Авторский блог Дмитрий Ничипурович 17:59 25 января 2016

Пространство-время

Интересно сопоставить научно-фантастические предположения И.А. Ефремова о структуре Вселенной через современные астрофизические гипотезы с данными по этому вопросу, содержащимися в текстах Огненного Откровения.
0

Интересно сопоставить научно-фантастические предположения И.А. Ефремова о структуре Вселенной через современные астрофизические гипотезы с данными по этому вопросу, содержащимися в текстах Огненного Откровения.

Как и любой фантаст, И.А. Ефремов на страницах своих романов создал собственный мир - «свою» Вселенную. Но в отличие от миров большинства современных фэнтази-романов, его мир скорее привычно реален, нежели нереально фантастичен - лишь уровень науки и техники, а также нравственности людей там много выше теперешних. Это и неудивительно, поскольку, прежде чем засесть за очередной роман, писатель-ученый И.Ефремов всегда в подробностях и всесторонне изучал научную «историю вопроса» - все, что уже написано в связи с этим психологами, геологами, биологами, физиками, астрономами. Так и здесь: создавая свою собственную версию строения Вселенной, он, безусловно, исходил из современных ему передовых научных гипотез и открытий в этой области знаний.  В частности, его пространственно-временной континуум Вселенной не есть просто прямой четырехмерный «параллелепипед», которому отвечают наши привычные ощущения пространства-времени, но значительно осложненный «кривизной» этих измерений - геликоид. По его мысли, уже в спиралевидности галактик содержится ясный намек на такую структуру Вселенной - «пластов нашего мира (Шакти), переслоенного с Тамасом, и вместе с ним закрученного в бесконечную спираль» («Час Быка», стр. 411), причем эта «бесконечная спираль» представляет собой именно геликоид.

Геометрически, геликоид - это винтовая поверхность описываемая в пространстве прямой, которая, вращаясь с постоянной угловой скоростью вокруг неподвижной оси и пересекая ее под постоянным углом, поступательно движется с постоянной скоростью вдоль этой оси. Практически же, это просто «бур», то есть «сверло» для бурения скважин в грунте. Например, когда бригада электриков устанавливает новые опоры (столбы) под линию электропередач, то ямы в земле под эти столбы роются обычно с помощью  такого двухметровой длины «бура», закрепленного вертикально позади трактора и приводимого во вращение его мощным двигателем. Сам бур состоит из стальной оси, к которой приварена винтообразно закрученная полоса металла, при вращении «вгрызающаяся» в землю и пластами выносящая грунт на поверхность. Нечто подобное и есть геликоид.

Необходимо отметить, что у геликоидной поверхности есть одно интересное свойство: из точки на одном витке ее спирали в точку на другом витке можно попасть двумя путями - длинным и коротким.

Это свойство, но в более простом виде, характерно для «кольца Мебиуса». Если взять узкую и длинную полосу бумаги (или другого гибкого листового материала) и, перекрутив ее вполоборота вокруг продольной оси, скрепить концы, то получится кольцо, называемое кольцом Мебиуса  Это кольцо  замечательно тем, что из любой точки на верхней стороне его исходной полосы (не пересекая ее поперек по толщине) можно всегда прийти в точку, расположенную прямо под ней на нижней стороне полосы. И обратно. Но это лишь один - длинный - путь, так как в этом случае, чтобы оказаться на обратной стороне, надо пройти по кольцу Мебиуса расстояние, равное длине изначальной полосы. Однако, есть и второй, короткий, путь - «прокол»: надо просто «проткнуть» полосу по ее толщине иглой «прямого луча» и затем «пролезть» через образовавшееся отверстие на обратную поверхность ленты.

Так вот, эта геометрическая забавная игра имеет свой аналог и в более сложном случае геликоидной структуры. Геликоид тоже можно «проколоть» и, тем самым, резко сократить путь до точек, расположенных на других, весьма удаленных витках. Каким образом это возможно?

