и иногда, всхрапнув и подняв трубой хвост, полурысью, полутропотой гордо и кокетливо пробегают перед товарками. Первой красавицей и затейщицей между всей этой молодёжью была шалунья бурая кобылка…»).

Толстовская Россия… Истоки и горизонты…«Три притчи», «Три сына», «Три смерти», «Три старца», «Три дня в деревне», «Мать», «Кто прав?», «Сон молодого царя», «Хозяин и работник», «Дорого стоит», «Поликушка», «Семейное счастье», «Тихон и Маланья», «Идиллия».

…«…Со времени своего замужества Наташа жила с мужем в Москве, в Петербурге, и в п о д м о с к о в н о й деревне…» («Война и мир»).

…Эпистолярия, дневники, мемуары… «…Азбука моя печатается с одного конца, а с другого всё пишется и прибавляется. Эта азбука одна может дать работы на 100 лет. Для неё нужно знание греческой, индийской, арабской литератур, нужны все естественные науки, астрономия, физика, и работа над языком ужасная – надо, чтоб всё было красиво, коротко, просто и, главное, ясно» (письмо к А. А. Толстой от 6 – 8 апреля 1872 года). «… Самое близкое моему сердцу желание иметь своим читателем большую публику, рабочего, трудящегося человека и подвергнуть свои мысли его решающему суду» (письмо к А. Файфильду; 1900).

* * *

«Это имя было как будто какое-то магическое объединяющее слово, одинаково понятное на всех долготах и широтах земного шара» (Александр Куприн).

«Всё в нашей духовной жизни содержит след его творческого наследия…… В нашей литературе ясно различима черта, до которой нет Толстого и после которой всё в нашей духовной жизни содержит след его творческого наследия…» (Юрий Бондарев).

Сто лет назад (1908; Серебряный Колодезь) Андрей Белый

написал стихотворение «Льву Толстому», одно из лучших в мировой лирике философско-психологических произведений о великом своём современнике:

Ты – великан, годами смятый,

Кого когда-то зрел и я –

Ты вот бредешь от курной хаты,

Клюкою времени грозя.

Тебя стремит на склон горбатый

В поля простёртая стезя.

Падёшь ты, как мороз косматый,

На мыслей наших зеленя.

Да заклеймит простор громовый

Наш легкомысленный позор!

Старик лихой, старик пурговый

Из грозных косм подъемлет взор, -

Нам произносит свой суровый,

Свой неизбежный приговор.

Упорно ком бремен свинцовый

Рукою ветхою простёр.

Ты – молньей лязгнувшее Время –

Как туча градная склонён:

Твоё нам заслоняет темя

Златистый, чистый неба склон, -

Да давит каменное бремя

Наш мимолётный жизни сон…

Обрушь его в иное племя,

Во тьму иных, глухих времён.

«Толстой – это великий урок. Своим творчеством он учит нас, что красота возникает живою и совершенною из правды, подобно Афродите, выходящей из глубин морских. Своей жизнью он провозглашает искренность, прямоту, целеустремленность, твердость, спокойный и постоянный героизм, он учит, что надо быть правдивым и надо быть сильным… Именно потому, что он был полон силы, он был всегда правдив!»- это слова Анатоля Франса, произнесенные в 1911 году («Литературное наследство. Толстой и зарубежный мир». М., 1965).

«Лев Толстой – мировая школа литературного искусства. Это русская литературная школа, вызвавшая небывало широкое течение художественной мысли на земном шаре», - констатация К. Федина ( «Писатель. Искусство. Время», М., 1957).

По словам А.В. Луначарского, Толстой был «невероятно ярко выраженной личностью, поэтому он и мог сделаться великим художником и, как великий художник, был наделен необыкновенной, по сравнению с нормальной человеческой степенью, восприимчивостью ко всем внешним впечатлениям, огромной глубиной эмоциональных переживаний».

