Сообщество «Учебный космос России» 04:36 8 апреля 2017

Революция и общечеловеческие святыни

Дистанционные экспозиции МТОДУЗ (Москва-Троицк). 1917 - 2017

ВАСИЛИЙ Ш А Х О В

Революция и общечеловеческие святыни…………..

Вера, знание и опыт

(Лев Толстой

и Владимир Соловьёв)

Земля-владычица! К тебе чело склонил я,

И сквозь покров благоуханный твой

Родного сердца пламень ощутил я,

Услышал трепет жизни мировой.

В полуденных лучах такою негой жгучей

Сходила благодать сияющих небес.

И блеску тихому несли привет певучий

И вольная река, и многошумный лес.

И в явном таинстве вновь вижу сочетанье

Земной души со светом неземным,

И от огня любви житейское страданье

Уносится, как мимолетный дым.

Владимир С о л о в ь ё в.

«…Моё знакомство с философом Соловьёвым (оно состоялось в мае 1875 г. в Ясной Поляне – В.Ш.) очень много дало мне нового, очень расшевелило во мне философские дрожжи и много утвердило и уяснило мне мои самые нужные для остатка жизни и смерти мысли, которые для меня так утешительны, что если бы я имел время и умел, я бы поставался передать и другим»

(из письма Толстого Н.Н. Страхову,

август 1875 г.).

Нельзя в должной мере осмыслить характер и направление философско-нравственных исканий Л.Н. Толстого перед «уходом» из Ясной Поляны без уяснения толстовского отношения к соловьёвской доктрине религиозного преображения действительности ( в основе которой – почерпнутое из «Евангелия» учение о кризисе жизни и близящемся апокалиптическом конце мира). Надежды на возможное «преображение», переустройство мира Соловьёв увязывает с духовным его обновлением, гуманизмом, человечностью

(«Бедный друг, истомил тебя путь, Томен взор, и венок твой измят. Ты войди же ко мне отдохнуть. Потускнел, отгорая закат. Где была и откуда идешь, Бедный друг, не спрошу я, любя, Только имя мое назовешь – Молча к сердцу прижму я тебя. Смерть и Время царят на земле, - Ты владыками их не зови: Все, кружась, исчезает во мгле, Неподвижно лишь солнце любви»).

Из писем Толстого разных лет: «…Я прочел философскую статью Соловьева, и она мне очень понравилась. Это ещё один человек прибыл к тому малому полку русских людей, которые позволяют себе думать своим умом…»; «Соловьева статью в «Гражданине» пришлите, пожалуйста. Заглавие очень для меня заманчиво. «Вера, знание и опыт».

Родина русской поэзии

По поводу элегии «Сельское кладбище»

Посвящается П. В. Жуковскому

Не там, где заковал недвижною бронею

Широкую Неву береговой гранит,

Иль где высокий Кремль над пестрою Москвою,

Свидетель старых бурь, умолкнувший, стоит,

А там, среди берез и сосен неизменных,

Что в сумраке земном на небеса глядят,

Где праотцы села в гробах уединенных,

Крестами венчаны, сном утомленных спят,—

Там на закате дня, осеннею порою,

Она, волшебница, явилася на свет,

И принял лес ее опавшею листвою,

И тихо шелестил печальный свой привет.

И песни строгие к укромной колыбели

Неслись из-за моря, с туманных островов,

Но, прилетевши к ней, они так нежно пели

Над вещей тишиной родительских гробов.

На сельском кладбище явилась ты недаром,

О гений сладостный земли моей родной!

Хоть радугой мечты, хоть юной страсти жаром

Пленяла после ты,— но первым лучшим даром

Останется та грусть, что на кладбище старом

Тебе навеял Бог осеннею порой.

12 октября 1897

«Адвокаты 100-миллионного

земледельческого

народа»

(Лев Толстой и Владимир Стасов)

Сохранилось 99 писем, адресованных друг другу

Л.Н. Толстым и В.В. Стасовым.

Из писем В.В. Стасову:

«Боюсь, что творится много дурного и

неумного. Как это всегда бывает, когда

разгораются страсти… Я во всей этой

революции состою в звании, добро и

самовольно принятом на себя, адвоката

100-миллионного земледельческого

народа. Всему, что содействует или

может содействовать его благу, я

сорадуюсь, всему тому, что не имеет этой

главной цели и отвлекает от неё, я не

сочувствую. На всякие же насилия и

убийства, с какой бы стороны ни

происходили, смотрю с омерзением. До

сих пор приходится больше огорчаться,

чем радоваться…»

(18 октября 1905 г., Ясная Поляна).

«События совершаются с необыкновенной

быстротой и правильностью. Быть недовольным

тем, что творится, всё равно что быть недовольным

осенью и зимою, не думая о той весне, к которой

они нас приближают. Я неукоснительно

приближаюсь к большому переезду…»

(30 ноября 1905 г., Ясная Поляна).

В декабре 1905 г. Толстой вступает в полемическую «перекличку» с маститым

критиком, размышляя о мире искусства, мире «таких людей, каким был Гете, каким был

наш дорогой Герцен». В письме от 15 февраля 1906 г. Стасов высказывает восхищение включенными в «Круг чения» толстовскими повестями, вновь перечитанной «Исповедью», статьей «К политическим деятелям», толстовскими мыслями, «брошенными как бы вскользь,

но до того глубокими и важными для постижения и определения искусства», что он «вложил

в свой амбар кирпичей, откуда идут материалы» на творческую стройку.

Владимир Владимирович Стасов (1824-1906) – крупнейший художественный и музыкальный критик, культуролог, археолог, теоретик и историк искусства и литературы.

Л.Н. Толстой был хорошо осведомлен о творческих исканиях современника-сопутника, его

трудах, посвященных наследию художников К.П. Брюлова, А.А. Иванова, В.М. Васнецова, В.В. Верещагина, В.Г. Перова, И.Е. Репина, И.Н. Крамского, Н.Н. Ге, скульптора М.М. Антокольского, композиторов М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина.

1.0x