Представим «бур» геликоида (из оси и спирально приваренной к ней режущей кромки) полым изнутри, причем во всей его внутренней полости царит абсолютная пустота. Тогда, чтобы из какой-либо точки одного витка попасть в нужную точку другого, можно, вместо долгого движения по виткам, сначала «проколоть» его поверхность в исходной точке («точке входа»). И, свободно переместившись по кратчайшему пути во внутренней  «пустоте» в район конечной точки, еще раз «проколоть» его (но теперь уже изнутри) и через эту «точку выхода» снова выйти на внешнюю поверхность. Вот и все. Перемещаться вдоль оси вращения «бура» много короче, чем «разматывая» витки его спирали, а если внутри его еще и «вакуум» - то тем более, так как при движении в вакууме отсутствует всякое сопротивление среды. Именно на этом эффекте «прокола кромки» геликоидного пространства и затем быстрого перемещения по ее «пустотам времени» (т.е. почти вне времени) до нужной «точки выхода» и основана у фантаста И.Ефремова победа человечества будущего над сверхрасстояниями Вселенной. Сам «бур» называется у него нуль-пространством, в котором «взаимно уравновешены и нейтрализованы полярные точки пространства, времени и энергии». Он - есть граница, которая делит всю Вселенную на две части - Шакти и Тамас. Шакти - это привычный нам космос, где мы сами и существуем, а Тамас - это «космос навыворот», противоположный космосу Шакти, некое «зазеркалье» что ли. Оба эти два пласта Вселенной - Шакти и Тамас - закручены в параллельные спирали, а геликоид, или нуль-пространство, являясь нейтральной прослойкой их раздела, как пишет Ефремов, «также скручено в спираль, соответственно обоим мирам». И когда звездолет, извне «проколов» оболочку этой прослойки, проваливается внутрь ее, то там, где «для продвижения времени Шакти не существует», он может «за один миг пролететь сотни парсеков». После чего он делает второй «прокол» (изнутри) границы нуль-пространства и выходит снова в область Шакти, но уже на огромном расстоянии от исходной «точки входа». И хотя погрешность в расчетах космических координат «точки выхода» составляет «всего» полмиллиарда километров, это - настоящий прорыв в покорении гигантских вселенских просторов. Таким образом, там, где по геликоидной спирали пространства надо двигаться веками и тысячелетиями, или даже миллионами лет с субсветовой скоростью, чтобы достичь иных Галактик, там путем «прокола прямого луча» можно достичь этих же Галактик за считанные недели или месяцы. И все потому, что познана, наконец, подлинная - спирально-геликоидная - структура пространства-времени, где «нет замкнутости, а есть разворачивающийся в бесконечность геликоид» («Час Быка», стр. 415).

Но это - в мире фантаста Ивана Ефремова, на страницах его романа «Час Быка» (так как в «Туманности Андромеды», рисующей более близкое будущее, проблема преодоления больших космических расстояний решена пока только частично - за счет открытия особого ракетного топлива анамезона, позволяющего разгонять космические корабли - звездолеты - до субсветовой скорости)  Однако, так ли это в реальности?

Обратимся сначала к современной физике и астрофизике.

Не стоит и говорить, что вопрос о структуре вселенского «пространственно-временного континуума» до сих пор, по существу, является открытым - проблема эта сложнейшая и фундаментальная, и современная наука пока лишь робко «пробует ее на зуб». И хотя основой современной астрофизики в целом все еще остается теория относительности Эйнштейна, из которой следует, в частности, что космическое пространство по своей структуре однородно, тем не менее, некоторые ученые, работающие в этой области, в настоящее время выдвигают теории не изотропности, а анизотропности пространства Космоса. Иными словами, они утверждают, что пространству изначально присуща некая «кривизна», и даже «винтообразность», что выражается  в неоднородном распределении его свойств по разным направлениям. И, добавим, что приблизительно напоминает… - ефремовскую модель Вселенной! Действительно, как написано в одном научном обзоре, «исследования, проведённые на радиотелескопе, вынесенном за пределы земной атмосферы, дали подтверждение о неоднородности пространства. Проанализировав радиоволны 160-ти отдалённых галактик, физики из Рочестерского и Канзасского Университетов США сделали поразительное открытие о том, что излучения вращаются по мере того, как они движутся сквозь пространство, в виде едва заметного рисунка, напоминающего штопор, непохожего ни на что, наблюдавшееся ранее. Полный поворот «штопора» наблюдается через каждый миллиард миль, который проходят радиоволны. Эти эффекты являются дополнением к тому, что известно, как эффект Фарадея, поляризация света, вызванная межгалактическими магнитными полями. Периодичность этих, вновь наблюдаемых вращений, зависит от угла, по которому движутся радиоволны относительно оси ориентации, проходящей через пространство. Чем параллельней направление движения волны с осью, тем больше радиус вращения».

Это открытие было сделано доктором Джорджем Нодландом и доктором Джоном Ралстоном в 1997 году.

Но что такое «штопор» как не спираль? Ну, а поскольку говорится об изменении радиуса «штопора» в зависимости от угла наклона к оси, то, следовательно, речь идет о множестве «штопоров» с различными радиусами. А ведь, в частном случае, такое множество в совокупности как раз и представляет собой поверхность геликоида. Итак, писатель-ученый И.А. Ефремов в своем романе «Час Быка» предвосхитил некоторые современные астрофизические открытия (или, по меньшей мере, рабочие гипотезы) в области познания структуры Вселенной.

А теперь настало время постепенно перейти и к космогоническим данным, содержащимся в Учении Живой Этики

