Рыночник с деревяшкой
Авторский блог Николай Юрлов 14:36 29 марта 2019

Рыночник с деревяшкой

От Ремарка к Михалкову и далее по жизни
7

Амплуа Эриха Марии Ремарка, который из зарубежных классиков у нас считается едва ли не главным литературным обвинителем милитаризма, вполне может быть расширено ещё и до строгого судьи рыночных отношений.

Как бы ни любил сам писатель сидеть в каком-нибудь кафе за нескончаемой рюмкой кальвадоса, зная не только толк в закуске и выпивке, но и хорошо реагируя на красный фонарь небезызвестного уличного заведения, где-то в глубине души он остался решительным противником безжалостного капитализма.

Хотелось бы сказать «европейского», потому что в России он был, я думаю, несколько иной, и Ремарк в «Триумфальной арке» это неплохо показывает. Всего лишь один литературный эпизод, связанный с автомобильным ДТП и как следствие — несчастным случаем в жизни французского мальчика Жанно, которому раздробило ногу. Её теперь хирургу и главному герою культового романа придётся, однако, удалять.

О чём же в эти минуты думает попавший под колёса судьбы парижский подросток? Разве не о том, что ему больше не придётся гонять мяч, стараясь в этой тривиальной детской состязательности обойти сверстников, выделиться? А может, кровь вдруг ударяет ему в лицо? Как же он увидит теперь Люси из соседнего дома, представ перед ней искалеченным?..

Писатель являет нам пример классического рыночника, этакого юного Егора Гайдара чисто французского разлива. Жанно первым делом записал номер машины и теперь предъявит свой счёт страховой компании, получив за это солидный куш.

Разумеется, ему очень важно узнать у доктора, до каких пределов предстоит лишиться конечности. Выше колена — значит, и размер выплаты будет значительно больший. К тому же он сможет сделать бизнес и на протезе: выторгует самый дорогой, затем продаст его в том же ортопедическом магазинчике, а взамен обойдётся элементарной деревяшкой.

На какие только жертвы не пойдёшь, если детской мечтой подростка остаётся открытие собственной молочной? Вот Жанно и задаёт простой риторический вопрос (и герою, и всем нам), и вопрос этот в одночасье делает его не по летам взрослым:

— Должно же человеку повезти хоть раз в жизни, а?

Блестяще вырисовывая эту сцену, Ремарк и представить себе не мог, что его литературный собрат в далёкой Москве, создавший уже слова гимна Советского Союза, не столько отражал реалии суровой действительности, сколько старался, по крайней мере, внести свою лепту в воспитание экономической бережливости у порастающего поколения советских людей. Это был, конечно, знаменитый Сергей Михалков, сочинивший по такому случаю даже сказку-памфлет «Похождение рубля» (1967).

 «Я настоящий трудовой Рубль! — с гордостью думал я. — Интересно, что меня ждёт впереди? Что со мной будет дальше? Как меня будут тратить и, главное, на что?..»

Вопросы советского классика детской литературы, казалось, безответно улетели в Космос, в загадочное наше будущее...

Говорят, сегодня в наиболее продвинутых школах России уже ввели финансовую грамоту — надо же как-то готовить молодую поросль к свалившемуся ей на головы капитализму, чтобы всем гримасам рынка можно было скорчить адекватную рожу. Или в ближайшей перспективе показать кукиш тем самым дельцам, которые рассчитывают бюджет по заниженным нефтедолларам, а разницу от реальной цены национального экономического мерила марки «Брент» кладут в некую кубышку, окутанную важной государственной тайной.

Но это уже совсем не сказочка, которую пишут ежегодно финансисты-монетаристы, а горькая наша быль, достойная пера отважных публицистов.

Николай ЮРЛОВ,

КРАСНОЯРСК

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

Загрузка...

Комментарии Написать свой комментарий
29 марта 2019 в 15:03

Человечество будет жить вечно, в том числе и в коммунизме, в деньгах, в товаре, в рынке, в товарно-денежных отношениях http://zavtra.ru/blogs/chelovechestvo_budet_zhit_vechno_v_tom_chisle_i_v_kommunizme_v_den_gah_v_tovare_v_rinke_v_tovarno-denezhnih_otnosheniyah