* * *

Страницы великой жизни… Село Д о л г о е под

К р а п и в н о й. Сюда в 1854 году свезён и продан яснополянский дом, в котором Лев Николаевич родился. Московская запись в дневнике от 6 декабря 1897 года: «4-го ездил в Долгое. Очень умилительное впечатление от развалившегося дома. Рой воспоминаний…»

Из дневниковой записи января 1902 года: «…Чудные стихи:

Зачал старинушка покряхтывать,

Зачал старинушка покашливать,

Пора старинушке под холстинушку,

Под холстинушку да и в могилушку.

Что за прелесть народная речь. И картинно, и трогательно, и серьезно…»

1909. Толстой готовится к встрече с большой группой учителей из Звенигородского уезда Московской губернии. Записывает мысли об образовании и воспитании.

«В чём главная задача учителя».

18 сентября посетил кинотеатр на Арбате. Короткоментражные ленты.

11 января 1894 года Лев Николаевич принял участие в 1Х Всероссийском съезде естествоиспытателей, где был встречен овацией. Толстой ходил в Хамовнические казармы смотреть на церемонию приведения новобранцев к присяге. Он посетил Петровско-Хамовническое мужское городское училище.

… Любознательный Филиппок, так трогательно мечтающий о школе. Незадачливый Алёша Горшок (мать послала его снести горшок молока дьяконице, а он споткнулся и разбил горшок – отсюда и прозвище)…

М о с к в а - П о д м о с к о в ь е - Я с н а я П о л я н а…

«Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить Россию и моё отношение к ней.Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего отечества, но я не буду до пристрастия любить его…»

Из «Воспоминаний» («Переезд в Москву»): «Это было в 37-м году… …было 7 экипажей и был возок для бабушки с такими широкими отводами, на которых стояли всю дорогу камердинеры, что в С е р п у х о в е возок не вошел в ворота…

…Помню, что мне досталось въезжать в Москву в коляске с отцом. Был хороший день, и я помню свое восхищение при виде московсих церквей и домов, восхищение, вызванное тем тоном гордости, с которым отец показывал мне Москву…»

М о с к в а - П о д м о с к о в ь е - А с т а п о в о…

«Не Петербург, не Москва – Россия; Россия и не Скотопригоньевск, не городок Передонова, Россия – не городок Окуров, не Лихов, Россия это А с т а п о в о, окруженное пространствами: это я с н ы е, как день Божий,

л у ч е з а р н ы е п о л я н ы» - эти пронзительно-впечатляющие (по своей образности и сокровенной философско-психологической глубине) слова Андрея Белого сказаны им в ноябре 1910 года, когда он тяжело переживал уход из Ясной Поляны и кончину на безвестной доселе железнодорожной станции Астапово Льва Николаевича Толстого. «Городок Передонова» - место действия романа Ф. Сологуба «Мелкий бес» (1902); «городок Окуров» - восходит в горьковскому «Городку Окурову» (1909) и «Жизни Матвея Кожемякина» (1910-1911);

«славный город Лихов» - из «Серебряного голубя».

Лев Толстой и Д.В. Григорович

«…Помню умиление и восторг, произведенных на меня тогда 16-тилетнего мальчика, не смевшего верить себе, - «Антоном-Горемыкой», бывшим для меня радостным открытием того, что русского мужика – нашего кормильца и хочется сказать: нашего учителя, - можно и должно описывать во весь рост, не только с любовью, но с уважением и даже трепетом» (письмо Толстого Д.В. Григоровичу: 1893).

