Авторский блог Галина Иванкина 20:29 20 января 2019

Расстановка сил

«Жестокий романс» - фильм о будущем
4

Любой фильм, становящийся «культовым» или хотя бы «народным», всегда отвечает сознательным или — подсознательным устремлениям человека-зрителя на момент создания, просмотра и осмысления. Экранизация хрестоматийной (набившей оскомину!) пьесы Александра Островского, предпринятая накануне Перестройки... Скажете: при чём тут Перестройка? А при всём. Это фильм не о прошлом, но о будущем.

В кадре — не лишь знакомые герои, всем надоевшие по многочисленным постановкам в театре и на радио. Здесь — расстановка сил перед каким-то важным и не сказать, чтоб весёленьким событием. Выход «Жестокого романса» — 1984 год. (В этом году, воспетом ещё мистером Оруэллом!) появилась ещё одна знаковая лента, предлагающая «развилку» - да, «Гостья из будущего». Но выбрали не её). Что же? А вот это — Кнурова и Вожеватова, за которыми — капитал, Париж и возможности.

Что-то ощущалось. Носилось в воздухе. Эльдар Рязанов, будучи гением-провидцем, никогда не тыкал пальцем — он намекал, и чаще всего эти намёки распознавались не сразу. Итак! Нам явлены — заносчивый, но униженный клерк Юлий Карандышев, разорившийся чудо-барин в белом костюме — Серёжа Паратов и - деловые пацаны Кнуров и Вожеватов. Карандышев и Паратов — единого поля ягоды, хотя, и находятся по разные края этого поля.

Оба — не за деньгами, а за понтом. Карандышев — узнаваемый советский интеллигент-образованщина 1970-х, разве что «мировую маму» (тоже из рязановского кино) ему заменяет ровно такая же тётка (типично мировая). Много читавший, мало видевший, но свято верящий: мне — положено! А какие-то гады постоянно переходят мне - Юлию (почти Цезарю) дорогу. В недавнем прошлом — до 1861 года - предки Карандышева владели не только именьицем, но и — живыми душами.

Да и сама фамилия - Карандышев - звучит неплохо и только на первый взгляд напоминает о карандашике. Это из той же серии, что Карамзин — от некоего Кара-Мурзы. Кара - «чёрный» на тюркских языках. Каракумы, Карадаг, Караганда, ...Карандышев. А что теперь?! Пшик и скука. Далее? Серж Паратофф у автора пьесы обозначен, как «блестящий барин, из судохозяев». Люди несведущие почему-то считают его купцом, хотя слово «барин» в те времена трактовалось весьма однозначно — дворянин.

 двойной клик - редактировать изображение

И — владеющий неким бизнесом, что, впрочем, ему не в жилу. Не умеет. Он — барин. Мажор. Из тех, которые в 1970-1980-х швыряли деньги в ресторанах и фланировали в белых — джинсовых! - костюмах со всеми положенными лейблами. Типичный конфликт серенького, но вроде как образованного и при том — ограниченного интеллигентика — с «упакованным» фирмачом. Обычная коллизия, в финале которой полагалось предпочесть Карандышева.

Лариса — тоже героиня времени. Ей нравится блеск и совершенно не интересна «честная бедность» под нравоучительный бубнёж Карандышева. Точнее, она бы вынесла бедность, но не с Карандышевым. Рай в шалаше бывает исключительно с милым. Паратов — это блеск-природный. От натуры. Этот — не умеющий заработать и не понимающий смысла денег — готов широко тратить последнее. Ради фейерверка. Потому что иначе он попросту не привык. Не умеет. Карету мне, карету и - с вензелями из золота!

Карандышевых массово любили героини 1970-х - они жалели-понимали-привечали потёртых, скучных, немолодых и болтливых кандидатов-в-доктора, взваливали на себя и — волокли куда-то в направлении Светлого Будущего, которое, впрочем, никак не наступало, а за окнами лил какой-то фантастически-длинный дождь (почти как в некоторых вещах Рэя Брэдбери). И Андрей Мягков тут неслучаен. В 1980-х расклад поменялся — дождливый (!) Карандышев уже опротивел, тогда как многокрасочный Паратов основательно поистрепался.

Наступала новая эра — она ещё только маячила на горизонте. Была неявной и неясной. И — только чувствовалась. Кнуров и Вожеватов — купцы-простолюдины, для которых, как выразился Кнуров «невозможного мало». Пока ещё главную роль играет мажор Паратов, а умненький дурачок (!) Юлий пытается изображать «образованного человека, а не бурлака». Но руль уже не у этих. Неслучайно Сергей Сергеич продаёт одному из купцов свою «Ласточку» - вместе со штурвалом. Паратов и Карандышев не нужны современности.

 двойной клик - редактировать изображение

 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

Комментарии Написать свой комментарий
20 января 2019 в 21:25

Набор Событий мал, всё повторяется, даже история.
- Законы одинаковы. "Кроля делает свита". Если бы Паратов помалкивал, а больше говорил, скажем, Выжеватов, то девушка выберет его - доминирующего.
Но её пришлось паразита-наглеца выбрать - "сердце подсказало".
Древние инстинкты подсказывают по древним признакам.

21 января 2019 в 01:35

" Рай в шалаше бывает исключительно с милым." И то ненадолго. Ну не навсегда же? А где перемены, анитья, мода, новое, свежесть? Для этого надо много денег. А кроме того эта Лариса просто влюбилась. Ну бывает. Любовь - это уже приз по-жизни. Потому чаще всего этот приз приходится отрабатывать , пахать в иных вещах, питающих материальные основания этого капризного приза.Это жизнь. Островский шикарно демонстрирует подобные проблемы.Нет драматурга круче Островского. Мож Чехов? Тот да, но там сложнее,выше тоньше. Мож потому Чехов тоже крутой.Поэзия? Она есть и у Островсого,типа в "Грозе". А у Чехова - она вообще весь фон.

21 января 2019 в 10:45

И литературный источник, и фильм - очень пронзительны, точны и всегда современны. В фильме очень хорошо подобраны типологии исполнителей главных ролей - Никита Михалков талантливо сыграл самого себя, Красивая молодая актриса Гузеева мне кажется в чём-то повторила после фильма судьбу своей героини, ну а Мягков - гениален в своём амплуа - русский недотёпа-интеллигент.

21 января 2019 в 11:13

Я Чехова вообще не люблю, ни одного рассказа. Почему? На Западе он раскручен.