Почему Маркс и все классики марксизма-ленинизма требовали отмены денег и товарно-денежных (рыночных) отношений? Потому что те деньги, которые были во времена Маркса, становились капиталом, то есть становились инструментом эксплуатации. И, главное, потому что те деньги были золотопаритетными и ограничивали развитие экономики. Сколько добыли золота, лишь на стоимость добытого золота можно было выпустить денег и выпустить добавочных товаров, наработать прибавочной стоимости.
При ограниченных золотопаритетных деньгах и думать было нечего о строительстве коммунизма, где: «На высшей фазе коммунистического общества … когда вместе с всесторонним развитием индивидуумов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, …» (К. Маркс «Критика Готской программы»)
Не получалось, при ограниченных золотопаритетных деньгах, сплошного потока продуктов или товаров для народа. Поэтому те золотопаритетные деньги, те золотопаритетные товарно-денежные отношения, существовавшие во времена Маркса, Ленина, Сталина, жизненно необходимо было отменить.
В СССР, отменяя те золотопаритетные деньги, пошли по пути прямой отмены денег, вводя искусственный способ производства, называемый продуктообменом. Снижались цены, снижались тарифы на сдельный труд, десятилетиями не поднимались зарплаты и пенсии, получили большое развитие всевозможные общественные фонды распределения и непроизводственные фонды при предприятиях, в конце года уничтожались неизрасходованные деньги, остававшиеся на счетах предприятий и организаций, скрывался ежегодный выпуск денег, все время, несмотря на борьбу с деньгами, увеличивавшийся и составлявший, в конце существования СССР, более 70% от оценки ВВП. Но вся эта борьба с деньгами подрывала финансирование развития страны, снижала темпы развития.
Человечество пошло здесь другим путем, оставив деньги, но отменив в 1976 году их золотопаритетность. При этой отмене изменилось очень многое. Исчезло понятие капитала и капиталисты перестали присваивать постоянным и переменным капиталами прибавочную стоимость (выпускаемые деньги). Прибавочная стоимость стала сниматься прямым выпуском денег, вдали от производств и товарно-денежных отношений (рынка), простым нажатием клавиши компьютера в банке. То есть исчез капитализм, производства и товарно-денежные отношения (рынок) перестали быть эксплуататорскими. Выпускаемые деньги перестали различать разделение труда, стали общими (коммунистическими!), стали выпускаться на общий (коммунистический!) труд населения страны. Человечество взошло на порог коммунизма. Денежного коммунизма!
Самое главное, что появился новый могущественнейший способ производства, в котором снято ограничение производства товаров золотопаритетными деньгами, в котором неограниченно возрастающий поток выпускаемых товаров идет рядом с соответствующе неограниченно возрастающим потоком выпускаемых денег. Понятно, что это конечный способ производства для человечества, что человечество будет теперь жить в товарно-денежных отношениях вечно, потому что эти неограниченно возрастающие потоки выпускаемых товаров и денег уже не остановить. Понятно, что любая попытка повредить этому способу производства, устранить, например, деньги или товарно-денежные отношения, является страшным преступлением против человечности и человечества, является попыткой столкнуть человечество с объективно необходимого пути его развития. Понятно, что первым шагом в становлении этого нового могущественнейшего способа производства, является законное (бюджетное) направление потока выпускаемых денег народу, чтобы этот могущественнейший способ производства заработал в интересах народа, чтобы и неограниченно возрастающий поток выпускаемых товаров был направлен народу.
Но не тут-то было. Этому, полному, открытому и законному (бюджетному) направлению народу выпускаемых денег, всеми силами стало препятствовать ворье (фглонисты), присвоившее в России себе выпуск денег. Если бы выпускаемые деньги в России проходили к каждому, то уже только за счет перевода денежной массы с опоры на золотой запас на опору на всю товарную массу, наработанную в стране за всю историю ее человеческого существования, каждый в России уже мог бы стать долларовым миллионером. И не было бы в стране нищих, бедных и бездомных. Но и в этом 2018 году, порядка 900 тысяч новых выпущенных рублей, принадлежащие каждой душе в России, это ворье с каждой души присвоит себе. В целом, в этом 2018 году ворье присвоит себе выпускаемых денег в пять раз больше, чем имеется в бюджете РФ 2018 года, лишенного выпускаемых денег. Непростая задача получается: чтобы побороть в России разворовывание выпускаемых денег, основу коррупции и бандитизма, надо побороть ворье, ежегодно получающее в пять раз больше денег, чем имеет все государство.
Но эта непростая задача резко усложняется тем, что этому, передаче выпускаемых народных денег народу, став плечом к плечу с ворьем, разворовывающим выпускаемые деньги, препятствуют руководители коммунистов. Наотрез, несмотря на многочисленные обращения рядовых коммунистов, отказываются руководители коммунистических партий и движений поднять вопрос о направлении выпускаемых денег в бюджет.
И дело здесь далеко не только в руководителях компартий. Многие наши известные и уважаемые коммунисты, всю свою жизнь честно отдавшие делу рабочего класса, как они понимали это дело, когда я призывал их заняться передачей выпускаемых денег народу, отвечали мне, дословно: «Уважаемый товарищ Волобуев! Признателен Вам за стремление применять марксизм с учетом современности. Понимаю, что марксизм не догма, а руководство к действию. Но не согласен с Вашим развитием марксизма и остаюсь на понимании социализма и коммунизма в том теоретическом и практическом виде, который разработали К. Маркс, Ф. Энгельс, строили и мечтали создать В.И. Ленин, И.В. Сталин.» То есть, отвечали, что, дескать, Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин не имели представления об отмене золотого паритета денег и они не собираются заиметь это представление, что всю жизнь они не передавали выпускаемые народные деньги народу и теперь не собираются передавать.
Постоянно вбрасываются заявления, что не стоит якобы обращать внимания на деньги, что деньги якобы в самое ближайшее время будут ликвидированы, благодаря введению в работу ОГАС академика В. М. Глушкова. Эти безответственные заявления сегодня резко участились, в связи с появлением деклараций о переходе к так называемой цифровой экономике. Это неправда. Никто не пойдет на замену одного показателя денег, на триллионы постоянно изменяющихся натуральных показателей. Не шел на это и В. М. Глушков. В ОГАС В. М. Глушков не только не отказывался от денег, но и частично, в расчетах между предприятиями, вводил электронные деньги, новые для того времени, но ставшие сегодня основными деньгами.
Как правило, в программах всех, практически, компартий, вместо развития товарно-денежных отношений в интересах народа, предлагается сокращение «товарно-денежного оборота до минимума». То есть предлагается столкнуть человечество с объективно необходимого пути его развития, совершить страшное преступление против человечества. Обоснование этому дается просто смехотворное: «Продолжают действовать товарно-денежные отношения, несущие в себе возможность присвоения и накопления материальных благ помимо распределения по труду.» То есть обоснование дается на уровне: отобрать кухонные ножи у населения, а то кто-нибудь может порезаться. То, что таким образом в программах компартий предлагается коммунистам бороться с товарно-денежными отношениями, избранными человечеством для себя навечно, предлагается пойти против человечества, стать нелюдями, авторов программ абсолютно не волнует.
Пора, пора всем коммунистам, как и всем людям, понять, куда и как идет человечество, и начать помогать человечеству в его естественном продвижении по избранному объективно необходимому пути, а не бороться с человечеством, совершая страшные преступления