Лев Толстой и Яков Полонский… Из письма Якова Петровича Полонского от 16 февраля 1891 года: «…на днях кто-то сказал мне, будто мое стихотворение «На юбилей Фета» обратило на себя ваше внимание и Вам понравилось. Не знаю, справедливо ли это! Но при этом мне невольно вспомнилось,

с каким братским радушием, как дружески Вы обошлись со мною, когда я был в Москве и зашёл вам…» Знакомство с Полонским началось с декабря 1855 года. Нравственно-духовная позиция Полонского была симпатична Толстому («Писатель, если только он - Волна, а океан Россия, Не может быть не возмущен, Когда возмущена стихия. Писатель, если только он Есть нерв великого народа, Не может быть не поражен, Когда поражена свобода»). Творческие контакты двух литераторов были сложными, противоречивыми, но продолжались вплоть до кончины Полонского. «…Я уверен, что если мы проживем Мафусаиловы года, то, встретившись через сотню лет, мы оба просияем от удовольствия и встретимся как близкие люди…» (Толстой - Полонскому, ноябрь 1876 года). «…Я всегда, как полюбил Вас, когда узнал, так и продолжал любить…» ( из письма Толстого - Полонскому; Москва 7 апреля 1898 года).

* * *

«Назначение искусства в наше время – в том, чтобы перевести из области рассудка в область чувства истину о том, что благо людей в их единении между собою, и установить на место царствующего теперь насилия то царство божие, то есть любви, которое представляется всем нам высшею целью жизни человечества… Может быть, в будущем наука откроет искусству еще новые, высшие идеалы, и искусство будет осуществлять их; но в наше время назначение искусства ясно и определенно. Задача христианского искусства – осуществление братского единения людей» ( «Что такое искусство»; 1898).

А а

«А з б у к а», «Н о в а я а з б у к а»

«Пора понять, что если хочешь служить людям, то работай для grand mond – рабочего народа – и его имей перед собой, когда пишешь…» (Дневник, 1909).

«Анна Каренина» - роман Л.Н. Толстого. Томас Манн в предисловии к американскому изданию говорил: «Я без колебания назвал «Анну Каренину» величайшим социальным романом во всей мировой литературе».

Арсеньевы, Лермонтовы, Толстые…

Краеведы и регионоведы установили родство Толстых и Арсеньевых, русских дворянских семей, проживавших в Подмосковье, Русском Подстепье. Уроженец Москвы Михаил Юрьевич Лермонтов по материнской линии - из дворян

Арсеньевых. Несомненен живейший интерес Льва Николаевича к личности и биографии М.Ю. Лермонтова.

А с т а п о в о

Станция Рязано-Уральской железной дороги.

28 октября (10 ноября) 1910 года Лев Николаевич тайно покинул Ясную Поляну. В пути он заболел воспалением лёгких и вынужден был сделать остановку.

10(23) ноября он был похоронен в Ясной Поляне. Могила его – в лесу, на краю оврага; здесь вместе с братом искал «зелёную палочку», по преданию хранившему тайну, как сделать всх людей счастливыми.

Станция Астапово теперь называется - Л е в

Т о л с т о й и является центром Лев-Толстовского района

Липецкой области.

Б б

Бартенев Пётр Иванович (1829-1912)

«За берёзовую рощу очень благодарен…» - писал Бартеневу Лев Николаевич (15-18 августа 1867). О чём идёт речь? Читая рукопись Толстого, готовя её к опубликованию, Бартенев обратил внимание на одну неточность: дуэль изображалась-происходила в берёзовой роще в Сокольниках. На самом же деле в Сокольниках была сосновая роща. Лев Николаевич в окончательном варианте «переносит» поединок в сосновую рощу.

Необычайно плодотворно для краеведов-москвичей изучение житейских и творческих контактов, эпистолярии Л.Н. Толстого и Бартенева, библиографа, издателя-редактора знаменитого «Русского архива».

Б о р о д и н о

«…Ближе блестели золотые поля и перелески. Везде – спереди, справа и слева – виднелись войска. Все это было оживленно, величественно и неожиданно; но то, что более всего поразило Пьера, - это был вид самого поля сражения, Бородина и лощины над Колочею по обеим сторонам ее.

