Авторский блог Фрол Владимиров 17:24 20 апреля 2018

РУССКАЯ ПРЕДКУЛЬТУРА И ЗАПАДНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ (27 из 27)

О возможности прогностического исследования

ВОЗМОЖНОЕ И НЕВОЗМОЖНОЕ БУДУЩЕЕ

Подводя итоги, следует отметить то новое, что удалось выявить благодаря методу мифофизической морфологии.

Во-первых, это завершение начатого Шпенглером «коперниканского открытия». Мифофизика открывает новые пути постижения мира, поскольку, с одной стороны, преодолевает релятивизм, а с другой стороны, констатирует плюральность и динамичность реальности, возвращая историософии феномены, оказавшиеся исключенными из ее поля зрения в силу сциентистской цензуры эпохи модерна.

Во-вторых, новое морфологическое прогнозирование опирается на новую циклологическую периодизацию истории Евразийского субъекта, который, в свою очередь, помещается в цикл всемирной истории.

В-третьих, развитие шпенглеровских интуиций приводит нас к новой гипотезе, согласно которой возникновение Евразийского субъекта «в конце истории» обусловит его итоговую функцию. Русский мифополис резюмирует культуру оставшегося позади «золотого поколения» человечества, созидая себя в романтическом подражании классическим образцам VI в. до н.э. — XIII в. н. э.

В-четвертых, новой является возникшая благодаря переосмыслению шпенглеровской идеи псевдоморфоза культур гипотеза предкультуры как приблизительно полутора тысячелетнего периода метаморфозов, предшествующего рождению высшей культуры.

Наконец, в-пятых, выявленное морфологическое сходство учения Шпенглера, некоторых других направлений европейской мысли и форм искусства с Русским мифополисом позволяет отнести новую Европу к периферии формирующейся Евразийской культуры.

Приходится признать, что трудности морфологического прогнозирования Евразийского будущего гораздо серьезнее, нежели казались на первый взгляд.

Прогностический метод Шпенглера основан на сравнительном изучении восьми открытых им культур, каждая из которых переживает в своем становлении одинаковые возрастные этапы. Все эти восемь культур возникли в творческую эпоху всемирной истории и в этом их коренное отличие от девятой, Русской (Евразийской) культуры, которая формируется в эру творческого истощения. Морфологам никогда не доводилось наблюдать мировой творческий процесс в пост-творческую эпоху, а рождение новой культуры — это наивысший предел всякого возможного творчества. Проблема шпенглеровского метода в том, что Русскую культуру просто не с чем сравнивать, чтобы спрогнозировать ее будущее, а, следовательно, ответ на вопрос о самой возможности прогностического исследования Евразийского субъекта, будет, скорее всего, отрицательным. Мы не знаем, произойдет переход Русского мифополиса от миметического периода к фидеистическому, или Русская культура так и умрет, не родившись. Единственное, что поддается прогнозированию, это диапазон возможного будущего в случае, если Русский мифополис все же преодолеет порог, отделяющий фазу Credo adjuva incredulitatem от фазы Credo quia absurdum, то есть предкультуру от высшей культуры.

Следует исходить из того, что, в соответствии с морфологической хронологией Шпенглера, у Запада есть, как минимум, 200 лет, в течение которых он может проводить активную политику экспансии. По мнению Шпенглера, период 2000 — 2200 гг. на Западе характеризуется «кристаллизацией цезаризма», «победой политики силы над деньгами», «все более примитивным характером политических форм», «внутренним распадом наций и превращением их в бесформенное население», объединением населения «в империю, постепенно вновь приобретающую примитивно-деспотический характер».

Приблизительно до 2100 года у России остается возможность пройти финальный метаморфоз, результатом которого может стать возникновение высшей культуры. В отличие от Фаустовской культуры, которая возникла по соседству с Магической (Арабской) цивилизацией и на руинах цивилизации Аполлоновской, Россия вступает в эту решающую для себя фазу в крайне неблагоприятных условиях. Энергичная Фаустовская цивилизация достигла мирового господства и переходит к подавлению разрозненных очагов сопротивления, главный из которых расположен в Северной Евразии.

