Авторский блог Марина Алексинская 16:40 11 января 2018

Рождественское чудо

Послесловие к XVIII Международному телевизионному конкурсе «Щелкунчик»
4

В этом меняющемся из меняющихся миров одно неизменно — звёзды и музыка. Международный телевизионный конкурс "Щелкунчик" — специальный проект телеканала "Культура", основан в 2000-м году — тому свидетельство. И всё потому, что для участников конкурса, а приезжают они из разных городов, стран и континентов, музыка — состав воздуха: музыкой они дышат, на языке музыки — говорят. Что же касается конкурса, то он просто — зажигает "звезды". 

С 4 по 11 декабря в Концертном зале имени Чайковского (Москва) состоялся XVIII Международный телевизионный конкурс "Щелкунчик". Конкурс проводится раз в год, в номинациях "фортепиано", "струнные инструменты", "духовые и ударные инструменты" и представляет собой явление в новейшей истории нашей страны исключительное. Ибо являет собой как бы этап к эмблемному Международному конкурсу Чайковского, а это значит, не дает шанса усомниться: Россия не собирается уступать лидирующих позиций на арене академической музыки. Охват аудитории конкурса — многомилионный, в составе жюри — прославленные музыканты, Попечительский совет конкурса не только помогает осуществить лауреатам заветную мечту — заявить о себе на престижнейших филармонических площадках мира, но и внушительными ценными подарками отмечает номинантов, каким стала, как пример, 7-летняя пианистка из Якутска Аида Филиппова. 

Открытием же XVIII Международного телевизионного конкурса "Щелкунчик" названа Александра Довгань, 10-летняя учащаяся московской Центральной музыкальной школы. Она уверенно вышла на сцену Концертного зала, сложилась, как стебелек диковинного цветка, утонула в пышной юбке из органзы, подстраивая под себя высоту банкетки, и… Очевидным стало, кто станет обладателем "Золотого “Щелкунчика”" в номинации "фортепиано", кому отдадут зрители свои сердца, свои симпатии…

В кулисах, уже после торжественной церемонии объявления триумфаторов конкурса, я спросила Александру Довгань: как же это она, еще ребенок совсем, в свои десять лет столь эффектно, мощно и многокрасочно исполняет Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Феликса Мендельсона? "Не знаю" — простодушно пожала плечами девочка и добавила, что она из семьи музыкантов и что ей нравится еще ходить по квартире в пуантах. О, да, в тот момент я совсем забыла, что музыка для участников Международного телевизионного конкурса "Щелкунчика" — состав воздуха. И что "Щелкунчик" — возможно, тому виной волшебство "Вальса цветов" из балета Чайковского, это еще и — немного Рождественское чудо.

Во всяком случае, знакомство с Эвелин Гленни кроме как чудо, не знаю, как и назвать. Перкуссионист (музыкант, играющий на различных мелких ударных инструментах) из Шотландии с мировым именем, композитор, трехкратный лауреат премии "Грэмми", Офицер и Дама-Командор Ордена Британской империи, героиня фильма "Коснуться звука"… к 12-летнему возрасту она потеряла 90% слуха. При этом — не перестала заниматься музыкой, лишь перешла на ударные инструменты. 

Специально для газеты "Завтра" Эвелин Гленни, член жюри XVIII Международного телевизионного конкурса "Щелкунчик", любезно согласилась дать интервью. Произошло это за час-другой до концерта в честь открытия конкурса. Конечно, тогда я и представить не могла, что в искрах софитов сцены Эвелин Гленни создаст из хрустальных звонов — касаний малет по металлическим пластинам — вселенные барокко, на звезды которого из алмазов и сапфиров когда-то и смотрел Антонио Вивальди, и заносил на нотный стан знаки Концерта для флейты с оркестром.

"ЗАВТРА". Эвелин, в преддверии конкурса "Щелкунчик", что открывает юным музыкантам дороги и горизонты, хотела бы спросить: какое событие открыло вам двери в музыку?

