Сообщество «Форум» 12:37 5 декабря 2019

Проблемы образования и их решение

Выступление Надежды Диас на ПНО-2019

Проблемы народного образования и их решение

Выступление Надежды Диас на VI Международном конгрессе "Производство, наука и образование в эпоху трансфорамцций: Россия в (де) глобализующемся мире"

Меня всегда волновали проблемы народного образования в нашей стране. 26 лет я отработала в школе. За свой труд имею медаль. Выйдя на пенсию, поступила в ВУЗ и получила второе высшее образование.
Готовясь к конгрессу, с помощью многих учителей (особо это подчёркиваю), я выделила 24 самые важные проблемы, которые необходимо решить в народном образовании. Хочу особо подчеркнуть, что при Советской власти мы имели лучшее образование в мире. Теперь всё разрушено. Итак, это следующие преобразования:
1.Поэтапная ликвидация ЕГЭ.
2. Введение законов, охраняющих честь и достоинство учителя и преподавателя
3. Прекращение объединения школ
4. Введение единых учебников по всей территории страны, прекращение раздела учебников на 4 части
5. Сокращение количества отчётов
6.. Увеличение методической помощи учителю
7. Государственный запрет на продажу в магазинах литературы, призывающей не учиться и введение системы штрафов за распространение подобной литературы
8.Создание мотивировок для обучения в школах
9.Запрет на использование телефонов за пределами школьного гардероба
10.Изменение стандартов в сторону частностей
11. Запрет на совместное обучение здоровых детей и детей с ОНР и аутизмом
12. Обязательное введение правописания в начальной школе
13.Удаление из программы по литературе произведений с насилием
14. Приучение к чтению (самое главное!)
15. Ликвидация профильного обучения в старших классах
16. Запрет на изучение в школах более двух иностранных языков.
17. Упрощение содержания олимпиадных заданий
18. Отмена платного образования в ВУЗах
19. Изменение программ ВУЗов в соответствии со светским характером обучения
20.Оплата труда учителей в соответствии со стажем и с нагрузкой
21. Запрет на введение школы полного дня
22. Ликвидация персонифицированной системы дополнительного образования
23. Повышение ответственности родителей за детей
24 Опора на традиции советского народного образования
Подробно остановлюсь только на первых двух пунктах.
1. Поэтапная ликвидация ЕГЭ
Всегда выступала против ЕГЭ, так как эта система рассчитана на угадывание материала и не даёт возможность увидеть глубину знаний учащихся. Также не учит мыслить и способствует натаскиванию на решение тестов. ЕГЭ на данном этапе не заставляет учащихся учить, так как при очень низких баллах учащийся уже может получить свою тройку в аттестат. Кроме этого такой экзамен унижает учащихся и учителей слежкой и даже обысками, о которых рассказывают многие свидетели. Всюду стоят камеры и это приводит к тому, что ученики запуганы ЕГЭ, решаются на самоубийства из-за опасения плохих результатов. Учителя измучены пробными ЕГЭ и получают инфаркты и инсульты из-за перенапряжения (ожидая результатов в течение недели). Благодаря ЕГЭ учащиеся привыкли к тотальному недоверию. Необходимо срочно убрать Единый Экзамен, но поскольку дети просто психологически сразу не смогут перейти к экзаменам по билетам, не станут учить, зная, что будут принимать экзамены учителя из своей же школы, то переход должен стать поэтапным. На первом этапе придётся привлекать учителей из других школ в состав экзаменационных комиссий.И проводить экзамены с допустимой переэкзаменовкой. Но убирать ЕГЭ надо, так как система порочна. В других странах ЕГЭ уже не существует, а мы все продолжаем губить юное поколение. Зачем? Для того, чтобы они потом смогли уехать с баллами ЕГЭ в другую страну? Нам совсем не нужно, чтобы молодёжь уезжала.
2. Необходимо ввести ряд законов, охраняющих честь и достоинство учителей. Во-первых, надо прекратить слежку за учителями, убрать из классов видеокамеры. Они не помогают учителю, а, наоборот, ставят под сомнение его профпригодность.
В последние годы учителя не столько страдают из-за плохого поведения учеников, сколько из-за диктата родителей. Родителю позволено всё, а учителю отведена роль слуги. А ведь это именно тот человек, который в течение нескольких лет учился педагогике.
