Авторский блог Вячеслав Кочнов 13:48 31 декабря 2019

РИМСКИЙ-КОРСАКОВ В НАДЕЖНЫХ РУКАХ

О ежегодном зимнем концерте Алексея Карабанова и его оркестра, о юбилее Римского-Корсакова и о молодых талантах…

двойной клик - редактировать галерею

В большом зале СПб Филармонии Центральный концертный образцовый оркестр ВМФ России под управлением своего худрука капитана первого ранга Алексея Карабанова исполнил произведения Николая Римского-Корсакова. В Фантазии на темы оперы «Золотой петушок» Ефрема Цимбалиста и в Симфонической сюите для оркестра по «1001 ночи», соч. 35 солировал лауреат международных конкурсов молодой скрипач Петр Федотов.

Сейчас принято много переживать на тему молодого поколения. В том числе, вслух, публично, в СМИ и в соцсетях. Дескать, из-за глобального торжества поверхностного интернет-образования и фрагментарно-клипового мышления, возникшего по причине общего ускорения жизненных процессов, нынешние молодые люди, не выпускающие из рук гаджетов, утратили подлинное понимание классического искусства, да и классическое понимание смысла жизни тоже.

В связи с этими мыслями мне вспоминаются замечательные стихи немецкого композитора Ханса Пфитцнера из либретто, как и у Вагнера, собственного сочинения к его очень известной в западном мире и, к сожалению, не очень у нас опере «Палестрина» (премьера 1917 год) :

- Die toten Meister heben ihre Haende,/Sie rufen aus dem Grabe: rette, rette!/Ach, wer errettet unsere Musik?/Unheilig und getoetet sie wie wir –

- Мертвые мастера вздымают руки/Они взывают из гробов: о, спаси же, спаси!/Ах, кто спасет нашу Музыку?/Обесчещена и убита она, как и мы…

С таким ощущением жили некоторые музыканты ещё в начале прошлого века – и не только Пфитцнер, но и Рахманинов, Метнер, другие. Когда в сонатах Скрябина, оркестровых пьесах Айвза и камерных симфониях Шёнберга рушилась тональная система, некоторые, как Пфитцнер, рифмовали свои ощущения с атмосферой середины века XVI-го – эпохой высокого Возрождения и Тридентского собора, на котором ватиканские кардиналы размышляли о судьбах гибнущей, как им казалось, музыки.

Недавний концерт юбилейного ХХ-го фестиваля «Адмиралтейская музыка» в Большом зале Филармонии в очередной раз убедил меня в обратном: есть молодые музыканты, находящиеся в состоянии осмысленно и высоко художественно исполнять великие шедевры классической музыки.

На сей раз фестиваль, задуманный и впервые реализованный ровно 20 лет назад Алексеем Карабановым, капитаном и дирижером, был посвящен 175-летию со дня рождения великого русского композитора-моряка Николая Андреевича Римского-Корсакова. Не каждый знает, что помимо композиторства, дирижирования и музыкальной педагогики, Римский-Корсаков своей деятельностью на посту инспектора оркестров Морского ведомства заложил фундамент военно-музыкального дела на кораблях и в частях флота. И эти традиции, бережно переданные через столетие с лишним, современные военно-морские оркестры тщательно сохраняют по сей день.

Валерий Гергиев считает, что сыграл в прошлом сезоне на различных сценах Мариинки все произведения Римского-Корсакова, поставив все 15 опер великого композитора и лично продирижировав его симфоническим наследием. Однако Алексею Карабанову было, что добавить – и он это сделал.

В тот вечер в исполнении Центрального концертного образцового оркестра имени Н.А. Римского-Корсакова ВМФ России прозвучали сочинения для солирующих инструментов с духовым оркестром, написанные композитором специально для сводного оркестра Кронштадтского порта в 1877-78 гг. Помимо этого была сыграна знаменитая сюита для скрипки с оркестром, навеянная сказками «1001 ночи», соч. 35 1888 года и «Фантазия на темы из оперы «Золотой петушок», созданная выдающимся скрипачом Ефремом Цимбалистом и специально для этого концерта инструментованная Алексеем Карабановым для скрипки и духового оркестра. Здесь нельзя не отметить потрясающее мастерство инструментовки маэстро Алексея Карабанова: все переоркестрованные им произведения звучат так органично, как будто изначально замышлялись авторами для духового состава – в них ни разу не заподозришь переделку! Чуть ли не в первую очередь это относится к Фантазии на темы «Золотого петушка» для скрипки с оркестром Цимбалиста.

Солиста – лауреата нескольких международных конкурсов скрипача Петра Федотова – капитан Карабанов приглашает на свои концерты не в первый раз. И это совсем не удивляет. Петр Федотов с его очень особенным, сразу запоминающимся артистизмом, привносит в игру оркестра совершенно особенную краску. Петр – яркий представитель музыкантской династии и наглядное опровержение расхожего тезиса о том, что «природа на детях гения отдыхает». Его отец – знаменитый скрипач и дирижер, народный артист России Максим Федотов. А родной дед по отцу Петра Федотова – не менее прославленный дирижер Мариинского Театра, тоже народный артист России Виктор Федотов. А если вспомнить, что мать Петра Федотова – замечательная пианистка, заслуженная артистка России Галина Петрова, а бабушка по маме – известный композитор, автор транскрипций для скрипки и фортепиано Аида Исакова, его музыкально-генеалогическую картину можно считать полной.

Слушая Петра Федотова, с его очень оригинальным, густым, мужским, мощным и энергетичным звуком – если сравнивать с голосом – как бы с бархатистой с хрипотцой,- с его зрелой, очень взрослой агогикой, я вспомнил один спектакль в Мариинке, на котором я был лет 10-15 назад. Во втором акте «Тристана и Изольды» на сцену в роли короля Марка вышел великий немецкий бас-баритон Рене Паппе: когда он пропел первую ноту, удивительным образом изменилось звучание всего оркестра. Подобный эффект на аккомпанирующий ему оркестр производит харизматичная игра на скрипке Петра Федотова. По сути, Петр Федотов обладает на скрипке настоящим вокальным мастерством. Примерно об этом же сказал мне в личной беседе маэстро Алексей Карабанов:

- Очень темпераментная и виртуозная игра! Кровь закипает, в игре Петра столько жизни!

И еще я подумал вот о чем. Молодой музыкант умеет произнести, пропеть на скрипке музыкальную фразу так убедительно и так по-настоящему, что, слушая его, нам не должно быть страшно за наше будущее – есть на кого оставить гениальное наследие классиков.

фото предоставлены Алексеем КАРАБАНОВЫМ

1.0x