Авторский блог Михаил Данилов 21:07 21 марта 2017

Путь из Варяг в Греки

Миражи истории, загадки и умолчания...

Пресловутый путь «из варяг в греки» известен нам с тех юных лет, когда мы стали изучать историю. Мы прилежно заучивали по учебнику адаптированные пересказы номенклатурных летописей, полагая, что «другой альтернативы нет!..» Так бы мы и жили «в своем счастливом неведении», если бы не появился настоящий «ящик Пандоры» - интернет.

Захотел помочь дочери написать реферат на тему «Александруполис — наш город-побратим», как тут не вспомнить, что мы живем недалеко от этого самого пути «из варяг в греки». Естественно, появилось желание, узнать об этом побольше, и тут, как ушат холодной воды: «Путь из ниоткуда в никуда» - http://sergeytsvetkov.livejournal.com/373250.html, где ясно показано, что, путь на Балтику через Новгород и Ладогу просто лишен смысла, поскольку, повернув от верховьев Днепра к Западной Двине, путешественник сокращает маршрут в 5 раз. За этим следует вывод: «Понятно, что все это забивает кол в сердце «норманнской теории». У торговцев с Балтики не было никакой заинтересованости в Киеве, который они старательно огибали по рейнско-дунайской или по волжско-донской дуге».

Но это все теория, скажете вы, а как насчет практики? С практикой дела обстоят не лучше. Мы узнаем, что «неизменным провалом заканчивались попытки современных энтузиастов преодолеть маршрут из Ловати к Днепру — большую часть пути от водоема к водоему их ялы и шлюпки транспортировали армейские вездеходы» или по асфальту на колесах, см., например,

http://www.tinlib.ru/istorija/put_iz_varjag_v_greki_tysjacheletnjaja_zagadka_istorii/p6.php,

http://viking-nevo.narod.ru/rus/expeditions/1996-aifur.html

Опыт, полученный в этих экспедициях, показывает, что для северной части древнего пути из варяг в греки подходили только очень легкие суда. Иными словами, этот маршрут могут преодолеть, например, современные «турики» со складными байдарками и надувными лодками в рюкзаках, но не как ни купцы, тяжело груженые товарами.

Для тех, кому интересно познакомиться с этим вопросом более подробно, даю ссылку на фундаментальный труд Юрия Звягина

http://www.e-reading.life/bookreader.php/1005496/Zvyagin_-_Put_iz_varyag_v_greki_tysyacheletnyaya_zagadka_istorii.html

Нет смысла в короткой заметке пересказывать, хотя бы кратко, содержание этой книги. Остановлюсь только на том, что мне представляется важным, - на судоходных каналах и водно-транспортных узлах. И не только на тех, что описывает автор. Под водно-транспортными узлами понимаются географические пункты и районы, где сходятся русла нескольких судоходных рек, места слияния рек или их излучины. Издревле эти места считались особенно удобными для основания крупных городов. В этих местах, как правило, возникали волоки, а места слияния рек и излучины представляли собой естественные защитные сооружения, преграды, обеспечивающие защиту города и контроль над транспортными потоками по рекам.

Судоходные каналы – это искуственные сооружения, создание которых требует огромных затрат труда. Поэтому они создаются только в том случае, если есть на то большая необходимость и, естественно, возможность. Под возможностью следует понимать соответствующие географические, гидрологические и геологические условия. Рискну заметить, что каналы, пусть даже созданные в поздние времена, указывают на существование на этих маршрутах более древних торговых путей. Все имеет свои естественные причины и предысторию.

Итак, что мы знаем о каналах? В первую очередь, стоит упомянуть каналы Вышневолоцкой системы, обеспечивающей связь центральной России с бассейном Балтийского моря. Это Сиверсов канал из озера Ильмень в Мсту, построенный на рубеже 18-19 веков, и канал между Цной и Тверцой в районе Вышнего Волочка, построенный при Петре I. Город Вышний Волочек возник в местности, где на древнем водном пути издавна существовал "волок" между реками Цной и Тверицей.

Когда вы выежаете из Новгорода в сторону Валдая, то едете вдоль Сиверсова канала достаточно долго – 9.3 км. Потом он отворачивает налево и соединяется с рекой Мста в районе села Бронницы, которое находится в излучине реки. А на высокой горе, справа от дороги, стоит церковь.

Кстати, как сообщает нам А.Н. Радищев в своей крамольной книге "Путешествие из Петербурга в Москву", "на том месте, где ныне стоит село Бронницы, стоял известный в северной древней истории город Холмоград..." А на высокой горе близ Бронниц в древние времена, еще до прихода славян, стоял храм, "славившийся тогда издаваемыми в оном прорицаниями, для слышания коих многие северные владельцы прихаживали".

В современной официальной истории место для древнего Холмограда определяют или на месте Рюрикова городища вблизи Новгорода, или вблизи Старой Руссы. В "апокрифической" истории А. Фоменко и Г. Носовского древний Холмоград - это г. Холмогоры на реке Северная Двина в Архангельской области.

В связи с этим стоит упомянуть Северо-Двинский канал в Вологодской области, который является частью Северо-Двинской водной системы, соединяет реку Шексна и реку Сухона, приток Северной Двины. Общая протяжённость канала составляет 127 километров. Он был построен с 1825 по 1829 годы. Исторически канал пролегает большей своей частью по древнему торговому волочному маршруту, известному с X века.

