Авторский блог Владимир Шумсков 08:27 1 мая 2017

Развитие советского государства в СССР с 1917-го года по 1993-й год. Статья шестая. Начало.

Советское государство, Советская власть и Коммунистическая политика (идеология) – это элементы публичной (всеобщей) власти, которая с 1917-го года по 1993-й год, обеспечив господство государственного сектора экономики, создала общественный базис в СССР, и, подчинив себе все формы общественного сознания российского общества, сформировала общественную надстройку в СССР.

Хочу представить на суд читателя один из аспектов надстройки СССР, который показывает, как развивалась (изменялась) форма управления производительными силами нашей страны с 1917 по 1993 год.

Один из принципов диалектического материализма гласит: любое (природное или общественное) явление проходит минимум три стадии: рождение, развитие и отмирание (превращение в новую форму существования). Причем явление не отмирает, не исчезает до тех пор, пока не использует все формы своего существования. Этот принцип в полной мере применим, как к базису, так и к надстройке любого общества.

Базис общества – это саморазвивающаяся система производственных отношений, которые складываются при взаимодействии трёх экономических укладов (секторов) экономики (отмирающего, господствующего и зарождающегося).

Каждый сектор экономики имеет свой способ производства и свою публичную власть, которая защищает данный способ производства. В базисе любого общества публичная власть господствующего уклада разрушает производственные отношения и присущие им производительные силы отмирающего уклада и сдерживает развитие производственных отношений, а стало быть, и производительных сил зарождающегося уклада.

Способ производства – это единство производительных сил и присущих им производственных отношений.

Публичная власть – система идеологических, политических, правовых и т.д. отношений, которая включает в себя государство, государственную власть и государственную политику.

Господствующая публичная (всеобщая) власть подчиняет себе не только публичные власти отмирающего и зарождающегося сектора экономики, но и формы общественного сознания (философию, религию, науку и искусство), которые являются элементами надстройки общества.

И тут я, читатель, сделаю небольшое отступление. Я хочу обратить внимание на тот момент, что метафизики и диалектики по-разному понимают термин «государство».

Открываю современный словарь и читаю: «Государство есть основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики. Поэтому и в теоретическом, и в обыденном сознании, и в действительности все три явления – государство, власть и политика вполне естественно отождествляются». («Политология», М., 1993 г., стр. 65).

Вот так, отождествляя государство, политику и власть, понимают «государство» метафизики, ставя между ними знак равенства.

Диалектики, помня, что любое тождество необходимо содержит в себе элемент различия, воспринимают государство, государственную политику и государственную власть как различные элементы публичной (всеобщей) власти.

Государство – это саморазвивающаяся система административных государственных органов и учреждений, сформированных господствующей публичной властью, которые обеспечивают господство и организацию (планирование, управление, контроль и учет за обменом и распределением продуктов производства) господствующего уклада в экономике.

Государственная власть – это саморазвивающаяся система военных (силовых) государственных органов и учреждений, сформированных господствующей публичной властью, которые обеспечивают господство определенного слоя населения, заинтересованного в господстве данного сектора экономики.

Государственная политика – это есть саморазвивающаяся система идеологических, политических и судебно-правовых государственных органов, и учреждений, сформированных господствующей публичной властью, которые обеспечивают взаимодействие идеологии господствующего слоя населения с формами общественного сознания, присущими данному обществу.

Надстройка общества – это саморазвивающаяся система идеологических отношений, присущих взаимодействию идеологии, политики, права и т.д. господствующей публичной власти с формами общественного сознания (философией, наукой, религией и искусством), присущими данному обществу.

При этом марксисты убеждены, что публичной (всеобщей) власти в будущем коммунистическом обществе не будет. Её место займет общинная (общественная, коллективная) власть, которая когда-то была в первобытно-родовом и племенном (коммунистическом) строе, на основе общинной (общинной, коллективной) собственности.

