Сообщество «Салон» 17:10 21 мая 2017

Те, кто приняли смертный бой...

премьера фильма «Три дня до весны»
10

 «От героев былых времён

Не осталось порой имён.                                     

Те, кто приняли смертный бой,

Стали просто землёй и травой...»

Из песни

Время от времени приходится читать и слышать: «Где наше российское кино? Почему нам гнусно подсовывают голливудские фильмы? В том числе и про войну!».Действительно, если верить всяким супербоевикам, сделанным в USA на тамошней Фабрике Грёз, создаётся впечатление, что Вторую мировую выиграли «ковбои», которым слегка помогали британцы. Что же касаемо русских, то они беспрестанно мешали, ибо коммунистические «деды» воевали не за свободу, как Джонни из Техаса и Микки из Канзаса, а за право понастроить красных концлагерей вместо коричневых. Многие американские и европейские обыватели честно, искренне полагают: СССР воевал на стороне Гитлера (!), тогда как американцы освобождали мир от тоталитарной чумы. А всё почему? Волшебная сила искусства! Голливуд — великолепно отлаженная хищная индустрия. Ловцы душ. Созидатели целей. И — молодцы! Потому как умеют не только стряпать годные образы, но и популяризировать их. У нас – всё сложнее.

На самом деле, российское кино имеется. Про войну. Каждый год в мае выходит, как минимум, один фильм «об огнях-пожарищах». Однако пиар — нулевой или же весьма слабый. Как будто нехотя. После этого ещё смешнее выглядят некоторые депутаты, предлагающие ввести квоту для российского кино. Квоту-то ввести не проблема, а кто будет в курсе? Тех же «Союзников» - разухабистый блокбастер с Бредом Питтом и МарионКотийар — пиарили все средства массовой информации. Даже на трамвайных остановках красовались плакаты с изображением главгероев — таких крепких, длинноногих и динамичных.

В этом году на экраны вышла кинолента «Три дня до весны»(режиссёр Александр Касаткин) – как раз приключенческий сюжет о войне. Как и следовало ожидать, активной рекламы не воспоследовало. Люди узнают о фильме из стандартной афиши или от своих знакомых. Увы, название — не самое выигрышное, а уж на фоне «Стражей галактики» (вот их рекламируют лихо!) и вовсе печаль. А вот содержание — захватывающее. Детектив. Тема — предотвращение немецкой диверсии в блокадном Ленинграде. Знакомая с детства — ещё с советских времён — коллизия. Диверсионная школа Абвера, агенты, местные подонки на подхвате, а на другой стороне — чекисты и храбрые советские граждане, для коих самое главное — честь и верность. Имела ли место в истории такая фабула? Вероятно, было нечто похожее.

Фрицы не понимали, почему ленинградцы никак не сдаются и не душат своих гадов-комиссаров. Пытались выяснить — и снова не врубались. Созданы же все условия, чтобы город сдался или (ещё лучше) — погиб, оставив дворцы и картины для «понимающих» оккупантов. Питер — каменные джунгли. Имперская столица. Нацисты мыслили рационально:выжить там невозможно. А если попробовать? Спрашивается — как? Но советские люди — это сверхлюди, в отличие от нацистов. Ирония судьбы и насмешка небес. Новый фильм об этом. В кадре — молодой офицер НКВД Андреев (Кирилл Пленёв) и красивая женщина-врач Марицкая (Елена Лотова). Он — герой, она — сомнительна. Здесь выявлены  подзабытые детали войны — к примеру, недоверие по отношению к лицам германского происхождения, когда обрусевших ещё в XVIII веке немцев сочли потенциальными предателями. Впрочем, это не исключительно «большевистская» подлость — во время Первой мировой бытовали немецкие погромы. У дамы-врача — немецкие корни, что уже настораживает. Уж не шпионка ли?

Альфред Розенберг и Вальтер Дарре уверяли: так называемые «фольксдойче» (то есть этнические немцы, живущие вне Рейха) с воодушевлением примут расовый миропорядок и пойдут навстречу оккупационному режиму. Однако они ошиблись. Теоретики прусско-арийской мысли забыли главное в немецком характере: германец служит не «крови», а — королю, царю...вождю, которому присягнул. Поэтому ошибка была допущена с обеих сторон: Гитлер зря рассчитывал, Сталин — зря сослал. В «Трёх днях до весны» это явно – докторша не воспринимает себя как часть «нордического племени». Она — советская и никак иначе. Разумеется, не обошлось без любимого персонажа ретро-кино – «плохого чекиста». Он противостоит «хорошему чекисту» Андрееву. Явлены интриги внутри самого ведомства — исполнительный прямолинейный дурак (тем он только и дурён!) оказывается в финале наказан, причём довольно жестоко и остроумно. Снова — ирония судьбы.