Положение Евразийского субъекта можно было бы сопоставить с исходными условиями Магической (Арабской) культуры, родившейся в тени Аполлоновской цивилизации, если бы не упомянутое уже коренное отличие, состоящее в том, что появление Магической культуры происходило в «золотой век» всемирной истории, тогда как Россия рождается в эпоху творческого истощения мифосферы. Как показывает предложенная модель, мощь Запада обусловлена не только каузальными факторами, но и акаузальной динамикой конца истории. Главным преимуществом Евразийского субъекта перед Западом мог бы быть акаузальный «смысловой подъем», но эта возможность тем менее вероятна, чем более обоснованной кажется гипотеза, согласно которой фидеистический период Русского мифополиса приходится на когнитивную эру мифокосма. Мы не знаем, может ли состояться фидеистическое общество в когнитивную эпоху, и все еще не понимаем, каков будет исход столкновения восходящей фидеистической траектории Русского мифополиса с нисходящей когнитивной траекторией мифокосма. Модель мифополитической периодизации позволяет выйти за рамки «красно-бело-либерального» дискурса о прошлом и настоящем России, но она пока не достигает главной цели — надежного прогнозирования евразийского будущего.

Характеризуя институциональные возможности современной России, следует отметить, что поскольку предкультурные и культурные общества коренным образом отличаются от обществ цивилизованных, созидательное заимствование Россией цивилизационных институтов невозможно в принципе. Социокультурный возраст сегодняшней России сопоставим с Западной Европой IX — X вв., поэтому современные западные институты в России могут либо поддерживаться извне, в таком случае они представляют собой органы внешнего управления, либо носят откровенно симуляционный характер.

Подлинными формами политической организации предкультур являются (квази)сакральная монархия, опирающаяся на (квази)религиозную идеологию и страту харизматичных управленцев, связанных с сакральной фигурой правителя узами личной преданности. Поэтому российское государство эффективно, в том числе и при проведении индустриализации, лишь до тех пор, пока наличествуют эти три условия: 1) сакральность власти, 2) (квази)религиозная идеология и 3) преданная группа харизматичных управленцев. Сакральный правитель может именоваться великим князем, царем, императором, генеральным секретарем ЦК КПСС, президентом или верховным правителем, но вокруг него непременно складывается «культ». Идеология может выражаться в формуле «Москва — третий Рим», «Православие, самодержавие, народность», «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» или «Евразия превыше всего», но она носит сверхрациональный характер. Страта харизматичных управленцев может именоваться боярством, дворянством, партсовноменклатурой или евразийским отбором, но она рекрутируется по степени преданности идее и лично правителю. Как только правитель теряет ореол сакральности, идеология рационализируется, а правящая страта увлекается гедонизмом, в Русском мифополисе начинается кризис государства и общества.

После завершения перехода от предкультуры к высшей культуре возникнет стабильная социальная структура, опирающаяся на триаду связанных общим поведенческим этосом и служилыми традициями духовной, политической и экономической страт, благодаря которой общество приобретет необходимую устойчивость. Вопросами экономики будет заниматься «страта производителей», предоставив право формулировать идеологию «мыслящей страте», а определять политику — «правящей страте».

Органичная стратификационная структура решит задачу закрепощения научно-технической революции, что позволит проводить «оборонную модернизацию», не ставя под угрозу коллективную идентичность, как это происходит на этапе предкультуры. НТР, рассматриваемая не как магистральный путь развития всего человечества, а как ограниченная по времени локальная задача, может быть успешно проводима в контролируемых условиях. Образно выражаясь, разница между контролируемой и неконтролируемой модернизацией такая же, как между работой ядерного реактора и взрывом ядерной бомбы. Первый протекает в изолированном пространстве, второй уничтожает окружающую среду.

Поскольку ни предкультура, ни культура не воспринимают цивилизационные институты, появление в России таких социальных явлений как правовое государство, разделение властей, гражданское общество, нация, секулярность, невозможны до вхождения Русской культуры в возраст цивилизации, т.е., если опираться на периодизацию Шпенглера, до истечения тысячелетнего периода.

