Авторский блог Василий Шахов 20:08 8 августа 2018

Преодоление: Новой России -новая школа

К новому учебному году... Школьная Россия... Всеобуч...

ПРЕОДОЛЕНИЕ: НОВОЙ РОССИИ - НОВАЯ ШКОЛА

«…Но будем утешаться, что «Не бездарна та природа,

не погиб ещё тот край, что выводит из народа столько

славных, то и знай»… - Родная Русь! Много таится в тебе

непочатых сил – и из твоего талантливого юного духом

народа много, много ещё впереди выйдет и истинных поэтов,

и художников, и мыслителей. И теперь уже немало ты дала

людей таланта – бодрых силою, честных делом, мыслию,

речью, а дальше, дальше за тобой, как необозримы твои

степи, дебри и леса, необозримо твоё великое будущее и не

умирающие надежды, - надежды твоих лучших людей!»

Н.А. СОЛОВЬЕВ-НЕСМЕЛОВ. «Памяти И.З. Сурикова».

Приближение Нового Учебного Года... ВЕРА… НАДЕЖДА… Всё побуждает к более обстоятельному осмыслению понятий и тенденций воистину судьбоносных, общезначимых, всечеловеческих.

1.

Истоки и нравственно-духовный

потенциал традиций

В горьковском «Емельяне Пиляе» (1893) есть горько-тревожное

размышление: «У него сначала в башке неурожай, а потом уже в

поле…».

Дефицит духовности – один из самых существенных

дефицитов дня сегодняшнего.

Умеем ли мы ценить созданное, наработанное человечеством? Наше от-

ношение друг к другу? К традициям? К преемственности? Доколе быть

нам Иванами, не помнящими родства? Приумножаем ли мы разумное, доб-

рое, вечное или бездумно, иждивенчески транжируем то, что по праву при-

надлежит внукам и правнукам нашим?

Мудрый философ-лирик, наблюдая цивилизационный негатив века мину-

вшего, предостерегал: «Земли не вечна благодать. Когда далёкого потом-

ка,Ты пустишь по миру с котомкой, Ей будет нечего подать. (Василий

Ф ё д о р о в).

Принявшие прямо - таки катастрофические формы отношения человека с

природой. Помните пришвинское: охранять природу – значит охранять Роди-

ну? «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жи-

зни глубокое убеждение, - говорил К.Д. Ушинский, - что прекрасный ландш-

афт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души,

с которым трудно соперничать влиянию педагогики».

Земля нуждается в защите, ей нужен настоящий ( компетентный, радетель-

ный, творчески-созидательно одержимый, исповедующий добротолюбие) хо-

зяин.

2.

Земли родной судьба, настоящая и будущая – в наших руках.

Много и справедливо говорилось о кризисе школы, народного образования. О

кризисе экономическом и кризисе духовном. О вакханалии бездуховности, зах-

лестнувшей социум, культуру. О доходящем до цинизма отрицании прошлого.

О «проклятых», «вечных вопросах» человеческого бытия. Кто виноват? Что де-

лать? Вопросы, вопросы…

У Николая Рубцова есть «детское» стихотворение для взрослых о ласточке,

оказавшейся в беде («Ласточка носится с криком, Выпал птенец из гнезда. Де-

ти окрестные мигом Все прибежали сюда»). На первый взгляд, незамыслова-

тое, но исполненное подлинного трагизма лирико-психологическое повествов-

ание («Взял я осколок металла, Вырыл могилку птенцу, Ласточка рядом лета-

ла, Словно не веря концу»). - «Долго носилась, рыдая, Под мезонином своим…

Ласточка! Что ж ты, родная, Плохо смотрела за ним?».

Пронзительная боль в словах лирического (видимо, автобиографиче-

ского) героя («Ласточка! Что ж ты, родная…»). Боль - укоризна. Боль–

тревожное предостережение («Что ж ты, родная, плохо смотрела за

ним?»).

