Авторский блог Роман Илющенко 14:22 3 марта 2020

Русская жертва в голубых беретах

фильм о подвиге псковских десантников

В канун 20-й годовщины подвига псковских десантников, в Синодальном отделе МП по взаимодействию с ВС и правоохранительными органами состоялась творческая встреча со съёмочной группой кинофильма «Русская жертва». Организатором выступила РОО «Омофор: Суворовский призыв».

К бою!

Началась она с того, что председатель Попечительского Совета РОО, генерал - майор запаса Александр Владимирович Черкасов вдруг объявил всем собравшимся, что до начала первого боестолкновения разведчиков под командованием гвардии старшего лейтенанта Алексея Воробьёва с бандитской засадой осталось… 15 минут.

Признаюсь, это как нельзя лучше помогло, даже сидя в удобных креслах, прочувствовать трагизм и динамику того боя, длившегося почти без перерыва сутки и навеки вписавшего имена его участников не только в Герои России, но что не мене важно в Небесную Книгу Жизни. На этом, мобилизующем всех настрое, и прошла вся встреча.

Сам фильм режиссёров Елены Ляпичевой, Ирины Мелетиной и Михаила Добрынина, как оказалось, увидел свет ещё в 2008 году, но, тогда узнали об этом немногие. По признанию Елены Викторовны, представлявшей всех коллег, они не раз предлагали своё детище и на первые каналы телевидения, и кинопрокатчикам, и чиновникам Минкульта, но везде получали отказ.

Повезло лишь зрителям православного телеканала «Спас», где «Русская жертва» прошла с успехом. Удивительного в этом ничего нет, ведь наше ТВ (вопреки высокой оценки данной ему нашим бывшим печально известным премьер-министром Медведевым), у думающих людей давно снискало славу чего-то непотребного и низкосортного.

По той же причине и деньги на фильм собирали по принципу «с миру по нитке», поскольку государство не дало на съёмки ни рубля. Но это не в коей мере не отразилось на качестве картины и не умоляет её достоинство и ценность. Она стала шедевром настоящего военно-патриотического кино – жанра много лет находящегося в загоне.

Правдивая игра

Идея фильма родилась на встрече творческой группы с родными десантников в Пскове, в ходе которой у Елены Ляпичевой и коллег было непосредственное, и самое что ни на есть тесное, душевное общение.

Отцы, мамы, жены, братья, дети, друзья делились с режиссёрами самым дорогим - памятью о своих любимых. Они рассказывали об их планах, милых, домашних привычках и особенностях родных; раскрывали мелкие детали и черточки характера; давали почитать их письма, дневники.

Согласитесь, когда такие документы ложатся в основу сценария, а детали учитываются режиссёрами и актерами, то и воспринимается фильм, как продолжение реальной жизни, а не как очередной псевдоисторический опус «про войну» с примелькавшимися актёрами, который можно смотреть под поп-корн, удобно развалившись в кресле.

Кстати, актёры, сыгравшие десантников, проходили особый отбор перед родственниками. И далеко не все были утверждены на роли, если кто-то из них не «ложился на сердце» маме, жене или подросшим детям. И это не каприз, а следование составленному общественному договору, согласно которого, всё должно быть правдиво. Даже игра. И дело вовсе не в схожести лиц или манер, но в похожести душевного склада героя, возможности верно предать его душевный настрой и характер. В особых случаях брат заменил родного брата, как это произошло с гвардии лейтенантом Олегом Ермаковым, которого великолепно сыграл Александр Ермаков.

Искупление измены

Через весь фильм проходит судьба одного из самых интересных героев – гвардии старшего лейтенанта Алексея Воробьева, заместителя командира разведроты полка, который с детских лет вёл дневник. С цитат из этого дневника и начинается сам фильм. Родившийся в семье офицера-десантника, повторивший путь отца, привычный с детства к трудностям и переменам, Алёша вместе с тем обладал глубокой и впечатлительной натурой. Очень увлекался историей и не удовлетворяясь узкой для него школьной и училищной программой, самостоятельно искал ответы на возникшие после усвоения материала вопросы.