На поверхности социума правящая страта может создать любые «современные» институты, но в силу акаузальной когерентности они неизменно приобретут имитационный характер, а функции, которые они выполняют в цивилизованных обществах, перейдут к теневым институтам.

Итак, предварительное историософское осмысление динамики Евразийского субъекта не позволяет однозначно ответить на вопрос о возможности рождения высшей Русской культуры, поскольку это событие приходится на эпоху заката истории, то есть эпоху смерти прасимволов или угасания миф-систем, если использовать мифофизические понятия.

Ясно одно: Русский Вопрос, понимаемый как вопрос о возможности и необходимости — Notwendigkeit в шпенглеровском смысле — рождения новой и последней культуры, является основным вопросом современной истории. Ответить на него значит понять, будет ли отложен закат истории еще на одно тысячелетие или же возвращение человека к первобытному состоянию не только неминуемо, но и неотложно.

Литература

Багаев А. В. Презумпция лжи. М.: Товарищество научных изданий КМК. 2016.

Бальтазар, Х. У. фон. Целое во фрагменте. Некоторые аспекты теологии истории. М.: «Истина и жизнь», 2001.

Бердяев Н. Предсмертные мысли Фауста. URL: http://www.odinblago.ru/filosofiya/berdyaev/berdyaev_n_a_predsmertn/

Бестужев Лада И.В. Альтернативная цивилизация. М.: «Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС», 1998.

Бицилли П. М. Элементы средневековой культуры. СПб.: «Мифрил», 1995.

Бунин И. Жизнь Арсеньева. Гл. 2. URL: https://www.e-reading.club/chapter.php/9276/3/Bunin_-_Zhizn%27_Arsen%27eva.html.

Бюркле Х. Человек в поисках Бога. М.: «Христианская Россия», 2001.

Всемирная история: в 24 т. Т. 7. Раннее средневековье. Мн.: «Литература», 1998.

Генон Р. Кризис современного мира. Заключение. URL: http://lib.ru/POLITOLOG/genon.txt_with-big-pictures.html.

Голосенко И., Султанов К. Культурная морфология О. Шпенглера о «ликах России» // Журнал социологи и социальной антропологии, 1998, т. I, № 3. URL: http://www.old.jourssa.ru/1998/3/golos.html.

Данилевский Н. Россия и Европа. М.: «Книга», 1991.

Достоевский Ф. М. Пушкинская речь. // Полное собрание сочинений, т. 26. Л.: «Наука», 1984.

Дугин А Г. Ноомахия. Цивилизации границ: Россия, американская цивилизация, семиты и их цивилизация, арабский Логос, туранский Логос. М.: «Академический проект», 2014.

Дугин А. Г. В поисках темного Логоса. М.: «Академический Проект», 2013.

Дугин А. Социология воображения. Введение в структурную социологию. М.: «Академический проект», 2010.

Дугин А.Г. Ноомахия. Войны ума. Логос Европы: Средиземноморская цивилизация во времени и пространстве. М.: Академический проект, 2014.

Дугин А.Г. Основы геополитики. М.: «Арктогея-Центр», 2000.

Дугин А.Г. Социология русского общества. Россия между Хаосом и Логосом. М.: «Академический проект», 2011.

Дугин А.Г. Философия глобализма — философия контрглобализма. //Основы Евразийства. М.: «Арктогея-Центр», 2002. С. 555.

Дугин, А. Г. Евразийский триумф (эссе о Петре Николаевиче Савицком). //Основы Евразийства. М.: «Арктогея-Центр», 2002. С. 486.

Евразийство. Коллективная монография первых евразийцев, 1926 // Основы Евразийства. М.: «Арктогея-Центр», 2002. С. 131-132.

Емельянов-Лукьянчиков М. А. К.Н. Леонтьев и О. Шпенглер. // Слово. URL: http://www.portal-slovo.ru/history/35117.php .

Зеньковский В. История русской философии. Л.: «Эго», 1991.