Над Колочею, в Бородине и по обеим сторонам его, особенно влево, там, где в болотистых берегах Война впадает в Колочу, стоял тот туман, который тает, расплывается и просвечивает при выходе яркого солнца и волшебно окрашивает и очерчивает все виднеющееся сквозь него. К этому туману присоединялся дым выстрелов, и по этому туману и дыму везде блестели молнии утреннего света – то по воде, то по росе, то по штыкам войск, толпившихся по берегам и в Бородине. Сквозь туман этот виднелась белая церковь, кое-где крыши изб Бородина, кое-где сплошные массы солдат, кое-где зеленые ящики, пушки. И все это двигалось или казалось движущимся, потому что туман и дым тянулись по всему этому пространству…»

Бунин Иван Алексеевич (1870 – 1953)

«Освобождение Толстого» Бунина – одно из лучших произведений об «уходе» русского гения. Иван Алексеевич

встречался, переписывался с хозяином яснополянской усадьбы и дома в Хамовниках.

В в

Великая Отечественная война

1941 – 1945 годов.

Известный поэт Яков Хелемский написал

в Ясной Поляне стихотворение, датированное

маем 1943 года:

Калинов луг, Козлова просека,

Яснополянские угодья,

Вы больше, чем обитель классика,

Вы обитаете в народе.

Дубняк, природою изваянный,

Мерцание реки Воронки,

А рядом – черные развалины

И в серых избах – похоронки.

Скорбят над новыми утратами

Деревья Старого заказа.

Проснулся колокол, упрятанный

В дупле раскидистого вяза.

И чудится, что вышел из дому,

В рубахе длинной с подпояской,

На зорьке, как привык он издавна,

Сам старожил яснополянский.

Среди рассветного безлюдия

Идёт он трактом деревенским.

Так тихо, что слышны орудия,

Орудующие под Мценском.

По вырубкам и гарям топая,

Внимает горю он и грому.

А ветерану Севастополя

Знакомо это всё, знакомо.

И дом его, огню не отданный,

Ещё пожаром смутно пахнет.

Но в тесной комнате, под сводами,

Простор Истории распахнут.

Объемлет горизонты бедствия

Взор мудреца и канонира.

Печаль с надеждою соседствует

На рубеже войны и мира.

«Война и мир»

Пьер Безухов «действительно был выслан в Москву за буйство» («участвовал в связывании квартального с медведем… …история его уже известна в Москве»)

«В Петербурге, также как и в Москве, атмосфера нежных, любящих людей окружала Пьера…»

Служба, вместе с государем, в Успенском соборе Кремля

Слободской дворец, Дворянское собрание

«Ростопчинские афишки» «обсуждались наравне с последним буриме Василия Львовича Пушкина»

«В Можайске и за Можайском везде стояли и шли войска. Казаки, пешие, конные солдаты, фуры, ящики, пушки виднелись со всех сторон»

Шевардинский курган, Петрушково, спуск с Можайской горы, Татариново, Горки

«…позиция была выбрана по реке Колоче, пересекающей большую дорогу не под прямым, а под острым углом, так что левый фланг был в Шевардине, правый около селения Нового и центр в Бородине, при слиянии рек Колочи и Войны…»

«В начале июля в Москве распространялись все более и более тревожные слухи о ходе войны: говорили о воззвании государя к народу, о презде самого государя в Москву»

«Вся Москва только и говорила о войне…»

«Воскресение» - роман Л.Н. Толстого. Александр Блок полагал, что это произведение есть «завещание уходящего столетия новому». Ромэн Роллан назвал «Воскресение» «одной из прекраснейших поэм о человеческом сострадании».

Г г

«Где любовь, там и бог», «Голод или не голод?»-

произведения Л.Н. Толстого.

География толстовских поездок, «хождений», посещений. Из Ясной Поляны и Хамовников (часто через Подмосковье) Лев Николаевич следовал в разные места и местности: здесь и Владимир, и Орёл, и Курск, и Пенза, и Воронеж, и Нижний Новгород, и Калуга, и Самара.

