Сообщество «Форум» 00:53 8 января 2019

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ

С праздником!

Пастор Фриц Шлаг: «Бытие Божье недоказуемо. В это можно только верить»

«Альтернатива» Ю.Семёнов

Вера - это дар, он либо есть, либо нет. Очень удачно обозначил Лев Толстой в «Отце Сергие»: ВЕРА ДЕТСКАЯ.

Когда почитательницы спрашивают меня, как я пришёл к вере (да не к Вере, фу, пошляки!) то я отвечаю: она сама пришла.

Не забывайте, что родился я во Львове, «а не ещё нибудь ни где». Во Львове остаться атеистом - это как быть некурящим на табачной фабрике.

Религия смотрит на тебя из каждой улицы и переулка: костёлы, кирхи, мечети, синагоги, армянские соборы.

Львов, пожалуй, единственный в мире город трёх католических метрополий: римо- греко- и армяно-католической. Львов (Лемберг, столица королевства Галиции и Лодомерии) - крупнейший мировой центр иудаики: здесь зародился хасидизм, и тут проходили знаменитые диспуты с миснагдим. Во Львове захоронены цадики и польские короли.

Львовская катедра так же значима для поляков, как сожжённая гитлеровцами "Золотая Роза" - для иудеев.

Здесь «руська трийця» (русская троица, Шашкевич, греко-католический священник, Вагилевич, Головацкий) издавали первый альманах «Русалка Днестрова» на руськом наречии, заложившем основы украинского языка.

Я вырос в коммунистической семье, с портретом И.В.Сталина на стене. Дед привёз из Гори. Так уж получилось, что эта «выжиганка» (есть такое слово?) с раскуривающим трубку «отцом народов» - среди воспоминаний моего детства, как и Пушкин Кипренского, как гипсовый Маяковский.

Разумеется, что в таком доме, где дед, наряжаясь в ордена, вёл меня за ручку на первомайскую демонстрацию, где я с упоением орал «Слава робитныкам зализнычного району! Ура!» разговоры о религии не велись.

Мама была спонтанно верующей, и даже склонной к мистицизму, со своей докторской степенью, будучи одновременно очень ироничной. Но о религии знала не более моего.

Ребёнком меня возили «оздоравливаться»: каждый год на моря. Но затем решили, что этого мало: мальчику нужен горный воздух и парное молоко.

Меня отправляли на село. Тут я становился настоящим мужчиной: эффект парного молока требовал среди ночи бежать в шедевр деревянного зодчества, стоявший от дома довольно далеко, и сидеть там, стуча зубами, в горной свежести.

На селе все были сплошь религиозные, и я с ними не только пас коров, но разучивал молитвы и ходил в церкву.

В хате, где меня укладывали спать, на стене висели два огромных образа: Христос и Мария, с пылающими сердцами. Я поначалу очень пугался, затем любопытства брало верх. Я спрашивал: мама, отчего у женщины в сердце сабля, и льётся кровь? А мама отвечала: она предчувствует тяжёлую судьбу своего сына.

Когда я стал постарше, и приезжал уже сам, то подолгу беседовал с образами, как с живыми людьми.

Но окончательно я уверовал где-то в третьем классе, когда, по пионерской линии, стал посещать кружок атеизма. Он располагался в «Музее истории религии и атеизма», а сам музей - в бывшем Доминиканском Соборе. Это примерно то же самое, как общество диетологии на кондитерской фабрике, либо союз трезвенников при ликёро-водочном магазине.

Есть у христианской религии одно неоспоримое преимущество перед исламом и иудаизмом - колоссальная культурная и эстетическая притягательность.

Львовский Доминиканский Собор, с его маятником Фуко, с резными фигурами евангелистов вокруг алтаря - всё так и прельщало «отведать опиума».

Но первые РЕЛИГИОЗНЫЕ ЗНАНИЯ я почерпнул из искусства.

Никакой Библии у нас в доме коммуниста-политрука быть не могло. Свою первую Библию я раскрыл в 18 лет.