Эвелин ГЛЕННИ. Я думаю, какого-либо отдельного события у меня не было… Разве что, это было моё рождение? И поскольку развитие выстраивается поэтапно, то и карьера складывалась постепенно. В 12 лет я начала заниматься перкуссией, у меня был замечательный учитель. Это был мастер, который посещал школы северо-восточной Шотландии, собирал вокруг себя детей, увлекал их занятием музыкой, так вот, первые уроки музыки я получила от него, а через три года уже решила стать профессиональным музыкантом, я постоянно думала о музыке. 

"ЗАВТРА". Чем бы вы могли объяснить факт всё возрастающего интереса сегодня к перкуссии?

Эвелин ГЛЕННИ. Истории перкуссии как искусства меньше ста лет, оно заявило о себе в 1927 году, тогда состоялся первый перкуссионный концерт. И, конечно, перкуссия не имеет таких композиторов как Рахманинов или Шостакович, однако, даёт новые возможности современным композиторам, остаётся новым искусством, а новое всегда привлекает к себе внимание. 

"ЗАВТРА". Интересна связь. Перкуссия — та современность, что глубоко укоренена в прошлом, связана с древними обычаями, почти что шаманством, и, в сущности, — с открытием человеком мира. Сегодня мы много говорим о прогрессе, о развитии новых технологий, тогда как хотим слышать — гулы архаики.

Эвелин ГЛЕННИ. Действительно, перкуссия — это нечто естественное и первичное. Человеку с детства свойственно что-то брать, трогать, двигать, во что-то ударять, передвигать, и поэтому, когда мы видим человека, играющего на перкуссии, то понимаем: эта игра свойственна людям с самого рождения, с рождением мира — тоже.

"ЗАВТРА". Наш воздух, он полон музыки. Хотелось бы узнать: что слышите вы? 

Эвелин ГЛЕННИ. Звук, я слышу звук. И звук для меня — основа, тогда как окружающее меня пространство — идея. Каждый предмет в пространстве имеет свою вибрацию, а вибрация равна звуку, звучанье их сливается в оркестр, в музыку. Перкуссия — это своего рода преобразование, а музыку… я просто чувствую музыку. 

"ЗАВТРА". Означает ли это, что концерт перкуссиониста — импровизация? 

Эвелин ГЛЕННИ. Мы стараемся не выступать в одних и тех же залах. Сегодня я буду играть Концерт для флейты с оркестром Вивальди в переложении для вибрафона, этот концерт для меня — репертуарный, но поскольку играть буду в Концертном зале имени Чайковского, где никогда не выступала, то для меня выступление будет, конечно же, импровизацией. И вот так каждый раз, каждый концерт — это что-то новое. Каждый выход на сцену — импровизация. 

"ЗАВТРА". Вивальди и перкуссия — нет ли в том противоречия? Музыка барокко — сама устремлённость ввысь, к гармонии, и перкуссия — удар, намерение разрушить гармонию. 

Эвелин ГЛЕННИ. Нет-нет, никакого разрушения не будет, в итоге, всё гармонизируется.

"ЗАВТРА". Эвелин, вы не первый раз в России, какими звуками полна для вас наша страна?

Эвелин ГЛЕННИ. К сожалению, в России я побывала только в крупных городах: в Москве, Петербурге. Россия — очень интересная, сложная, противоречивая, разнообразная страна, которую я хотела бы побольше узнать. Что же касается тех мест, где я была, то Петербург изменился меньше, чем Москва. В Москве 80-90-х звук был сжат, схлопнут, мало что разнообразного в нём было, тогда как сейчас — всё гудит, куда-то движется, много интересных звуков, все вместе превращаются в очень захватывающую палитру.

"ЗАВТРА". Ваш личный, уединенный мир — из каких инструментов вы бы его составили?

