Авторский блог Наталья Ростова 20:09 6 января 2016

Рождественское чудо

Попытку говорить с современным ребенком о вере я увидела в новогоднем представлении Храма Христа Спасителя, которое называется «Свет волшебной звезды». Не имеет смысла пересказывать сюжет, ибо он включает в себя и трогательную историю дружбы современных мальчика и девочки, и спасение раненого голубя, и поучительные разговоры с бабушкой о вере, и историю Рождества, и чудесное путешествие в прошлое во времена правления князя Владимира, и сокрушение Перуна, и воссияние над русской землей православных церквей. Эти традиционные образы, затрагивающие темы встречи с Богом человека, государства и мира, в пересказе еще больше рискуют превратиться в речевой елей, чем в спектакле. Важно, что в представлении было главное – четкие незатуманенные формулы, призванные определять сознание христианина

Как с современным ребенком говорить о Боге? Как вообще с современным человеком говорить о Боге?

Мы не стали, как некогда предположил Д. Бонхёффер, совершеннолетними. Вопросы, ответы на которые не дает естественный порядок вещей, - смерть, одиночество, смысл, понимание, свобода, страсть, страх, - по-прежнему не решены. Социальность, лишь изловчившись и прибегнув к своей изнанке – виртуальному, еще больше отдалила человека от самого себя. В эту самоотчужденность социум погружает ребенка с первых лет жизни. Например, современная мультипликция построена по принципу отсутствия паузы, в которой предполагается работа зрителя с самим собой, его переживания, а в не самом скверном современном мультфильме навязчиво воспевается всемогущий Интернет. В песне так и поется: «Всё, всегда, везде знает Интернет!». Но дети по-прежнему остаются детьми. С нежными вопрошающими душами, в которых пробуждаются самые тонкие чувства и самые важные и каверзные вопросы: «Как видеть Того, кого не видно?», «Как разговаривать с Богом?», «Как Бог один и везде?», «Все ли люди христиане?», «Что такое душа?», «Животные тоже были злыми, раз Бог их наказал потопом?» и т.д. Как ответить на подобные вопросы? Как найти альтернативу агрессивной социальности и не дать ей заглушить движения души? Как помочь ребенку пережить трагический разрыв между своей натурой и упраздняющим ее социумом, не признающим за чувствами реальности? Как не позволить возникающему богоборчеству ребенка найти удовлетворение в упрощенном атеизме и гедонизме повседневной светской реальности? Как помочь ему пережить войну, которую ведут за его душу семья и социум? Как поставить все на свои места, в том числе и «всемогущий Интернет»?

Попытку говорить с современным ребенком о вере я увидела в новогоднем представлении Храма Христа Спасителя, которое называется «Свет волшебной звезды». Не имеет смысла пересказывать сюжет, ибо он включает в себя и трогательную историю дружбы современных мальчика и девочки, и спасение раненого голубя, и поучительные разговоры с бабушкой о вере, и историю Рождества, и чудесное путешествие в прошлое во времена правления князя Владимира, и сокрушение Перуна, и воссияние над русской землей православных церквей. Эти традиционные образы, затрагивающие темы встречи с Богом человека, государства и мира, в пересказе еще больше рискуют превратиться в речевой елей, чем в спектакле. Важно, что в представлении было главное – четкие незатуманенные формулы, призванные определять сознание христианина: «двери храма всегда открыты для каждого», «Библия и христианство – это не сказки, а истина», «Спаситель пришел в мир», «Владимир крестил Русь, и с тех пор мы – христиане», «Владимир был духовно слеп, а потом прозрел», «чудеса связаны с истиной, а не с волшебством». Режиссеры не пошли по пути снижения и приспособления этих истин к детскому сознанию, не заменили их абстрактными понятиями добра и правды, не пошли на поводу у современности, для которой Бог становится в ряду вещей мира и появляется в разговоре после союза «и». Они позволили занять этим истинам подобающее им центральное место.

Представление рассказывает о Корсуни, о византийской принцессе Анне, о язычестве на Руси, кровавых жертвах. И это не лишние для детского сознания подробности. Это то знание, которое формирует сознание русского человека, вместе с которым ребенок растет, дорастая до него. Режиссерам удалось пройти опасную грань между пустой риторикой и развлекательным шоу, между отвращающим елейным языком и принятием стороны современности. У них получилось важное четкое послание поместить в сказочную историю, войдя через нее в доверие к детям, и заставить световые инсталляции не доминировать, но верно служить идее, оживляя фрески и тени библейских героев. Послание преподнесено деликатно, без нажима, оно передано через красоту: прикосновение к тайне Бога представлено образом парения, чудо олицетворяет оживший голубь, Владимир в любви к Анне постигает истину, которая начинает сиять золотыми и, как сказал бы Е. Трубецкой, полными молитвенного горения луковками православных церквей. Но, быть может, решающим оказалось то, что праздничное действо происходило в стенах храма.

После представления я спросила своего 5-летнего ребенка: «Тебе понравилось?». И получила простое «да» в ответ. А позже, уже подходя к дому, ребенок вдруг спокойно сказал: «Мама, теперь я верю в Бога. Но мне нужно привыкнуть. Будем читать с тобой книги про Бога». «А что, - уточнила я, - разве для этого нужно время?». «Да, не сразу».

1.0x