Сообщество «Форум» 15:21 13 октября 2018

Республика Куба и Нельсон Мандела

10 октября 1868 года Карлос Сеспедес освободил рабов

10 октября на Кубе отмечается 150-летие начала Войны за Независимость Кубы против испанского колониализма. Войну возглавил Отец Отечества Карлос Мануэль де Сеспедес, который отпустил на свободу своих рабов и призвал их к освободительной борьбе.

Победить рабство и колониализм - важнейшая задача того времени, теперь же тотальная зависимость от США и расизм во всех его проявлениях выдвинулись на первый план, и поэтому сегодня размещаю свою статью “Республика Куба и Нельсон Мандела”, ранее напечатанную в газете “Садовое кольцо” (№ 1 (162), 2014). Статья даётся в сокращённом и переработанном виде.

“Расизм - какое страшное и неприятное слово. Казалось бы сейчас расизм - это пережитки прошлого. У власти в США мулат Обама, бывший белый мэр Нью-Йорка женат на негритянке. Но, увы, всё не так просто.

Когда Обама стал президентом США, он сразу же получил Нобелевскую премию. А за что? За то, что не белый у власти? Но премии дают за какие-то великие свершения. И, если давать премию за ликвидацию расизма, то её, в первую очередь, надо дать Фиделю Кастро. Это ему удалось в своей стране ликвидировать расизм, и не на словах, а на деле. Хотя сам Фидель, услышав о премии Обамы, написал, что эту премию заслужил Эво Моралес, президент Боливии, так как он - первый индеец-президент и уже успел сделать для своей страны много хорошего.

Так что же произошло с расизмом на Кубе?

Вспомним дореволюционные времена.

Моя знакомая негритянка Аделина Паскуаль Силе родилась в 1938 году, в 8 лет она начала работать нянькой у богачей, сидеть с их маленьким ребёнком (вспоминается “Спасть хочется” и Ванька Жуков). Её будущий муж Мануэль, тоже негр, в это время начал учиться ремеслу у сапожника. Грамотными они не были, в школу не ходили.

Да и как это было возможно, ведь у Мануэля было 13 братьев и сестёр, у Аделины - трое. Они и питались-то крайне скудно. Ели раз в четыре дня одну тарелку риса.

Законы в то время (до 1959 года) на Кубе были расистские. Например, в переднюю дверь автобуса имели право входить только белые.

В 1983-1985 годах, когда я проживала в Республике Куба, расизма на острове уже не было. В автобусе все входили только в передние двери, а выходили в заднюю. Нигде и никогда я не видела, чтобы кто-то кого-то оскорблял по расовому признаку. А если бы такое случилось, уверена, что тут же бы вызвали милицию. Ведь расовая дискриминация карается законом (статья 349 Уголовного кодекса), и этот закон активно поддерживали граждане страны.

А в 42 статье Конституции Кубы говорится о полном равенстве всех прав и обязанностей граждан Республики. Особенно мне нравится то, что “в учебных заведениях национальной системы образования, начиная с самого раннего возраста воспитывается чувство равенства всех людей” (“Остров Свободы Куба. Вопросы и ответы. Москва, Издательство Политической Литературы, 1984, стр. 72).

За два года моего проживания на Кубе (1983-1985 годах) я только два раза видела, как пытались обидеть на расовой почве. Но ругани не было, и действий плохих тоже не было.

Как было? Восьмидесятилетний старик сказал молодому негру: “Как ты хорошо одет, парень!”, а во второй раз подобное сказала девушке старуха. Сказали с издёвкой. Но, что с них возьмёшь? Они ж старики. И воспитаны в старое время.

Зато у знакомых моих стало всё по-другому. Все шестеро детей Аделины и Мануэля получили образование, и к 1985 году двое из них уже получили и высшее образование, а одна из дочерей тогда училась на преподавателя французского языка. А в этом 2014 году работает в Каракасе и преподаёт там французский в институте. Старшая дочь Аделины (тогда ещё в 1980-е годы) от государства получила отдельную трёхкомнатную квартиру на свою семью из трёх человек. Могли ли кубинские негры об этом мечтать?

