Протопи ты мне баньку по белому…
Авторский блог Сергей Ужакин 07:54 1 января 2018

Протопи ты мне баньку по белому…

Провинциальные истории
20

Каждое зимнее Сибирское воскресение я иду с друзьям в баню. В этом отточенном ритуале всему свое время и каждой вещи на полке. Мы знаем достоинства каждой нашей городской «кормилицы», от самой бросовой на дальней городской окраине, до новомодных и бездушных со стеклянными дверьми.   Русскую баню не спутаешь, ни с турецкой, ни с финской. Да и вне России, русская баня приобретает совсем иные свойства. Помню, как однажды, под новый год решил сходить «баню» в Туркмении, в небольшом городке Безмеин. Долго искал на базаре хоть какое-то подобие веника, а, купив веник из сорго и придя на место, не обнаружил даже подобия парилки. Хорош залетный гусь! Наверно теперь живу в байках и историях этого славного городка.

Вот и в этот раз традиции не изменил, однако, вчера решил вернуться в детство и пойти в ту самую городскую баню, где когда-то впервые с отцом ступил босой ногой в храм чистоты. Но это было вечером.

Морозное утро началось с беготни, с попытки завершить незавершенное. Еще по темноте, за утренней чашкой кофею, пробежал по страницам форума, наскоро ответил друзьям и противникам, после чего переключился на проектировку. Поступил комфортный заказ построить небольшую домашнюю банешку, до весны далеко и потому самое время провести необходимые расчеты: сколько надо бруса, сколько шпунтовки и обрезной доски, сколько кирпича и жести, чтобы все было разумно и на долгие годы. Строить бани – это не работа, это хобби.

Город встретил меня новогодней суетой и психозом по скупке продуктов, хотя, казалось бы, уже давно все пора поедать. С утра загадал – какими новостями и событиями отметит город, в том незатейливо и расскажу.

Утренний базар, на котором решил прикупить чего по мелочи, был уже полон, всюду очереди. Вот работяга со своей женой покупает яблоки и мужественно держит в руках два пакета, пока супружница рассчитывается с торговкой. Не выдержала душа поэта, муж достает яблоко и потерев его о край засаленной куртки аппетитно надкусывает, брызгая соком во все стороны. И сходу, волей случая оказываюсь участником небольших «терок» люда с базарного дна. Один мой герой, ночью жестоко проигрался в карты, спустив достаток своей маленькой общины. Назревала крупная разборка и несколько собутыльников прессовала бедолагу, подводя к неизбежности оплаты. Они заставляли признать вину и в качестве фиксации проступка пожать руку. Ситуацию мог спасти только "фанфурик".

Дневная беготня по городу привела к знакомой боевой тетке, как она про себя говорила – Я, чоновка! Чоновкой, она конечно не была, но историй из той, прежней жизни подарила в достатке. На звонок и стук никто не отвечал. Вдруг я понял, что не узнаю ее входную дверь, железяка стала массивной, с узорчатыми нашлепками.  Я позвонил соседям, выяснилось, что В.М. ушла из жизни две недели назад и в квартире уже живет ее внучка. Пакет с мандаринами и яблоками врезался в руку. Эх, тетя Валя, с тобой ушло поколение.

Набегающий вечер заставил забежать в небольшой нагорный магазинчик, который мужественно пытался выжить в конкуренции с сетевыми агрессорами. Главный его козырь в том, что здесь продают настоящий бездрожжевой хлеб из монастырской пекарни. Чрево магазина встретило шумом и гамом. Оказалось, что в пивном отделе проходил конкурс среди жителей Нагорья. Естественно, что такое событие нельзя оставить без внимания. Конкурс состоял в том, что на пяточке выявляли победителя года. Целый год хозяева пивной точки вели учет покупок постоянных клиентов – объемов и сортов пива, стимулировали как могли и вот теперь ликовали, акция удалась. Объявили фамилию счастливчика, вышла барышня приятной наружности, в этой точке за год она прикупила 86 литров разливного пива, за что ей подарили металлическую «кегу» с пивом.