Д д

«Декабристы»

Незавершенное произведение великого писателя.

Л.Н. Толстой ссылался на слова А.И. Герцена из письма к императору Александру 11: «После ссылки этих людей (то есть декабристов – В. Ш.) температура образования видимо у нас понизилась, меньше ума сделалось в обороте, общество стало пошлее, потеряло возникающее чувство достоинства».

В Подмосковье немало мест, связанных с биографиями декабристов: Дубровицы, Осташево, Остафьево, Покровское, Одинцово, Пущино, Лопасня, Верзилов. Краеведы открывают всё новые и новые «тропы», проливающие свет на судьбы людей, так интересовавших великого русского писателя (Лопасня, Мелихово, Васькино, Марьино, Крюково, Храброво, Шуколово, Алексеевское, Надеждино). «Декабристы больше, чем когда-нибудь занимают меня и возбуждают моё удивление и умиление», - писал Толстой.

«Детство» - повесть Л.Н. Толстого (первая часть трилогии, включающей также «Отрочество» и «Юность». В произведении отражены реалии и коллизии, связанные с Подмосковьем.

Д н е в н и к и Льва Николаевича Толстого

В дневниках Толстого наиболее ярко проявилась внутренняя сущность личности Толстого, его «светлый гений» (выражение А.А. Блока). Запись от 15 сентября 1889 года: «Думал: Радоваться! Радоваться! Дело жизни, назначение ее – радость. Радуйся на небо, на солнце, на звезды, на траву, на деревья, на животных, на людей. И блюди за тем, чтобы радость эта ничем не нарушалась. Нарушается эта радость, значит, ты ошибся где-нибудь – ищи эту ошибку и исправляй».

«Дом Ростовых» на Пречистенке. Здесь расположен Государственный музей Л.Н. Толстого, сосредоточивший

крупнейшее собрание экспонатов, связанных с жизнью

и творческой биографией гения земли Русской.

И и

«И свет во тьме светит», «Исповедь» - произведения

Л.Н. Толстого.

К к

«Казаки», «Как умирают русские солдаты»,

«Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят», «Крейцерова соната», «Кто прав?» - толстовские сочинения.

Калужско-московские «тропы»

к Л.Н. Толстому

Старый Калужский тракт помнит графа Толстого и его спутников. По этому тракту Лев Николаевич направлялся

в Оптину Пустынь, Шамордино, Людиново.

К р е к ш и н о

Из дневника Л.Н. Толстого 1909 года: «…5 сентября.

…Приехали в Крекшино. Очень радостно всех увидеть. Все веселые, добрые, не говорю уже ппро отношения ко мне… …Приходили крестьяне Крекшина…»

М м

«Молитва для внучки Сони». – «Богом велено всем людям одно дело: то, чтобы они любили друг друга. Делу этому надо учиться. А чтобы учиться этому делу, надо первое: не позволять себе думать дурное о ком бы то ни было; вторе: не говорить ни о ком дурного; и третье: не делать другому того, чего себе не хочешь. Кто научится этому… узнает самую большую радость на свете – радость любви».

М о с к в а

В начале 1880-х годов писатель переехал с семьей из Ясной Поляны в Москвы. Прежде всего это объяснялось желанием

Дать образование подрастающим детям.

В середине 1880-х годов Лев Николаевич и его соратники

создали в Москве издательство «Посредник» для выпуска доступных книг для простонародья.

М о с к в а - р е к а

«…Правый фланг наш вот где (он указал круто направо, далеко в ущелье), там М о с к в а – р е к а, и там мы три редута построили очень сильные…» - в «Войне и мире» офицер объясняет Пьеру Безухову позиции перед Бородинским сражением.