Государства, как элемента общественной власти в первобытно-родовом обществе, не было. Высшим органом власти было собрание всех взрослых членов рода. Это собрание избирало совет старейшин рода (племени). Совет старейшин, в свою очередь выбирал вождя (лидера). При патриархате, например, вождем обычно становился мужчина, который обладал мудростью, жизненным опытом, организаторским талантом, умением творчески решать задачи, стоящие перед родом и т.д.

Власть, как элемент общественной власти в первобытном обществе, покоилась исключительно на авторитете старших (старейшин) и вождей, проявивших себя в том или ином деле. При этом власть не давала никаких материальных преимуществ авторитетным лицам. Господство одних лиц и подчинение других основывалось на традициях, и носило естественный характер, потому что оно вытекало из единства интересов всех членов рода.

Политику рода, как элемента общественной власти в первобытном обществе, определяли обычаи, ритуалы, обряды, табу и мифы.

Отличительные принципы и черты этих властей:

Общественная (коллективная) власть: выборность представительных органов власти на принципах прямой демократии: открытое голосование; меньшинство подчиняется большинству; сменяемость выборных лиц в любое время, подчиненность выборных органов общему собранию, избравшему данный орган; отсутствие привилегий выборным должностным лицам.

Публичная (всеобщая) власть: выборность представительных органов власти на принципах представительной демократии: тайное голосование; большинство подчиняется меньшинству; выборы представителей на определенный срок; подчиненность нижестоящих выборных органов вышестоящим органам власти; наличие привилегий выборным лицам.

Советское государство, Советская власть и Коммунистическая политика (идеология) – это элементы публичной (всеобщей) власти, которая с 1917-го года по 1993-й год, обеспечив господство государственного сектора экономики, создала общественный базис в СССР, и, подчинив себе все формы общественного сознания российского общества, сформировала общественную надстройку в СССР.

Государственную политику (идеологию) в СССР, как известно, осуществляла политическая партия большевиков. Когда в стране менялась государственная политика, менялась и форма политической партии – РСДРП(б), РКП(б), ВКП(б), КПСС.

Глядя на эту картинку сегодня, можно с уверенностью сказать, что политическая партия в СССР перестала быть партией большевиков (марксистско-ленинской партией) после XIX съезда ВКП (б) в 1952 году, на котором она и была переименована в КПСС.

Государственную власть в СССР, как тоже всем известно, осуществлял орган государственной безопасности. Менялась государственная политика, менялись функции, методы и стиль работы органа госбезопасности. Менялись и формы его существования – ЧК, ВЧК, ГПУ при НКВД, ОГПУ, КГБ, ФСБ.

А теперь, читатель, давай посмотрим более подробно, как менялись и до сих пор меняются формы самого Советского государства.

Благодаря стараниям И. Сталина, советский народ к концу пятидесятых годов построил в СССР государственный капитализм в условиях господства партийной бюрократии.

Но не надо забывать, что бюрократия имеет три формы существования: политическая бюрократия, хозяйственная бюрократия и военная бюрократия.

Взаимодействие этих трёх форм порождают в стране шесть форм существования бюрократии. Перечислим эти формы в той последовательности, в которой они зарождались в СССР:

1. Партийно-военная.

2. Партийная.

3. Хозяйственная.

4. Партийно-хозяйственная.

5. Военная.

6. Военно-хозяйственная.

1. Как известно, во время Гражданской войны в СССР (1918-1922 г.г.) к каждому «красному командиру» были приставлены «комиссары в пыльных шлемах».

Поэтому мы можем сказать, что с 1917 года по 1922 год в СССР господствовала первая – партийно-военная – форма бюрократии, осуществляющая господство «военного коммунизма и продразверстки».

2. В 1923 году после того, как И. Сталин взял курс на «диктатуру партии» и ЦК РКП(б) направил всем наркомам и руководителям государственных учреждений перечень должностей, назначения на которые осуществлялось исключительно постановлением ЦК, в СССР наступило господство второй – партийнойформы бюрократии, взявшей курс на господство государственно-монополистического сектора экономики.