Эвелин ГЛЕННИ. Специальных инструментов для меня нет. Любой инструмент, что находится напротив меня, повод для того, чтобы создать свой мир.

"ЗАВТРА". Допустим, вам грустно, в какой инструмент хотелось бы ударить?

Эвелин ГЛЕННИ. Когда мне грустно, я не использую инструменты (улыбается). Я использую инструменты только для работы.

"ЗАВТРА". Хорошо. В таком случае, ваш самый запоминающийся концерт? 

Эвелин ГЛЕННИ. Даже не знаю… много всего было. Но самый интересный — концерт церемонии открытия Летних Олимпийских игр в Лондоне в 2012 году. (Эвелин Гленни руководила выступлением ансамбля барабанных инструментов — М.А.)Тогда музыканты-профессионалы и музыканты-любители, технические специалисты и волонтёры все-все объединились в одном желании — дать яркое представление. Все силы объединились в одно, и было дано представление на высочайшем уровне.

"ЗАВТРА". В вашем бэкграунде концерты и с такими "идолами" поп-культуры как Стинг, Бьорк, кроме того, вы выступаете с известнейшими исполнителями рэпа. Чем бы вы могли объяснить популярность рэп-культуры сегодня?

Эвелин ГЛЕННИ. Рэп-культура близка к разговорному жанру, к нашей реальной речи, к нашей реальной жизни с её проблемами, социальными в том числе, и обращена к каждому отдельному человеку, при этом формулирует послания энергично и сжато. Это раньше люди слушали Баха и потом могли долго рефлексировать, сегодня же люди тратят четыре-пять минут на песню, и им этого достаточно для того, чтобы что-то важное понять для себя. Перкуссия всё более и более востребована в поп- и рэп- культуре, причем, это не только барабаны, но и другие виды, что погружают нас в особенный мир, дают нам всё больше и больше новых красок, оттенков музыки. 

"ЗАВТРА". Насколько значим тот факт, что вектор культуры вновь устремляется на восток, в сторону Китая?

Эвелин ГЛЕННИ. Действительно, интерес к китайской музыке растёт по всему миру сегодня. Но и в самом Китае с развитием культуры симфонической музыки, в каждом регионе Китая, в каждом городе есть симфонические оркестры — народная музыка оказывается как бы для туристов, традиционные культуры уходят сегодня, в Китае в том числе, всё дальше и дальше вглубь. Хотелось бы, чтобы именно традиционная музыка звучала, становилась востребованной и привносила в классическую культуру всё больше и больше традиционных ценностей, чтобы искусство музыки развивалось и становилось богаче.

"ЗАВТРА". Какие "подводные камни" могут ожидать юных музыкантов на этом пути? Что необходимо знать победителям конкурса "Щелкунчик", к чему стремиться?

Эвелин ГЛЕННИ. Конкурс — это, прежде всего, школа, которая помогает развиваться. И участникам конкурса важно понимать, что с первыми премиями, наградами они становятся частью музыкального бизнеса, который требует серьезного изучения. Это очень важно, посвящать каждый день часы занятиям музыкой. Но не менее важно понимать структуру бизнеса музыки, знать, что происходит в музыкальном мире, какие оркестры и направления существуют, знать принципы взаимодействия с продюсерами, понимать условия контрактов. Баланс между музыкой и бизнесом должен быть, и лучше, если музыкант уделяет его пониманию свое время. 

"ЗАВТРА". Ваш рабочий график чрезвычайно насыщен, в год вы даете по сто концертов. Если не музыка, то каковы ваши иные приоритеты? 

Эвелин ГЛЕННИ. Я люблю читать, путешествовать по местам, связанным с античностью, изучать-рассматривать предметы антиквариата, и, конечно, мне доставляет удовольствие просто отдыхать, проводить время дома.


