Авторский блог Юлия Новицкая 00:00 6 ноября 2014

Ракета- взорвалась

Ракета-носитель Antares — далеко не единственная, которая используется американцами. И Orbital Sciences Corporation — далеко не единственная компания на американском рынке космических услуг. Да, конкретно у неё теперь будут трудности. И руководству компании придется скорректировать свои планы, особенно по срокам. Но общую стратегию они менять не будут. Это может произойти только в том случае, если свою стратегию сотрудничества с частными компаниями изменит американское аэрокосмическое ведомство. К чему пока предпосылок нет.

"ЗАВТРА". Александр Борисович, недавняя катастрофа американской ракеты-носителя Antares со спутником Signus на борту всколыхнула весь мир. Судя по всему, взорвался один из двигателей первой ступени, произведенных в Днепропетровске, на Украине, конструкторским бюро "Южное". Это модернизированный вариант советских двигателей НК-33, разработанных для полётов на Луну еще в 60-е годы. В связи с этим звучат обвинения и в адрес наших "древних" космических технологий, и в адрес Украины, развалившейся после "Евромайдана"… Насколько, на ваш взгляд, оправданы такие обвинения?

Александр ЖЕЛЕЗНЯКОВ. Обвинять можно кого угодно и в чём угодно. Особенно по политическим мотивам. Но если посмотреть на публикации, связанные с аварией Antares, то можно убедиться, что все эти обвинения звучат не из уст тех, кто непосредственно занимается разработкой космической техники, а от политиков. Я бы даже сказал, политиканов. Каковых много в любой стране мира, не только в США.

Специалисты же знают, что космическая техника настолько сложна и, увы, непредсказуема, что гарантировать её безаварийную работу невозможно. Хотя, конечно, стремиться к этому нужно. Но нужно и понимать, что подобные катастрофе Antares`а инциденты могут произойти всегда. Особенно, если разработка ведется в столь широкой международной кооперации.

Когда компания Orbital Sciences Corporation приступала к разработке нового носителя, она проанализировала множество предложений, поступивших от американских, российских, европейских и украинских компаний (тендер изначально был международным), и по соотношению цена/качество выбрала в качестве первой ступени проект КБ "Южное", предполагавший создание первой ступени на основе бакового отсека ракеты-носителя "Зенит" с самарскими двигателями НК-33. Естественно, все эти элементы дорабатывались американскими специалистами. Так, движки были доработаны компаний AeroJet и теперь носят обозначение AJ-26, система управления полётом также стоит американская. Поэтому обвинять российских или украинских разработчиков в аварии я бы не стал. Они своё дело сделали: оборудование было поставлено в США в срок и в соответствии с техническими требованиями, предъявленными американской стороной. Дальнейшая ответственность лежит на американцах. Поэтому надо искать истинную причину, а не пытаться взвалить вину "с больной головы на здоровую".

"ЗАВТРА". Насколько серьёзными проблемами для космической отрасли США может обернуться эта катастрофа?

Александр ЖЕЛЕЗНЯКОВ. Не думаю, что у космической отрасли США возникнут серьёзные проблемы. Ракета-носитель Antares — далеко не единственная, которая используется американцами. И Orbital Sciences Corporation — далеко не единственная компания на американском рынке космических услуг. Да, конкретно у неё теперь будут трудности. И руководству компании придется скорректировать свои планы, особенно по срокам. Но общую стратегию они менять не будут. Это может произойти только в том случае, если свою стратегию сотрудничества с частными компаниями изменит американское аэрокосмическое ведомство. К чему пока предпосылок нет. А говорить об отрасли в целом не стоит. Даже при том, что взрыв Antares — не первая и не последняя космическая авария в США в нынешнем году. Так, летом нынешнего года неудачей завершился испытательный пуск ракеты-носителя Falco-9R, разрабатываемой компанией SpaceX. А уже после взрыва Antares’а произошла еще одна трагедия — во время испытательного полета разбился частный ракетоплан SpaceShipTwo, который должен был возить туристов за условную границу атмосферы и космоса (около ста километров). Увы, но создание новой сложной техники, в том числе — космической, невозможно без аварий и катастроф. Так было всегда. И, к сожалению, так будет.