Эта форма бюрократии господствовала в стране до ХХ съезда КПСС 1956 года, на котором Н. Хрущев выступил с докладом «О культе личности и его последствиях». Поэтому мы можем сказать, что с 1923 года по 1956 год в СССР господствовала вторая – партийная – форма бюрократии, осуществляющая господство государственно-монополистического сектора экономики.

3. С 1956 года под шум «борьбы с культом личности Сталина», хозяйственная бюрократия, настроенная на социалистические реформы, отстранила от «руля власти» партийную бюрократию и рулила народным хозяйством вплоть до 1964 года. Правда господства не добилась, ибо Н. С. Хрущева коварно сняли со всех постов.

Поэтому мы можем сказать, что с 1956 года по 1964 год в СССР у кормила власти немного постояла третья – хозяйственная – форма бюрократии, пытавшаяся в ходе «хрущёвских» экономических реформ (1958 – 1965 г.г.) осуществить господство социалистического сектора экономики.

4. Однако надо понимать, что к тому времени партийная бюрократия не изжила ещё одну форму своего существования – партийно-хозяйственную. Поэтому партийная бюрократия активно саботировала «хрущевские реформы» и в подковёрной борьбе добилась того, чтобы вновь встать у руля власти, но уже вкупе с хозяйственной бюрократией. Хозяйственная бюрократия в тот момент согласилась поделиться своей властью с партийной бюрократией. Эти бюрократы поставили у руля власти Л. И. Брежнева, который устраивал и ту, и другую форму бюрократии.

Таким образом, до самой смерти Л.И. Брежнева страной правили партийно-хозяйственные активы, пытавшиеся осуществить равноправное взаимодействие двух секторов экономики с помощью «косыгинских реформ».

Об этом см. Статья пятая.

http://zavtra.ru/blogs/razvitie_ekonomiki_s_1941_goda_po_1988_god_stat_ya_pyataya_nachalo_

Но ввиду того, что экономический курс «косыгинских реформ» в целом, как показало Время, был направлен не на «социализацию», а на «коммерциализацию», то в 70-х годах в СССР стали эффективно развиваться производительные силы «коммерческого» сектора.

Эти силы проповедовали уже не социалистическую идеологию, а буржуазную (либеральную). Некоторые представители партийной и хозяйственной бюрократии, вкусив порочные плоды общества потребителей, т.е. либеральной демократии, активно стали поддерживать «теневой сектор экономики», настраиваясь на господство «рыночных отношений при социализме», породив идею о «построении рыночного социализма».

Таким образом, начиная с 1970 года (сворачивание «косыгинских» реформ), партийно-хозяйственная бюрократия стала внутри себя раскалываться на два лагеря.

Хозяйственная бюрократия стала усиленно защищать коммерческий сектор экономики под лозунгом: «Даёшь рыночный социализм!».

Партийная бюрократия встала на защиту социалистического сектора экономики с призывом: «Даешь ленинскую модель социализма!».

Поэтому мы можем сказать, что с 1965 года по 1982 год в СССР господствовала четвертая партийно-хозяйственная форма бюрократии, пытавшаяся с помощью «косыгинских реформ» (1965–1970 г.г.) осуществить разгосударствление, чтобы подорвать господство государственно-монополистического сектора экономики.

Партийная бюрократия призывала осуществить разгосударствление с помощью хозрасчета в сторону колхозно-кооперативной собственности (кооперации), а хозяйственная – в сторону частнокапиталистической (приватизации) с помощью коммерческого расчета.

5. В 1982 году, после смерти Л. И. Брежнева к власти пришли представители военной бюрократии в лице бывшего Председателя КГБ Ю. В. Андропова. Здесь, читатель, я хочу обратить твоё внимание на то, что военная бюрократия, напуганная репрессиями в конце 30-х годов со стороны партийной бюрократии и в конце 50-х годов со стороны хозяйственной бюрократии, не рвалась в лидеры, а только поддерживала партийную или хозяйственную бюрократию. В лице Ю. В. Андропова военная бюрократия впервые в СССР встала у кормила власти, решив «навести порядок в стране». Ю.В. Андропов начал чистку партийной и хозяйственной бюрократии. За время его короткого правления было переизбрано 37 первых секретарей обкомов КПСС и сменено 18 министров СССР. В то же время для усиления социалистического сектора экономики во времена Ю.В. Андропова был принят «Закон о трудовых коллективах».