Фоном идёт жизнь: орудуют преступные группировки, с которыми борется милиция, смерть как факт, попытки жить и — выживать. Тонкая грань — можно выкарабкаться, но перестать быть человеком. В Ленинграде это случалось: потребление пищи – основной инстинкт. Срыв покровов. Там поймёшь, кто такой. Милейшие люди зверели и становились людоедами. Добрые соседи — воровали карточки. За глоток бульона можно было получить не только старинную брошь (чудовищный бартер), но и пулю в висок. Другие, напротив, становились выше и человечнее — поддерживали, ухаживали, выручали. А ещё – спасали картины и ценности от мародёров, ибо в состоянии первобытного голода портреты в стиле рококо и прочие гамбсовские кресла становятся чем-то вроде подпольной валюты. Действительный блокадный Питер сложнее и страшнее, чем любой киносюжет и любая хроника. Нам этого уже не понять. Мы настолько привыкли к информации о войне, что перестали ужасаться. Да, мы в курсе, что трупы лежали прямо на Невском. Да, мы помним, что осатаневшие человеки отлавливали малышей «потолще», чтобы спасти своих ребятишек. Да, мы с детства читаем, как умирала семья Савичевых. Но мы никогда не сможем этого ощутить. К счастью. Для меня самые страшные фотографии — предвоенные сцены из ленинградской повседневности. Солнечные улицы, автомобили, кафе, театры и —смеющиеся  люди. Большинство из них умрут страшной смертью, но они этого не знают. Зато знаем мы. В фильме показаны будни Блокады: выживание и смерть рядом. Приметы мирного быта: посудный сервиз, игрушки, скрипка. Они представляются ирреальными. Но именно тогда они были реальны, как, быть может, никогда. Ради этого стоило выстоять, но — оставаясь человеком.

Имперский Питер не сдался железным пруссакам. Захватчиков поражала эта немыслимая черта советского общества — на грани гибели создавать произведения искусства. Вот на экране Ольга Берггольц (кстати, тоже с немецкими предками!). Чтение стихов на радио. Патетика. Мелодия. Измождённые музыканты едва держат инструменты. И тем не менее победа — за нами. Гитлеровский офицер ловит ленинградскую волну, изрекает: «Хорошая у русских музыка... Была... Это уже история». Наци обожали музицировать, знали в этом толк, полагая лишь себя наследниками вселенской гармонии. Нацией галантного Моцарта и возвышенного Вагнера. Сверхчеловеками в духе Ницше и по образцу Фридриха Великого. Флейты и барабаны. Кружева и философия. Но на деле фашисты не дотягивали даже до звания хомо-сапиенс. Какой уж там Übermensch! В кадре — типовые лощёные офицеры. Не вурдалаки, но и не потомки Зигфрида — никаких дурацких перекосов в сторону демонизации или же эстетизации. И то, и другое — вреднейшая ересь.

С особым тщанием подобраны типажи и костюмы, что, в принципе, редкость. Это было ещё большей редкостью в СССР, когда в военных драмах 1960-х у женщин был макияж со «стрелками», а фасоны платьев никак не гармонировали с реалиями 1940-х.Прямые мини-юбки и пиджаки с рукавом «три четверти» у подпольщиц и нацисток. Это казалось не главным и где-то бесполезным — шить наряд с предвоенными плечиками и рисовать выщипанную бровь. Зачем? Эсэсовцы рассекали в чёрной форме с нарукавными повязками, а девицы из вспомогательных частей носили «мужские» звания. Об этом написаны сотни статей и даже несколько увесистых книжек. В наши дни к антуражу относятся много внимательнее, чем 20-30-40 лет назад. Актриса Елена Лотова, взятая на роль доктора Марицкой, настолько точно отражает типаж 1940-х, что кажется человеком той эпохи, и это не только причёска и форма бровей — сам тип лица. Сходство подчёркивается аутентичным кроем пальто и платьев. Фильм отличает аккуратное отношение к деталям и вообще — к «картинке». На мой взгляд, прекрасна операторская работа (оператор-постановщик Руслан Герасименков): городские виды пугают, холод кажется осязаемым, а небо — зловещим. Но в итоге — хэппи-энд, если, конечно, можно говорить о радости в блокадном Питере.

