Сообщество «На русском направлении» 21:24 20 сентября 2018

«Россия – страна простора, страна минора, страна Христа»

к открытию мемориальной доски Георгию Васильевичу Свиридову

Трагизм ли положения русской культуры в России тому причина? Надменность ли к русской культуре в кругах «приличного общества»? Но выразителя её русский народ угадывает с первых звуков музыки, с первых стихотворных строк и вписывает его имя на скрижали истории Отечества рядом с именами святых, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, полководцев Александра Суворова и Михаила Кутузова…

«В манере дирижирования Голованова было что-то от священнодействия», - вспоминал хормейстер Большого театра Клавдий Васильевич Птица. Как-то в частной беседе Николай Голованов произнес, что оперой «Борис Годунов», над постановкой которой работал Арий Пазовский, должен дирижировать русский дирижер. Разразился скандал. Голованову инкриминировали статью «антисемитизм» начались преследования. Блистательными постановками «Борис Годунов», «Садко», «Хованщина» Николай Голованов взял реванш, каждая постановка была удостоена высшей награды, Сталинской премией I степени.

«Уланова завораживала нас, — рассказывала балерина Раиса Стручкова. — Мы смотрели на Уланову как на икону. Мы молились на неё». Уланову боготворили великие художники: Сергей Эйзенштейн, Сергей Прокофьев, Николай Охлопков, Иван Берсенев, Юрий Завадский, Вадим Рындин, Николай Мордвинов, Алексей Попов… Почти исповедальные письма от учителей, врачей, рабочих и военнослужащих приходили на адрес «Большой театр. Улановой».

«Россия – страна простора, страна минора, страна Христа».

Эти слова принадлежат Георгию Васильевичу Свиридову. Выразителю русской культуры. Гению русской цивилизации. Композитору, чья музыка звучит на престижнейших филармонических площадках мира, на улицах, площадях, в подземных переходах самых разных городов.

«В мире всего три композитора, которых играют и поют на улицах. - цитирую Владимира Федосеева, главного дирижера Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского. - Это Моцарт, Верди и Свиридов».

Владимир Федосеев – из круга доверенных лиц Георгия Свиридова. Его интерпретации сочинений композитора признаны как бестселлер, а свиридовская «Метель» превратилась в своего рода визитную карточку Большого симфонического оркестра. В 1999 году Владимир Федосеев передал в дар Большому залу консерватории бюст Георгия Свиридова работы скульптора Михаила Аникушина, автора знаменитого памятника Пушкину в Петербурге на площади Искусств.

Без малого двадцать лет прошло с тех пор. Говорили о памятнике Свиридову в Москве, о музее Свиридова…

20 сентября 2018 года. Событие.

В Москве состоялось открытие мемориальной доски Георгию Васильеву Свиридову. Памятную доску установили на фасаде дома, где композитор жил с 1968 по 1998 годы, по адресу; Большая Грузинская улица, дом 36, строение 3. Инициатива создания мемориальной доски принадлежит Российскому музыкальному союзу. Авторы: скульптор Андрей Забалуев, архитектор – Игорь Воскресенский.

«Жизнь — без начала и конца.

Нас всех подстерегает случай».

И этот случай – открытие мемориальной доски Свиридову – собрал в сквере его дома порядка двухсот человек. Совсем неслучайных.

Владимир Минин, художественный руководитель Камерного хора и артисты Камерного хора. Искусствовед, художественный критик Андрей Андреевич Золотов. Писатель Владимир Крупин. Политик Сергей Бабурин. Народный артист СССР Николай Губенко. Владимир Федосеев с женой, музыковедом Ольгой Ивановной Доброхотовой. Поэт Владимир Костров. Главный дирижер симфонического оркестра Московской филармонии Юрий Симонов….

Читали стихи. Произносили речи.

Владимир Минин подчеркнул грандиозность Георгия Свиридова - мыслителя. «Вокальным циклом «Отчалившая Русь» композитор создал миф, значение которого сравнимо с мифом о Китеж-граде». «Величие с простотой соединены в душе Свиридова – говорил Андрей Золотов – благодаря его высочайшей культуре, благодаря любви к Отечеству». «Свиридов умел сострадать с русским народом, умел с русским народом радоваться. Я не знаю более русского композитора, чем Свиридов», – заключил Николай Губенко. Игорь Воскресенский, не скрывая волнения, напомнил о кризисе в искусстве сегодня и назвал музыку Свиридова – музыкой будущего. Владимир Федосеев вспомнил случай. Большой симфонический оркестр давал гастроли в Лондоне. Исполнил вокальный цикл Свиридова на стихи шотландских и английских поэтов, после чего к дирижеру подошли молодые люди с вопросом: прозвучала старинная музыка или современная?..

Георгий Свиридов – композитор вечной музыки.

Георгий Свиридов – из композиторов, кто видел Бога.

Георгию Свиридову была явлена тайна мелодии.

И ведь сложилось так, что именно этой тайне во второй половине ХХ века был объявлен бойкот. Была развернута и мощно профинансирована кампания по продвижению и развитию авангардной музыки. Композиций глухих звуков и уродливого звучания.

В 1954 году в Риме состоялся фестиваль «Международная конференция музыки ХХ века». Среди приглашенных лиц: Артур Онеггер и Фрэнк Мартин, Дариус Мийо и Вирджил Томсон… Не получил приглашения Тосканини. Великий Артуро Тосканини! Причина: излишний анахронизм в своей деятельности, неприятие «проводников современной музыки». В конце 60-х эмиссары из Европы уже приступили к набегам в Москву и в Ленинград в поисках композиторов, представителей современной музыки…

Я думала об этом, пока продолжалась церемония открытия мемориальной доски. Атмосферу открытия вполне можно было бы назвать торжественной. Если бы не одно «но». Не та пронзительная нота грусти, что сопровождает клин улетающих на юг журавлей…

Хотелось верить: как и журавли «Отчалившая Русь» в Россию всё же вернется.

И не хотелось уходить.

Какое-то время мы еще сидели на скамейке с Владимиром Костровым, делились впечатлениями, вслушивались в шум ветра. 6 января 1998 года он написал такое стихотворение:

Незримы и невыразимы,

Лишённые телесных пут,

Рождественские серафимы

Теперь Свиридову поют.

О тесноте земной юдоли,

Где каждый звук его зачат,

В морозном небе, в чистом поле

Распевы горние звучат.

И хора сладкое согласье,

Мерцающее в звёздной мгле,

Так внятно говорит о счастье,

Ещё возможном на земле.

И как пророк в сухой пустыне,

С надеждой глядя в небеса,

Почти оглохшая Россия

Внимает эти голоса.

Молись и верь, Земля родная,

Проглянет солнце из-за туч…

А, может быть, и двери рая

Скрипичный отворяет ключ.

Памяти Георгия Васильевича Свиридова.

Cообщество
«На русском направлении»
15 марта 2024
Cообщество
«На русском направлении»
1.0x