Но учителя страдают и от инициатив, исходящих от управления образования. Для того, чтобы дети хорошо себя вели, они должны учителя уважать. Но некоторые инициативы этому никак не способствуют. Например, призыв не дарить учителю цветы на 1 сентября, а вместо этого сдать деньги на лечение больных детей. Конечно, любой учитель с предложенным согласиться. Но о больных детях обязано заботиться государство. А 1 сентября - это День Знаний и в этот день надо сказать большое спасибо тем людям, которые их дают.
Далее вторая инициатива. Кроме канцелярских принадлежностей и цветов учителю ничего дарить не разрешается. Конфеты тоже. А их с учительской зарплаты и не всегда купить можно. Уверена, что, если данное ограничение по поводу подарков введено, то его надо вводить для людей всех профессий. А то подобное звучит, как оскорбление учителей во взяточничестве. Впрочем, учителя уже привыкли к оскорблениям со стороны вышестоящих. Не случайно одна из учительниц, написавшая статью о запрете на цветы 1 сентября, озаглавила свой материал так: “Что бы ещё отнять у наших учителей?”.
Итак, по первой жалобе родителя учителя могут уволить, могут уволить и из-за того, что ученик его ударил, снял на видео и т.д. В СМИ писали и о следующих причинах: учитель во время урока не ходил по классу, учитель-мужчина был с маникюром ("Литературная газета", № 39 за 2019 год). В сентябре Рособрнадзор рекомендовал уволить директоров 212 школ, показывающих “необъективный результат” на Всероссийских проверочных работах. Но журналист Игорь Павлов доказал, что сами проверяющие были необъективны.
Учителя стали крайне беззащитны. В Белоруссии президент страны вступился за учителя, который был уволен из-за того, что какой-то ребенок снял его на телефон. И впоследствии уволили директора школы. А учитель с большим стажем был восстановлен.
Но такое глубокое уважение к учителю сейчас встречается редко. Более того. Плохое отношение к учителям подогревается СМИ. Стоит кому-то из учителей дать подзатыльник ученику (даже за оскорбления в свой адрес, за мат или за хамство на уроке), как тут же поднимается дикая волна негодования. Спросить о причинах поступка обычно не удосуживаются. Зато тут же начинаются оскорбления. Учителя нуждаются в законодательной защите, особенно пенсионеры, которых стараются выжить из школы в первую очередь.
В самом начале сентября я испытала состояние шока, когда на улице услышала, как молодая мама сказала дочери-первокласснице, что у неё учительница - дура, потому что много задаёт на дом. Думаю, что Закон объяснит молодым родителям, как надо относится к учителям.
В течение последних лет пяти классным руководителям запрещено присутствовать на выпускных вечерах. Что за издевательство! Раньше называли классного руководителя второй мамой, а теперь на главный праздник класса не пускают. За его проведение отвечает родительский комитет. Когда-то я во втором классе начала вести в гимназическом классе природоведение, затем у этих же ребят в 5 классе стала вести биологию, а в 10 и 11 классе была у них классным руководителем. В итоге работала с ними 10 лет. И меня бы в 2001 году не пустили к ним на выпускной... Это было бы для меня просто горем. Я считаю, что данная выдумка - это просто позор для нашего народного образования. Закон, охраняющий честь и достоинство учителей, крайне необходим.
3. Необходимо прекратить объединение и закрытие школ. Из-за этого через год после объединения часть учителей остаётся без работы. Большинство учителей вынуждены бегать в течение дня по улицам из одного здания в другое. На несколько зданий выделяется только один медработник, что очень опасно и может привести к гибели детей. Завучам трудно составлять расписание. Ломаются уникальные традиции давно созданных школ. Объединение мотивируют тем, что оборудование школ будет лучше. Но при том негативе, что получается, новое оборудование не так уж необходимо. При объединении происходит ещё большее расслоение в учительской среде, так как зарплата директоров объединений минимум составляет 200 с лишним тысяч ( порой доходит до миллиона). Количество школ уменьшается, соответственно, и финансов выделяется меньше. В этом году число школ, закрытых начиная с 1991 года, приближается к 29 тысячам. А сколько сельских школ нуждается в ремонте или имеет, скажем, туалеты на улице? Не перечесть.
4. Необходимо введение единых учебников по всем предметам и по всей территории страны. Необходимо прекратить разделение учебников на 4 части. Это мотивируют тем, что детям тяжело носить. Но при этом дети забывают поменять одну часть на другую и это слишком часто мешает образовательному процессу. Как облегчить ранец? Выход был придуман ещё в 1980 году. По бокам парты делают ящички, в которых лежат учебники для всех классов.