Но главным сюрпризом для народа стало обращение Ю.В. Андропова к партийной и хозяйственной бюрократии с призывом, «познать по-настоящему страну и общество», в котором мы живем, и «дать грамотную, научную диагностику сложнейших явлений», которые происходят в экономике страны. Для этого Ю.В. Андропов поручил М.С. Горбачеву и Н.И. Рыжкову начать подготовку экономической реформы. К разработке нового партийно-хозяйственного курса были привлечены видные ученые того времени: А.Г. Аганбегян, Г.А. Арбатов, Т.И. Заславская, О.Т. Богомолов, Л.И. Абалкин, Н.Я. Петраков и другие.

Народ тогда уже стал догадываться, что в верхних эшелонах власти нет научно-обоснованной политики перехода от «развитого социализма» к «коммунизму». Многие тогда надеялись, что силовики «построят» партийную и хозяйственную бюрократию и заставят их с позиций диалектики, материалистического понимания истории и диалектической логики научно обосновать курс экономических реформ.

Однако, смерть Ю.В. Андропова помешала военной бюрократии осуществить свои намерения.

Поэтому мы можем сказать, что с 1982 года по 1984 года в СССР пятая – военная – форма бюрократии только проявила себя, но не пришла к господству. Она лишь начала борьбу с коммерческим сектором, поддерживая при этом социалистический и государственно-монополистический сектор экономики СССР.

После смерти Ю.В. Андропова партийно-хозяйственная бюрократия вновь стала у кормила власти. Однако, она теперь была четко расколота на два лагеря.

За «ленинскую модель социализма» или за «социализм с человеческим лицом», как они её называли, стояла партийная бюрократия во главе с М.С. Горбачевым, которая, вооружившись социалистической идеологией, наивно и упорно пыталась обеспечить господство Советской власти и социалистического сектора экономики.

За «рыночный социализм» стояла хозяйственная бюрократия, которую впоследствии возглавил Б.Н. Ельцин, которая, взяв на вооружение либеральную идеологию, намеревалась упразднить Советскую власть и легализовать коммерческий сектор экономики.

11 марта 1985 года Пленум ЦК КПСС избирает Генеральным секретарем 54-летнего М. Горбачева. Через 20 дней на очередном Пленуме ЦК КПСС М. Горбачев выступает с программной речью – «Ускорение, перестройка, демократизация, гласность!».

Эти слова «молодого коммуниста» моментально были подхвачены массами, как призыв к действию. Их действительно ждали, потому что эти слова были встречены всем народом с искренним ликованием. Господство государственной (общей) собственности и объективно сформировавшейся над ней административно-командной системы управления глушили инициативу и творчество масс.

В то время команда М. Горбачева нашла, с их точки зрения, «гениальный», а главное, как им казалось, безболезненный, переход от «командно-административной системы» к господству Советской власти. Чтобы армию региональных партийных лидеров не бросать на произвол судьбы, да ещё и привлечь на свою сторону, они приняли знаменитое «судьбоносное решение», которое, по их мнению, должно было обрадовать многих партократов в провинции. Публично заявив о том, что власть от «партхозактивов» передается Советам, они приняли решение соединить посты первого секретаря региональной партийной организации и председателя местного Совета.

А чтобы ни у кого не было на этот счет сомнения, в декабре 1988 года, как мы помним, были внесены изменения в Конституцию СССР и в избирательный закон.

Отныне Верховный Совет СССР становился постоянно действующим законодательным, распорядительным и контрольным органом государственной власти СССР.

Это означало, на языке марксизма-ленинизма, что все ветви власти будут соединены не в исполнительных органах Советской власти, обеспечивая тем самым господство бюрократии, а в законодательных органах, обеспечивая тем самым господство самоуправления (народовластия).