Философско-лирическая притча Н. Рубцова несёт в себе глубокий и

весомый общечеловеческий смысл, тревожит, побуждает к размышле-

ниям, нравственным выводам. Всегда ли мы достаточно внимательны к

подрастающему поколению? Не слишком ли уповаем на школу, на ре-

петиторов, на общество, социум, забывая о своих обязанностях? Или

наоборот: не балуем ли, не отучаем ли, не отлучаем, не отвращаем ли

от т р у д а, не «закармливаем» ли мы отроков и отроковиц, ложно ис-

толковывая заботу о них?

…Эрнест Хемингуэй предпослал эпиграфом к своему роману «По ком

звонит колокол» слова английского поэта-мыслителя Джона Донна:

«Смерть одного Человека умаляет и меня, ибо я един со всем человече-

ством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он зво-

нит по тебе».

Всё тревожнее звучат Колокола Совести. Гибнут надежды. Гибнут

дети человеческие. Гибнут по злому умыслу, уходят из жизни из-за

чьей-то подлости, чьего-то равнодушия, чьего-то недомыслия, чьей-то беза-

лаберности и расхлябанности.

Не только скорбь, не только стон - в колокольных звонах: много дум

пробуждают эти полузабытые, но ревностно возрождаемые звоны, соби-

равшие россиян во дни торжеств и бед народных.

Ядерный Чернобыль нынешняя японская Фукусима ) предостере-

гают от Чернобыля духовного.

Посмотрите, послушайте, подумайте… Стоит ли удивляться чёрство-

сти, даже цинизму, вкравшимся в детские души, если взрослые дяди и тё-

ти так варварски относятся к памятникам культуры, религии, истории?

Видеосалоны, телевизионные игрища весьма и весьма «обогащают», но

лишь рублями, долларами и евро, а что происходит с юными душами

тех, кого «приобщают» фактически к порнографии, бесстыдству. Не за-

бывайте, что загрязнение душ, опошление сердец – страшнее по своим по-

следствиям загрязнения среды обитания.

3.

У ч е б н и к и ж и з н и…

«Делать жизнь с кого…»

«Не мешать ребёнку с а м о р а з в и в а т ь с я правильно» -

один из важнейших принципов отечественной педагогической мысли ми-

нувшего.

Задача взрослых - предотвратить всё, что уродует, насилует, истязает,

попирает человеческое достоинство готовящегося вступить в «большую

жизнь» человека.

Если мы серьёзно озаботимся осмыслением того, чем навьючиваются

(вместе с ранцами, портфелями, сумками) школьники, какой многовариа-

тивной «абракадаброй» под видом учебника пичкают их головы, какое не-

сусветное и несуразное количество материала обречены они постоянно по-

лучать «на дом», то поймём: «саморазвиваться правильно» ученику доволь-

но сложно.

Один из первых шагов, которые позволят если радикально не изменить,

то хотя бы улучшить, ситуацию с образованием подрастающего поколе-

ния, - создание приличных (компетентно, профессионально, ответствен-

но подготовленных) учебников.

Возможности Интернета позволяют аккумулировать, объединить усилия

нескольких поколений педагогов, культурологов, просветителей.

Оказавшаяся «не у дел», выброшенная на «обочину» ( нередко же – прямо

в обывательский кювет), гуманитарная (да и «техническая) профессура

ещё в состоянии послужить доброму делу просветительства.

Объединим же наши знания, усилия, опыт во имя благородной задачи:

достойно передать преемственную эстафету Знания.

Медленно движется время, -

Веруй, надейся и жди…

Зрей, наше юное племя!

Путь твой широк впереди.

Молния нас осветила,

Мы на распутье стоим…

Мёртвые в мире почили,

Дело настало живым.

Сеялось семя веками, -

Корни в земле глубоко;

Срубишь леса топорами, -

Зло вырывать нелегко:

Нам его в детстве привили,

Деды сроднилися с ним…

Мёртвые в мире почили,

Дело настало живым…

И в а н Н и к и т и н.

