Авторский блог Александр Андрух 13:00 6 декабря 2019

Разговор о главном… 2

- о смысле жизни!

Следовательно, мы пришли к выводу, что "одно из двух: или жизнь в целом имеет смысл (тогда она должна иметь его в каждое свое мгновение, для каждого поколения людей и для каждого живого человека сейчас и теперь) совершенно независимо от всех возможных ее изменений и предполагаемого ее совершенствования в будущем, поскольку это будущее есть только будущее и вся прошлая и настоящая жизнь в нем не участвует; или же этого нет, и жизнь, наша нынешняя жизнь, бессмысленна - и тогда нет спасения от бессмыслицы, и все грядущее блаженство мира не искупает и не в силах искупить ее; а потому от нее не спасает и наша собственная устремленность на это будущее, наше мысленное предвкушение его и действенное соучастие в его осуществлении…".

"Другими словами, мысля о жизни и ее чаемом смысле, мы неизбежно должны сознавать жизнь, как единое целое. Вся мировая жизнь в целом и наша собственная краткая жизнь - не как случайный отрывок, а как нечто, несмотря на свою краткость и отрывочность, слитое в единство со всей мировой жизнью - это двуединство моего "я" и мира должно сознаваться, как вневременное и всеобъемлющее целое, и об этом целом мы спрашиваем: имеет ли оно "смысл" и в чем его смысл? Поэтому мировой смысл, смысл жизни никогда не может быть ни осуществлен во времени, ни вообще приурочен к какому-либо времени. Он или есть - раз навсегда! Или уже его нет - и тогда тоже - раз навсегда!"…

В этих приведённых выкладках, как и в пространных соображениях первой части, мы практически прослушали лекцию русского философа Семёна Франка о смысле человеческой жизни, как о высоком для мыслящего человека предмете, который нелегко обнаружить, понять и усвоить, дабы следовать ему. С некоторыми его мыслями можно согласиться, с некоторыми поспорить. В силу этого, уж простите, дальше я позволю себе выразить и свою точку зрения на этот счёт!

Вся предыдущая цепочка рассуждений приводит нас к на первый взгляд неутешительному выводу: "Мир не может сам себя переделать, он не может, так сказать, вылезть из своей собственной шкуры или - как барон Мюнхгаузен - самого себя вытащить за волосы из болота, которое, вдобавок, здесь принадлежит ему самому, так что он тонет в болоте только потому, что болото это таится в нем самом. И потому человек, как часть и соучастник мировой жизни, не может сделать никакого такого "дела", которое бы спасало его и придавало смысл его жизни. "Смысл жизни" - есть ли он в действительности или его нет - должен мыслиться во всяком случае, как некое вечное начало; все, что совершается во времени, все, что возникает и исчезает, будучи частью и отрывком жизни, как целого, тем самым никак не может обосновать ее смысла… Все дела человека и человечества - и те, которые он сам считает великими, и то, в котором он усматривает единственное и величайшее свое дело - ничтожны и суетны, если он сам ничтожен, если его жизнь по существу не имеет смысла, если он не укоренен в некой, превышающей его и не им сотворенной, разумной почве. …Искать недостающего смысла жизни в каком-либо деле, в свершении чего-то, значит впадать в иллюзию, как будто человек сам может сотворить смысл своей жизни, значит безмерно преувеличивать значение какого-либо, по необходимости частного и ограниченного, по существу всегда бессильного человеческого дела… Хлопочет ли человек о богатстве, славе, любви, о куске хлеба для себя самого на завтрашний день, или он хлопочет о счастье и спасении всего человечества - его жизнь одинаково бессмысленна; только в последнем случае к общей бессмысленности присоединяется еще иллюзия, искусственный самообман. Чтобы искать смысл жизни - не говоря уже о том, чтобы найти его - надо прежде всего остановиться, сосредоточиться и ни о чем не "хлопотать". Вопреки всем ходячим оценкам и человеческим мнениям неделание здесь действительно важнее самого важного и благотворного дела, ибо неослепленность никаким человеческим делом, свобода от него есть первое (хотя и далеко не достаточное) условие для искания смысла жизни"!

Итак, "…мы видим, что замена вопроса о смысле жизни вопросом: "Что делать, чтобы спасти мир и тем осмыслить свою жизнь?" содержит в себе ...стремление переделать жизнь и собственными человеческими силами придать ей смысл. На основной, недоуменный и тоскующий вопрос этого умонастроения: "Когда же наступит настоящий день, день торжества правды и разума на земле, день окончательной гибели всяческого земного неустроения, хаоса и бессмыслицы" – …есть только один, трезвый, спокойный и разумный ответ: "В пределах этого мира - до чаемого его сверхмирного преображения - никогда"". Тут, как можно понять, выражается суждение о невозможности достичь какого бы то ни было приличного и устойчивого общественного обустройства, тем более Царствия Небесного в земных, да и вообще в материальных, сферах!