Загрузка...
Комментарии Написать свой комментарий
11 января 2018 в 18:40

Уважаемая автор публикации, извините, пожалуйста, но у Вас здесь небольшая неточность:
С 4 по 11 декабря в Концертном зале имени Чайковского (Москва) состоялся XVIII Международный телевизионный конкурс "Щелкунчик".

На самом деле -- I и II туры по всем специальностям проводились в Концертном зале Центральной музыкальной школы при Московской консерватории. А вот открытие и финал -- действительно в Зале Чайковского.

Мне посчастливилось воочию наблюдать, как Щелкунчики нашли своих будущих хозяев. Но болела я, как зритель, за Диму Пинчука с его духовыми "друзьями". И не соглашусь, что очевидным было, кому достанется приз зрительских симпатий, думаю, что до последнего момента это было интригой.

Извините, что наши взгляды не совпали.

11 января 2018 в 19:24

Перкуссия - это ритм, а ритм - закон жизни Вселенной.

11 января 2018 в 19:26

Юная Александра Довгань стала золотым «Щелкунчиком» по специальности фортепиано потому что ее высококлассная техника исполнения, не уступающая по степени виртуозности уровню других финалистов конкурса, нисколько не затмила естественности звучания самой музыки. Сложнейшая музыка, а звучит так просто и понятно, словно это не Мендельсон, а какая-нибудь народная плясовая с вариациями. В искусстве это высшее достижение - когда сложнейшее с виду производит впечатления свободного и непосредственного

11 января 2018 в 19:30

И еще.
Конечно, на таких конкурсах, как «Щелкунчик» (имею в виду конкурсы юных талантов) всегда более всего изумляет и озадачивает именно «как же это она, еще ребенок совсем, в свои десять лет столь эффектно, мощно и многокрасочно исполняет Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Феликса Мендельсона?». Ведь чтобы проникновенно и мощно исполнить «взрослую» музыку, надо самому иметь взрослый жизненный опыт, и глубокий опыт. А, спрашивается, откуда он может появиться у 10-летнего ребенка, способного ответить на такое недоумение лишь невинным «Не знаю»?
На этот вопрос не будет внятного и убедительного ответа до тех пор, пока в обществе живут такие предрассудки, как, например, таланты раздает некий Бог: одному дал другому не дал… - это якобы Его непредсказуемая и непостижимая воля. Или другой - «научный» - предрассудок: талант - есть результат счастливой генетической случайности. В итоге возникает некое отклонение от нормы, уникум. И вот человек без соответствующего жизненного опыта в чем-то проявляет себя так, словно такой опыт у него есть.
Но, нет. На самом деле, нет никакого Бога, который якобы раздает «дары» - разве что только тот, который живет в глубинах духа каждого из нас. В духе человека скрыт бесконечный творческий потенциал, и извлечь его наружу и овладеть им - есть космическое предназначение человека. Поэтому дело совсем не в генах и их слепой наследственной игре, а в усилиях самого человека. Человек - это дух, а не тело, и готовясь родиться в этот мир, он не формируется с нуля в чреве матери, но там формируется лишь его будущее тело, а сам он как дух постепенно входит в развивающийся плод и осваивается со своим будущим организмом. До рождения дух живет в «загробном» тонком мире, и после смерти уходит туда же, и так повторяется много-много раз. Вот во время этих своих «прошлых жизней» он и накапливает свой взрослый жизненный опыт. Таким образом, все дело в законе перевоплощений (реинкарнации). Сейчас он отрицается, и даже над ним насмехаются невежды, однако, вскоре он станет научным фактом, и тогда природа талантов и гениальности человеческой станет ясной.
А именно: секрет прост - это труд, труд и еще раз труд, и ничего более. Или, как сказано в «Чайке Джонатан», тренировка. Такие юные музыканты, как Сашенька Довгань, очень много потрудились над своим музыкальным развитием в целом ряде прошлых жизней и принесли в духе своем в эту жизнь сильнейшее устремление и любовь к музыке, поэтому их нынешний ранний триумф - заслуженный результат этого труда.