4.

В жанре школьного сочинения.

Вера. Надежда. Любовь.

О верю, верю, счастье есть!

Ещё и солнце не погасло.

Заря молитвенником красным

Пророчит благостную весть.

О верю, верю, счастье есть.

Звени, звени, златая Русь,

Волнуйся неуёмный ветер!

Блажен,- кто радостью отметил

Твою пастушескую грусть.

Звени, звени, златая Русь.

Люблю я ропот буйных вод

И на волне звезды сиянье.

Благословенное страданье,

Благословляющий народ.

Люблю я ропот буйных вод.

С е р г е й Е с е н и н.

Тема многогранна и ответственна. Какой аспект изложения материала избрать? К каким авторам, к каким произведениям обратиться? Ведь речь идёт об общечеловеческих ценностях, о нравственно-духовных идеалах.

Обращаюсь к страницам «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. Вот пояснения к слову в е р а. Это - уверенность, убеждённость, твёрдое сознание, понятие о предметах высших, духовных. Пояснения к слову верность: полная преданность, правдивость, твёрдость в слове, стойкость в деле.

Любопытны пословицы: Вера и гору с места сдвинет; Вера наша тверда и права; С верой нигде не пропадёшь; Без дел вера мертва (нема) перед Богом; Мера всякому делу вера.

Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873) с гениальной силой определил своё отношение к Отечеству:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только в е р и т ь.

Любовь, любить – эти слова-понятия многозначны. В пословицах и поговорках

прослеживается многовековая мудрость, связанная с характеристикой человеческих чувств: Любящих Бог любит; Где любовь, там и Бог; Союз истины и любви рождает премудрость; Покоряй сердца любовью, а не страхом; Мотылёк любит солнышко; Так бы тебя Бог любил, как ты меня любишь; Божья любовь безгранична.

«Л ю б в и, н а д е ж д ы, тихой славы» ищут герои стихотворения А.С. Пушкина

«К Чаадаеву»(1818). Любовь и надежда тесно связаны у юных романтиков с верой («Товарищ, в е р ь: взойдёт она, звезда пленительного счастья»).

Замечательный лирик Алексей Константинович Толстой (1817-1875) размышлял

о самобытности русского человека:

Коль л ю б и т ь, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругать, то сгоряча,

Коль рубить, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,

Коль карать, так уж за дело,

Коль просить, так уж душой,

Коли пир, так пир горой!

Надежда, надеяться – верить, уповать, не сомневаться, ожидать с уверенностью, считать исполнение своего желания вероятным. Народная мудрость подарила нам пословицы на все случаи жизни: Надеючись и живут; Век живи, век надейся; Надеючись и мужик хлеб сеет; На ветер надеяться, без помолу быть; На Бога надейся, а сам не плошай; Надейся добра, а жди худа; На чужое надейся, а своё паси; Колотися, бейся, а всё надейся; Жить надейся, а умирать готовься.

Прекрасные уроки и идеалы отчизнолюбия, Веры, Надежды и Любви содержатся в памятниках древнерусской литературы, повествующих о деяниях наших предков: «Трубы трубят в Коломне, бубны бьют в Серпухове…». Летописец рисует впечатляющую картину былого: «…Кони ржут в Москве, звенит слава по всей земле Русской! Трубы трубят в Коломне, бьют бубны в Серпухове, веют стяги у Дона Великого на берегу!.. …стоят между Доном и Днепром, на реке Мече. И мы… пойдём за быструю реку Дон, прославимся миру на диво, чтобы старые рассказывали, а молодые помнили, а храбрецов испытаем в бою за землю Русскую и за веру христианскую!...». Это - знаменитая

«З а д о н щ и н а. Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая. Написано Софонием, рязанским старцем».