"Что бы ни совершал человек и чего бы ему ни удавалось добиться, какие бы технические, социальные, умственные усовершенствования он ни вносил в свою жизнь, но принципиально, перед лицом вопроса о смысле жизни, завтрашний и послезавтрашний день ничем не будет отличаться от вчерашнего и сегодняшнего. Всегда в этом мире будет царить бессмысленная случайность, всегда человек будет бессильной былинкой, которую может загубить и земной зной, и земная буря, всегда его жизнь будет кратким отрывком, в которой не вместить чаемой и осмысляющей жизнь духовной полноты, и всегда зло, глупость и слепая страсть будут царить на земле. И на вопросы: "Что делать, чтобы прекратить это состояние, чтобы переделать мир на лучший лад" - ближайшим образом есть тоже только один спокойный и разумный ответ: "Ничего, потому что этот замысел превышает человеческие силы"".

Неожиданное заключение, не правда ли? Тем более, что исходит оно от выдающегося мыслителя… Знаете, издавна людям, каждому без исключения человеку казалось, что никогда не будет преодолена сила тяготения земли, никогда не подняться ему ввысь, в небеса! Ибо "замысел превышает человеческие силы", то бишь "рождённый ползать летать не может"! Но, поди ж ты, человечество уже несколько десятков лет, как осваивает космос!..

Вообще-то, по большому счёту всего этого многословия можно было избежать, поскольку по моему глубокому убеждению смысл жизни человека заключён в словах Иисуса Христа: "Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный"! Т.е. смысл жизни каждого из нас заключается в самосовершенствовании и духовном возрастании! Кратко и ясно! Как и подобает Сыну Божьему, для Которого не существует горизонтов и границ познания, и Который обладает абсолютным всезнанием! Многословие же и обилие рассуждений возникает тогда, когда предметы видятся смутными и неясными, требующими множества слов для их разъяснения и целых нагромождений доводов и доказательств, что неизбежно для любого философского постижения и для всех без исключения мыслителей, даже самых маститых, в чём вы могли убедиться (если хватило терпения) на примере этих выдержек из работы не последнего русского философа.

В свете слов Христа ещё можно сказать, что воплощение смысла жизни (самосовершенствование) для человека весьма затруднительно, без наличия определённых условий, среди которых наиболее значимыми являются условия общественного устроения, в котором ему приходится жить. Отсюда следует, что улучшение этого самого устроения может оттягивать на себя львиную долю смысла существования каждого мыслящего и благородного человека! И, в таком случае, круг замкнулся и то, что С. Франк считал бессмыслицей и тщетой, является на самом деле важнейшей составной частью смысла жизни каждого человека! Тут, в этом случае мы имеем подтверждение одной глубокой библейской мудрости – "камень, отвергнутый строителем, становится краеугольным" (Пс. 117:22)!

К тому же Франк не осознал или упустил из виду тот важный факт, что его пренебрежение ко всему временному, серому и незаметному, которому на его взгляд присуща имманентная бессмысленность, не является верным, а ошибочным! Представьте себе, что математики игнорировали бы бесконечно малые величины, являющиеся базой дифференциального и интегрального исчислений! Наука математика была бы, вероятно, в этом случае и теперь на уровне арифметики! То есть в грандиозном и необъятном творении, в задумке Создателя нет и не может быть малых и игнорируемых величин и процессов! Я как-то, не так давно уже обмолвился, что "если предположить, что, скажем, во вселенной, из её состава способен исчезнуть всего лишь один атом, или даже электрон с протоном, то из этого последует непреложный факт исчезновения и самой вселенной"!

Или, как известно издавна "понапрасну и былинка не растёт, и птица не поёт, и муравей не ползает"… В рассуждениях же Франка получается, что бессмыслены жизни не только представителей всего растительного и животного мира, но и подавляющего большинства людей, существовавших в былые эпохи, и существующих теперь! Ибо там смысл жизни должен наличествовать лишь у мыслящих и одухотворённых существ! И жаль, что философ, провозглашая вышеизложенные принципы, так и не смог на собственном примере воплотить их в жизнь, ибо тогда бы он нашёл ответы на всё то множество вопросов, которые сам и поставил.., поставлены же они в таком ракурсе, который порождает ещё больше вопросов!..

Одно только выглядит предельно ясным – это то, что не может быть смысла в существовании, наполненном низменными страстями – пьянстве, безудержном веселии и прожигании жизни, поскольку обирая себя и обедняя, ты тем самым не поднимаешься, а скатываешься и опускаешься. Не может быть смысла и, скажем, в страсти накопительства, каким бы фарисейским благообразием оно не прикрывалось (благотворительность, меценатство и проч.), поскольку обирая других, ты тоже скатываешься в ещё может быть большую степень скотства и т.д. и т.п. Словом, жизнь, содержание которой наполнено вещами скоротекущими, пустыми и никчемными, сама является пустой и бессмысленной. И вся та огромная масса людей, растрачивающих кратко отпущенное им время на подобное, не поняла ничего и не усвоила уроков, и, следовательно, вынуждена снова и снова (бесконечно) возвращаться в коловорот биологического существования, ними же создаваемый, в котором "мудрость мира сего есть безумием перед Богом" (1-е Коринф. 3:19)!..

Таким образом, подытожив всё вышеизложенное можно прийти к простым и самоочевидным выводам: смыслом может быть наполнена только та жизнь, которая не просто имеет касательство к вечности, к вещам непреходящим (не многие в таком случае имели бы его), а которая просто способствует возрастанию, устремлённости в новизну и притягательность выси, к спасительному свету совершенства!

Вот такие они непредсказуемые и неисповедимые "пути Господни"!

Всем доброго здравия и успехов в снискании и постижении смысла жизни!

1.0x