И вот вечер, баня моего детства неожиданно встретила многолюдьем. По гипотезе в это время в ней должно быть уже пустынно. Однако, многолюдье не огорчило, скорее обрадовало.  Нагорные здоровались – О, а ты как тут? Ты же вроде… В раздевалке, когда заботы позади и все люди братья, с любопытством наблюдаю за многоголосием моей страны.  В раздевалке условно три группы – первые те кто, как и я пришли париться, вторые – понтоваться, третьи просто помыться. Между первыми и вторыми есть зазор. Парильщики приходят с термосами, у каждого свой фирменный чай, то с баданом, то с «золотым корнем», а то с особым медом от горного разнотравья. Вторые, с пивком, аляпистыми кружками, громкими разговорами, о том, как надо уметь вертеться. Это верхний слой пролетариев, которые уверены, что еще немного и они станут буржуа. И все равно я их люблю, как бы громко они не говорили, я не чувствую от них угрозы, они свои – работяги. Рано или поздно, но он поделится последним, в данном случае – пивом.

В общей команде распознаю двух молодых ребят, по виду тувинцев, они радостно готовятся к ритуалу, говорят гортанно, громко. Спрашиваю каким ветром, отвечают – студенты из медунивера.  Напротив, расположились трое волосатых мужиков, по повадкам и разговорам распознаю в них азербайджанцев. Они напряжены, настороженно смотрят по сторонам, волосатая альфа энергия видна в каждом жесте. Но уже после первого захода, ощутив, что до них никому нет дела, они раскладывают нехитрую снедь – дешевое пиво, мятую закусь. Заметив, что я за ними наблюдаю, один из них жестом приглашает присоединиться. Я улыбаюсь и жестикулируя показываю на бутылку с минералкой – Завязал! А потом также жестом показываю на пиво и спрашиваю – Как же так!? Азербайджанец в сердцах машет рукой:

- Разве это жизнь, брат!

На левом краю уже завязался разговор, стало интересно –  кто же по профессии эта группа будущих буржуа. После небольшого консилиума – почему нельзя пользоваться «фумом» (уплотнительная, синтетическая фум-лента для резьбовых соединений), разговор зашел о том, за сколько дней реально сделать ремонт одной комнаты. Мнения разделились – за три или четыре. Итог подвел все тот же крепкий мужик: Все зависит от того, сколько мебели в комнате. Ага, так и есть, строители, дикая бригада! Реагирую на очередную реплику лидера к молодому напарнику  – Братан, мой дом для тебя всегда открыт, просто надо уметь крутиться.  Ну, то, что по-братски к желторотику, то хорошо, молодец. Но это – уметь вертеться! Откуда эта зараза у тебя?  Ведь работать тебе на стройке еще максимум лет десять, не более. А потом ты будешь выкинут, как старая ветошь.

И вот, наконец, парилка. В ней важно все. Разговор вяжется легко, непринужденно. Неожиданно ловлю себя на мысли, что обсуждение до деталей напоминает обсуждение на Форуме, вот разве, что напрочь отсутствует белогвардейщина – нет «интеллигенции», а пролетарий в эти игры не играет. Заходы в парилку сменяются посиделками в раздевалке, где накал обсуждения только усиливается.  От простого трудяги мы получаем безупречный анализ всего происходящего в стране. Народ суровеет, в тишине раздается реплика, которую я встретил в этот день и на Форуме – о пропаже пяти ста миллиардов, а следом звучит главное. Крепкий мужик, что давал первые уроки по ремонту квартир, тихо произнес – Бл..ь, когда же все начнется?  Когда мы проснемся и свалим это сучье племя. Так жить нельзя.

