Авторский блог Михаил Рябинин 14:20 8 августа 2013

Право или правда?

Нужен (заказан) миф (образ), и мифотворчество становится главным полем деятельности средств массовой информации. Простой пример: создается образ абсолютно отрицательного политического героя - Милошевич, Хусейн, Каддафи, Асад, - а под реальные авиаудары попадают простые люди и объекты народного хозяйства атакуемых стран.
3

В течение всего двух будничных часов нахождения в интернете я, в очередной раз, встретился с крайне негативной оценкой всех руководителей нашего государства в ХХ веке. На стартовой странице популярного почтового сайта, я увидел пакостный материал о последнем императоре, его супруге и Григории Распутине. В интервью из колонии, нераскаявшийся глава ОПГ, на которой десяток "мокрых" дел, рассуждал о долге власти и "полупьяном Ельцине", из-за которого, якобы, он стал преступником. Какая-то женщина-журналист клеймила Хрущева с Брежневым за глупость и лень. Дальше повстречал разоблачение о заговоре Андропова-Горбачева... В целом, привычная картина для русскоязычного информационного поля, среди фонящего: "Путин - вор, Сталин - тиран". Таким образом наши информационные деятели ищут свою, только им известную, правду. Издеваться не над кем не собираюсь и сразу скажу, что полагаю вопрос истины (и её производной - правды), самым сложным вопросом дней сегодняшних.

    Современный информационный профсоюз, кстати, организационно, очень напоминает преступное сообщество 90-х, с его структурой "воров", авторитетов, "пехоты", и своеобразных "понятий", конечно. Это - к слову.

    В августе 2008, наши стратегические друзья - Грузия - ввели войска в Южную Осетию. Ситуация эта была, не без изящества, разрешена, и грузинские товарищи оказались в некрасивом положении. Для спасения пошатнувшегося, в глазах "цивилизованного общества", имиджа, грузинское правительство наняло известное европейское PR-агентство. Задача специалистам-пиарщикам была поставлена предельно ясная: представить Россию агрессором в умах жителей Европы. Вывести грязные пятна со служебной манишки грузинской государственности, - зачистить репутацию, так сказать. На это давалась пара-тройка лет, о чем я узнал из пространного интервью главы агентства, заботливо переведённого на русский язык. Информация эта - в открытом доступе, поэтому никаких фамилий и названий приводить не буду. Моральная и эмоциональная стороны вопроса тоже не интересны. Нас здесь больше всего интересует сам факт предоставления такого рода услуг, и существование этого рынка. С помощью каких-то манипуляций в информационном пространстве, европейское агентство добилось выполнения поставленной задачи.

    Право или правда? Цивилизация (в дальнейшем буду называть её атлантической), у которой понятие "право" является фундаментальным, точнее даже "несущим", пренебрегает правдой, как таковой. То есть, "правда" становится "результатом процесса", она не выясняется, её нет в "идеализированном" виде, она - "создается" и "обслуживает" текущий момент, исходя из своей демократической "многоликости". Точно также, в ситуации с однополыми браками в Европе, мы видим, как переиначивается этика, - та самая протестантская этика, поставленная Вебером в основание всей конструкции индустриального капитализма. Плюсуем факт того, что информационные технологии имеют прямое влияние на институт демократических выборов, и процесс непосредственно "выбора" находится под абсолютным контролем финансовых группировок. Аспиранты-социологи также могут наблюдать, как с переводом производственных мощностей в Азию, потерял актуальность ключевой политико-экономический вопрос ХХ века: вопрос собственности на средства производства. Всего этого достаточно, чтобы говорить об острой фазе кризиса атлантической цивилизации, что потребует её "апгрейда", или переформатирования. Говоря проще: ситуация на нашем полушарии предвоенная.

    Возвращаясь к грузинскому примеру, мы можем сделать вывод, что определённые манипуляции с информацией могут влиять на репутацию государства, и, как следствие, на его контракты, экономические и политические выгоды, и на психику проживающих в нём людей, конечно. Чтобы не запутаться в окружающих "кривдах", для выявления возможных рисков, посмотрим на информационные процессы с позиции обороноспособности страны. Это поможет нам не отвлекаться и сделать правильные выводы.