5. Необходимо сократить количество отчетов. Учителя жалуются на огромное количество присылаемых анкет (о волонтерстве, о РДШ- Российском Движении Школьников и т.д.). Получается следующее: учитель каждое своё мелкое действие должен заносить в компьютер. И за ним проводит огромное количество времени. Главное - не дети, а компьютер. Одна учительница написала мне так: “Заниматься детьми не дают. Всячески отрывают и заставляют выполнять ненужную работу”.
6. Увеличение методической помощи учителю. Можно посмотреть уроки коллег в Интернете. Но хорошего ли они качества? Тираж методических журналов стал уникально мал. И по многим предметам они вообще перестали существовать. А методистов в округах поувольняли. Государство обязано выделять деньги на педагогические методические журналы.
7. В то время как методические пособия и журналы не печатаются, в это же самое время в большом количестве печатаются книги о том, как стать миллиардерами нигде и ничему не учась. Одна из таких книг, написанная миллиардером Робертом Кийосаки, адресована молодежи и на первой же странице заявляет о том, что школа ничего не дает для дальнейшей жизни. В данное время в книжных магазинах России находится порядка 60 книг, призывающих к отказу от учёбы.Необходимо запретить их распространение и наложить штрафы на магазины, их продающие. Эти книги наносят реальный вред. Пусть их продают в США и Европе, но не у нас!
8. Исходя из предыдущего пункта, надо сказать, что многие дети сейчас просто не понимают, зачем надо учиться. Можно заработать деньги, жаря картошку в Макдональдсе, а большие деньги ждут тебя в том случае, если ты сыграешь на бирже или сделаешь ставку на спорт. Надо мотивировать. В 2011 году в школе, где я работала, наша администрация предложила каждому учителю сделать по своему предмету презентацию ”Зачем учить мой предмет?”. Учителя в презентациях объясняли детям, когда и как им пригодится, скажем, география, в реальной жизни. Думаю, что и на первых страницах учебников должно появиться подобное объяснение. Хоть как-то мотивируем к учёбе.
9. Необходим запрет на использование телефонов во время уроков. Реально сдавать телефоны на хранение при входе в школу и при выходе из неё. В экстренном случае охранник ответит. Если ученик заболел, учитель подойдет к охране и позвонит. Опасные для здоровья мобильники дети не выпускают из рук во время перемен, вместо того, чтобы отдохнуть от информации. А недисциплинированные ученики и во время уроков, и не получают необходимых знаний. Сын президента Александра Лукашенко ходит в школу без мобильника. За подобный запрет Валентина Матвиенко и один из лучших учителей географии Москвы Александр Лобжанидзе.
10. Разрабатываемые стандарты необходимо изменить в сторону частностей. А то в стандартах сказано, что дети должны иметь представление об эволюции, если говорить о биологии. Но, изучив мало живых организмов, эволюционная лестница в голове ребенка не выстроится.
11. Несколько лет назад родители больных детей начали радоваться тому, что их дети социализированы, учатся с другими здоровыми детьми. Родители радуются, а учителя плачут потому, что больному ребёнку надо уделять бОльшую часть своего времени и при этом забыть об остальных здоровых детях. Сама имела в одном из классов ребёнка-аутиста. И огромное количество проблем из-за этого. Необходимо создание спецшкол для больных детей, например, для детей с ОНР (Общим Недоразвитием Речи).
12. Необходимо в начальной школе заниматься правописанием. С введением рабочих тетрадей дети разучились красиво писать. Ведь в рабочих тетрадях они только вставляют в заданиях необходимые буквы, но не пишут.
13. Большую обеспокоенность у меня вызывает современная программа по литературе. 8 лет назад в пенсионной возрасте сама поступала в институт и сдавала литературу. Когда готовилась к экзамену, то просто пришла в ужас. Много, очень много произведений о гражданской войне со сценами насилия.Тут и “Тихий Дон” Шолохова, и Бабель, и Платонов и другие произведения. Нельзя же так плохо относится к детской психике! Когда наше поколение училось в школе, такого не было. И это надо менять.
