Авторский блог Виктор  Власов 14:53 16 февраля 2019

Пробудите интерес молодёжи к народной культуре

А вы попробуйте смастерить тряпичную куклу, хотя бы пользуясь видео-инструктажем с каналов «ютюба»

Зная, что я неравнодушен к народным традициям и культуре, классный руководитель восьмого класса «А» Анна Павловна Мильденбергер приглашает на секцию научной конференции «Поиск». На ней пробуждают интерес учащихся к русской культуре и народным традициям Руси. Знакомят с историей создания народной игрушки, формируют знания в области теории и практики изготовления народной тряпичной куклы, обучают практическим навыкам работы с материалами. Одним словом – прививают любовь к простому и одновременно оригинальному делу. А вы попробуйте смастерить тряпичную куклу, хотя бы пользуясь видео-инструктажем с каналов «ютюба». В БОУ г. Омска «СОШ № 99 с углубленным изучением отдельных предметов» получается – мы идём туда!

Я бываю на мастер-классах по изготовлению тряпичных кукол и прочей народной игрушки – приглашает специалист Омской епархии Светлана Петровна Баранцева. Бывал на мастер-классах в детских садах, в школах, в центрах дошкольного развития. С удовольствием слушаю педагогов, конспектирую и беру интервью – хоть для СМИ или для родного школьного сайта школы № 99. Поощряет эту творческую деятельность директор школы Валерий Владимирович Черняков, делится полезной информацией его заместитель Ирина Анатольевна Верчинская.

– Русская кукла считается одним из самых загадочных Символов России, – рассказывает за кафедрой ученица седьмого класса «В» Елизавета Костюрина. – Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времён мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя культурные традиции и обычаи Руси.

Лиза Костюрина – девушка творческая и старательная. К делу подходит основательно, со знанием. Малопонятное выяснит, неизвестное узнает, выспросит. Не помню дня, чтобы сделал ей замечание на своём уроке – человек работает в поте лица: читает, переводит, учит, составляет, интересуется.

двойной клик - редактировать изображение

– Большинство кукол на Руси были оберегами, – продолжает она, показывая великолепную куклу собственного изготовления. – Куклы-обереги на Руси ведут историю с древних времён. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. Кукла не рождается сама: её создаёт человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Иной раз хочется тихо послушать увлечённого делом человека, а потом ему поаплодировать, как делают зрители в классе Анны Павловны. Здраво оценивает председатель жюри Ирина Анатольевна Верчинская, соглашается с мнением учитель истории Валентина Владимировна Чемина. Радуется научной работе руководитель Лизы Костюриной – Александра Владимировна Столярова, знакомый мне учитель технологии, просто хороший человек.

Вот именно на подобных мероприятиях внутри школы можно понять и расположиться духом к интересному делу, называемому «изготовление тряпичной куклы-оберега».

– А вот мои подарки! – улыбается Анна Павловна, дарит нам свои маленькие и замечательные тряпичные куколки-зайчики. Они одеваются на пальцы. Играть с ними весело, они – очень милые и поднимают настроение.

Это замечательно – посмотреть с детьми книги по истории народной тряпичной куклы. Почитать отрывки из народного фольклора и художественной литературы о народных и авторских самодельных куклах. Здорово поговорить с родителями детей, что они знают о народной игрушке и сравнить куклы из пластмассы и ткани. Что, в общем-то, предлагает Елизавета Костюрина, презентуя проект.

двойной клик - редактировать изображение

Как потрясающе открывать в детях невиданные раньше таланты и навыки. Для учителя дети – прежде всего ученики, которых нужно обучить определённым вещам. Но если учитель обнаруживает в ученике талант или навык к работе, отличающейся от продуктов сферы его деятельности, то начинает и воспринимать этого человека по-другому. Сколько знакомых людей мы давно наблюдаем и возможно хвалим, однако постоянно недооцениваем по какой-то причине? Заворачиваясь в круговорот повседневности, у нас почти нет времени, чтобы внимательно вглядеться в подопечного – в ребёнка, который регулярно посещает уроки и словно бы мало отличается от остальных.

Я испытываю большое уважение к тем, кто каким-то образом причастен к моему духовному или физическому развитию. Мне нравятся учёные, писатели, инженеры, тренера, учителя, и часто радуют способные дети, открывающие-«раздвигающие» границы познания. Мы не на миг не должны сомневаться, во-первых, в самих себя, а во-вторых – в братьях и сестрах наших меньших – они растут, развиваются и раскрываются с лучшей стороны, нам полезной также.

1.0x