29 марта 2019 в 15:23

Спасибо Вам! Честно говоря, я не настолько силён в политической экономии (имел по сему предмету честную тройку), чтобы поддержать или поспорить с Вашей идеей, но интуицией старого газетного волка чувствую: тут есть рациональное зерно!
А к реальным деньгам отношение примерно такое же, как у Льва Николаевича Толстого: деньги - зло! Видимо, поэтому у меня их и нет...
Старинное монеты, а также купюры и банкноты, впрочем, ещё в детстве представляли для меня интерес как материальные свидетельства о прошлом. Денежный знак, исполненный на высоком художественном уровне, - это и свидетельство некоего культурного развития общества, и я полагаю, что Вы со мной согласитесь...

29 марта 2019 в 15:32

Конечно. Но я более, наверняка, старый газетный волк. Или журнальный.

29 марта 2019 в 15:56

Скоро, я думаю, как Астафьев заговорим о том, что полвека мучаем бумагу, а она - нас!

29 марта 2019 в 17:45

Очень интересная товарно-денежная логика. Ну, добыли газ, нефть, продали за рубеж, получили деньги. Поместили их под 2 % в зарубежный Банк. А почему - не в свой, отечественный? А что было бы, если доход от ВВП "раздать народу", как это советует Е. Волобуев? Каждый получит свои 50 тр к з/п, пенсии, бомжи и нищие - просто так!
Вот здесь и кроется социальная бомба!
Человек, получающий деньги за ничего не делание (все не могут быть сотрудниками Газпрома!) ДЕГРАДИРУЕТ!
С этим - как быть?

29 марта 2019 в 20:36

Борис
Николаевич
Сегодня в 17:45 А что было бы, если доход от ВВП "раздать народу", как это советует Е. Волобуев?
================================================
Как это: просто так? Эти сегодняшние выпускаемые деньги наработаны и заработаны всеми и каждым. И должны доставаться законно (бюджетно) всем и каждому. А не ворью, не фглонистам, не частным банкирам, незаконно выпускающим себе рубли в России сегодня. Деньги в России сегодня выпускаются на все население России, не различая работу индивидуумов. А достаются (о, ужас!) ворью.
Просто мы (человечество) входим в такой естественный и объективно необходимый коммунизм, когда первым начинает выполняться принцип "каждому по потребностям". Неожиданно, но человечство так решило. И не стоит перечить ему нелюдью.

30 марта 2019 в 18:35

Да, прав был Михалков-старший: путешествие рубля продолжается, но это уже не столько путешествие, сколько мытарства.
Рациональное зерно у Евгения Волобуева, на мой взгляд, в том, что деньги освободили от привязки к золотому запасу, золотой обеспеченности. А тут ещё и криптовалюта наступает по полной программе.
Куда бедному крестьянину податься?