    Здесь главный вопрос: как? Как определенные новости попадают на стартовые страницы сайтов с миллионной аудиторией? Предлагаю рассматривать следующую цепочку: заказчик - креатор - производитель - транслятор - ретрансляторы. Для примера давайте рассмотрим две чрезвычайных ситуации в США, в апреле, - бостонский теракт и взрыв на заводе в Техасе. В одном случае мы наблюдали настоящую "постановку" с массой сюжетов, материалов, с мельчайшими деталями истории и жизни семьи Царнаевых. И, словно на контрасте с этим сериалом, почти полное отсутствие информационного обеспечения событий на химическом производстве.   

    Небольшое отступление для непрофессионалов. Сюжет, который мы видим по телевизору, требует непосредственной работы, как минимум, двух человек -  журналиста и оператора. Результат зависит от их дисциплины и координации. Оплачивается их работа и командировочные, текущие расходы, их съёмка требует дальнейшего монтажа, и так далее. Ни о каком "добровольчестве" речи не идёт, как вы понимаете, - всё делается по чёткому плану. От правильного и своевременного выполнения этого плана зависят зарплаты большого количества людей, участвующих в деятельности новостного конвейера.

    Готовый сюжет транслируется сетевой телекомпанией, типа CNN, или попадает на крупный международный информационный

"развал", например агентство «Ассошейтед пресс». Тут вот самое интересное для нас начинается: как этот сюжет попадает на наши новостные ленты? Чья это воля? Хозяина (или хозяев) каждого конкретного информресурса, конечно. Но не будут же "владельцы пароходов" стоять над душой каждого выпускающего редактора и следить, что он там выпускает. Возвращаемся в начало, к паскудному материалу о Николае Втором. Дать такой материал на сайте, скомпанованном по принципу дайджеста, может только "идеологизированный" специалист. Человек, со сложившимися жизненными установками, который чётко знает "куда ветер дует", понимающий, что если он даст положительный материал об этой исторической личности, то хозяева его не поймут и уволят. Он занимается "наполнением". Помимо исполнения прямой воли владельцев, и достижения их рациональных целей и выгод, мы имеем дело с определенной идеологической "подушкой". "Симфония" такая требует системного решения кадрового вопроса. Мы сталкиваемся с идеологизированными профессиональными организациями, устав которых не предполагает поиска или утверждения некой твёрдой истины. Наоборот, такая истина не нужна.

    Нужен (заказан) миф (образ), и мифотворчество становится главным полем деятельности средств массовой информации. Простой пример: создается образ абсолютно отрицательного политического  героя - Милошевич, Хусейн, Каддафи, Асад, - а под реальные авиаудары попадают простые люди и объекты народного хозяйства атакуемых стран. Как создается миф? Давайте подумаем. Кто и откуда, к примеру, мог знать о чём говорили Николай Второй и Распутин? Никаких смартфонов, интернетов тогда не было. Чтобы сфотографироваться - специально собирались, позировали, тратили массу времени. Кто-то что-то предполагал, ходили слухи какие-то. Кто-то написал какую-то книжку, - эти слухи оформил. И - ретрансляция. Миф на многия лета  уходит "в тираж". Мы получаем ревнителей этого мифа, и его противников. Готова линия возможного социального раскола! А то, что - дурачки, так это наши, и только наши, проблемы. Заметим, что в США и главных странах Европы подобная мифологизация политической власти отсутствует, там почти все правители (кроме Гитлера) - положительные люди.