Последний заход в парилку прошел молча, после чего народ стал разбегаться. Уже по дороге,  поймал себя на мысли, что люблю этот народ городской окраины. Простой, вороватый, неграмотный, кондовый, пьющий и с чернотой под ногтями, но мудрый. Это народ, который все понимает, народ – богоносец, который безмолствует. Это мой народ.

Загрузка...

12 октября 2019
119
Комментарии Написать свой комментарий
1 января 2018 в 08:11

Перед Новым Годом тоже ходил в баньку с коллегами, всего 5 человек. Один вообще не слышал про Грудинина, остальные за Путина. Аргумент у них один – мы живем хорошо.
С Новым Годом!

1 января 2018 в 08:55

А я однажды в общественной бане после мытья, стал натягивать на мокрое тело футболку с длинными рукавами,а рука никак не пролазила,потом резко проскочила и я нечаянно с размаху как дал кулаком по голове одному здоровому мужику,что у него наверное искры из глаз посыпались! Я думал он меня будет бить,но ничего,простил. После бани все становятся добрыми.)
С Новым Годом!
Всю ночь взрывы за окном,люди наелись и пошли петарды запускать. Мои дети плачут,прячутся под одеяло,птички в клетке бьются от страха. До четырёх утра. А в семь уже вставать.И так каждый год со слезами.

1 января 2018 в 11:11

Друзья мои, и вас с новым годом!! Благополучия и умиротворение в ваши дома. И хотя день этот мало чего значит, так, не более чем отметка в текущей жизни. Но традиция есть традиция.

Баек из банной жизни, полагаю у каждого во множестве, тут целый сборник можно соорудить, или того хуже, банную передачу. Хотя стоп, кажется это было у Михаила Евдокимова, где они в простынях сидели в студии. :)

Действительно, "отмечалово" оно теперь такое - поесть, потом запетардить улицу. Еще М.М. Бахтин отмечал в особенности средневековой культуры - чем больше порабощение сознание, тем больше потребность в карнавализации. Мы практически уже полностью повторяем средневековье, не хватает штриха - выбор Бобового короля.

1 января 2018 в 11:42

Ничего по политике, просто Баня - отдельное. Только в Находке, при том, что снова рулят чечены, а азеры борются с узбеками за киосковые овощные места, в бане - только мы. Не все русские, но о национальности в голом виде вообще нет вопросов.
И Новый Год для всех - Новый Год.

Если хрень в бане не достает, - есть надежда: С Новым Годом!

1 января 2018 в 12:06

Я достаю коллег политикой, и отзывается только один, но его жена частенько не пускает в баню.

1 января 2018 в 13:07

В русском языке получилось: его жена не пускает в баню. Поясните: ЕГО (коллегу) жена не пускает в баню - его, или ЕГО (она, жена)- частенько не пускает в баню Вас?

Шведская семья?

С новым годом всех.

1 января 2018 в 15:19

Шизики и тролли добрались уже и до Михаила Мороза.

1 января 2018 в 13:40

А я в баньке не был 17 лет, когда отец, Царствие ему Небесное, не продал нашу малую Родину по причине того, что наша родня вдруг поумирала и больше некому было ездить на дачу за 200 км. До сих пор по ней тоскую, и по баньке, и по Малой Родине вокруг нее...

1 января 2018 в 13:59

А я тоскую по баньке по черному у своего прадеда Сергея. Скорее даже по тому ритуалу, что сопровождал саму баньку. Как воду таскаешь, смотря в большом казане оказывается случайно зацепленный плавунец. ты берешь его пригоршней, в ведро и на озеро. Как прокидываешь березовые дровишки, как черпаешь разогретый из ведерка с квасом, что заботливо поставила прабабка у входа. у входа. Как парились с дедом до потери хлебных карточек, как лежали в предбаннике и сидели на скамейке, он рассказывал, а я слушал. Как бабка Любаша забирала деда, а мне говорила - А ты еще хлестайся, здоровья набирайся.