Одним словом, М. С. Горбачев и его команда покусились на бюрократические принципы управления и решили вернуться к принципам «демократического централизма», к «ленинской модели социализма» и к «социализму с человеческим лицом», как её называли некоторые бюрократы.

И мы помним, как тогда активизировался народ! Как весной 1989 года мы избирали своих посланников на Съезд народных депутатов СССР, как остро проходили заседания самого Съезда, за которыми, затаив дыхание, следила вся страна.

Но горбачевцы, как показало Время, начали Перестройку в высших эшелонах власти и в экономике без теоретической подготовки. Совмещение постов лидера региональной партийной организации и председателя местного Совета для многих людей оказалось полной неожиданностью. Так же, как и переход к «коллективной собственности». Ещё вчера (1982 год) «коллективная собственность» объявлялась коммунистами «буржуазной и частной собственностью», а сегодня, в 1988 году, вдруг стала опять «социалистической». Как это понимать?

И что такое «ленинская модель социализма» или «социализм с человеческим лицом»?

На эти вопросы народу никто тогда четко и внятно не ответил. Политическая бюрократия во главе с М. Горбачевым не имела на тот момент научно обоснованной политики. В этом заключается главная ошибка, которую совершили «горбачевцы».

При этом политическая бюрократия на тот момент изжила все формы своего существования. Именно из-за этого диссидентам удалось идею «социализма с человеческим лицом» легко подменить идеей «рыночного социализма». Хозяйственный расчет они подменили коммерческим расчётом, социалистическую кооперацию повернули в русло капиталистической кооперации, а социалистическую индивидуальную деятельность – в русло предпринимательской, коммерческой деятельности.

Поэтому на практике разгосударствления в сторону коллективной собственности не получилось. Юридическая передача средств производства из государственной собственности в собственность трудовых коллективов, которая уже двадцать лет де-факто стучалась в двери СССР, не состоялась.

В первую очередь потому, что коммунисты-метафизики от КПСС вчистую проиграли идеологическую битву, которая вспыхнула в конце 80-х и начале 90-х годов в стране под руководством западных профессиональных антисоветчиков.

Защитники «развитого социализма», ещё вчера повторявшие на каждом углу, как мантру, ленинскую цитату о том, что «учение Маркса всесильно, потому что оно верно!» в один миг куда-то попрятались и никаких действий по защите своего учения не предпринимали. Народ вдруг остался один на один с наглыми и лживыми диссидентами и демократами-либералами во главе с Б.Н. Ельциным, которые, вылили тонны грязи и клеветы на головы трудящихся масс, оболгав тем самым большевиков в целом и В. Ленина, и И. Сталина в частности.

Апологеты «рыночного социализма», как злые собаки, спущенные с цепи вороватым хозяином, подняли такой антисоветский и антикоммунистический лай, что даже профессионалы из-за бугра удивились их ненависти к своей Родине.

Проигранная коммунистами-метафизиками идеологическая борьба дорога обошлась Советской стране. Все завоевания Великого Октября Советский народ практически потерял и был вновь отброшен на уровень 1921 года, на позиции НЭПа. Только теперь условия для «разгула всех форм частнокапиталистической собственности» стали более комфортными для «коммерсантов».

И «молодой коммунист», главный закопёрщик Перестройки, так храбро заявивший себя в 1985 году своей программной речью, тоже не оправдал народных надежд. Ситуация в стране вышла из-под его контроля и он, ничтоже сумняшеся, умыл руки, т.е. спокойно самоустранился от защиты Советской власти, как самоустранилась от этого вся партийная бюрократия, исчерпавшая все формы своего существования.

Советский народ, не дождавшись внятного политического и экономического курса от М. Горбачева, выступил в поддержку Б. Ельцина, избрав его 12 июня 1991 года первым президентом России.

6 ноября 1991 года указом Президента РСФСР Б.Н. Ельцина была запрещена КПСС.

25 декабря 1991 года М. Горбачев покинул пост президента СССР, передав полномочия Верховного Главнокомандующего президенту РСФСР Б. Ельцину.