Ильин И. А. О России. Три речи. 1926 – 1933. София: «За Россию», 1934. URL: http://legitimist.ru/lib/philosophy/i_ilin_tri_rechi_o_rossii.pdf.

Камкин А. К. Сравнительный анализ культурологических концепций Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера и их значение для современности. Тема диссертации и автореферата по ВАК 24.00.01. URL: http://cheloveknauka.com/sravnitelnyy-analiz-kulturologicheskih-kontseptsiy-n-ya-danilevskogo-i-o-shpenglera-i-ih-znachenie-dlya-sovremennosti.

Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М.: «Прогресс», 1987.

Карпец В. Прецедент Потапова – Ленина // Завтра, 1010, № 16 (857). URL: http://zavtra.ru/content/view/2010-04-2171/.

Карсавин Л. П. Основы политики //Основы Евразийства. М.: «Арктогея-Центр», 2002.

Кернс Э. Е. Дорогами христианства. М.: «Протестант», 1992.

Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. М.: «Мысль», 1993.

Князева Е., и др. Единая наука о единой природе// Новый мир, 2000, № 3 С. 161-179. URL: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2000/3/knyaz.html.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.: «Мысль», 1993.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: «Прогресс», 1992.

Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений в четырех томах / АН СССР. Институт русской литературы (Пушкинский дом). — Издание второе, исправленное и дополненное. Л.: «Наука». Ленинградское отделение, 1979—1981 год. Т. 1, Стихотворения 1828—1841 гг.

Лесков С. Н. Собрание сочинений в 12 томах. М.: «Правда», 1989.

Матвейчев, О. Научный мир стоит на пороге грандиозного открытия: нас не существует!// econet.ru. URL: http://econet.ru/articles/95489-nauchnyy-mir-stoit-na-poroge-grandioznogo-otkrytiya-nas-ne-suschestvuet#.

Мельников-Печерский П. В лесах. М.: «Эксмо», 1998. URL: http://dugward.ru/library/melnikov_pecherskiy/melnikov_v_lesah1.html.

Мень А. Апокалипсис. Лекция, прочитанная 30 июня 1989 г. URL: http://www.alexandrmen.ru/books/apokal/apokal24.html .

Мень А. Христианство. Лекция 8 сентября 1990 г. URL: http://lib.ru/HRISTIAN/mennhr.txt.

Метаморфоз: Биология. Современная иллюстрированная энциклопедия. / Гл. ред. Горкин, А. П. М.: «Росмэн», 2006. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_biology/3247/МЕТАМОРФОЗ.

Митрополит Иларион. Слово «О Законе и Благодати». //Федорова М.Е, Сумникова Т.А., ред. Хрестоматия по древнерусской литературе. М.: «Высшая школа», 1969. С. 31-32.

Обзор евразийской идеологии. //Основы Евразийства. М.: «Арктогея-Центр», 2002. С. 82.

Пушкарев, С. Г. Обзор русской истории. М.: «Наука», 1991.

Пыжиков, А. В. Грани русского раскола. Тайная роль старообрядчества от 17 века до 17 года. М.: «Концептуал», 2017.

Пыжиков А. В. Корни сталинского большевизма. М.: ЗАО «Издательский дом «Аргументы недели», 2017.

Пыжиков А. В. Славянский разлом. Украинско-польское иго в России. М.: Концептуал, 2017.

Савицкий П. Н. Евразийство как исторический замысел. // Основы евразийства. С. 281 – 294.

Савицкий П. Н. Евразийство как исторический замысел. // Основы Евразийства. М.: «Арктогея-Центр», 2002. С. 281 – 294.

Светлов Э. На пороге Нового Завета. Брюссель 1983.

Соловьев В. Россия и Вселенская Церковь. М.: «Фабула», 1991.

Соловьев В. Россия и Вселенская Церковь. М.: ТПО «Фабула» (репринт с издания А.И. Мамонтова, М., 1911).

Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1960.

Солоневич И. Л. Народная монархия. М.: «Римис», 2005.

