Сообщество «Посольский приказ» 18:54 10 апреля 2018

Сказка о "тройке"

баланс сил на Ближнем Востоке изменяется в пользу блока Россия—Турция—Иран

4 апреля в Анкаре прошла встреча глав государств–гарантов Астанинского процесса содействия сирийскому урегулированию: президента Российской Федерации Владимира Путина, президента Турецкой Республики Реджепа Тайипа Эрдогана и президента Исламской Республики Иран Хасана Роухани. Состоялись также двусторонние переговоры российского лидера со своими коллегами.

Важнейший момент, подтверждённый всеми участниками «большой ближневосточной тройки», — сохранение территориальной целостности и единства Сирии. Что означает, прежде всего, невозможность создания независимого национального курдского государства ни в одной из стран, где компактно проживают курды: не только в Иране и Турции, но также в Ираке и Сирии. Это совместное заявление Москвы, Анкары и Тегерана полностью блокирует усилия США и их союзников по использованию «курдского фактора» в качестве одного из главных инструментов своего влияния на Ближнем Востоке и давления на важнейшие региональные державы. При этом и Реджеп Эрдоган, и Хасан Роухани прямо заявили о том, что «коллективный Запад» заинтересован в существовании таких террористических структур, как ДАИШ («Исламское государство»), «Фронт ан-Нусра», «Демократический союз» и других, которые, по словам турецкого президента, «постоянно дополняют друг друга и препятствуют установлению мира и стабильности в регионе». А его иранский коллега был ещё более откровенен: «Американцы, израильтяне безуспешно мешали нам… В последние годы они хотели, чтобы правительство в Дамаске пало... Они хотели помогать террористам, чтобы террористы управляли этим регионом, и хотели сделать так, чтобы опасность распространялась в интересах США и Израиля».

Понятно, что после таких заявлений, которые не нашли никаких возражений у Путина, «химическую атаку кровавого Асада» в Восточной Гуте, обвинения Трампа по этому поводу в адрес России и удар ракетами «неизвестной» (скорее всего — израильской) принадлежности по сирийской военной авиабазе «Ат-Тифор» можно было считать неизбежными. Пока всё это не выглядит «точкой катастрофы», скорее — проверкой реальной боеготовности сирийской ПВО, да и ракет было всего восемь. Но, учитывая, что президент Франции Эммануэль Макрон заявил о срочной переброске в районы Сирии, занятые курдскими «силами самообороны», подразделений французской армии, необходимо признать, что текущий уровень конфликта в Сирии приближается к весьма опасной отметке, за которой неизбежна уже полномасштабная «горячая» война, способная выйти далеко за пределы Ближнего Востока.

В этой связи особый интерес вызывают другие, напрямую не связанные с сирийским конфликтом, пункты повестки дня состоявшихся в Анкаре переговоров, которые свидетельствуют об уверенности России, Ирана и Турции в своих силах и в своём конечном успехе.

Как известно, 3 апреля Владимир Путин и Реджеп Эрдоган председательствовали на седьмом заседании Совета сотрудничества высшего уровня между Российской Федерацией и Турецкой Республикой. Кроме того, из Анкары в режиме видеоконференции они приняли участие в торжественной церемонии, посвящённой началу строительства атомной электростанции «Аккую» расчётной стоимостью 21 млрд долл.; также был подтверждён и ряд других двусторонних контрактов, включая поставку ЗРК С-400 и строительство газопровода «Турецкий поток».

Не исключено, что нечто подобное обсуждалось и на встрече российского президента с его иранским коллегой, хотя здесь количество открытой информации практически было сведено до протокольного минимума.

Наконец, на совместной пресс-конференции трёх лидеров по итогам переговоров было заявлено о том, что российские, иранские и турецкие компании примут участие в восстановлении сирийского государства и в реализации новых инфраструктурных проектов. Примерная «цена вопроса» была озвучена Эрдоганом, который в подобных ситуациях никогда не теряется: 7 триллионов долларов.

Подводя итоги, можно сказать, что в целом баланс сил на Ближнем Востоке изменяется в пользу блока Россия—Турция—Иран, к которому в ближайшее время, до конца года, если не случится каких-либо форс-мажорных ситуаций, может присоединиться и Республика Египет во главе с недавно переизбранным на президентский пост фельдмаршалом Абдул-Фаттахом ас-Сиси — с выходом на Ливию.

Но для Соединённых Штатов нынешняя ситуация предоставляет, пожалуй, одну из последних реальных возможностей не на словах, а на деле продемонстрировать и утвердить в глазах всего мира, что глобальное военное лидерство Америки как основа её финансово-экономического лидерства никуда не исчезло и они просто обязаны так или иначе этой возможностью воспользоваться. Так что в ближайшее время (возможно — даже в ближайшие дни) в Сирии и на всём Ближнем Востоке может стать очень «жарко».

5 апреля 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
20 марта 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x