"ЗАВТРА". А есть ли теперь угроза для работы Международной космической станции? Будет ли пересмотрена структура доставок грузов на МКС на ближайшее время?

Александр ЖЕЛЕЗНЯКОВ. Для Международной космической станции авария Antares`а никакой угрозы не несет. На борту достаточно запасов продуктов питания, воды и воздуха, так что "бить во все колокола" не стоит. Тем более, что кроме Signus`а грузы на орбиту доставляет и российский "Прогресс", стартовавший в космос через несколько часов после катастрофы на острове Уоллопс, и другой американский корабль, Dragon, который отправится на орбиту в декабре и может дополнительно захватить до тонны грузов. Поэтому я не думаю, что американцам потребуется изготовление дополнительного корабля для восстановления нормального грузопотока в космос и обратно.

"ЗАВТРА". Но, насколько мне известно, дата старта Dragon`а уже дважды переносилась: с сентября на октябрь, затем на декабрь…

Александр ЖЕЛЕЗНЯКОВ. Переносы сроков при космических полётах — дело обычное. Все уже к этому привыкли. Причины бывают самыми разными: от плохой погоды и неготовности полезной нагрузки к сроку старта до необходимости обеспечить безопасность запуска.

"ЗАВТРА". Насколько, на ваш взгляд, высока вероятность того, что NASA после этой аварии придется вновь воспользоваться российскими "Прогрессами" для доставки грузов на МКС?

Александр ЖЕЛЕЗНЯКОВ. Должен сказать, что американцы никогда не отказывались от услуг "Прогрессов". В перечне грузов, которые доставляют на МКС наши грузовики, всегда есть "американские" позиции. Просто есть вещи, которые требуют оперативной доставки на орбиту. Например, если какой-то агрегат выйдет из строя. Точно так же, в случае необходимости, поступаем и мы. Это и есть международная кооперация. В этом её необходимость и ценность. Я не думаю, что американцам есть смысл "заказывать" дополнительный "Прогресс", чтобы восполнить потерю грузов на Signus. Все эти проблемы будут решены в рабочем порядке на основе существующих договоренностей.

"ЗАВТРА". У нас в стране расследования космических ЧП всегда ведутся по четырем основным направлениям: конструктивная ошибка, технологическая (или производственная) ошибка, эксплуатационная ошибка и умышленное постороннее воздействие. Американцы, скорее всего, будут действовать по аналогичной схеме?

Александр ЖЕЛЕЗНЯКОВ. Это общемировая практика расследования подобных происшествий, хорошо зарекомендовавшая себя. Поэтому никому нет смысла от нее отказываться. Истинная причина аварии, вероятнее всего, будет установлена и учтена специалистами Orbital Sciences Corporation при изготовлении следующих кораблей. Правда, я опасаюсь, что её, эту причину, могут и не огласить по "политическим мотивам", учитывая нынешнюю сложную международную обстановку.

"ЗАВТРА". Александр Борисович, а насколько корректно говорить о таком понятии, как "древность" применительно к космонавтике? Например, наш "Союз", созданный еще С.П.Королевым, исправно служит и является, на сегодняшний день, единственным средством доставки космонавтов на орбиту, несмотря на свой возраст. Двигатель НК-33 используется сегодня только американцами? На российских носителях его нет?..

