Сообщество «Салон» 15:51 10 сентября 2016

Ростов и кино

В Ростове-на-Дону состоялся фестиваль искусств «Bridge of Arts».

У нас с друзьями есть традиция. Каждый год мы с ними хотим в Ростов-на-Дону, на кинофестиваль «Bridge of Arts». Особенно это желание обостряется в период проведения Московского кинофестиваля - хочется свалить на Дон. Но и когда Канны или Кинотавр начинаются – приступы эскапизма тоже случаются. И не только у нас: знакомые журналистки говорили своим подругам на презентации проекта: «Девки, бросайте всё, езжайте в Ростов». И совершенно неважно, что фестиваль проводится всего второй раз. Традиция – это не только количество повторяющихся календарных лет проведения, но и самоощущение традиционалистов.

Впрочем, «Bridge of Arts», в отличие от других киносмотров, явление перманентное, не ограниченное только периодом показов фильмов или релизами. Каннский фестиваль - вообще история не про кино, скорее про яхты и наряды, Берлинский с унынием тянет лямку политического партсобрания, в Москве – с трудом через непонятные структуры набирают зрителей и хлопальщиков для «красной дорожки». А фестиваль ростовский - это песнь песней не только про фильмы, но попутно - про экономику, спорт и другие виды мотивации, где вокруг самой длинной красной дорожки собираются вполне понятные горожане. И если ММКФ традиционно огорчает совпадением с мировым и европейским футбольным чемпионатом, где футболисты российской сборной дарят печаль и уныние, то «Bridge of Arts» неожиданно обрадовал выходом ФК «Ростов» в групповой этап Лиги Чемпионов.

И ростовчане, в пику столичным трендам, разгромили «Аякс» со счётом 4-1. Весь город радовался и стоял на ушах, потому и мы не грустили. На улицах Ростова фестивальные бейджи окружающие воспринимали как удостоверения иностранных корреспондентов, и болельщики, гудели нам из машин и махали флагами. Не рады были только игроки голландского клуба, проникавшие в гостиницу в третьем часу ночи, низко надвинув капюшоны. Они были чужими на этом празднике жизни. У футболистов «Аякса» не было шансов засветиться в нашем партизанском кино.

Не получилось в наше кино просочиться и ещё у некоторых деятелей, которые на фестиваль собирались, но внезапно поменяли планы. Не прозвучат для этих коварных изменщиков слова: «спасибо, ты будешь в титрах фильма без бюджета», их жизнь - прожита бесполезно, в серости.

А кто живёт не зря – тот в Ростов летит по первому зову и с открытым сердцем. Как, например, Микеле Плачидо, снимавшийся когда-то в фильмах с самой Лаурой Анотонелли, и именно поэтому сумевший стать не только актёром, но и режиссёром. Плачидо получил приз, как нетрудно догадаться, за лучшую режиссуру в фильме «Выбор». На пресс-конференции мэтр не только делился воспоминаниями о жизни и впечатлениями о Фестивале, но и рассказывал про творческие планы, которых – громадьё.

Впрочем, с планами, как и мотивацией, у всех было неплохо. Когда Выдающийся Политолог Юга России Алексей Синельников посетил пресс-конференцию продюсера и лауреата премии «Оскар» Алена Депардье (брата Жерара), то с удивлением узнал, что продюсеры тоже могут получить «Оскар». После чего знатный политолог и трамповед задумался, а не попробовать себя и на этой, неизведанной пока стезе. Сильнейшая оказалась мотивация, дерзай, Алексей, талант - везде талант, а талантливых продюсеров в РФ – мало. Хотя большинство из них приехали на «Bridge of Arts».

Продюсер Сергей Багиров приехал в Ростов в статусе Вице-Президента фестиваля. Хотя кажется, что он отсюда и не уезжает. В станице Старочеркасская он обустраивает кинокластер, где будут расположены не только декорации для съёмок самых распространённых сюжетов (налево пойдёшь – в Лондон попадёшь, направо пойдёшь – вообще с ума сойдёшь, такая красотища), но и рекреационная зона, по голливудскому образцу. Несколько хороших фильмов в таких локациях – и объект становится не только легендарным, но и туристическим. Хотя туристической стройка стала уже сейчас, ведь она называется «Крепость Святой Анны», и первую фотографию около неё сделала художник Анна Овчинникова. Чего и всем другим Аннам желаем. Импортозамещение в сфере туризма, от слов – к делу. Такими же деловыми пресс-конференциями порадовали Елена Яцура, Тимур Вайнштейн и другие важные представители кинобизнеса.