Модель Вселенной в виде «бесконечно развертывающегося геликоида» (как суммы «штопоров»-спиралей с радиусом R, где R лежит в пределах от нуля (ось геликоида) до бесконечности) вполне отвечает одному из главных законов диалектики - закону отрицания отрицания, установленному еще Гегелем и затем «перевернутом с головы на ноги» основоположниками марксизма. Не зря ведь этот закон именуется также и «законом спирали». Он гласит, что процесс эволюции протекает через смену противоположных состояний, постоянно отрицающих друг друга, но, тем не менее, не сводящихся к «бегу по кругу», спиралеобразно восходя «от старого к новому, от простого к сложному и от низшего к высшему». Поэтому-то И.А. Ефремов, очень уважавший диалектический подход и всегда стремившийся применять его в своем мыслетворчестве - как научном, так и литературно-художественном, и «изобрел» свое пространство Космоса в виде геликоида. Правда, он прежде всего имел в виду деление «своей» Вселенной на Шакти и Тамас, однако, и спиралевидность самого нуль-пространства тоже не была излишней в этой картине мира. И, надо сказать, этой своей «спиралевидностью» его модель пространства  весьма гармонирует как с современной наукой (что было показано выше), так и с некоторыми фундаментальными положениями - или Основами - Учения Живой Этики. Учения, по сути являющегося на сегодняшний день новейшим Откровением Высших Космических Разумных Сил (т.е. так называемого «Бога») земному человечеству. О спиральности Эволюции в нем утверждается многократно и в различных аспектах, но к теме данного разговора более всего подходит, пожалуй, следующая запись из Комментариев («Грани Агни Йоги») от 06.03.1966 г.:

«Закон спирали относится тоже к Основам. День или ночь; зима, весна, лето и осень; циклы Зодиака, Манвантары и Пралайи – все эти явления подчинены Закону спирали. Спиральна и жизнь человека и все его воплощения. Спиральна жизнь атома, хотя и охватывает миллионы лет. Спиральна и жизнь нашей планеты, ибо хотя и движется она по орбите, но вся солнечная система стремится в пространстве к Далекой Звезде. Все движения в Космосе тоже спиральны. Спирально ходят в пространстве волны явлений, чтобы вернуться вновь на новом витке. Спиральны мысли и чувства человека, ибо, волнам подобно, в нем возникают и оставляют его, чтобы вновь появиться на новом обороте спирали времени. Ведь время тоже спирально, ибо никогда не повторяет себя, хотя и «возвращается ветер на круги своя». Это уже новые круги, аналогичные прежним, но не те же самые. Сходство ветров спирально, несмотря на их аналогию, тождества не являют. Эволюция сущего тоже спиральна. Наступающий Новый Век уже был когда-то в далеком прошлом и так же, как и теперь, возводил человечество на новую ступень Лестницы Эволюции. Но эта ступень была иная, и люди были другие, и условия жизни, и сама планета была не та. Так повторялось во времени. Циклы повторяются, восходя по спирали. Универсален этот закон и охватывает и подчиняет себе все стороны жизни».

Однако, в целом в концепции пространства-времени, намеченной в общих чертах в текстах Учения Живой Этики, гораздо меньше черт сходства с современной наукой и ефремовской фантастикой, нежели глубоких и принципиальных расхождений. И глубочайшее из последних - это пронизанность всей Вселенной, или лучше сказать - наполненность ее, Духом, или опять же «Богом».  Именно этого-то и нет как в астрофизических теориях, так и у И.А. Ефремова. А, между тем, это самое главное. Потому что без осознания того, что Космос не есть бесконечно большой ящик, в котором вечно «тикает» бесконечно сложный часовой механизм, шестеренками  которого служат галактики, а мы - люди - являемся крошечными винтиками в нем, невозможно будет в будущем решить ни одной проблемы космического масштаба.

Ведь наука земная - по существу, еще младенец и не видит дальше собственной колыбельки, да и те погремушки, что видит в ней - толком не понимает.

В частности, она до сих пор не знает (или не желает знать), что на Земле, кроме нас, земных людей, пребывают еще Боголюди, т.е существа, на целую ступень эволюции выше нас - космические Старшие Братья человечества. Что когда-то очень давно (многие миллионы лет назад), на своей планете они тоже были людьми - такими же, как мы сейчас, и тоже мучились всеми теми проблемами, которые решаем - и пока не можем решить - мы сейчас. Но, в конце концов, они их решили, мало того - решили затем и куда более сложные, так что теперь истинное решение того, над чем бьемся мы - для них это тысячи раз проверенные и давно усвоенные Истины. В этих вопросах они больше не путаются, они тут все однозначно знают. А на Земле  нашей они присутствуют по воле и поручению еще более разумных Сил, чем они сами, и их задача тут - следить за эволюцией земного человечества и постоянно корректировать ее в верном направлении. И т.н. Бог - это просто их собирательное имя. Так вот, наука еще не узнала и не осознала всего этого.  И что этот «Бог» постоянно дает людям свое Учение - в виде великих философий и религий, и последним таким Учением, уже вполне научным, является Теософия и Живая Этика - тоже. А в нем сказано, что весь космос насквозь пронизан разумной Жизнью и что просторы Вселенной вовсе не сводятся к привычному нам четырехмерному пространственно-временному континууму, хотя бы даже и бесконечному по своим размерам.