Московский Малый Театр

29 ноября 1895 года на его сцене поставлена «Власть тьмы». 23 ноября Толстой читал пьесу артистам, 28-го же ноября присутствовал на её генеральной репетиции. К Толстому приезжали режиссёр Малого театра С.А. Черневский и её декоратор (он же главный машинист сцены) К.Ф. Вальц

советоваться о постановке пьесы.

Московский Художественный Театр

(МХАТ)

На сцене Московского художественного театра осуществлены постановки драматических произведений

русского гения («Власть тьмы», «Плоды просвещения»,
«Живой труп», «И свет во тьме светит»).

Никольское-Горушки

Имение А. В. и А. М. Олсуфьевых в Московской губернии. Запись в дневнике от 3 января 1895 года: «Никольское. Олсуфьевы. Поехали, как предполагалось… Приехали прекрасно… Вчера был оживленный спор о православии. Вся неясность понимания происходит оттого, что люди не признают того, что жизнь есть участие в совершенствовании себя в жизни. Быть лучше и улучшить жизнь…»

Никольское, 6 января 1895 года: «…Жизнь истинная – в движении вперед, в улучшении себя и улучшении жизни мира через улучшение других людей. Все, что не ведет к этому, не жизнь, тем более то, что препятствует этому…»

О о

Общество любителей российской словесности при Московском университете

В начале 1859 года молодой Толстой вместе с И.С. Тургеневым был избран в члены этого Общества.

4 февраля 1859 года он произнёс здесь речь. Это было первое публичное выступление Льва Николаевича. «В наше время возмужалости нашей литературы больше чем когда-нибудь можно гордиться званием Русского писателя, радоваться возобновлению Общества любителей Русской словесности и искренне благодарить за честь избрания в члены этого почтенного общества», - говорил он.

Орлов Николай Васильевич (1863-1924)

В Третьяковской галерее Лев Николаевич обратил внимание на картину из народной жизни. Автором произведшей сильное впечатление картины был Н.В. Орлов. Между ним и Орловым завязалась переписка. Льву Николаевичу нравились его «Недоимка», «Освящение монополии», «Переселенцы», «Порка».

В декабре 1909 года вышел альбом «Русские мужики» с толстовским предисловием . Льву Николаевичу особенно пришлись по душе картины: «С работы», «Со службы», «Умирающая», «Христа ради»,

«Шинкарка». «Даровитый, даровитый человек. И человек, который думает сердцем. Он знает народ и любит его…» - говорил об Орлове классик отечественной культуры.

П п

П а х р а. К р а с н а я П а х р а

«Перейдя отчаянным движением за П а х р о й на Тульскую дорогу, военачальники русской армии думали остаться у Подольска…» («Война и мир»).

П у ш к и н ы

Толстовские «тропы» в ближнем и дальнем Подмосковье нередко пересекались с «тропами» пушкинскими.

В «Войне и мире» Толстой, характеризуя умонастроения москвичей в Отечественной войне 1812 года, упоминает о стихотворных импровизациях, «буриме Василия Львовича Пушкина».

В начале 1868 года Мария Александровна Гартунг (Пушкина) познакомилась с Л.Н. Толстым. Она стала одним из прототипов главной героини толстовского романа. В черновом варианте романа «Анна Каренина» героиня носит фамилию… Пушкина.

«…произведения Толстого… как и Пушкина… повсеместно народ наш как бы усыновил навечно…»

Т т

Тула. Тульская земля. «Малая родина» русского гения. Кроме самой Ясной Поляны и Тулы, светлую память о нём, о его жизни, пребывании хранят Телятники, Никольское-Вяземское, Пирогово, Овсянниково, Судаково, Щекино, Епифань, Одоев, Крапивна, Ефремов, Чернь, Богородицк, Белёв.