Финал-то счастливый, но тоскливо другое. Замечено не мной, что все более или менее приличные фильмы и сериалы создаются на историческом материале. Кино о прошлом. Настоящее — уныло. И как-то серовато. Лучше иных тем «продаётся» тема СССР и, в частности, Великой Отечественной. Потому что зрителям нравится осознавать себя наследниками славы, подвигов и побед… ничего при этом не созидая. Посмотрел кино про войну, вздохнул облегчённо – иврубил песню: «Только грозная доблесть их / Поселилась в сердцах живых. / Этот вечный огонь, нам завещанный одним, / Мы в груди храним...». А спросить себя: достоин ли ты сам? Смеешь ли наклеивать себе на авто: «Победа деда — моя Победа»? Не стыдно ли перед дедом за то, как живёшь? В чём твоя победа? В бессмысленном перекладывании бумаг и сидении в социальных сетях? В игре "Мир танков и чтении детективов-однодневок? В адюльтерах и пьянстве? После таких фильмов должно становиться неловко за самих себя. «...И глаза молодых солдат с фотографий увядших глядят...». С укором глядят. Увы. 

Cообщество
«Салон»
10 0 7 678
16 ноября 2017
Cообщество
«Салон»
2 1 8 074
13 декабря 2017
Cообщество
«Салон»
19 0 11 891

Загрузка...
Комментарии Написать свой комментарий
21 мая 2017 в 18:03

" И мальчишкам нельзя ни согать, ни обмануть, ни с пути свернуть!.

Свернули с пути, да ещё как! И продолжаем петь всё ту же героику.
На что надеяться? Веернее, какую тенденцию и в чём поддерживать
своими молекулярными толчками?
Я вот пишу о том и о сём и не знаю,
насколькоэто адекватно вызову нашего дня.
Может быть кто то объяснит мне?

Спасибо, Галина, у Вас хорошие статьи.

21 мая 2017 в 19:34

На самом деле, российское кино имеется. Про войну.
-----------------------------
Которое имеется смотреть не хочется. Все они если и не Голливуд в чистом виде, то всё равно сляпаны по голливудским калькам. Они насквозь голливудские, все эти легенды 17, Стиляги, 28 панфиловцев, Сталинград и многие другие. Все они пустые душевно, они не вызывают эмоций. Я калибрую по Балладе о солдате, Отцу солдата, по Летят журавли, по В бой идут одни старики.
Я тысячу раз смотрел Балладу о солдате, и тысячу раз в финале лью слезу.

22 мая 2017 в 07:33

Доброго дня, Андрей!
И все-таки, попробуйте вспомнить хорошие, современные фильмы про войну.
И написать.
Один, который мне нравится - "Мы из будущего" и продолжение.

24 мая 2017 в 19:51

Александр, ну что значит хороший? Ну не плохой... Это значит хороший? Тоже без злого нквд-шника не обошлось. Какие-то современные фильмы примитивные что ли. Если советские в чём-то наивны, то эти примитивны. И те мы смотрим, а эти нет. Но у современных режиссёров другие цели - бабки оприходовать, занять эфирное время не в ущерб рекламе (а в помощь ей) и всё. Зритель тут не предусматривается.

21 мая 2017 в 21:51

ДА конечно до Баллады о солдате не говоря о Проверке на дорогах военные сериалы не дотягивают но есть довольно приличные Отмечу сериалы "СМЕРШ..."
Важнейшим элементом фильмов -умение режиссера поймать " дух" того непростого времени точная деталировка всего включая форму знаки различия и т. п. Не соблюдение этого вызывает недоверие к фильму в целом.
Недавно по 1 каналу прошел сериал"По закону военного времени."
Казалось бы название обязывает. Претензия на лицо.
Первые месяцы войны.Киев . Работают два следователя прокуратуры . Мужчина и женщина. Работают спокойно не спеша. Естественно возникает роман. Ищут "крысу" в органах В городе тишь и благодать. Смотришь водевиль.
А как же насчет 22 го июня ровно в 4 е часа Киев бомбили.В конце фильма агент
абвера был разоблачен и застрелен. Им оказался офицер НКВД Фишман Еврей.