Геликоид И.А. Ефремова - тоже четырехмерный, хотя и спирально «искривленный» (а не «прямоугольный»), континуум. Фантаст Иван Ефремов, как я уже упоминал, сначала думал научиться летать между Галактиками с помощью супертоплива, которое он назвал анамезоном (см. роман «Туманность Андромеды»), но потом, неудовлетворенный этим, «изобрел» в своем следующем романе («Час Быка») прокол границы пространства «прямым лучом» звездолета. Все бы хорошо, да если даже звездолеты и будут летать с предельно возможной скоростью С (согласно теории относительности, скорость света в вакууме С, равная 300 тысячам километров в секунду, есть предел для передвижения в физической Вселенной), далеко (по космическим меркам) они все равно не улетят. Они даже не смогут посещать соседние с нами Галактики, например - ту же М-31 или Туманность Андромеды. «Маленькое слабо светящееся облачко было видно с Земли простым глазом, - читаем мы в романе И.Ефремова, -  Уже давно люди раскрыли тайны этого облачка. Туманность оказалась исполинской колесообразной звездной системой, в полтора раза большей чем даже наша гигантская Галактика. Изучение Туманности Андромеды, несмотря на расстояние в 450 тысяч парсек…» - здесь необходимо прервать цитату и закончить ее так: невозможно с помощью космических кораблей, даже если они смогут развивать в космическом пространстве субсветовую или световую скорость. Ни один звездолет не пролетит 450 тысяч парсек, и уж тем более, даже если бы каким-то чудом и пролетел их, не вернется затем обратно на Землю, пролетев еще раз эти 450 тысяч. Так что это глухой тупик - тупик как для научных исследований, так и для межзвездных путешествий.

Жаль, но этого не желают признать современные ученые и инженеры, продолжая искать способы разгонки кораблей в космосе до световой и даже (подвергая сомнению выводы теории относительности) сверхсветовой скорости. Они с иронией говорят, что «выглядит вопиющим анахронизмом (если не применять более нелицеприятных определений) деятельность SETI – структуры, организующей попытки поймать сигналы инопланетных цивилизаций на основе банального электромагнитного излучения, в радиодиапазоне; пожалуй, у бутылочной почты времен Робинзона Крузо, было больше практического смысла (для своего времени)»  Но полагая,  что сверхсветовые скорости что-либо могут изменить в деле покорения бескрайних просторов Космоса, они нисколько не менее наивны, чем те же ученые из структуры SETI. Они  не понимают, и даже не подозревают, что подлинный «космический корабль», на котором можно практически мгновенно достичь любой точки Вселенной заключен… - в них (и в нас) самих. Не представляют они, что в этом и заключается решение всех проблем - овладеть силой мысли и затем «вооружить человека без единого аппарата».

Ибо есть два пути развития цивилизации - внешний и внутренний. Внешний - это технический путь, на который, между прочим, напоследок толкнул земную цивилизацию Люцифер и которым упорно продолжают заниматься современные ученые, внутренний же - это путь Духа.  Альпинист часами лезет на гору с тяжелым рюкзаком, йог же садится в позу лотоса, сосредотачивается, и через мгновение он (в своем тонком теле) уже на вершине - вот пример, иллюстрирующий два этих пути. Таким образом, космические корабли, перемещающиеся со сверхсветовыми скоростями, чтобы потом заняться «форсированной колонизацией Космоса за пределами нашей Солнечной системы» - это альпинист, а полеты на Дальние Миры «в тонком теле, которое в своем напряжении достигает огненности» - это йог. И сколько бы ни увеличивали скорости космических кораблей, пусть даже и в сверхсветовой области, по сравнению с бесконечной скоростью мысли, «на крыльях» которой летают йоги, эти скорости обращаются в нуль. Поэтому и настоящего выхода на космические просторы никакие технические нововведения не дадут. Причем, по большому счету, техника - это даже не Путь, это лишь временное съезжание на Его обочину, а подлинный Путь - это дух.

Но Истина пробьет себе дорогу всегда  - «не мытьем, так катаньем».

В этой связи вернемся снова к романам И.А. Ефремова, на этот раз к «Часу Быка», и рассмотрим «фазовый переход» из Шакти-вселенной в область нуль-пространства и обратно.  Возможен ли он в реальности? По описанию писателя-фантаста, он происходит так, что и физические тела звездолетчиков (экипажа), и «физическое тело» самого звездолета при этом не разрушается - люди продолжают дышать и жить, и даже некоторые - особо тренированные - не теряют при этом и сознания, а звездолет продолжает «двигаться», хотя в нуль-пространстве и царит «безвременье», т.е. Шакти-времени там просто не существует. Но движение, по определению, есть изменение положения материального тела в пространстве с течением времени; отсюда следует, что если время «не течет», то и тело двигаться не может. Если же предположить, что в нуль-пространстве течет какое-то свое особое «нуль-время», то и объекты, коими являются звездолет и все члены экипажа, чтобы иметь возможность существовать в этом времени, а тем более двигаться с его течением в нуль-пространстве, тоже должны быть по природе своей «нуль-объектами». Однако, они остаются там Шакти-объектами. И дела не меняет то, что с сознанием людей во время «прокола» границы Шакти  и входа в нуль-пространство, а также и выхода из него, творится что-то неописуемое.  « … Что-то случилось с ее телом. - пытается все же описать его И.А. Ефремов, вероятно, по аналогии с некоторыми йогическими переживаниями - Падение или взлет? Растяжение или сжатие? Фай Родис не могла сообразить. Исчезли все обычные чувства. Она будто бы плавала в невесомости, не ощущая ни холода, ни тепла, ни низа, ни верха, ни света, ни мрака. Потеряв все ориентиры, мозг отказывался воспринимать что-либо… - Родис была, но не существовала, верней, существовала, но не была». Все это только фантастика, вынужденное нереальное допущение, чтобы сюжет книги мог и дальше развиваться. На самом деле вход в такое нуль-пространство, даже если допустить, что оно действительно существует, просто невозможен для физических, т.е. Шакти-объектов.

