Авторский блог Валерий Скрипко 15:18 2 июня 2018

ПРАЗДНИК,КОТОРЫЙ... КОНЧИЛСЯ

о новом романе Романа

Валерий Скрипко

ПРАЗДНИК, КОТОРЫЙ ..КОНЧИЛСЯ

Вышел новый роман Романа Сенчина «Дождь в Париже». О самом романе нужен отдельный обстоятельный разговор. Но как у классика – руки просятся к перу, перо к бумаге, когда читаешь в интернете первые отклики на него либеральных критиков.

Писатель Павел Басинский: "Дождь в Париже" при всех вроде бытовых и "низменных" деталях этого романа - необыкновенно изящная вещь. И при всем довольно остром социально-политическом содержании ее - вещь философская. И еще - утонченная литературная игра, где иронически обыгрывается тема "русского человека в Париже", важная в русской литературе. Этот роман можно перечитывать, открывая там новые грани и подтексты. А можно просто прочитать с грустной улыбкой: еще один русский был в Париже и не увидел ничего, думая только о своей родине. А почему? А потому что в Париже был, разумеется, дождь.

Добавлю от себя: «А потом дождь кончился! -так гениально начинался роман Хэмингуэя о Париже «Праздник, который всегда с тобой» в одном из ранних переводов на русский язык. В более поздних русских изданиях эту фразу переводчики переделали в обычную- пошлую «А потом погода испортилась», явно из зависти к блестящему началу первого издания. По принципу: сами не можем и другим шедевр испортим.

Вся это возня наших либералов с Парижем российскому читателю уже реально ничего не даёт. Париж, как культурный символ нескольких эпох -давно распался на отдельные фрагменты отдельных культурных достижений. Лидер французских интеллектуалов писатель Мишель Уэльбек еще в 2011-м году написал о глубоком кризисе современной духовной жизни на Западе, ссылаясь при этом на К. Маркса: «сегодня мы барахтаемся в ледяных водах эгоистического расчёта с самого нежного возраста».

Судя по содержанию цитируемой книги Уэльбека «Человечество. Стадия 2», писатель давно не испытывает иллюзий насчёт содержания европейского искусства и философии, которые превратились в обобщённую риторику, благодаря массовому внедрению в сознание западного читателя аллюзий, насмешки, юмора… (еще надо было добавить сюда и чёртову иронию и идиотский сарказм!)

Но российских либеральных критиков Париж по- прежнему манит как дешёвые испанские бусы американских индейцев еще во времена Христофора Колумба. Прежнего Парижа уже нет- писал недавно живший когда-то там постоянно писатель Эдуард Лимонов. Всё бесполезно. «Индейцам « нужны стекляшки-бусы».

Все первые отклики либералов на новую книгу Сенчина или начинаются рассуждениями о Париже или заканчиваются им!

Париж на эстраде…Париж …в моде. О чём там думают самые умные люди, спрячут за семью замками… Изданий, подобных книге Мишеля Уэльбека, не найдёшь сейчас у нас – днём с огнём.

Скрывается самое главное: наша молодёжь не должна знать, что интеллектуальное баловство с иронией и сарказмом, нелепые «игры в смыслы» нашей прозападной творческой элиты, их объекту для подражания - думающему творческому Западу у себя дома -давно осточертели! Западным писателям, художникам, режиссёрам, не потерявшим душу в бесовских играх разума, хочется чего -то глубоко душевного…святого!

Еще древние язычники- греки знали про катарсис –сопереживание подлинной драме.Наши «прозападные» весельчаки не доросли даже до древних греков. Они забавляются иронией возле пепелища былой советской страны, словно солдаты оккупационных войск – губной гармошкой, наблюдая с пригорка – горящие села и города и наигрывая весёлые мелодии!

Какая к чёрту ирония! Какой сарказм!?

По поводу героя романа по фамилии Топкин - критик Андрей Рудалёв пишет в журнале «Дружба народов:

Распад и катастрофа начинаются с малого и незначительного, с личного холода, что постепенно разъедает целые империи, накрывая их водами потопа. Топкин отлично помнит то, что происходило в 80-е годы.

Недавно в «Российской газете» критик Павел Басинский выступил с призывом «Вперёд, в 80-е!». Он говорит об усиливающемся писательском интересе к 70–80-м годам прошлого века. «Закат эпохи – это всегда интересно!» – пишет Басинский. Вот и Андрей Топкин, анализируя свою жизнь, подробно вспоминает этот период.

Да, не в закате дело. Интерес российского писателя, режиссёра к тем поздним советским временам объясняется тоской по чему –то человечному, настоящему, духовному.

Эта нынешняя рыночная вакханалия обрыдла всем, у кого хоть немножко теплится душа!

По телеэкранам шастают либералы под ручку с фотомоделями.

Дамам хочется оргазма,

Либералам дай - сарказма!

Социализм, как новое общество, у нас явно не получился. Но в результате общих усилий по воспитанию нового человека- у нас получалось заметно улучшить «ветхого испорченного человека,» и мы кое-где, кое-в чём –стали похожи на настоящих людей, без явных признаков язычества в мыслях, поступках и образе жизни. Один новосибирский академгородок чего стоит. Точнее, его обитатели. В конце 80-х одному из молодых учёных преподавателей этого удивительного городка я сдавал философию. Это был –новый тип человека, благородного, не угнетённого гордыней, отдающего всего себя творчеству!

Теперь и на Западе мыслители начали понимать, что человека надо улучшать…чтобы успевать за новым технологическими укладом оставаясь людьми, а не шутами или биороботами!

1.0x