14. Теперь о самом главном. Дети не читают. Из-за этого у них плохая грамотность и отсутствует кругозор. Иосиф Виссарионович Сталин очень много читал, Уго Чавес, приходя в гости, часто одалживал книгу для чтения. Из-за любви к чтению эти люди прославили нашу планету. Что же делать? Знаю одну семью, в которой мама вместе с сыном с самого раннего детства читала книги. И мальчик пристрастился к чтению. Но таких семей, к сожалению,мало. Прекрасный учитель Юлия Павловна Воробьёва, преподавая в начальной школе, заводила детям специальные тетради, в которых они писали отзывы о прочитанных книгах, а родители расписывались, подтверждали, что действительно прочитано. Но, что делать в старших классах, я не знаю. Пробовала награждать за чтение книг. Но заинтересовала этим двух-трёх человек, потому что призы были недорогие. Эту важную проблему решить не смогла и поэтому выдвигаю её для всеобщего решения.
15. Необходим возврат к непрофильному обучению. Мы должны дать основы всех наук. Сейчас же получается следующее. Ребёнок ещё не выбрал профессию, ещё не разобрался в своих интересах, как родители за него решили, что он станет математиком. И всё. Дальше он, скажем, биологию изучает в сокращённом варианте. А вдруг ему впоследствии математика не понравится? Ведь за него же решали родители. Но… профильное обучение связано с платными дополнительными занятиями. Они приносят школе доход. И немного повышают учительскую зарплату. Неужели нельзя просто хорошо оплатить труд учителя, без этой надуманной ситуации с углублённым изучением предметов? Углубление будет в ВУЗе.
16. Также по желанию родителей дети начинают изучать и иностранные языки. В одной из школ, где я работала, было три иностранных языка: английский, немецкий и испанский. Не много ли ? Зачем столько? В то же самое время на русский и литературу все меньше и меньше часов. И дети, не зная русского, учат три иностранных. Для эмиграции за пределы России готовим? Итак, население уменьшается. В советское время учили один иностранный язык, зато хорошо. Ну, уж если очень родителям хочется, пусть изучает второй язык в кружке или на курсах.. Но прежде всего надо знать свой родной!
17. Особо хочется сказать об Олимпиадах. Это просто безобразие! Раньше были Олимпиады, на которые дети ходили с удовольствием. Теперь - это только для избранных. Задания такой сложности, что учителям дают специальные бумаги с ответами. Ребёнок-победитель без экзаменов, по-моему, принимается в институт. Но стоит ли игра свеч? Ведь при этом огромное большинство детей не могут ответить на подобные задания не из школьной программы и, поняв, что ничего не смогли, теряют интерес к предмету. Необходимо вернуться к старому формату Олимпиад. И к заданиям, на которые могут ответить не гении, а обычные школьники-хорошисты.
18. Хочу сказать и о Высшем образовании. Оно должно быть полностью бесплатным. А то назревает опасная ситуация. Большинство студентов работает, ведь надо оплачивать обучение. Следовательно, читать дополнительную литературу по своему предмету некогда, некогда и просто готовиться к экзаменам. И получаются студенты-троечники. А зачем стране такие нужны? Нам нужны специалисты, знающие свой предмет на пятёрку. Но … в данной исторической ситуации бесполезно говорить о бесплатном образовании. Поэтому о другой проблеме ВУЗов.
19. В этом году уменьшили часы на профессиональные предметы (их будут знать хуже) и ввели новые предметы, такие, как православная культура. Студенты недовольны, ведь государство у нас светское. Подобное в ВУЗах недопустимо. Как пишет политолог Вероника Крашенниникова, такого не было даже до 1917 года, ни при министре просвещения графе Уварове, ни при реакционере Победоносцеве(“Литературная газета”, №47).
Необходимо убрать религиозные предметы из светских ВУЗов (по данным ВЦИОМ на август среди молодёжи только 23% православных).
20. Оплата труда учителей должна производиться в соответствии с нагрузкой и стажем. На протяжении последних “капиталистических” лет оплата труда учителя происходит по категориям и по нагрузке. Квалификационная категория учителя, в первую очередь, зависит от симпатии к нему руководства школы, где он работает. Да. сразу после окончания института, даётся низкая категория, но, если понравишься руководству, то через несколько лет можно получить и первую категорию. Оценка руководства часто необъективна. В советское время зарплата зависела от стажа и нагрузки. И это было правильно. Если человек много лет работает в школе, он, в любом случае, даже если он весьма средненький учитель, знает много профессиональных секретов, которых не знает новичок после института. А для награждения хороших учителей существуют и грамоты, и гранты. И до сих пор сохранилось звание Заслуженного учителя.