Но напрашивается мысль: а что если «нуль-пространство» понять как область Тонкого Мира?

Тогда дело другое. Тогда вход внутрь геликоида нуль-пространства можно интерпретировать, как выделение тонкого тела у звездолета и его экипажа (с сопутствующей этому дематериализацией их физических тел), мгновенный полет в нем - как полет в тонком теле по четырехмерному пространству, а выход назад в физический мир Шакти - как последующую материализацию заново их физических оболочек. Это, конечно, тоже выглядит довольно фантастически, однако, в данном случае, во-первых, не нарушаются законы существования объектов в тех или иных мирах, а во-вторых, под это можно подвести реальную «базу» в виде феномена телепортации. В том, что телепортация - не выдумка фантастов, а и в самом деле реальность, пожалуй, можно не сомневаться. Известно, например, что во время работы Е.П. Блаватской над «Тайной Доктриной», некоторые нужны ей редчайшие тома первоисточников, которых невозможно было найти ни в одной библиотеке, но которые ей было необходимо цитировать в этом своем труде, были ей попросту материализованы Великими Учителями; когда же надобность в них отпала, тома эти пропали, т.е. вероятно, были вновь дематериализованы. Также можно привести и другой впечатляющий эпизод - индийский йог Сатья Саи Баба однажды  в мгновение ока «перебросил» (телепортировал) одного своего гостя (Свами Вираджананду) на расстояние в 25 миль.

Вот как это произошло: к Саи Бабе однажды явился некий Свами Вираджананда, хотел с ним поговорить, но Саи Баба почему-то не смог вовремя уделить ему должного внимания. Тот, понятное дело, обиделся и ушел. За день пути он прошел немалое расстояние (25 миль), а когда собрался было переночевать в гостинице, раздался стук в дверь и посланный от учителя Саи слуга, передав извинения хозяина, за два с половиной часа доставил его на автомобиле назад в Прашанти Нилаям, резиденцию Бабы. Легкая обида была забыта, однако Вираджананда после беседы с Сатья Саи сказал, что немедленно отправляется назад, в свою гостиницу. Вот тогда-то и произошло это «чудо» - телепортация. Саи Баба сказал: «Подожди минутку». Свами сел. Секунду он как будто бы спал. В следующий же момент, когда очнулся, то обнаружил, что он находится в своей комнате, в гостинице, в Дхармаваране. Свами Вираджананда был поражен: как мог он преодолеть расстояние в 25 миль за всего лишь одну секунду, когда не сделал даже и одного шага?

Тайной телепортации, хотя, возможно, и сами того не понимая, пытаются овладеть сегодня даже некоторые ученые-физики.

Приведу один интересный пример. На портале «Завтра», среди прочих, имеется блог (авторская страница) академика МААНОИ Золотухина Владимира Антоновича, который как раз и занят подобной проблемой. Он даже  создал свою теорию НОТУ (начала общей теории универсума), в которой, как он говорит, камня на камне не оставил от эйнштейновского вывода о принципиальной ограниченности возможных скоростей величиной С (скоростью света в вакууме). И вот, на основе этой своей теории он разработал (пока только теоретически) экспериментальную установку, состоящую из двух «мембранных окон», «обода гаммаобразного сечения» и т.д., с помощью которой можно мгновенно перебросить какой-либо физический объект на огромное, практически не ограниченное ничем, расстояние. В конце своей статьи он заявляет, что «опыт будет считаться абсолютно удавшимся, если предмет, исчезнув в работающей на вход мембране одной камеры, мгновенно появится  из работающей на выход мембраны (квантово-синхронизированной с первой)  другой камеры,  находящейся в соседнем зале (соседнем городе, планете, на межзвездных расстояниях)».

Что мы здесь наблюдаем? Очевидно, что здесь налицо попытка овладеть процессом дематериализации и затем обратной материализации грубоматериальных (физических) объектов, или попросту феноменом телепортации.  При этом нет понимания, что такие процессы связаны именно с реалиями Тонкого Мира и законами его связи с миром физическим, поскольку даже не подозревается о существовании последнего и последних.