Тютчев Фёдор Иванович (1803 – 1873)

Тютчевские «тропы» Москвы и Подмосковья пересекались

с толстовскими. Л.Н. Толстой отмечал у Тютчева удивительную «чуткость к русскому языку». Тютчев и Толстой были членами Общества любителей российской словесности при Московском университете. Лев Николаевич переписывался, встречался с дочерьми Тютчева – Анной Фёдоровной ( в замужестве Аксаковой; 1829-1889), Екатериной Фёдоровной (1829-1889). Младшая дочь поэта от первого брака Екатерина Фёдоровна жила у своей тётки Дарьи Ивановны Сушковой. Здесь, в доме Сушковых, бывал Лев Толстой.

Ф ф

Фет (Шеншин) Афанасий

Афанасьевич (1820-1892)

Сохранилось 171 письмо Толстого к Фету, 3 его письма к Фету и И.П. Борисову и 139 писем Фета. Омонимы, топонимы, гидронимы Москвы, ближнего и дальнего Подмосковья… Москва, Тверская, Брюсов переулок, у Руднева № 7… Московско-Курской железной дороги полустанция Еропкино… «…Приезжайте, когда поедете в Серпухов...»

( Толстой – Фету 27 марта 1860 года). Встречи, прощания, беседы, полемика, размолвки. Фет в письме И.С. Тургеневу от 12 января 1875 года вспоминал: «Однажды, делая сначала вид, что не замечает меня, в театральном маскараде Толстой вдруг подошёл ко мне и сказал: «Нет, на вас сердится нельзя», - и протянул мне руку».

… «Мыши пили воду. Баба мыла руки. Маша била Васю», раздается из коридора, где девочка, благодаря Вашей превосходой «Новой азбуке», читает эти истины, 10 дней тому назад увидавшая впервые буквы. Пора окончательно убедиться людям, что книжки для детей не составляют исключительной области людей, не способных ничего писать для взрослых» (Фет – Толстому; 23 апреля 1877 года).

Фёдоров Николай Фёдорович (1828 – 1903) библиотекарь Румянцевского музея

Переписка, личные контакты раскрывают нравственно-духовные и философские искания двух корифеев отечественной культуры (осмысление «космической» природы

человека, добра и зла, смерти и бессмертия, смысла человеческого бытия).

Х х

Х а м о в н и к и

В июле 1882 года Толстые купили в Москве в Долго-Хамовническом переулке (ныне ул. Льва Толстого, 21) дом и

8 октября переехали туда на постоянное жительство.

В доме Толстого в Хамовниках бывали издатели, писатели,

художники, музыканты, профессора Московского университета.

Х о д ы н к а

Запись в дневнике от 28 мая 1896 года: «…Страшное событие в Москве, погибель 3000…». В Москве на Ходынском поле, во время празднеств в ознаменование коронации, случилось

катастрофическое: задавлены тысячи людей. Лев Николаевич напишет в 1910 году рассказ «Ходынка».

«Х о л с т о м е р»

«Хочется писать историю лошади» - запись в дневнике от 31 мая

1856 года. Первоначально повесть имела название «Х л ы с т о м е р». Позднее (а именно в 1885 году) Лев Николаевич назвал эту повесть

«Х о л с т о м е р». Прозвание Холстомер восходит к выражению «холсты мерить», что характеризует такие качества лошади, как быстроходность, редкий и длинный мах при беге.

В 1887 году известный художник Н.Е. Сверчков подарил Льву Николаевичу две акварели: «Холстомер в молодости» и «Холстомер в

старости».

Э э

Эртель Александр Иванович (1855-1908)

Толстовский дом в Хамовниках помнит неоднократные встречи с А.И. Эртелем. В начале 1908 года Лев Николаевич

написал предисловие к эртелевскому роману «Гарденины, их дворня, приверженцы и враги».

Я я

Я с н а я П о л я н а

«Без Ясной Поляны я трудно могу представить Россию и моё отношение к ней. Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего отечества, но я не буду до пристрастия любить его».

Л. Н. Т о л с т о й.

1.0x