Авторский блог Вячеслав Кочнов 11:48 21 января 2019

СЕРГЕЙ БАНЕВИЧ О БЫСТРОЙ ЕДЕ И ТРУДНОСТЯХ ВОСПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ

Современный классик делится своими мыслями о детском музыкальном театре в России

В конце декабря минувшего и в январе наступившего 2019-го года в двух главных оперных театрах страны – в Большом и Мариинском – в ходе каникулярной сессии в общей сложности прошли 23 (двадцать три - !!!) спектакля бессмертной оперы «История Кая и Герды» (либретто Татьяны Калининой по сказке Андерсена «Снежная королева»), принадлежащей перу заслуженного деятеля искусств России знаменитого петербургского композитора, автора всенародно любимой песни «Дорога без конца» Сергея Петровича Баневича: шестнадцать в Москве и семь в Санкт-Петербурге.

Это абсолютно беспрецедентный случай для произведения современного композитора. Собрать двадцать три аншлага, да еще и с большим запасом, за месяц в двух огромных театрах на один спектакль!!!

А до этого 1 октября, в День музыки, в Кургане с полным триумфом и бесконечными овациями и криками «Браво!» завершился концерт из музыки Баневича в рамках ежегодного фестиваля Шостаковича, где были исполнены Фантазия для виолончели и фортепиано «Смерть маленького Ганно» (Сергей Словачевский, виолончель, Олег Вайнштейн, фортепиано), Арии из ненаписанных опер и песни на стихи Анны Ахматовой (солистка – блистательная Наталья Краевски).

2 декабря прошлого года на свой 77-й день рождения Сергей Баневич, награжденный незадолго до этого медалью имени Михаила Чехова, получил письмо с поздравлениями от председателя по награждению, президента МКФ «Русское зарубежье» Сергея Зайцева, в котором есть такие слова:

«Для меня было честью вручить нашу награду именно Вам – выдающемуся композитору, чьи произведения покорили сердца миллионов любителей музыкально-драматического искусства и кинематографа и навсегда вошли в историю отечественной культуры. Для меня Вы являетесь образцом человеческого достоинства, высочайшего мастерства и безграничного таланта».

Что касается лично меня, я, переслушав в конце января в Мариинке «Историю Кая и Герды», снова понял, зачем я живу. И вот зачем: в жизни каждого человека есть ситуации, когда нужно сделать выбор между добром и злом. Музыка Баневича учит нас всегда делать выбор в пользу Добра и Любви. Может быть, и в этом часть секрета феерического успеха музыкального театра Сергея Баневича? Мы встретились с современным классиком у него дома, и я записал некоторые его мысли о жизни и о театре…

О ДУХОВНОМ ФАСТ-ФУДЕ. Мне кажется, что уже сформировалось отношение к быстрому питанию и вряд ли я что-то добавлю, что никто ещё не знает. По свидетельству врачей, уже миллионы детей перешли на быстрое питание, отказываясь даже от того, чтобы есть дома. А о последствиях никто и не думает – о холециститах, панкреатитах, например. Я не врач, чтобы в это внедряться, но я знаю, что это очень нехороший сигнал, и это симптом времени. И такое же явление духовного «фаст-фуда» мы, к сожалению, наблюдаем сегодня в театральном искусстве.

Я могу лишь высказать своё отношение к этому и обратиться к родителям, чтобы они понимали, что это не просто игра с детьми, что это не так, как было в советское время в их собственном детстве, а самая что ни на есть правда жизни: забота о детях стала предметом большого бизнеса, совершенно беспардонного и бессердечного. И здесь денежная рука алчных людей очень быстро завоевала успех.

Замечательный, ныне покойный, русский пианист Николай Петров сказал как-то про одну телепрограмму: «Утренняя звезда», на мой взгляд, — одна из мерзейших программ нашего телевидения. Маленькие детки семи лет вынуждены кривляться под Моисеева и Пугачеву. Мне становится жалко этих детей и их родителей».

Чем это закончится? Дай Бог, чтоб не разрушением личности. Моё дело – только ужаснуться этому и предупредить.

Но совершенно ясно, что из-за алчности некоторых людей, т.н. «креативных продюсеров», которых интересует только их личная прибыль, из-за их абсолютной незаинтересованности в судьбе подрастающих поколений, мы уже имеем последствия, к сожалению, в жизнях огромного количества детей и взрослых. Я вижу, как быстрое питание связано с трудностями не только сохранения здоровья, но и воспитания человечности, жалости, сочувствия, сопереживания в людях. Вопрос вкуса – вопрос личности.

Что касается воспитания человечности, то у меня нет уверенности в том, что в школе ребёнок сегодня получает какой-то внеклассный урок воспитания доброты, сердечности и прочих, как сказали бы некоторые, сентиментальных вещей.

Я всю жизнь занимаюсь детским театром. В какой-то момент я увидел, что люди, занимающиеся детским быстрым питанием, поняли, что пропустили целое поколение детей! И потому стали ставить переделанные сюжеты с какими-то дельфинами, вампирами, терминаторами, киборгами и т.д., лишь бы это походило на большое развлечение. Но развлечение – не есть главная задача, связанная с воспитанием человека. Миссия театра – это не зарабатывание денег, а желание сеять «разумное, доброе, вечное».

Чем больше шоу, развлечений (как лилипуты они участвуют в этих детских больших представлениях на льду, на воде, лишь бы где), тем больше это приносит хороших денег. И родители в этом виноваты также: включаются с детьми в эти алчные игры.

ВЛАСТЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ЧЕЛОВЕЧНОЙ. Граждане России будут уважать и любить свое государство, его руководство и его учреждения – особенно образовательные, где обучают и воспитывают наших детей – только тогда, когда они будут представлены достойными, компетентными и доброжелательными людьми. Такими, как Владимир Путин, например – недаром за него на выборах голосуют от 70 до 90 и более % избирателей.

ТЕАТР ЭТО ХРАМ, А НЕ ВЕРТЕП. Проблема доставания денег на правильное развитие ребёнка – это проблема политики, потому что политики должны осознавать опасность бездуховного развития маленького человека, в котором школа не способна – в силу ограниченности своих возможностей это сделать самостоятельно. За 11 лет школа, если заниматься с детьми по-настоящему, может их отговорить совершать зло, обижать людей, убивать, мучать. Школе отпущено 11 лет для того, чтобы она могла внедриться в детские души.

Когда речь идёт о театре, ставшем для ребёнка каким-то детским переживанием, которое он не успел рассказать и которым делится с нами, став уже взрослым человеком, то оказывается, что он делает это именно потому, что по прошествии времени это чувство так и не погасло.

Театр – это детство искусства, это детство, ставшее искусством. В театре вечно детское торжествует свою величайшую победу. Из страсти к театру развился весь этот космос любви, образования, воспитания. А страх за культуру не что иное, как страх за жизнь.

Театр – это и детское простодушие, и в то же время – возвышенное развлечение. Он выполняет свою величайшую миссию, преобразовывая бесформенную толпу в народ. Честолюбивый порыв театра стать храмом всегда будет возрождаться. И это стремление имеет глубокие корни в самой сущности театра, в его природе. Театр – это нравственное учреждение, которое имеет свои законы, правила, задачи и стремления.

Фото из домашнего архива композитора

1.0x