Авторский блог Юрий Воробьевский 16:01 13 марта 2017

Привидения из мира фантазий 

очерк из новой книги
2

Но в чем же был магизм Ильи Ефимовича? Не в том ли, что творческая фантазия по определению является прибежищем сил инфернальных?! (Ленин утверждал, что «фантазия есть качество величайшей ценности». Потом «сказка» о светлом будущем обрела научный расчет – в миллионах, десятках миллионов загубленных душ. 
В болезненном отношении Репина к крови было что-то «розановское». Буквально обонятельное и осязательное. Вот вам пример. Дочь Ильи Ефимовича "маленькая Вера делала гимнастику на трапеции. Внезапно у нее закружилась голова, и она упала. Разбила нос в кровь. Переполох! Мать бежит с водой, полотенцем. А отец умоляет подождать. Он смотрит, смотрит на струящуюся из носа кровь и запоминает цвет, направление струек. Он забыл, что это его дочь, что ей больно и надо скорее унять кровь. Художник главенствует над всеми чувствами, а художник увидел в натуре то, что создает сейчас на полотне – струящуюся кровь". 
Репин не просто интересовался кровью и смертью. Он как будто сам нес смерть. Причем, не только отдельным людям. 
Например, картина про убийство сына Ивана Грозного вдохновляла не одних лишь декабристов. «Еще нигде не описаны те переживания революционеров, - вспоминал один из ближайших сотрудников В.И. Ленина В.Д. Бонч-Бруевич,- те клятвы, которые давали мы там, в Третьяковской галерее, при созерцании таких картин, как «Иван Грозный и сын Его Иван»»… 
Да, они дали клятвы, и вскоре Клио не просто заплакала. Она заплакала кровавыми слезами. 
Но что же они прочитывали в этом псевдоисторическом эпизоде? Что видели за плоскостью полотна? И здесь стоит вспомнить несколько эпизодов из жизни самого живописца, на которые обращает внимание исследователь С. Фомин. 
Итак, во второй половине февраля 1881 г. Репин выехал из Москвы в Петербург на открытие Передвижной выставки. Дела задержали Илью Ефимовича в столице, где между тем произошло цареубийство. Вскоре Репин возвращается в Москву, но в апреле он уже снова в Петербурге, аккурат поспев к казни первомартовцев 3 апреля. 12 апреля он опять в Москве. Авторы жизнеописаний художника считают эти совпадения не случайными. 
Далее. Поэт Василий Каменский, друг В. В. Маяковского, оставил дневниковую запись о поездке, еще до революции, к художнику в "Пенаты": "За столом Репин рассказал мне, как он был свидетелем публичной смертной казни первомартовцев: Желябова, Перовской, Кибальчича, Михайлова, Рысакова. – Ах, какие это были кошмарные времена, – вздыхал Репин, – сплошной ужас… Я даже помню на груди каждого дощечки с надписью "Цареубийца". Помню даже серые брюки Желябова, черный капор Перовской…" 
Исследователями отмечено еще одно любопытное совпадение. Ко времени учебы И. Е. Репина в Академии художеств в 1860-е годы относятся два его эскиза: "Видения Иоанна Грозного" (поджав ноги, Царь в ужасе смотрит на стоящие перед ним привидения – якобы замученных ими людей) и "Митрополит Филипп, изгоняемый Иоанном Грозным из церкви 8 ноября 1568 г." (ныне они хранятся, один в музее-усадьбе "Пенаты", другой – в Национальной галерее в Праге). Последний из эскизов был одобрен Советом Академии художеств. Работа над ним Репина датируется 20 мая 1866 г. Таким образом, она по времени совпала с покушением на жизнь Императора Александра II Д. В. Каракозова (4 апреля) и со временем казни последнего (3 сентября), на которой тоже, как известно, присутствовал Репин, выполнивший с натуры рисунок "Казнь Каракозова». 
Таким образом, это противостояние: Царь Иван Грозный/Самодержавие и революционная борьба против него – засело в голове художника давно и, похоже, прочно. 
Суммируя все эти факты, следует признать правоту советских исследователей творчества Репина и рассматриваемой нами картины, в частности (не сочувствуя при этом, разумеется, общему пафосу): "Трагические впечатления, следовавшие за событиями 1 марта 1881 года, вызвали потребность откликнуться на них картиной, где царь был бы показан и разоблачен как тиран и сыноубийца. Нельзя было написать на эту тему картину из современной жизни: "естественно было, – говорил Репин, – искать выхода наболевшему трагизму в истории". 
Фальсификации придан статус не просто документа, но символа… Хорошо, что у русских людей есть чувство юмора: я видел как-то коллаж под названием: «Иван Грозный убивает квадрат Малевича». 
Если же говорить серьезно, стоит вспомнить, что во времена Третьякова зловредная картина Репина находилась в отдельном зале, который при желании можно было обойти стороной. Теперь в галерее мимо «шедевра» не проскочишь. Православные люди уже предлагали отправить полотно в запасники. Стоит вернуться к этой идее.

Комментарии Написать свой комментарий
13 марта 2017 в 16:20

Царь-Иван = получал НАСЛАЖДЕНИЕ наблюдая МУЧИТЕЛЬСТВО, этим Грозный и отличается от переплюнувших его в цифири убиенных!

14 марта 2017 в 15:12

Логика железная. Маньяк Репин стал маньяком насмотревшись казней, Ленин стал маньяком, насмотревшись Репина, хабаровские мучительницы животных стали маньячками насмотревшись фламандских мастеров в Эрмитаже. Какую картину увидел Сталин неизвестно, но начитался Маркса и Ленина. Что толкало царей отправлять на смертоубийство свой народ остаётся загадкой, но без влияния Эрмитажа здесь не обошлось. Белые генералы, эти маньяки, которые развязали гражданскую войну тоже были знатоками живописи, их, видимо, вдохновила картина Утро стрелецкой казни. Римских пап, христианских королей на крестовые походы, очевидно, вдохновила картина распятия Христа. Надо, срочно, пересмотреть всю живопись, всю литературу, кинематограф и отправить всё вредное в запасники, а лучше сжечь, оставить только некоторых авторов.