Наши предки любили и самоотверженно защищали землю Русскую. Приведём в своём сочинении строки из древнего текста: «…И сказал князь великий Дмитрий Иванович: «Сосчитайте, братия, скольких у нас воевод нет и скольких молодых людей нет». Тогда отвечал ему Михайло Александрович, московский боярин, князю Дмитрию Ивановичу: «Государь князь великий Дмитрий Иванович, нету, государь, у нас 40 бояринов московских, 12 князей белозерских, 30 новгородских посадников, 20 бояринов коломенских, 40 бояринов серпуховских, 30 панов литовских, 20 бояринов переясловских, 25 бояринов костромских, 35 бояринов владимирских, 8 бояринов суздальских, 40 бояринов муромских, 70 бояринов рязанских, 34 бояринов ростовских, 23 бояринов дмитровских, 60 бояринов Можайских, 30 бояринов звенигородских, 15 бояринов углицких. А воинов наших погибло от безбожного Мамая двести пятьдесят тысяч и три тысячи. И помиловал бог Русскую землю…»

Нравственно-духовные уроки предков особенно важны именно сегодня («С вершин истории смотрят на тебя…»). Краеведу есть о чём подумать, есть о чём поразмышлять: истоки великой победы на поле Куликовом, «география» судьбоносных событий: Москва, Московия, Подмосковье, Тульщина, Рязанщина, Москва-река, Красивая Меча, Непрядва, Дон, Ока, Коломна, Серпухов…

О преемственности поколений, о традициях Веры, Надежды, Любви говорил

покойный патриарх Алексий 11. В «Литературной газете» опубликовано написанное

6 декабря 2008 года стихотворение Геннадия Красникова «Памяти Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия 11»:

Новый день с новым комом в горле,

Сколько скорбных добавил вех?

Много, много на свете горя,

Слава Богу, хватит на всех.

Нету гроздьев грозы без грома,

Нету мира без мрачных бед,

Нету дома, чтоб был без гроба,

Воскресенья без смерти нет.

Современный автор касается вечной темы Любви, Надежды, Веры, темы верности и преданности идеям милосердия, гуманизма, добра и красоты. В поэтическом синтаксисе,

в подборе изобразительно-выразительных средств (метафоры, сравнения, уподобления,

аллитерации, повторы), которыми пользуется Геннадий Красников, - особая «диалектика

души» («Птицы чёрные за плечами гасят свечи кривым крылом, слишком много кругом печали, слишком мало любви кругом. Память вечную пели в храме, а в просвете сырых небес – золотились над куполами облака, словно райский лес»).

Строки эти запоминаются, они несут в себе пафос добра, сочувствия, сострадания:

Колокольная Русь гудела,

Отдаваясь в сердцах глухих,

Будто бы разбудить хотела

Всех живых и мёртвых своих.

…Наступил Новый год. С верой, надеждой, любовью, планами на светлое будущее встретили его мои соотечественники. Люди верят, что все трудности будут преодолены. Для этого нужно много трудиться, создавая новые материальные и духовные ценности.

Но более всего

Л ю б о в ь к родному краю

Меня томила, мучила и жгла… -

проникновенно сказал Сергей Есенин.

С родным Подмосковьем связываем мы свою судьбу, свою веру, свои надежды.

Всё, что относится к «малой родине», особенно дорого и близко.

В моём наукограде Троицке вспоминают, как здесь, на берегах Пахры, Михаил

Матусовский написал свои «Подмосковные вечера» («Не слышны в саду даже шорохи, Всё здесь замерло до утра. Если б знали вы, как мне дороги Подмосковные вечера. Речка движется и не движется, Вся из лунного серебра. Песня слышится и не слышится В эти тихие вечера»).

Известный композитор В. Соловьёв-Седой создал музыку на слова

М. Матусовского. Песня стала популярной («Что ж ты, милая, смотришь искоса, Низко голову наклоня? Трудно высказать и не высказать Всё, что на сердце у меня. А рассвет уже всё заметнее… Так, пожалуйста, будь добра, Не забудь и ты эти летние Подмосковные вечера!»).

1.0x