Это великое чудо русского народа - баня по черному.

1 января 2018 в 13:41

А наша многолетняя банная компания сошла на нет. Кто-то ушёл в мир вечный, кому-то не в силу стало по здоровью, цены подняли хозяева саун до небес... Жаль.
С Новым годом, вас, соратники и однодумцы. Новый год, ещё одна станция на пути к вечности. С чем вас поздравить? С будущим, ибо только оно реально. Пусть в вашем будущем будет больше радостного и меньше печали.
Рассказ хорош. С настроением. С чувством. Со смыслом.

1 января 2018 в 14:02

В большом городе хорошие бани наперечет, в основном блiaduарии - Клубнички да Шалуньи. Заходит противно.

1 января 2018 в 15:42

В "собачье время" (смотрите блог художника Сергея Житвоткова) и бани стали "собачьими". Там лучше о политике не говорить. Если только не кулуарно. С явным твоим единомышленником. Но какой толк от этого. К банному кайфу прибавка ничтожная.

Но только ты заяви на всю парную или привратную о своих коммунистических предпочтениях,то есть некоторая,пусть и ничтожная,вероятность из бани вообще не вернуться. А уж свести планируемый оздоровляющий банный эффект к эффекту прединфарктному (тяжёлый случай;лёгкий - некоторая подвижка к нему) - что два пальца.

Дорогой Сергей! Ты для меня примерный НАБЛЮДАТЕЛЬ. Бери примеры потрасформационнее. С первого взгляда - неказистые. Например,я на прогулках меж двух школ пришёл к выводу,что сегодняшнее,с гороховых времён - АНАЛИТИЧЕСКОЕ,ЦЕЛО-РАЗЪЕДИНЯЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ - требует немедленного перехода на СИНТЕЗИРУЮЩЕЕ,ЦЕЛОСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

Не исключаю,что буржуазная наука это уже знает об этом и учит своих по НОВОМУ,а не своих по СТАРОМУ. Час освобождения Труда от Капитала,следовательно,откладывается на неопределённое время. Но его у мира уже нет. Значит,впереди предсказанный Апокалипсис. Пришло время Глубокого Копания. А не верхоглядства и мелкотравчатости. С искренним уважением!

1 января 2018 в 16:05

Дорогой мой товарищ Александр Перемог. Этой небольшой и мимолетной зарисовкой я лишь показал Форуму жизнь провинции в ее городской окраине. Совсем не претендуя на раскачку большой темы. Это скорее, эмоциональный штрих, и вновь небольшой рождественский рассказ, в котором нет ни слова вымысла. Современная баня есть отражение современного классово-сословного общества. И это надо понимать со всей беспощадностью к самим себе. Кто из мудрецов Форума был последний раз в компании простого пролетариата, кто знает что он думает и чем дышит? Связи в основном умозрительные.

Тема - школы, что ты предлагаешь мне поднять важна и обсуждалась многократно и обязана быть обсуждаема, потому, как этот важнейший институт общества буржуазия превратила в надежный инструмент порабощения. В той школе, у меня с учеником была дружба. Как то раз, один мальчик из моего класса так и написал - я давно искал друга, давай с тобой дружить. Это был великий союз взрослого и ребенка. Я его учил и в нем прорастал в будущее, он брал у меня знания и уходил в это будущее. А сегодня отношения купли-продажи. ты продаешь образовательную услугу, родители ее покупают.

Повторюсь, но основные различия советской и буржуазной школы Эрефии просты. Советская школа давала целостную картину мира, школа была политехническая. Буржуазная школа дает мозаичные знания.

1 января 2018 в 17:03

"Буржуазная школа дает мозаичные знания".