21. Запрет на введение школы полного дня. Школа полного дня, с 8 утра до 6 вечера, возможна только в начальной школе, когда дети ещё маленькие и учитель для них полный и непререкаемый авторитет. В средней и старшей школе - это профанация Говорю об этом, так как подобное уже вводилось и отменялось. Старшеклассники не способны высидеть в одном кабинете такое количество времени и во второй половине дня, уставшие и измученные, начинают слоняться по школе, каких бы интересных мероприятий для них ни проводили. Доказано. Понятно, что это делается для введения бесплатных обедов и платных дополнительных занятий. Но надо думать и о здоровье детей и учителей.
22. Необходимо отменить персонифицированную систему по дополнительному образованию. На дополнительное образование всем детям раздаются сертификаты, которые надо зарегистрировать через Интернет и выбрать для себя определенный
кружок, то есть сделан шаг для введения тотального платного дополнительного образования. Кружки должны быть бесплатными и их количество не должно зависеть от их популярности. Дети могут и имеют право иметь разные хобби.
23. Необходимо повысить ответственность родителей за поведение детей и за их местонахождение. Сегодня, 3 декабря 2019 года, газета “Советская Россия” пишет об усилении ответственности школ за детей во внеурочное время. Учителя говорят об отчетах, в которых сообщают, где будут находиться трудные подростки в новогодние праздники. Причем не только по дням, но и по часам. А родители? Они ребёнка для школы рожали? Пусть тоже законодательно отвечают. Хотя слово “тоже” здесь не подходит. За воспитание ребёнка, в первую очередь, должны отвечать родители. Слышала о том, что несколько лет назад в некоторых школах вводили штрафы за курение в школе. Не думаю, что это дало результат. Но … в советское время сообщали на работу родителям о плохом поведении их ребёнка, что сейчас тоже не сработает. В Республике Куба в 80-е годы на каждом предприятии висели стенды, на которых сообщалось о результатах учебы детей всех сотрудников. Это было прекрасным стимулом для родителей.
Если законодательно закрепили ответственность школ, то надо законодательно закрепить и ответственность родителей..
24. В 90-е годы руководство образования призывало учителей пользоваться европейскими методиками, например, наработками Марии Монтессори. Сейчас активно навязывают японские методики. Зачем? Нам надо ориентироваться на то, что было сделано советским народным образованием. Необходима опора именно на традиции советского народного образования.

P.S. К сожалению забыла ещё две очень важные проблемы.
25. Проблема ограничения компьютерной деятельности школьников.
Об этой проблеме я часто говорила на своих предыдущих выступлениях.
Современные дети во внеурочное время очень много пользуются компьютером. В то же самое время в школе стараются использовать компьютер и тогда, когда это совсем не нужно. Например, на уроках математики. А недавно кто-то предложил ввести уроки компьютерных игр. И это тогда, когда многие дети ходят к психиатру из-за чрезмерной агрессии по отношению к другим членам своей семьи. Ясно, что это не афишируется, но проблема есть и стоит остро. Примерно, раз в год мы сталкиваемся со случаями, когда подростки убивают своих родителей, не разрешающих им играть в компьютерные игры. В Китае в прошлом месяце ввели комендатский час, после которого дети не могут включить компьютер и играть. Наши дети - это первые поколения, которые пользуются компьютерами. Какие будут от этого последствия для здоровья пока никто не знает. Следовательно, нужна осторожность. Необходимо оберегать юное поколение.
26. Отмена обучения по триместрам. Необходимо вернуться к системе обучения по четвертям и полугодиям. Объясню, почему. При триместровой системе обучения дети перестают учиться в третьем триместре. Большинство детей в этом триместре имеют оценки ниже, чем в двух предыдущих, так как понимают, что вс равно получат хорошую оценку в году. Например, в первых двух триместрах у ребёнка четверки, в третьем триместре он уже не старается и учиться с двойки на тройку, ведь свою четвёрку за год он всё равно получит. В третьем триместре дисциплина из-за этого падает. Да и потом настают тёплые дни, детям хочется погулять. В итоге три месяца получаются потерянными для учёбы. При четвертях такое невозможно. Третья четверть самая длинная, а в четвертой четверти проводятся годовые контрольные работы. И ученик не знает, как его оценит в году учитель - по самой длинной четверти или по итоговой. И это заставляет его трудиться в течение всего года.С введением четвертей прибавится отчётов, но в данной ситуации это нужные и важные отчёты.

1.0x