Питчинги – отдельная фишка фестиваля. В принципе, любой человек с улицы может подать заявку на фильм и попытаться получить под неё финансирование. Что важно – это не государственное финансирование, при котором правит бал номенклатура со своими договорённостями, семейными связями и последующей бомбардировкой на почту «фильм мэтра такого-то имеет неплохие шансы в прокате» (врут, опять госбюджет – на ветер). Здесь надо быстро и доходчиво убедить человека, рискующего своими деньгами в плодотворности идеи. Не получилось – никто утирать сопли не будет, стране нужна индустрия, а не заламывания рук истеричными гениями. За эту, деловую часть программы надо сказать отдельное спасибо Денису Третьякову, который не только выполнял все просьбы журналистов, но даже и напоминал им о предстоящих событиях.

За конкурсные и внеконкурсные показы - благодарность Анастасии Поляковой. Даже в нынче обязательную программу экологического фильма она сумела отобрать вполне смотрибельную, медитативную китайскую ленту «Лошадь с надеждой». Для фестиваля с однолетним стажем вообще сложно получить хорошие фильмы для показа, но тут их была целая россыпь. От «Танцующего в пустыне» (западный взгляд на мотивацию в Иране) до индийской «Фабрики грёз» (индийский взгляд на мотивацию в Индии). Фильмы были от Кореи до ЮАР, от Ирана до Филиппин. Чтобы разнообразие и демократизм Фестиваля было совсем понятны, можно сказать, что среди российских премьер, которые состоялись в Ростове, был не только «большой фильм» Александра Тютрюмова «Искушение» (звёздные имена актёров - Добронравов, Жандаров, Куркова - говорят сами за себя), но и фильм без бюджета вообще. Зрителям надолго запомнится лапидарное название «До» от прекрасного режиссёра Виктории Бабкиной (ранее больше известной как создателя музыкальных клипов).

Но бенефис нежданно-негаданно получился у болгарского кино. Хотя это можно было предположить, когда, вздыхая и кряхтя, в Ростове высадился Иван Трофимов с плеядой варненских кинематографистов - Нэно Бэлчевым, Александром Николовым, Эмилианом Ялымовым и Яной Мариновой. С ними мы до хрипоты спорили о творчестве Явора Гыргева, и это правильно. Никто в Финляндии не любит Каурисмяки, поэтому финское кинопроизводство – на подъёме. В РФ предпочитают любить «новых лидеров кино» (а уж если у них известный папа – так надо просто лизать), поэтому результат известен. А в болгарском кино всё намного лучше. «Прокурор, защитник, отец и его сын» Иглики Трифоновой получил Гран-при, а болгарская актриса Яна Маринова, сыгравшая в школьной драме «11-а» - приз как лучшая актриса, с чем её, и всю болгарскую киноиндустрию можно только поздравить.

Отдельно нужно остановиться на картине «Напротив Левого Берега». Технология съёмки фильмов такого типа практикуется уже давно. В России самыми показательными образцами можно считать вторичную посредственность от Разбежкиной «Зима, уходи!» и гениальный фильм Виктора Косаковского «Демонстрация». Отличие фильма Евгения Григорьева и Анны Селяниной в том, что они делегировали ответственность за съёмки не своим студентам, а самодеятельным ростовским режиссёрам, и не про одномоментное событие, а фильмы-портреты людей на Дону. Результат, конечно, не дотягивает до высот Косаковского (это недостижимо вообще ни для кого), но разбежкинцы со своим руководством однозначно курят в сторонке. «Напротив Левого Берега», безусловно, стал событием не только Фестиваля и всей Ростовской области, но и способен продвигать российскую документалистику на других площадках. Билеты на все сеансы были распроданы.

Вспоминая прошлый и нынешний Фестиваль становится удивительно, что всю эту махину сдвинули с точки два человека - Ирина Козлякова и Олег Тактаров. Конечно, со скрипом и сложностями, но огромный проект уже не просто развивается, но начинает преобразовывать Ростов-на-Дону, становясь одним из его знаковых событий. Нигде зрители и девушки-волонтёры не делают селфи с гостями так увлечённо, как на «Bridge of Arts». Вероятно, PR-директор Алексей Павловский сумел внушить им важность и судьбоносность происходящего события. Тем же недалёким людям, которые вместо Ростова зачем-то полетели на фестиваль венецианский – вообще не завидуем. Венеция – преходяща, это болото скоро скроется в пучине средиземноморья, а Ростов стоит на Дону, поэтому фестиваль «Bridge of Arts» - вечен.

двойной клик - редактировать

Cообщество
«Салон»
14 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x