Схимонах Антоний (Чернов), душеприказчик и келейник владыки Феофана (1991). // Сост. Фомин, С. Россия перед Вторым пришествием: Материалы к очерку русской эсхатологии. 2-е изд., испр. и доп. М.: «Адрес-Пресс». С. 426.

Схимонах Антоний (Чернов), душеприказчик и келейник владыки Феофана (1991). // Сост. Фомин, С. Россия перед Вторым пришествием: Материалы к очерку русской эсхатологии. 2-е изд., испр. и доп. М.: «Адрес-Пресс». С. 426.

Сэджвик, М. Традиционализм и тайная интеллектуальная история XX века // Журнальный клуб Интелрос «Неприкосновенный запас» №1, 2010. Точный адрес статьи: http://www.intelros.ru/readroom/nz/nz_69/5544-tradicionalizm-i-tajnaya-intellektualnaya-istoriya-xx-veka.html.

Ученые доказали реальность мифических тварей на Земле // Федаральное агенство новостей. 5 марта 2017. URL: https://riafan.ru/645165-uchenye-nazvali-desyat-fantasticheskih-tvarei-naselyavshih-zemlyu.

Флор Лионский. «Жалоба о разделе империи». //Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. С. Д. Сказкина. М., 1961. Т. I. С. 61.

Фурсов А. И. Операция «Прогресс». /Интелрос. Интеллектуальная Россия. Точный адрес статьи: http://intelros.org/lib/statyi/fursov1.htm.

Фурсов А. И. Психоисторическая война. Точный адрес статьи: http://www.dynacon.ru/content/articles/2439/.

Чаадаев П.Я. Избранные сочинения и письма. М.: «Правда», 1991.

Шпенглер О. Закат Европы. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.

Шпенглер О. Закат Европы. Т. 2. Всемирно-исторические перспективы. Москва: «Мысль», 1998.

Элиаде М. Миф о вечном возвращении. URL: https://www.e-reading.club/chapter.php/86079/11/Eliade_-_Mif_o_vechnom_vozvrashchenii.html.

Юнг К. Г. Синхронистичность: акаузальный объединяющий принцип. //К. Г. Юнг. Синхронистичность. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997.

Adorno T. Spengler nach dem Untergang (engl.: Spengler after Breakup). In: The Month (Der Monat), issue: 020/1950.

Bauer, E./Schetsche, M. [Hrsg.]. Alltägliche Wunder. Erfahrungen mit dem Übersinnlichen – wissenschaftliche Befunde. Würzburg, 2003.

Bender H. Parapsychische Phänomene als wissenschaftliche Grenzfrage. // H. Bender [Hrsg.] Parapsychologie, Entwicklung, Ergebnisse, Probleme. Darmstadt, 1966.

Dissertation: Universität Duisburg-Essen, Campus Duisburg, Fachbereich Gesellschaftswissenschaften, Institut für Erziehungswissenschaft, 2006. S.13. URL: http://deposit.d-nb.de/cgi-bin/dokserv?idn=979548772&dok_var=d1&dok_ext=pdf&filename=979548772.pdf.

Evola, J. Revolte gegen die moderne Welt. Arun, 1993.

Felken D. Oswald Spengler. Konservativer Denker zwischen Kaiserreich und Diktatur. München, 1988.

Fukuyama F. The End of History and the Last Man. New York 2002.

Gehring P. Traum und Wirklichkeit. Zur Geschichte einer Unterscheidung. Frankfut/New York: Campus Verlag, 2008.

Golther, W. Handbuch der germanischen Mythologie. Athenaion, 1895.

Goodrich L. Russia Falls Into Old Habits // Geopolitical Weekly, October 25, 2016. URL: https://www.stratfor.com/weekly/russia-falls-old-habits?utm_campaign=LL_Content_Digest&utm_source=hs_email&utm_medium=email&utm_content=36425143&_hsenc=p2ANqtz-8wiwpuICAijtAwNuIM0kvm-B3JL9qNtip4KiC6Q11vWYuT3djq26sIEqu_WxqizZSomv37phMjevjn10ZIbCKGFs5VAg&_hsmi=36424235.

