Сообщество «Салон» 23:38 3 августа 2018

ПОЮЩИЙ МИР

В Петербурге проходит XVI Международный фестиваль хорового искусства «Поющий мир»

С 3 по 8 августа 2018 года в Петербурге при поддержке городского Комитета по культуре пройдет XVI Международный фестиваль хорового искусства «Поющий мир» и XIV Международный конкурс хоровых коллективов и вокальных ансамблей имени Юрия Фалика. За день до начала фестиваля-конкурса нам удалось поговорить с его художественным директором, известным петербургским композитором и дирижером Сергеем Екимовым.

- Скажите, нынешний фестиваль чем-то отличается от предыдущих?

- Во-первых, мы все время расширяем географию наших участников: в этом году впервые приезжают хоры из Мексики и из Швейцарии. Мексиканцы подготовили программу своей народной музыки, которую зрители увидят в Российском этнографическом музее в субботу 4 августа в 13.00 (вход по билетам музея). Там же представят свою национальную музыку хоры из Нидерландов, Румынии и Швейцарии. В этом году впервые у фестиваля есть гость – это молодежный филармонический оркестр из Шанхая, в программе которого будет звучать музыка китайских композиторов и классическая европейская музыка. Это событие произойдет также в субботу 4 августа в центре «Святодуховский» Александро-Невской Лавры. Кроме того, в этом году будут проводиться хоровые мастер-классы, одна из задач которых познакомить иностранных участников с музыкой современных петербургских композиторов. Традиционный для фестиваля концерт из музыки петербургских композиторов пройдет опять же в субботу 4 августа в Актовом зале С-Пб Госуниверситета – начало в 19.00, вход с Менделеевской линии. Концерт-открытие в Капелле в пятницу 3 августа, начинающийся в 18.00, устроен так, чтобы зрители могли увидеть, кто приехал. На него – вход по билетам.

- Расскажите немного об истории фестиваля, об идее его создания…

- Фестиваль был создан к 300-летию Санкт-Петербурга в 2003 году. Был интерес привезти сюда что-то необычное, потому что в то время исполнение хоровой музыки у нас было слишком классическим, консервативным, строгим, можно сказать, застойным. А в Европе в то время уже проходили хоровые фестивали с совершенно феерическими театральными действами, постановками, когда хористы двигались, выступая и в драматической роли тоже. Очень хотелось показать это у нас, хотя мы не знали еще тогда, насколько это будет интересно нашей публике. Это был эксперимент, потому что в те годы на хоровые концерты публика ходила не слишком охотно, и иногда на сцене было больше народа, чем в зале. Сейчас мы пришли к тому, что на наши нынешние фестивали приходит не только петербургская публика – к нам приезжают специально из других мест, собирается много профессионалов. На подавляющую часть наших концертов вход свободный, ведь основные наши площадки – это церкви и соборы, а многие хоровые коллективы – любительские. Единственное место, где мы делаем благотворительные билеты, это Капелла, и то только потому, чтобы люди знали, что у них будет гарантированное место, потому что число желающих значительно превышает количество мест. В целом же у нас в рамках фестиваля пройдет 20 концертов, и мы на все 20 ожидаем аншлаги.

- Чем можно объяснить такую популярность хоровой музыки сегодня?

- Во-первых, за последние годы запела вся Россия, произошел подъем хорового движения в связи с восстановлением Всероссийского хорового общества. Теперь в каждой школе, в каждом институте, в каждом ДК есть свой хор, и все эти коллективы где-то выступают, концертируют. Потом это же и подготовленные слушатели, которым интересно познакомиться с творчеством своих коллег, услышать новые и редко исполняемые произведения, обменяться нотами и т.д.

Наш фестиваль, к слову, дает возможность в течение недели оценить сорок два (!) хора из 14-ти стран мира, включая Россию. Есть возможность услышать музыку разных стилей, эпох и народов. Есть концерты отдельно народной музыки и отдельно духовной музыки – в Казанском соборе. Полное разнообразие. В следующем году мы ждем хор из Канады и, надеемся потихоньку привлечь негритянские хоровые коллективы из США, которых у нас пока что не было. Так что у нас есть, куда развиваться.

- А что за конкурс вы будете проводить?

- Первые два года – в 2003 и 2004 – мы проводили просто фестивали, а потом поняли, что нам нужен еще и конкурс. Наш конкурс «Поющий мир», носящий имя известного петербургского композитора Юрия Фалика (1936-2009), проводится в 12 категориях, а его участников судит международное жюри, состоящее из специалистов высочайшего уровня, под бессменным председательством профессора С-Пб Консерватории Валерия Успенского. Каждый из хоров может участвовать в двух, трех и более конкурсных категориях, среди которых старинная, народная, современная, духовная музыка, а также детские хоры, однородные, смешанные, камерные и в этом году впервые будет категория «синьоры». И потом победители разных категорий будут соревноваться за гран-при на концерте лауреатов в Капелле во вторник 7-го августа, начало в 19.00. Билеты на этот концерт – в кассе Капеллы. А следующим вечером в среду 8 августа, там же в Капелле на Мойке, 20, состоится заключительный Гала-концерт фестиваля, вход на который – по пригласительным билетам, начало в 18.00. Что же касается прецедентов и прогнозов, кто бывал победителем и у кого есть предпочтительные шансы сейчас, вы вероятно удивитесь, но любительские коллективы нередко выигрывают у профессионалов, исполняющих зачастую сложную современную музыку.

- В связи с этим вспоминаются наши знаменитые Бурановские бабушки… Проводятся ли в России и в мире вокально-хоровые фестивали, похожие на ваш?

- В России наш фестиваль, пожалуй, уникален, а в мире есть несколько подобных – во Франции, в Венгрии. Раз в два года проводятся Всемирные хоровые игры (World Choir Games), т.н. «Хоровая олимпиада», в 2016 году они прошли у нас в Сочи, а в этом году совсем недавно – с 4 по 14 июля – в ЮАР.

Cообщество
«Салон»
14 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x