Но именно Тонкий Мир предстоит в первую очередь открыть науке человечества Земли, если она хочет фундаментально и концептуально, а не в мелких частностях, продвинуться вперед в познании мира. И к этому она, конечно, рано или поздно придет - ибо «все дороги ведет в Рим». Но на сегодняшний день самое большее, на что она способна в этом плане - это лишь иногда робко «заикаться» по поводу «теории ноосферы» В.И. Вернадского. Вот и И.А. Ефремов в своих романах тоже упоминает о ноосфере и Вернадском («Час Быка»): «… Существование психической атмосферы стало известно еще в Эре Разобщенного Мира, когда один из величайших ученых Земли Вернадский назвал ее ноосферой». Правда, делает он это весьма некорректно и субъективно, поскольку о ноосфере как  «психической атмосфере», проявляющейся в том, что «мысли, думы, мечты, образы накапливаются в человечестве и незримо присутствуют с нами, воздействуя тысячелетия на ряд поколений» В.И.Вернадский никогда не писал. А также в его учении нет и намека, что она - ноосфера -  «включала в себя  как бы историческую запись событий на  планете, отражала чувства и достижения искусств», и что еще «тысячи лет назад к этому понятию приблизились древние индийцы и они дали ему даже более полное определение - небесная хроника Акаши» - тут уж  писатель-фантаст, как говорится, явно льстит ноосферной теории Вернадского. Там все куда как проще: «Его представления трудно назвать «учением о ноосфере». Это скорее общая концепция о закономерности развития биосферы в состояние, контролируемое человеческим разумом». Или подробнее: «Вернадский утверждал, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную «геологическую силу», своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Соответственно, оно в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу, а это потребует от него определённой социальной организации и новой, экологической и одновременно гуманистической этики» (из статьи Л.Л. Прозорова «А было ли учение Вернадского о ноосфере?»). Но не более.

 Другое дело, что истоки этой теории ведут к Плотину: «В основе теории ноосферы Леруа, (который первым и ввел этот термин в современную науку) - читаем в одной энциклопедии, -  лежат представления Плотина (205—270) об эманации Единого (непознаваемой Первосущности, отождествляемой с Благом) в Ум и мировую Душу, с последующей трансформацией последних снова в Единое. Согласно Плотину, сначала Единое выделяет из себя мировой Ум (нус), заключающий в себе мир идей, затем Ум производит из себя мировую Душу, которая дробится на отдельные души и творит чувственный мир. Материя возникает как низшая ступень эманации. Достигнув определенной ступени развития, существа чувственного мира начинают осознавать собственную неполноту и стремиться к приобщению, а затем и слиянию с Единым». Учителем Плотина, как известно, был Аммоний Саккас, который (пишет Е.П. Блаватская) « был сыном родителей-христиан, и с самого детства, будучи не в состоянии воспринять догматическое христианство, стал неоплатоником; он решил примирить все религиозные системы, и, демонстрируя их общий источник, установит одно всеобщее вероучение, основанное на этике». Вот почему все это столь перекликается с современным Теософским Учением и Живой Этикой.

А именно: Вселенная - это действительно «слоеный пирог», но не такой, как у Ефремова,  где последовательно чередуются темные (Тамас) и светлые (Шакти) пласты пространства - если их и возможно чему-то уподобить, так разве что «дням и ночам Брамы», т.е. «периодическим и последовательным выявлениям Вселенной с субъективного на объективный план существования (и обратно) в определенные промежутки времени, охватывающие периоды огромной продолжительности». Нет, это не «зебра», а, скорее, «радуга», состоящая из семи  разноцветных полос, где красная полоса (с ее наиболее низким уровнем вибраций) соответствует нашему видимому (физическому) грубоматериальному миру, а все остальные - мирам невидимым (или тонким), вплоть до Высшего из них - «фиолетового» мира Духа. И для каждого из этих семи миров, составляющих единую «белую» Вселенную (Макрокосм), у человека (микрокосма) имеется свое тело. А именно: для жизни в мире физическом - физическое (то, которое мы ошибочно считаем единственным и столь же ошибочно отождествляем с самими собой), для жизни в мире астральном (мире чувств) - астральное, для жизни в мире ментальном (мире мысли) - ментальное, и.т.д., вплоть до тела Высшего, именуемого духовным или огненным.

Итак, согласно Теософии и Живой Этике, существует семь «пластов» Космоса - и семь соответствующих им тел у человека. (Однако, как предупреждает Е.П. Блаватская в книге «Ключ к Теософии», -  «когда я говорю «слой», пожалуйста, не позволяйте Вашей фантазии преподнести Вам слои как пласты или наслоения , уложенные одно на другое, поскольку это приводит к другому абсурдному представлению. То, что я подразумеваю под словом «слой» - это тот план в бесконечном пространстве, который по своей природе не может подпасть под наше восприятие, мысленное или физическое, в состоянии обычного бодрствования, но который существует в Природе вне нашего обычного мышления и сознания, вне нашего трехмерного пространства и вне нашей шкалы времени»). И вечная жизнь человека заключается в «синусоиде» постоянного ныряния из самого высокого «слоя» через промежуточные до самого низкого и затем всплывания обратно. Это весьма напоминает работу ловцов жемчуга в море: с лодки (высший мир), плавающей по верху, они ныряют в глубину, и, пронизав толщу воды (тонкие миры - ментальный, астральный, эфирный), достигают дна (физический мир). Там, на подводной тверди, в сложнейших условиях скованности движений и нехватки воздуха, они ползают на четвереньках по дну и собирают в мешок, прикрепленный к поясу, жемчужные раковины. Затем, снова минуя все слои воды, ныряльщики  всплывают на поверхность, чтобы в лодке отдышаться и отдохнуть, затем выковырять из раковин жемчуг (т.е. извлечь из полученного в земной жизни опыта полезные уроки) и сложить таким образом добытые нетленные сокровища в свою индивидуальную Чашу накоплений. После этого следует новый нырок на дно моря…

Это в масштабах микрокосма, а в масштабах Макрокосма, тот же процесс напоминает описанные Плотином «эманации Единого», когда «сначала Единое выделяет из себя мировой Ум (нус), заключающий в себе мир идей, затем Ум производит из себя мировую Душу, которая дробится на отдельные души и творит чувственный мир. Материя возникает как низшая ступень эманации» - это, так сказать, «нырок». И далее: «Достигнув определенной ступени развития, существа чувственного мира начинают осознавать собственную неполноту и стремиться к приобщению, а затем и слиянию с Единым» - а это «задыхание на дне» и последующее «всплытие».