В Южно-Африканской Республике живут мои друзья. Там всё обстоит намного сложнее. “Многие белые и в 1990 году выступали против допуска африканцев на “белые” кладбища, в бассейны, бани, общественные туалеты, а также детские сады и школы” (Асоян Борис. Сквозь 300 лет - от Кейпа до Трансвааля. Штрихи к портрету Южной Африки. Новости, Москва, 1991, стр. 256). Негр с лёгкостью мог попасть в тюрьму за то, что прошёл по пляжу для белых. А если белая женщина писала в полицию заявление о том, что негр её поцеловал (не изнасиловал!), то ему давали 7 лет тюрьмы.

Когда я готовилась к поступлению на географический факультет в 1977 году, то в учебниках по географии можно было увидеть фотографии африканских резерваций в ЮАР, фотографии скамеек, на которых было написано: “Только для белых”. И даже, когда мои друзья в 1992 году приехали из Москвы в Кейптаун, они побоялись отдавать свою дочь-мулатку в школу, где учились белые дети. Теперь же, полгода назад, я получила по Интернету красивейшие свадебные фотографии. Их дочка-мулатка и её белый жених-португалец. И в этом огромна заслуга Манделы.

Ещё в 1986 году на Кубе издали мемуары первой жены Нельсона Манделы - Винни. Винни писала о том, как к ним в дом врывались с ночными обысками, о том, как Нельсон в тюрьме на острове Роббен таскал тяжёлые камни, о том, как было тяжёло и трудно. Мандела просидел в тюрьме 27 лет, и вышел, потому что люди всех стран мира добивались его освобождения. Нельсон требовал равных прав и обязанностей для белых и негров, равной зарплаты, равных должностей, равных возможностей в плане получения образования, но даже он 30 лет назад считал браки между неграми и белыми излишними. Не знаю, поменял ли он потом свои взгляды на брак. Но жизнь сама их поменяла.

Манделе было труднее в разы, чем Фиделю. Он жил в капиталистической стране, где транспорт только частный, здравоохранение только платное и т.д. В таких условиях сделать расы равными трудно. Необходимо было заставить платить одинаковую зарплату. А как это сделать? Карман-то ведь частный. И олигарх не захочет платить. Путь Манделы был труден, но велик. Ему удалось уничтожить в своей стране систему апартеида.

Но у нас… До 1991 года я никогда не слышала слово “чурка”, а теперь постоянно его слышу. И слышать его мне больно, потому что я советский человек и интернационалист. И Владимир Ильич Ленин, и Иосиф Виссарионович Сталин тоже были интернационалистами. И мой дед, боец Первой Конной, воспитывал меня именно в таком духе. Для меня нет различий между трудящимися людьми любой национальности. Хочется задать вопрос: “Что происходит с Россией?”. Детская истина - не цвет кожи, не кто ты, а какой ты, то. чему долго учили нас в советском фильме “Цирк”, это хорошее - вдруг забыто.

И мне вспоминаются те времена, когда и меня, и моих подруг из Прибалтики, из Казахстана, с Украины, проживающих на Кубе, называли одним словом - “Совьетика”. И у нас в стране все народы и расы дружили.

И я хочу, чтобы навсегда сгинули времена Ку-клус-кланов, времена, в которые были написаны “Хижина дяди Тома” Гарриет Бичер-Стоу, “Рабыня Изаура” Гимараинса, времена, с таким ужасом, показанные Квентином Тарантино в его “Джанго освобождённом”. Не будем же забывать, что именно русский путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай впервые серьёзно заговорил о равенстве рас, так будем двигаться к прогрессу вперёд, а не назад к временам пещерного человека”.

1.0x