21 мая 2017 в 21:54

Хорошее кино создается не ради выручки или, хотя бы, не только ради нее, родимой.
А чисто ради нее получаются всякие-разные "смерши-истребители" с унылым верещанием "про оперативную обстановку" и оживлением сюжета сценами пьянки по поводу и без оного. Или "новые молодогвардейцы" с героями и героинями, напоминающими футбольных фанатов и проституток.
Упомянутый в статье фильм страна по ТВ, скорее всего, не увидит, а если и увидит - то на заштатном канале во время, далекое от пресловутого "прайм-тайма".

22 мая 2017 в 07:45

Спасибо за статью. Как всегда. Осталось посмотреть исходный "материал".

22 мая 2017 в 14:17

Виктор Буряков
17 мая в 14:24
Действия
Про фашизм на нашем ТВ.. В МИРЕ КИНО УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ МИР ФИЛЬМОВ И ТЕЛЕВИДЕНИЯ, НОВОСТИ ТВ http://intofilm.ru/tsitatyi-filma-govoryat-muzhchinyi.. «О чем говорят мужчины» в исполнении «Квартета И» смело можно назвать одной из лучших комедий современного российского кинематографа. Вкусный коктейль из ненавязчивого сценария, добротной игры актеров, отличного юмора нашел отклик не только у мужской аудитории, которой он предназначен, но и у женской, являющейся по большей части объектом этого самого юмора. Ниже представлены наши любимые цитаты из этого замечательного фильма///— Вот если бы пришли фашисты, которые за неправду расстреливают, и спросили: «Изменяла тебе жена или не изменяла?» Я в любом случае ответил бы «нет», потому что, если не изменяла, ты сказал правду, тебя отпустили, а если изменяла, то ты даже удивиться не успеешь. А вот сказал ты «да, изменяла», — и это оказалось правдой. Тебя отпустили, живи, только как с этим жить? Ты знаешь, она знает, что ты знаешь, все фашисты знают, их уже не позовешь — неловко, а ребята были полезные... А если все и держалось на том, что ты «не знаешь», а она сейчас уйдет, а ты ее любишь...////Виктор Буряков.А теперь вырезаем:» Вот если бы пришли фашисты, которые за неправду расстреливают… все фашисты знают, их уже не позовешь — неловко, а ребята были полезные. И я бы им сказал :Спасибо фашисты…» .Такая вот «комедия» с ненавязчивой любовью к фашистам - извергам. Оказывается они за неправду расстреливали, казнили и вешали.Суки - режиссёры и актёры.

24 мая 2017 в 19:46

Вот вы знаете, вся эта кина, с её якобы правдой жизни блокадного Ленинграда, предположу (а сюжетец-то уже рассказали немного), что рядом не поставишь с советским детским фильмом с похожим сюжетом - "Голубые серёжки". Можно даже проверить (каждый сам для себя) - захочет ли смотреть этот фильм повторно. А "Голубые серёжки" смотришь всегда, когда их показывают.

И на счёт так называемой правды. Вот на миллион человек нашёлся один подонок и людоед. Это будет правдой? Ну, вроде бы да. Но если вы в кино покажете 10 хороших и одного людоеда - процентик-то уже сместили до одной десятой от всего населения. А теперь покажем одного хорошего чекиста, одного плохого и двух людоедов - что у вас получилось? Ложь у вас получилась.

Но и это ещё не вся "правда". Будьте любезны статистические данные зафиксированные документально в архивах МВД и НКВД по поводу людоедства. Так что вы мне хотите этим фильмом показать и доказать? Да ровно то же самое, что и пытаетесь вдолбить нам все 25 лет, что очень точно и ярко отмечено в ельцин-центре, как в его ролике, так и в самой его постройке - что жизнь в рф началсь только с ельцина, а Ленинград чтобы всегда ассоциировался с болью, кровью и людоедством. То есть проще говоря, с больной головы на здоровую по заветам дохтура гебельса.

Вот в этом паноптикуме мы и проживаем.

27 мая 2017 в 10:22

" Волшебная сила искусства! Голливуд — великолепно отлаженная хищная индустрия. Ловцы душ. Созидатели целей. И — молодцы! Потому как умеют не только стряпать годные образы, но и популяризировать их. У нас – всё сложнее...."
Галина неправильное кинцо смотрит , а правильное здесь.
https://www.kinopoisk.ru/film/94249/place/msk/