Но, повторим, всего этого нет и в помине в ноосферных теориях В.И.Вернадского, а есть лишь у его древних предшественников - философов- неоплатоников, равно как и у их современных продолжателей-теософов, выступающих под знаменем «Тайной Доктрины» Е.П. Блаватской.  Слова И.А.Ефремова, что ноосфера - это «мысли, думы, мечты, образы», соответствуют именно теософской концепции мира, ибо все они действительно «накапливаются в человечестве и незримо присутствуют с нами, воздействуя тысячелетия на ряд поколений». И происходит это как в «промежуточных» незримых «тонких» мирах (особенно, в ментальном - мире мысли), так и в Высшем - Огненном - мире.  Там же существуют и «хроники Акаши», также признаваемые теософской концепцией, и в их, так сказать, объективной 3D-«фильме» сохраняется навечно, во всей полноте и неискаженно сугубо фактическая сторона жизни, а также те «мысли, думы, мечты, образы», которыми эти события прошлого сопровождались. «Звезда, - говорится в «Гранях Агни Йоги» (2-196), - может перестать существовать уже давно, но ее лучи все еще достигают Земли, и линза телескопа рекордирует небесное тело, которого уже нет. Если представить себе телескоп настолько сильный, чтобы в него было видно все происходящее на далекой планете, жизнь ее животного и растительного царства и людей, если планета населена, то в случае уничтожения этой планеты телескоп все же будет регистрировать идущую на ней жизнь, если лучи с этой планеты достигают Земли только в данный момент. Планеты уже нет, но то, что происходило на ней, летит устремлено в пространстве со скоростью лучей света, неся в себе всю историю данного небесного тела от начала его и до конца: как бы фильм, фиксирующий происходящие на планете явления. Это и будут так называемые свитки Акаши, существующие в бесконечном пространстве». Это тоже часть ноосферы. Вот почему «рукописи не горят», как говорил М.Булгаков, и вот почему «в мире нет ничего тайного, что когда-либо не стало бы явным», как говорил Христос.

Остается описать в каком виде согласно Живой Этике в семислойном вселенском «пироге» существуют пространственно-временные связи. Для этого лучше всего вновь обратиться к  «Граням Агни Йоги», поскольку изложение материала в них упрощено и более, нежели в Первоисточниках, приближено к привычному нам современному языку.

Начнем с пространства. «Пространство - это великое лоно, вмещающее все, что было, есть и будет», структура его очень сложна. Напрасно думать, что Вселенная исчерпывается нашим видимым трехмерным Космосом: « Много обителей в Космосе для человека, - Сказано в «Гранях…» (4-338), - Видимый мир - только бесконечно малая часть миров невидимых. Видимая Вселенная - только как бы разрез, как бы плоскость бесконечных миров других измерений». Вот почему «там, где глазу чудится пустое пространство - там идет своя жизнь, недоступная наблюдению обычных чувств».  Расстояния в пространстве яро относительны: только для нашего грубоматериального (и самого низшего) из миров они, измеряемые в километрах или даже парсеках, бывают гигантскими и практически непреодолимыми.  Но в мирах Тонких (вплоть до Огненного) они измеряются уже не внешними мерами земной длины, а… - внутренними мерами духа. Понять это обычному земному сознанию пока не легко; однако, уже вскоре границы между мирами начнут постепенно стираться, и понимание того, что «расстояние - иллюзия мозга» постепенно начнет входит в жизнь. Действительно, «расстояния являют перед сознанием лик внешней очевидности, но для духа нет расстояний. Меры духа иные». Уже после первой своей смерти - смерти тела (ибо есть и вторая - смерть души), человек, попав в самый низший из невидимых миров - астральный, уже может на практике ощутить, что означает «расстояния теряют свою растяжимость, ибо «там» все существует ныне и здесь». Там ему достаточно просто подумать о том или ином предмете, или объекте, как этот объект тут же предстанет перед его глазами. И неважно, был ли объект мгновенно перенесен «пред лице его» силой мысли, или,  наоборот, эта сила мгновенно доставила его к объекту - но результат именно таков. Ведь в надземных мирах все движется силой мысли, в том числе и сознание, поэтому где мысль - там и оно. То сесть все расстояния преодолеваются «на крыльях мысли», а «мысль - как Сказано, - есть явление высших измерений и законам плотного мира не подлежит» - скорость ее вневременна и потому бесконечна. Это означает, что «передвижение в Тонком мире мгновенно. Быстрота передвижения превышает всякие о ней земные представления».

