Авторский блог Фрол Владимиров 20:04 17 марта 2018

РУССКАЯ ПРЕДКУЛЬТУРА И ЗАПАДНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ (7 из 27)

О возможности прогностического исследования

Мифофизическая циклология

Периодизацию миф-системы уместно строить, взяв за отправную точку характер связи между элементами, доминирующей в определенный период. В начальный период существования миф-системы отношения между мифограммами определяет породившая их вера. В последующий период вера покидает миф-систему, в результате чего между мифограммами устанавливается отношение знания. Эрозия знания и постепенная подмена этого типа связи симуляцией знания сопровождает переход миф-системы к состоянию, при котором господствующим отношением между мифограммами становится воспоминание. Период веры мы будем именовать фидеистическим, период знания — когнитивным, а период воспоминмния — мемориальным. Следуя традиции Шпенглера, любившего превращать метафоры, цитаты и художественные образы в философские понятия, для описания отдельных фаз каждого периода мы будем пользоваться известными фразами и понятиями, переосмысленными в нужном ключе. Например, две фазы фидеистического периода обозначаются расхожими высказываниями Тертуллиана и Ансельма Кентерберийского — Credo, quia absurdum (Верую, ибо абсурдно) и Credo ut intelligam (Верую, чтобы познать) — а одна фаза когнитивного периода характеризуется знаменитым постулатом Декарта — Cogito, ergo sum (Мыслю, следовательно существую).

Итак, фидеистический период миф-системы охватывает три фазы: 1) Credo, 2) Credo quia absurdum и 3) Credo ut intelligam. Когнитивный период включает в себя две фазы: 1) Cogito ergo sum и 2) Cogito. Мемориальный период может существовать в двух вариантах или фазах: 1) мифотворчество и 2) адаптация.

I.Фидеистический период

Credo — время чистой веры как абсолютной реальности, не имеющей, однако, собственных веруемого и верующего. Автономной миф-системы еще не существует. Вера воспринимает элементы чужих миф-систем, «притягивает» их, продуцируя эклектические миры, создавая суррогатные ткани веруемого и верующего, которые столь же быстро распадаются, как и возникают, практически вне всякой необходимой преемственности с предыдущими и последующими реальностями.

Credo quia absurdum характеризуется ростом аутентичных тканей веруемого и верующего, в результате чего зарождается новый порядок реальности. Вера выпрастывает из себя веруемое и верующее, которые становятся двумя полюсами бытия. На этом этапе аутентичность превосходит наличные ткани реальности, поэтому порядок не вполне преодолевает хаос, хотя от предыдущей фазы эта эпоха отличается органической связанностью возникающих форм.

Credo ut intelligam представляет собой законченную иерархическую структуру миф-системы. Вера полностью реализована в тканях веруемого и верующего, реальность максимально упорядочена и аутентична.

II. Когнитивный период.

Cogito ergo sum — это первая фаза когнитивного периода миф-системы, наступающая по мере того, как вера покидает ткани веруемого и верующего. Миф-система «остывает», ее творческий потенциал слабеет, высшие уровни реальности лишаются аутентичности. Функцию веры заменяет знание, которое мифофизически определяется как аутопоэзисная интенциональность низших подсистем. Не будучи опосредованы верой, низшие элементы миф-системы утрачивают связь с ее высшими элементами, в результате чего подсистемы низшего уровня замыкаются на себя, постепенно теряя из виду вершины иерархии — сначала религию, а затем и метафизику вообще. Веруемое трансформируется в познаваемое, верующее — в познающее, таким образом, иерархия миф-системы, подтачиваемая знанием, лишается своих высших уровней.

Cogito — фаза прогрессирующего познания миф-системой своих деградирующих структур, лишенных какого-либо ergo и sum, т.е. конечного смысла и бытия. Последняя возможность функционирования миф-системы, в которой знание разрушает познаваемое и познающее, состоит в симуляции разрушающихся тканей. Таким образом, триада

познаваемое < знание > познающее

сменяется триадой

симулируемое < симуляция > симулирующее.

Мир окончательно теряет аутентичность, все элементы релятивируются, представляя собой «копию без оригинала».

III. Мемориальный период

В когнитивный период возникают структуры сопротивления симуляции, обращающиеся к мифологемам творческих фаз миф-системы в стремлении предотвратить ее саморазрушение. Постепенно формируется комплекс мифологем — воспоминаемое, противостоящий cимуляции. Триада

симулируемое <симуляция> симулирующее

уступает место триаде

воспоминаемое<воспоминание>воспоминающее.

Консервативная интенциональность — воспоминающее, не в состоянии воспрепятствовать автодеструкции миф-системы, однако, способна заложить основу будущих решений. Таковых решений два: 1) творение новой миф-системы, либо 2) адаптация к внешней среде.

Мифотворчество. Воспоминающее производит отбор собственных мифологем — воспоминаемого, которые вступают в связь с отобранными из внешней среды мифограммами веруемого, в результате чего возникает новая миф-система. Так, христианский мифополис сформировался путем селекции античных мифологем и соединения их с ближневосточными мифограммами как комплекс, противостоявший симуляции античности. Этот процесс привел к развитию западноевропейского и ближневосточного мифополисов, которым Шпенглер дал метафорические определения Арабской (Магической) и Фаустовской культур.

Адаптация. Воспоминающее консервирует собственные мифологемы и актуализирует те из них, которые можно адаптировать к внешней среде, состоящей из более молодых миф-систем. Таков режим существования ближневосточного и китайского мифополисов. Например, воспоминающее еврейства, как составляющей ближдевосточного мифополиса мемориально-адаптивной фазы, «выхватывает» из воспоминаемого то мифологему «избранный народ в изгнании», проигрываемую еврейской диаспорой, то мифологему «избранный народ, покоряющий землю обетованную», воплощенную в сионистском проекте, и адаптирует их к современным условиям. Исламское воспоминающее также извлекает из воспоминаемого те мифологеммы, которые можно актуализировать в среде, формируемой западным мифополисом: «просвещенный» ислам Багдатского халифата, реализованный современной Турцией; «борющийся» ислам, практикуемый, например, Талибаном или Аль Каидой в духе братства «Мурабитун», основанного Абдуллой ибн Ясином аль Гузулием в XI в.; «автократический» ислам в стиле султаната Салах ад-Дина, воспроизводимый нынешними ближневосточными монархиями; наконец, «эсхатологический» шиитский ислам, являющийся духовной основой Исламской республики Иран. Китай, также как и ближневосточный мифополис после завершения творческого периода миф-системы, — это игра воспоминаний: из фонда воспоминаемого извлекаются те мифологемы, которые лучше всего адаптируются к внешней среде и, следовательно, гарантируют максимальный успех. Вся история Китая после Цинь Шихуанди представляет собой воспроизведение уже сыгранных ранее ролей: «борющиеся царства», «пора весны и осени» и т.д.

1.0x