Даже менее того. Сейчас на конвейере человек - функция,человек служебный, человек - (очень модное слово) компетенция - мечта доктора Хасса из фильма "Мертвый сезон" :

" А дальше RH сможет создавать определённые типы служебного человека. Как это мудро сделала природа в улье, муравейнике. Представьте: человек-ткач, человек-пекарь, человек-шофёр. Причём, у него нет никаких других потребностей, никакого комплекса неполноценности. Ну, нет же у вола комплекса неполноценности от того, что он — вол!.. Ну, вол, и слава богу. Человек-робот, ни о чём не думает, всегда доволен, и он — размножается, производит себе подобных!"

И представьте, ни какого RН не понадобилось ...

1 января 2018 в 18:23

Действительно, сейчас готовят человека функцию: человек-замена картриджа, человек-надуватель шин. В рамках функции ребенок и получает знания. Мы с этим постоянно сталкиваемся в магазинах, особенно в технических, где продавец с апломбом и как в общении с идиотом рассказывает тебе как нажимать кнопки. Но при первом же серьезном вопросе в его голове происходит сбой, у него, к примеру не связаны в голове радиотехника и биология человека. Для него это отдельные части мозаики.

Что касаемо так называемых HR работников или как их сейчас называют Эйчары, то это продукт западной буржуазной системы производственного управления - безжалостная и циничная. Для эйчара не существует человека, морального обязательства перед ним, он управляет ресурсами.

1 января 2018 в 21:02

Не так давно на экранах мелькнул репортаж о встрече Путина с победителями международного конкурса "молодых профессионалов" (или как-то так). И вот надЁжа наш, на вопрос не поскупился одной восторженной девице. Вы, спрашивает, кто по профессии? А она, с тем же задором - я, говорит, бариста!
Ну? И куды дальше плысть? Суши весла...

2 января 2018 в 15:37

По-итальянски это просто "бармен", может, в итальянском кабаке работает? В голове ребенка - ее профессия по указу хозяина...?

3 января 2018 в 13:24

Хороший рассказ наблюдательного человека, плавный, без излишеств.
Баня - тема не новая - Белов, Шукшин, Высоцкий... Но важно увидеть что-то особенное, своё и смочь это передать читателю... И у Автора это получилось, а посему настроение читательское вполне приблизилось к праздничному.
С Новым Годом!

3 января 2018 в 14:46

Ужакин, я поддерживаю вас в вашем интересе к Горькому. Но, извиняюсь, мой комментарий к автору цикла про него - не проходит. Позвольте хотя бы вам его привести:
Все так, Юрий, от меня тоже плюс.
Только что уж вы на полпути останавливаетесь? К примеру, "обманом и насилием отобравшие власть у советов рабочих, колхозников"! Вот тут бы и расшифровать, где обман увидели? Конкретно! Я бы повторил свой про Горького комментарий на соседней ветке, но вряд ли смогу его быстро найти. Скажу так, что, к примеру, НИ ОДИН аргумент "ЗА" переименование города Горького истине не соответствовал! Но наши СУПЕР-интеллигенты только продолжали свои потуги. А тема разоблачения ИХ доводов практически находится под запретом.