Правда, мысль мысли рознь, равно как и сознание сознанию. Сказано, что «есть и бескрылые мысли, тяжелые, темные, тучам свинцовым подобно висящие над сознанием. подавляя его» - на таких далеко не улетишь. Однако, за свои мысли ответственен сам человек. «Поэтому расстояния в Тонком мире все же существуют, но совсем не в том виде, как на Земле. Они могут быть огромными и непреодолимыми для одного -  и легко преодолеваются другими. Так, например, из низших слоев астрала невозможно подняться вверх человеку, отягощенному низшими страстями. Также и движение по пространствам астрального мира (не говоря уже о Высших Сферах) возможно лишь при известных условиях, и если они отсутствуют - то человеку трудно даже ходить. Там все движется мыслью, но если мысль неподвижна и закостенела в невежестве и отрицании, то она - мысль - может превратить человека в неподвижного истукана. Можно видеть как живых (во время сна) так и умерших людей, стоящих там неподвижно».

Так что все, действительно, в духе.

Ситуация с временем приблизительно такая же: время - явление столь же относительное, как и пространство. Даже на Марсе время уже иное, чем на Земле. Эту относительность прекрасно осознают современные земные ученые - физики и астрономы, да и в романах И.А. Ефремова она тоже обозначена: помимо земного, там фигурирует межгалактическое и галактическое время, время на других планетах, и даже особое время внутри мчащегося в Космосе с огромной скоростью звездолета. И хотя все это разные виды времени, но их можно однозначно соотнести дно с другим, и связаны они только с движением в трехмерном грубоматериальном мире.  Однако, время  также есть и в тонких Мирах, хотя и совершено иначе проявляющееся. Там снова на первое место выходит дух (или сознание), которое там «становится несколько иным. Очень трудно передать сущность этого видоизменения, применяя обычный язык, так как приходится говорить о необычном, не имеющем эквивалентных понятий на земных языках» (6-182). Земное время  как бы останавливается для сознания перешедшего в Тонкий мир, т.е. «умершего», человека -  оно исчисляется там по-иному. Остается последовательность событий и впечатлений, но не в мерах земных. Многие там живут, как жили, но уже без часов и календаря. Ведь безвременны даже сны, не говоря уже о посмертном существовании - хотя по-земному его и можно исчислять годами. Относительность ощущения времени проявлена там очень сильно. Поэтому «нет сегодня, завтра или вчера, но они есть. Нет времени, но есть последовательность явлений, подчиняющаяся мысли. Все движется мыслью, не имеющей протяженности во времени, но как бы создающей эту протяженность» - говорят «Грани…» (6-182). Иными словами, «среди самых верных прозрений, - сказано в книге Учения Живой Этики «Надземное» (574), - невозможно найти указания на земное время. Надземные сроки характеризуются каким-либо соседним, привходящим событием. Такое указание лишь показывает, что надземные миры предвидят течение событий, не останавливаясь на так называемом времени. Чуткое сознание сумеет запомнить данные привходящего события и по нему распознать и остальное». Кстати, именно поэтому в Писании нет точной даты Пришествия Христа, но названы лишь признаки времени Его Прихода. Таким образом, «в Надземном мире время в земном значении не существует - имеются сроки, основанные на неизбежных следствиях» (там же).

Если снова обратиться к вопросу о «пространственных клише прошлого, которые существуют в свитках Акаши, в слоях тончайшей материи высших измерений», то это будет еще одной иллюстрацией относительности земного понятия времени  и того, что в духе все «ныне» - и прошлое, и настоящее, и будущее. «Космические архивы существуют. Можно назвать их памятью Природы - дело не в названии, а в том. что не исчезает ничто, а все уносится в Беспредельность и рекордируется навсегда»(3-436).  «Все течет, все меняется и уносится в Беспредельность, - говорит из сфер Надземного мира Та, Которая в недавней своей земной жизни была Е.И. Рерих, - Но все продолжает существовать, запечатленное навсегда в свитках Акаши. Там сочетаются преходящее с непреходящим, и настоящее - с прошлым. Правда, в прошлом, зафиксированном в пространстве, изменить уже ничего нельзя, но увидеть его можно, полностью, со всеми подробностями, и так погрузиться в него, что станет оно вновь реальным для сознания»(12-763).

Таким образом, «преграды времени - не более как иллюзия земного ума» и «все существует ныне и здесь, и это закрыто от телесного человека только плотностью и грубостью его органов чувств» (7-246).

Заключение:

 «Тайна времени и пространства велика есть. Иных измерений и память человеческая, и структура мысли и сознания. Они не трехмерны. В действительности, все ныне и здесь, но в разных слоях пространства и в разных его измерениях. Конечность земная и ограниченность плотного мира - не в мире, который вокруг, но в уме человека, в сознании его, принявшем за реальность относительность мира земного. Стены, ограничивающие сознание, надо разрушить, прежде чем оно сможет выйти на просторы Космического Океана. Океан Космической Мысли стать может доступным человеку, освободившему сознание свое от призрачного мира земных представлений. Тайна времени и пространства должна быть решена сознанием». 


Загрузка...
Комментарии Написать свой комментарий

К этой статье пока нет комментариев, но вы можете оставить свой