Но у нас дома было несметное количество альбомов по искусству. Хорошие репродукции, в полный лист. Поначалу я лазил туда в поисках купальщиц. До сих пор помню этот особый запах глянцевой бумаги (он навсегда остался для меня самым эротичным). Но понемногу, как научился читать, стал интересоваться и другими сюжетами: почему приносят в жертву Исаака, кто такие дочери Лота, отчего израильтяне бьются с амалекитянами, а на небе - два солнца, что за «денарий Кесаря» - это был практически единственный канал информации.

И детская вера «непонятно во что», «во что-то высшее», что может помочь скрыть от матери очередной неуд за поведение в школе, стала оформляться в веру «В ТОГО САМОГО» Б-га Авраама, Ицхака и Яакова, «кого святой мудрец и дикий в различных славят именах».

Другим потрясением стало для меня ОТКРЫТИЕ (именно открытие) Достоевского. Я понял, что буксую, с пониманием его притч, его «двойников», и тут нужен совершенно иной, не справочно-энциклопедический, и не картинно-музейный уровень понимания.

Не скажу, чтобы я прожил безгрешную жизнь, особенно по седьмой заповеди накуролесил за семерых, да и ни о чём не жалею. «Без женщин жить нельзя на свете, НЕТ!»

Я хотел жить СО СТРАСТЬЮ.

Но я всегда жил С ВЕРОЙ, и, по выражению Моше Даяна, С БИБЛИЕЙ.

Никогда вера детская не покидала меня, чем и счастлив.

Иногда я поднимал БУНТ на Б-га, выходил из повиновения, но никогда не выходил из веры, и не сомневался в Его существовании. Богоборцем бывает только верующий.

Не прельстился я ни богостроительством, ни нью-эйджизмом.

А всё благодаря тем сокровищам культуры, которые накопило христианство: музыка, живопись, литература, архитектура.

Я помню свое посещение Загорска (тогда так ещё назывался Сергиев Посад) летом 1988г, на праздновании 1000летия Крещения. Помню и тихую красоту лавры, и пруд и то, как натрескался я там бутербродов с семгой. Помню съехавшихся на праздник диковинных епископов (японцев, к примеру).

Был я и в последний день на праздновании в новооткрывшемся Свято-Данилове. Привёз оттуда на память две медальки. Так они у меня и сохранились.

Прабабушка моя, русская аристократка, родилась в сочельник. И всегда стремилась прибавить к своему празднику немножко Рождества (зная, что зять не одобрит, всегда втихаря).

Со многими замечательными православными людьми сводила меня жизнь: напр. с настоятелем собора св. Александра Невского в Риге.

Как ни крути, а именно Собор - первооснова города, да и страны, как теперь говорят, ГРАДООБРАЗУЮЩИЙ.

Что такое Прага без Св.Вита, Вена без св. Стефана, Москва без Покровского, Париж без Нотр Дама, Милан без своего белого кружева, Венеция без Св. Марка, где «крылатый лев над мрамором столпов воздвиг свой трон на сотне островов.»

И всякий раз, посещая европейскую столицу, я чертёнком обегаю Собор - от крипта и до крыши.

Меня коробит от той грязи, которую льют на нынешнее священноначалие. То часы не те, то акцизы не те. То автомобиль - не Запорожец 407.

Алексий Второй был человек совершенно особенный. Но я вполне симпатизирую и нынешнему предстоятелю, Кириллу.

Лично мне его видеть не приходилось. Но вот одна запись на трубе: концерт, посвящённый Дню Славянской письменности и культуры. Кобзон поёт «Песню о тревожной молодости», а его святейшество – подпевает! 2:35 И как! Он ЗНАЕТ СЛОВА, на память. Наш человек.

Хочу в этот день поздравить русских православных, в массе своей, добрых и порядочных людей. Никакая злобная шушера, ни атеистическая, ни около- и псевдо- церковная, никогда не заставит меня изменить моё уважительное и приязненное отношение.

Молитесь за меня, Николки, бедные и не очень!

С РОЖДЕСТВОМ!

МИРА, ДОБРА, БЛАГОПОПУЧИЯ!

Иллюстрацию выложу после. Я в дороге.

8 марта 2024
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
1.0x