Сообщество «Салон» 11:30 1 июня 2018

Римского-Корсакова оцифровали

В музее-квартире Римского-Корсакова в С-Пб открылось мультимедийное пространство

ХХI век с его доминированием виртуального пространства, гаджетами, 3-4D форматами, оцифровыванием всего и вся вплоть до человеческого сознания властно вступает в те сферы, которые всегда казались традиционно консервативными. Даже академическая музыка и музейное дело не остаются нынче в стороне от постиндустриальных реалий.

С помощью IT даже человек, не слишком осведомленный в музыкальной грамоте может теперь пусть и на популярном, любительском уровне воплотить в жизнь свои музыкальные желания и фантазии с помощью интерактивных устройств.

- И это полезно и продуктивно для просвещения в области классики молодых людей, уже не представляющих себе жизни без смартфонов, но при этом не слишком хорошо ориентирующихся в вопросах классического искусства. Во всяком случае, так считает руководство музея-квартиры Римского-Корсакова, что на Загородном проспекте, 28, возле Пяти углов.

Инициатива создания мультимедийного пространства, проявленная молодыми специалистами, была благосклонно воспринята заведующей музея Ниной Костенко. Проект был реализован компанией «Европейские музейные технологии» по заказу Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства при поддержке Комитета по культуре.

…И вот 16 мая в экспозиционном зале музея для журналистов городских СМИ прошла презентация «мультимедийного пространства», состоящего из пяти интерактивных объектов или зон. Также по всему периметру зала расположены зоны для прослушивания записей сочинений Николая Римского-Корсакова в различных интерпретациях.

На протяжении примерно получаса журналистам были продемонстрированы чудо-возможности новейших компьютерных технологий в применении к музыкальным произведениям великого русского композитора. Экскурсию-лекцию вела автор и куратор проекта очаровательная Лидия Адэр, видимым образом очень увлеченная своим детищем.

Демонстрация началась с зоны «основы оркестровки». К сожалению, поскольку к пульту с сенсорными кнопочками оркестровых инструментов были подсоединены только одни наушники, демонстрация возможностей оркестровки была неумозрительной только для одной журналистки, которая вызвалась испытать на себе работу прибора. Остальные желающие, правда, смогли это проделать после лекции. «Основы оркестровки» позволяют послушать как отдельно каждый инструмент, так и различные оркестровые группы и весь оркестр. Здесь каждый может, не имея под руками живого симфонического оркестра, пробовать различные сочетания инструментов на основе нескольких мелодий Римского-Корсакова.

Рожок с кларнетом говорит,/В объятьях арфы флейта спит,/ Вещает траурный тромбон -/Покойникам приятен он,-

Вероятно, можно было бы попробовать и такую оркестровку, описанную в известном стихотворении поэта и композитора начала прошлого века Михаила Кузмина в его знаменитой «Форель разбивает лёд».

Исключительно любопытным объектом, вызвавшим всеобщее повышенное внимание стали «Основы дирижирования». На огромном плазменном экране расположен оркестр, любой желающий может встать за пульт перед экраном, взять палочку и дирижировать, ускоряя или замедляя темп, а также усиливая или понижая громкость звучания различных оркестровых групп или всего оркестра. Перед сеансом собственного дирижирования с экрана звучит инструкция известного дирижера, а затем каждый может попытаться исполнить три композиции Римского-Корсакова.

Однако этот прибор то ли оказался сыроватым, то ли журналистка, попытавшаяся дирижировать, не совсем справилась с новой для себя задачей, но получилось не очень – в стиле «брюки превращаются, брюки превращаются… в элегантные шорты». Оркестр не всегда хотел слушаться дирижерской палочки, останавливался сам по себе и т.д. Будем надеяться, что это был только первый блин, который в наших краях, как известно, всегда выходит комом.

Следующая зона - «основы аранжировки» - позволяет каждому желающему составить свое, новое произведение на основе отрывков сочинений Римского-Корсакова. К фрагментам можно применять разные способы обработки звука и создавать музыкальный коллаж по своему вкусу.

Последним продемонстрированным аттракционом был «световой орган», представляющий из себя электрическое пианино Yamaha с присоединенными к нему высокими разноцветными светильниками. Как известно, Римский-Корсаков, как и впоследствии Скрябин, обладал цветным слухом, но при виде «светового органа» в моем сознании почему-то невольно и достаточно бесстыдно, из далекого детского прошлого, всплыли слова «цветомузыка» и «дискотека».

Тут уже многие из присутствующих в меру имеющихся навыков попробовали что-то на «световом органе» изобразить. Я тоже причастился - сыграл бессмертное «Yesterday», подсвеченное разноцветными лампочками; но мне, честно говоря, сама идея не понравилась. Цветовые ассоциации, если они есть, должны не навязываться слушателю или исполнителю, но возникать в сознании сами естественным образом.

Да и играть надо на настоящих аналоговых деревянных клавишах – так, чтобы из них было слышно гудение соснового леса под тревожным осенним ветром. Так вернее почувствуешь дух настоящей музыки – неважно, академической или современной. Впрочем, если кому-то нравится поиграть в классику, мультимедийное пространство музей-квартиры Римского-Корсакова на Загородном всегда будет радо гостям.

Cообщество
«Салон»
14 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
21 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
1.0x