Другой знаменитый водный путь - Мариинская водная система брала начало от г. Рыбинска на Волге и шла по Шексне, Белому озеру, Ковже, Мариинскому каналу, Вытегре, Онежскому озеру, Свири и через Приладожские каналы входила в Неву, а её конечным пунктом стала привозная гавань морского канала Санкт-Петербурга. Мариинский канал был прокопан в 1808 году, а торжественное открытие всей Мариинской водной системы состоялось двумя годами позже - 21 июля 1810 года. Отметим, что в районе города Вытегра и по настоящее время есть поселок с названием Волоков Мост, говорящим о существовании древнего волока из реки Вытегра в реку Ковжа.

Тихвинская водная система — одна из трёх водных систем, соединявших Волгу с Балтийским морем. Основная часть ее проходит из Ладожского озера по рекам Сясь, Тихвинке, Соминке, затем Горюн, Чагодоще, Мологе до самой Волги. Реки и речки, вошедшие позднее в названную водную систему, еще в древности использовались как средство сообщения. На это указывает древнее название погоста Волок существовавшего в верховьях Чагодощи. Длина пути через Тихвинскую систему была самой короткой по сравнению с Мариинским и Вышневолоцким маршрутами. Строительство Тихвинской водной системы началось в 1802 году, в 1811 году она была введена в эксплуатацию.

Стоит упомянуть также Беломоро-Балтийский и Волго - Донской каналы. Путь, по которому проходит Беломоро-Балтийский канал, был известен издавна — им пользовались уже в 16-17 веках, в первую очередь из-за того, что здесь проходила дорога, по которой паломники ходили к святыням Соловецкого монастыря. Волго-Донской канал также построен в том месте, где раньше был волок, а на старинных картах показан канал, соединяющий две реки, где они ближе всего подходят друг к другу.

О Вышневолоцкой, Тихвинской, Мариинской системах, про Волго-Дон, отмечает Юрий Звягин, все знают. "А вот о том, что Днепр давным-давно соединён с Вислой (точнее, приток Припяти, река Пина с притоком Буга, рекой Мухавец) и через неё с водными путями Европы, многие как-то и не догадываются. Между тем путь из Балтики в Чёрное море этим маршрутом, по мнению ряда учёных, действовал ещё в эпоху верхнего палеолита – неолита. И уж точно – с начала нашей эры... Есть ещё один маршрут, по которому вполне могли ходить в древности: Днепр – Неман. Там, кстати, тоже есть канал, хотя и совсем заброшенный. Идёт он между рекой Щара, притоком Немана, и рекой Ясельда, притоком Припяти (канал Огинского). Построен он был в 1784 году дядей и тёзкой знаменитого композитора и Великим гетманом Литовским".

Таким образом, кроме пресловутого "пути из варяг в греки" издревле существовало множество других путей по рекам, на берегах которых жители древней Руси создавали свои укрепленные поселения и города. Естественно, что в первую очередь, они старались контролировать водно-транспортные узлы этих систем.

К таким, прежде всего, отнесем:

бассейн реки Волга с ее многочисленными притоками: Тверца, Молога, Шексна, Кострома, Унжа, Ока, Сура, Ветлуга, Свияга, Самара и др.;

Вологодскую и Архангельскую области с бассейнами рек Онега, Вага, Двина, Сухона, Юг, Шексна, Ковжа, Вытегра;

бассейн реки Ока с ее притоками – Угрой, Москвой, Цной и Клязьмой, верховья реки Дон;

область в районе Смоленска и Витебска, где сходятся на близкое расстояние реки Днепр и Западная Двина, а также Валдайскую возвышенность, где сходятся верховья этих рек, а также Волги, Десны и многих других.

Заметим, что несмотря на такое разнообразие и богатство водных путей в Древней Руси до сих пор вся историческая идеология становления Русского государства строится на шаткой основе одного едиственного, "самого верного". Почему так происходит? Что заставляет историков так упорно цепляться за существующие только на бумаге исторические миражи, такие как "Киевская Русь" и "Великий путь из Варяг в Греки"?

Полагаю, что большинство историков не задумывается над этими вопросами, успех в избранной профессии и карьерные соображения важнее... Если человек, интересующийся прошлым, зациклен исключительно на "работе с документами", ему не поможет даже скурпулезный анализ иностранных летописей, саг и прочая.

Точно так же, как и наши, иностранные летописцы "тянут одеяло на себя", страдая умолчаниями чужих побед и заслуг, преувеличениями масштабов событий в своей стране. Там где в битве реально участвовало 300 человек, летописец запишет 3000, а тридцать тысяч на страницах летописи легко превратится в триста тысяч. А если пан или барон конролировал один замок и три деревни, то по велению господина придворный летописец, не задумываясь превратит их в княжество, а княжество в великую державу " от моря до моря".

Чем бы не руководствовались историки, но ответ на поставленные вопросы, на мой взгляд, предельно прост – исторические миражи, как дымовая завеса, застят нам глаза и отвлекают наше внимание от тех мест и событий, где творилась подлинная история, даже если она была не такая древняя.

(продолжение следует)

1.0x