Александр ЖЕЛЕЗНЯКОВ. Говорить о "древности" применительно к любому техническому средству, не только к космонавтике, на мой взгляд, некорректно. Тут должна быть иная градация: удачно или неудачно данное конструктивное решение. Ведь среди них есть и такие, которые служат человечеству десятки, сотни и даже тысячи лет. Одно из них, двигатель внутреннего сгорания, изобрели еще в XIX веке, до сих пор его совершенствуют, но принцип действия остается прежним. Также и космическая техника: если нет ничего принципиально нового, то какой смысл выбрасывать апробированные и хорошо зарекомендовавшие себя вещи на свалку? Лучше продолжать их использовать — естественно, совершенствуя те элементы конструкции, которые пригодны для модернизации. Двигателями НК-33 оснащена первая ступень ракеты-носителя "Союз-2.1в". Первый свой полет эта ракета легкого класса совершила в конце декабря 2013 года. Существуют планы использования двигателя и на некоторых других ракетах семейства "Союз".

"ЗАВТРА". Как вы оцениваете перспективу полёта нового американского пилотируемого корабля в 2017 году — особенно в свете недавних событий? Удастся ли США покончить, как они мечтают, с "порочной практикой" зависимости их космической программы от российских "Союзов"? Ведь для этого необходимы несколько лет и миллионы, если не миллиарды долларов, которые американскому космическому агентству, учитывая события 28 октября, будет не так-то легко получить…

Александр ЖЕЛЕЗНЯКОВ. Катастрофа ракеты Antares напрямую не связана с созданием нового американского пилотируемого корабля. Некоторое время назад компанию Orbital Sciences Corporation "отстранили" от этой программы. НАСА предпочла видеть своими партнерами компанию SpaceX с кораблем Dragon и компанию Boeing с кораблем CST-100. Поэтому происшедшая авария окажет небольшое влияние на планы создания пилотируемого корабля.

Стремление избавиться от зависимости от российских "Союзов" — это, конечно, политический фактор. Хотя я понимаю американцев. Вряд ли и мы могли бы смириться с положением, когда российская космонавтика зависела бы от американских кораблей. Но 2017 год, который назвали американцы, мне кажется чересчур оптимистичным прогнозом. Учитывая опыт разработки пилотируемых кораблей, а также довольно жесткие требования по безопасности, которые существуют в НАСА, задержки в год- полтора весьма вероятны. Но в любом случае эти корабли будут созданы и будут летать.

"ЗАВТРА". Стоит ли американцам ожидать проблем с финансированием данного проекта?

Александр ЖЕЛЕЗНЯКОВ. Не думаю. Наоборот, авария Antares может привести к увеличению расходов на создание новых пилотируемых кораблей. Особенно в том случае, если удастся свалить вину за аварию на российских и украинских разработчиков. А такие попытки обязательно будут предприняты.

"ЗАВТРА". Александр Борисович, вы упомянули о крушении частного ракетоплана SpaceShipTwo. В этой связи не приведет ли череда недавних космических аварий к тому, что компания VirginGalactic безвозвратно потеряет инвесторов, на средства которых планировалось отправлять на орбиту "космических туристов", а космическая туриндустрия США будет "убита"?

Александр ЖЕЛЕЗНЯКОВ. Несмотря на катастрофу ракетоплана SpaceShipTwo, индустрию космического туризма уже ничто не остановит. Раз есть спрос на эти вещи — значит, будут и предложения.

Помимо Virgin Galactic, в этой области работает, например, XCOR Aerospace с ракетопланом Lynx. Просто Virgin Galactic была ближе всех к успеху.

Кстати, после крушения SpaceShipTwo большинство инвесторов подтвердили свое намерение и дальше работать с Virgin Galactic. И те 800 пассажиров, которые уже заплатили деньги за суборбитальные полёты, также не спешат сдавать свои билеты. Эта ситуация во многом напоминает первые шаги авиации в начале ХХ века. Тогда тоже было множество катастроф, но они не смогли остановить стремления человека в небо. Так будет и сейчас.

Материал подготовила Юлия НОВИЦКАЯ

На фото: Antares не улетел

1.0x