Heidegger M. Beiträge zur Philosophie. In: Gesamtausgabe. III. Abteilung: Unveröffentlichte Abhandlungen. Bd. 65. Frankfurt a.M.: Vittorio Klostermann, 1989.

Heidegger M. Sein und Zeit. Tübingen: Max Niemayer Verlag, 1967.

Jaspers K. Vom Ursprung und Ziel der Geschichte. München, 1949.

Jung C.G. Über Synchronizität. Grundwerk C.G. Jung. Bd. 2: Archetyp und Unbewusstes. Olten: Valter-Verlag AG, 1984.

Klische, M. Transpersonale Entwicklung: Stufenweg des erleuchteten Geistes. Dissertation: Universität Duisburg-Essen, Campus Duisburg, Fachbereich Gesellschaftswissenschaften, Institut für Erziehungswissenschaft, 2006. S.13. URL: http://deposit.d-nb.de/cgi-bin/dokserv?idn=979548772&dok_var=d1&dok_ext=pdf&filename=979548772.pdf.

Koktanek, A. M. Oswald Spengler in seiner Zeit. München, 1968.

Luhmann N. Soziale Systeme. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 1984.

Quigley C. The Anglo-American Establishment. From Rhodes to Cliveden. New York: Books in Focus, Inc., 1981.

Radford B. Are Dragons Real? Facts About Dragons // Live Science, December 10, 2014. URL: https://www.livescience.com/25559-dragons.html.

Rilke R.M. Das Stunden-Buch. СПб.: «Корона принт», «Каро», 2004.

Sorokin P. Social Philosophies of an Age of Crisis. Boston: The Beacon Press, 1950.

Spengler O. Der Untergang des Abendlandes. Umrisse einer Morphologie der Weltgeschichte. München, 2003.

Spengler O. Das Doppelantlitz Russlands und die deutschen Ostprobleme.Vortrag, gehalten am 14. Februar 1922 auf der Rheinisch-westfälischen Wirtschaftstagung in Essen. URL: http://www.zeno.org/Philosophie/M/Spengler,+Oswald/Politische+Schriften/Das+Doppelantlitz+Russlands+und+die+deutschen+Ostprobleme.

Spengler O. Der Mensch und die Technik. Berlin, 2015.

Spengler O. Frühzeit der Weltgeschichte. München: Beck, 1966.

Spengler O. Ich beneide jeden, der lebt. Die Aufzeichnungen „Eis heauton“ aus dem Nachlass. Düsseldorf, 2007.

Spengler O. Jahre der Entscheidung. Deutschland und die weltgeschichtliche Entwicklung. München, 1933.

Spengler O. Politische Schriften. Berlin, 2014.

Spengler O. Politische Schriften. München, 1933.

The foot that may prove 'hobbits' existed // Independent, 6 May 2009. URL: http://www.independent.co.uk/news/science/the-foot-that-may-prove-hobbits-existed-1680405.html.

Turner V. Liminality and Community //Culture and Society. Contemporary Debates. Ed. By Jeffrey C. Alexander& Steven Seidman. Cambridge University Press, 1990.

Vladimirov F. Ein Rückblick in die Zukunft. Zur soziologischen Relevanz von O. Spenglers Morphologie der Weltgeschichte. Masterarbeit. Universität Konstanz, 2009.

Weber Alfred. Kulturgeschichte als Kultursoziologie. F.a.Main: Büchergilde Gutenberg, 1950.

Weber Andreas. Alles fühlt. Mensch. Natur und die Revolution der Lebenswissenschaften. Berlin, 2007.

Weber Max. Über einige Kategorien der verstehenden Soziologie. // Gesammelte Aufsätze zur Wissenschaftslehre, 4. Aufl. Tübingen: Verlag Mohr, 1973. S. 427 ff. Soziologische Grundbegriffe.

Weber Max. Wirtschaft und Gesellschaft (1921) 5. Aufl. Tübengen: Verlag Mohr, 1976.

1.0x