На этапе Перестройки с 1985-го года по 1991-й год страной правила просоциалистически настроенная партийная бюрократия, которая, вооружившись социалистической (коммунистической) идеологией намеревалась установить господство Советской власти и господство колхозно-кооперативного сектора.

На предприятиях стали избирать не только специалистов администрации, но и даже директоров предприятий. Некоторые области стали готовиться к переходу на хозяйственный расчет. Но бюрократическая машина разворачивалась очень медленно, к тому же в теории творился настоящий бедлам.

Все хотели «демократии», только не понимали, чем «представительная демократия» отличается от «прямой демократии», а «либеральная» от «социалистической».

Но «прямая демократия» (самоуправление), тем не менее, стихийно развивалась в стране за счёт того, что в июле 1991 года Верховный Совет РСФСР принял Закон «О местном самоуправлении в РСФСР». В стране стали развиваться принципы не бюрократического, а демократического централизма. Исполкомы всех уровней обрели только одного начальника – Совет народных депутатов, который их и образует.

Вспомни, читатель, как в те времена происходили выборы на всех уровнях Советской власти!

Одним словом, Советская власть в России стала подниматься с колен. Не везде! Но очаги самоуправления были видны налицо. Такого прорыва в «социализм» не ожидали те бюрократы от КПСС во главе с Б. Ельциным, которые уже настроились строить в России «капитализм», объявив его «рыночным социализмом». Но народ упорствовал. Власть от парткомов и исполкомов медленно, но верно переползала к советам и к трудовым коллективам.

С уходом М. Горбачева закончилась и Перестройка административно-командной системы. В стране началась революция (контрреволюция).

С 1991-го года по 1993-й год страной правила прокапиталистически настроенная хозяйственная бюрократия, которая, вооружившись антисоциалистической и антикоммунистической, т.е. либеральной идеологией взяла курс на легализацию коммерческого сектора экономики.

«Всё продается, всё покупается!», «Обогащайся, кто как может!» и «Берите суверенитета, кто сколько может!». Вот под такими лозунгами хозяйственная бюрократия, победив партийную бюрократию, под руководством либеральных демократов и стала в тот период писать и готовить для Верховного Совета СССР законы.

Фактически член партии КПСС Б. Ельцин вкупе с другими членами, предав идеалы социализма и коммунизма, стали провоцировать Верховный Совет СССР на принятие законов, направленных на развитие рыночных отношений в стране.

Ведь коммерческий сектор, как и любой сектор экономики требует для своей защиты соответствующей Публичной власти. Советская власть не могла встать на защиту частнокапиталистической собственности.

И представители «пятой колонны», как их теперь нередко называют некоторые политологи, решились на отчаянный шаг. Они просто взяли и расстреляли в 1993 году Советскую власть в лице Верховного Совета. А затем упразднили Советы по всей России, переименовав их в Думы.

В 1993-ем году коммерческий сектор экономики получил в лице «ельцинистов» и «либеральных демократов» ту Публичную власть, которая стала на его защиту, т.е. на защиту всех форм частнокапиталистической собственности.

Вот так в 1993-ем году хозяйственная бюрократия завершила «косыгинские реформы», начатые ею в 1965 году. Хотя к тому времени она не изжила ещё одну форму своего существования – форму военно-хозяйственной бюрократии – тем не менее, она потеряла своё господство, ибо подрубила сук, на котором сидела.

Напомню, читатель, что «частной собственностью бюрократа является государство». Только при наличии «мощного и сильного государства» и при господстве «общей (государственно-монополистической собственности) возможно и господство бюрократии.

Взяв курс на разгосударствление, хозяйственная бюрократия фактически взяла курс на уничтожение своего господства. И она его стала терять, уступая место будущим олигархам.

А теперь, читатель, сделаем некоторое отступление, чтобы ещё раз уточнить тождество и различие между метафизиками и диалектиками, и между экономическими законами и юридическими.

Продолжение следует.

1.0x