4 января 2018 в 18:57

Г. В. ПАВЛЕНКО (сугубо между нами):
Меня впечатлили Ваши благородство и душевная щедрость, Георгий, в посте-обращении к автору сего сочинения. Понимаю, в канун новогодия и Рождества Христова принято среди истинно верующих, коим Вы являетесь, прощать обидчиков. Если бы наш алтайский сказитель наступил мне нарочно на ногу или обозвал меня нехорошим словом в пылу горячего диспута, в возбуждении, то я бы последовал Вашему примеру. Может быть, тоже, как Вы, Георгий, слукавил бы в оценке представленного рассказа, чтобы польстить сочинителю с расчётом на ответный поклон с христианским смирением. Но ведь для нас с Вами С.Ужакин обидчик, который «холодным умом», как его Железный Кумир, судит о людях с позиций «классовой бо’йбы», навешивая на них ярлыки из подручного матерала дознавателей Большевистской Эры Массовых Репрессий. Если Вы, мой друг, склонны к забывчивости во имя мира с ближними (даже твёрдо стоящими по ту сторона барьера), я напомню Вам традиционно словоблудный пост С.У. под последним материалом Ухановой:
«Как нам вас теперь называть - вашу устойчивую либеральню группу ( именуемой в народе - шайкой) - Павленки, Ухановой и примкнувшего к ним Сокурова?».
Даже в этом самом сдержанном отрывке немеряно высокомения, вражды, презрения к инакомыслящим. Притом, чувствуется не врождённое, не выработанное обстоятельствами, а надуманное, под выбранную позу поведения псевдопролетария из «передового отряда», угробившего страну. Такие позы присущи всплывшим на поверхность со дна, не без способностей, себе на уме, но чувствующим свою ущербность, «несоответствие желанному уровню». Если такие экземпляры рода человеческого наделены ещё завистью к более способным и успешным в сфере их тайного вожделения успеха, то никакие расшаркивания и книксены перед ними не смягчат их натуру. Возможно, Ужакин ответит Вам, Георгий, то только не ждите искренности.
Теперь о Вашем хвалебном отзыве о «Баньке», как о рассказе. Более чем хвалебном, ибо он побудил Вас вспомнить Белова и Шукшина… Сближение стоит Столпа (типа Александрийского).
Но рассказа, как единого произведения, нет. Есть четыре фрагмента, никак не связанные между собой: Банька, Базар, Магазин, Плач по чоновке (по бабе, гордившейся своей причастностью к карателям).
Собственно «Баньку» достаточно было ограничить абзацами (считайте и смотрите со мной)- сверху вниз: №№ 1, 2, частично 3 (убрав из последнего многословную радость по поводу полученного заказа на «банешку» и перечисление материала на строрительство). Далее абзацы №№ 8, 9, 10, с оговорками 11. Вот из этого материала даже рукой поэта Ужакина можно сделать новеллку.
В абз. №№ 4 и 5 живо описан базар. Это описание было бы к месту в рассказе о бане, если бы главный герой (сам автор) заглянул туда, чтобы купить веник, на худой конец – мочалку, чтобы одно или другое, как чеховское ружьё выстрелило в бане. Но нет, ничего этого герой наш даже и не ищет. Раскрыв рот, он наблюдает, как прессуют каго-то бедолагу. Не меньший интерес вызываети у него мужик неряха с»душой поэта»(?), который «мужественно»(???) держит в руках пакеты. Базарная зарисовка – однозначно заготовка для отдельного произведения. Дай Бог автору удачи!
Абзац №6 – опять отельная зарисовка – о чоновке. Ну, почему бы автору не закрутить было сюжет примерно так: он тайно проводит тётку под видом мужика в парильню и там… парит. Правда, я не представляю всех этих Аннок-пулемётчиц с женскими признаками, кроме «ж» в паспорте. Вот тогда этот абзац был бы гармонично сплетён с другими «банными» абзацами.
Наконец, абзац №7 – магазин с пивным отделом. Я нетерпеливо ищу то место, где Ужакин приобрёл бы пиво, чтобы по-нашему, по сибирски (я ведь из Саян) попариться. Тщетно, пива для Ужакина нет, его скупила барышня приятной наружности. Тогда при чём здесь баня? Тоже самостоятельный рассказ, 100%-но.
И ещё нет искренности в представленном произведении. Как Вы, Георгий, не уловили фальшь, не заметили лицемерия в конце этого вороха самостоятельных сюжетов?:
«Уже по дороге, поймал себя на мысли, что люблю этот народ… с чернотой под ногтями, но мудрый… который все понимает, народ – богоносец, который безмолствует. Это мой народ».
Когда любят, Георгий, то это состояние души, а не ловля себя на мысли, когда идёшь домой из бани и не знаешь, то ли рассказ написать, то ли что-то такое сделать, чтобы стать богоносным.