Одним из его любимых, стала тема предательства в Русской армии, которая в феврале-марте 1917 года погубила не только саму себя, лишившись заслуженной и близкой победы, но и всю Россию, ввергнутую большевиками в кровопролитную и братоубийственную войну. Поразительно, что тот славный бой на высоте 776 под Улус-Кертом, произошел ровно 83 года спустя после измены генералов-заговорщиков своего главнокомандующему.

Однако, этот генеральский позор клятвопреступления, мало кому известный в силу разных причин, требовал искупления, ибо иначе не бывает в истории, творцом которой является Сам Творец. Кто-то, как командующий Северным фронтом, арестовавший Верховного главнокомандующего, генерал Николай Рузский скоро заплатил за это своей жизнью, убитый кинжалом чекиста. А кто-то, как его начштаба генерал Юрий Данилов, успев послужить прежде красным и белым, оказался в итоге в Париже, где пописывал свои мемуары, обеляя себя и понося Государя.

И вовсе не случайно, что тот бой, на высоте 776 выпала честь вести именно псковским десантникам, ведь как раз на Псковской земле и совершилась злодейская измена. Материалы расследования по тому бою до сих пор полностью не опубликованы, оставив много рукотворных «белых пятен», обильно политых кровью героев-десантников. Потому что здесь, увы, как и 83 года назад, личная корысть переплелась с банальной трусостью, а посредственная нерешительность с хищной алчностью и продажностью.

В фильме смело показаны легко узнаваемые персонажи, торгующие Россией и потому легко продавшие за полмиллиона презренных долларов коридор - свободный проход двухтысячному отряду головорезов под командованием Хаттаба и Басаева. Но десантники об этом не знали, выполняя приказ и соблюдая присягу, что не подразумевало двойной бухгалтерии или «подработок», которые увы тогда прочно вошли в моду у офицеров и прапорщиков в обескровленной хроническим безденежьем 90-х российской армии.

Приказ: шагнуть в бессмертие

Как стало известно позже, на одного из 84-х десантников (трети из которых едва исполнилось 20 лет) в том легендарном бою пришлось 23 отлично вооруженных матёрых профессионала-наёмника, за плечами которых не только учебные лагеря, но и боевой опыт. Не является ли этот показатель лучшим ответом гробокопателям от истории, пытающимся исказить, приуменьшить или очернить непонятный их мелким, как писал Н.В. Гоголь, «мышиным натурам» страшный для них Подвиг русских солдат и офицеров - представителей 23 регионов исторической России. Сам Хаттаб, между прочим, заявил, что одолеть десантников им помогали… «ангелы».

Но героев надо ни оплакивать, ни жалеть, но радоваться за них, ибо они без всякого сомнения, положив «жизни за други своя», достигли Царствия Небесного – чаемого удела настоящих русских воинов. Нам надо помнить, что они тогда спасли честь всей Русской армии. И надо благодарить их за наше длящееся уже 20 лет благополучие, за которое ими заплачена высокая цена! И гордиться за Россию, за семьи, за отцов и матерей, воспитавших таких сыновей.

Но чувства эти не должны переходить в эйфорию. Увы, мы сегодня всё острее испытываем дефицит героизма – наш главный стратегический, но вполне ограниченный, исчерпаемый ресурс. Сейчас, когда даже из рядов защитников Отечества порой раздаются голоса, мол «за кого им, если что, воевать: за яхты Абрамовича и дворцы нынешней элиты?», кажется, трудно ожидать подобных подвигов.

Но всем полезно вспомнить и знать, что в том 2000 году воевать за кого-то персонально вообще не было смысла, т.к. Борис Ельцин ушел в отставку, сдав страну практически никому не известному и.о. Владимиру Путину. И это был наиболее удачный момент для нанесения решающего удара по, казалось бы, растерявшейся, покачнувшейся России! И кто знает, что стало бы со страной, если бы не 6-я рота, выполнившая «бесперспективный» приказ?

Поэтому и нужна была Русская жертва.

1.0x