Атлантическая цивилизация является носителем вируса фашизма. Умение унижать и эксплуатировать другие народы по праву избранного и сильного, доведено здесь до исторического совершенства. После профилактических мероприятий Великой Отечественной, вирус спрятался, но, постепенно, за побасенками о холокостах и геноцидах, окреп и вновь набрал свою инфекционную мощь. Оставалось выпестовать повод. И вот мы имеем проект "большой ислам" и "исламский" же терроризм. И покатилась волна переговоров на всех уровнях, - сильные мира сего взялись за проектирование тактики. Кстати, наша интеллигенция исторически очень обольщается такими мифами, следуя в титаническом форватере атлантического мышления. И трезвеет, лишь когда заслышит скрежет повреждённой кормы, свист пуль, раскаты артиллерии и жёсткий командный голос. Железная логика приказа не даёт покоя русскому интеллигенту, так как русский интеллигент не пытается постигнуть атлантическую цивилизацию. Он в неё влюблённо верит, не понимая, как критическая мысль, комфорт и прелестный туалет, приводят к миллионам кровавых человеческих жертв. Он отрицает взаимосвязи.

    Когда наши предки выбирали веру, то между глаголами "быть" и "казаться", предпочли первый. Из греческого и нового римского модусов  христианства был выбран византийский, восточный - первозванный - вариант. Единство и цельность. Отсюда и вытекает идея Москвы как Третьего Рима, - последнего геополитического оплота истинного христианства. Запад погрузился в позитивистскую иллюзию "сладкой жизни", отвергая единственный факт, заранее известный человеку из своего будущего, - смерть. Отрицание смерти привело к отрицанию Бога: разделяй и властвуй, уходи в частное, ведь ты - бессмертен. Агрессивное легкомыслие такого подхода к жизни и мешает, и удручает. Поэтому нельзя говорить о единстве европейской цивилизации, скорее надо вести речь о противостоянии оформляющейся евразийской цивилизации с великой, но заблудшей цивилизацией Запада. Цивилизацией упразднившей правду, через отрицание смерти.

    В 90-х, довелось пару раз столкнуться с работой предвыборных штабов, на выборах в Госдуму. Тогда, если помните, был механизм прямого попадания в думу через российские регионы. Деньги, наличными, в долларах, в чемоданчике, приезжали из Москвы. Я видел в районе миллиона суммы. Дальше политтехнологии: имидж кандидата, пару главных "педалей" в программе предвыборной, исходя из ориентации. Основной упор делался на телевидение, - он должен был просто примелькаться. Соответственно, туда же и самые большие суммы, - производство и прокат предвыборного ролика, размещение в новостных сюжетах и т.д. Вокруг этого статьи какие-то, интервью, наружная реклама. Между количеством купленного телевизионного времени и будущей победой - прямопропорциональная зависимость. Немножко упрощаю, но современные технологии могут сделать депутатом практически любого человека, всё зависит только от бюджета. Поначалу думал, что уж у "них-то" всё по-честному, но оказалось, что всё то же самое и "у них", только "поприличнее" выглядит. То есть современные выборы - это странный вид какого-то коллективного сумасшествия (суеты, движения денег), с запрограмированным результатом. Веришь - не веришь, а чистый сатанизм. И вот из такой "демократии" мы сделали священную корову. Будущий Евразийский союз нельзя строить на принципах демократии, - она себя полностью дискредитировала.

    Сейчас, когда мы наблюдаем формирование возможных театров военных действий, отторжение демократии дало бы нам необходимый  переговорный простор и новые возможности для "блокового" строительства будущего мироустройства, но и без этого подход ко многим привычным идеологемам надо радикально пересматривать. Так, например, уже не вызывает сомнений утопичность классовой теории, да и бессмертный дискурс, как выяснилось, умервщляет. 

    Друг из глубинки российской рассказал историю. Говорит, знал, что есть такое, но первый раз увидел. Умер у него товарищ, - татарин, похороны проходили по мусульманским обрядовым традициям. Пожилой муфтий участвовал, и даже не заметили, говорит, как всё прошло. А вот на девятый день, пришёл молодой муфтий, с модной бородкой. И начал за столом, где сидят родители, друзья покойного - взрослые мужики, - проповедовать о Саудовской Аравии, как он там учился, как ему там понравилось. Пока не был одёрнут матерью - умной советской женщиной. На вопрос, почему она его не видела раньше, он ответил: вы в пожилой части мечети чаще бываете, а мы слева, в глубине, - молодые.

   Хочется обратиться к "пожилой части мечети": не дайте протестантам и сектантам проникнуть в Ислам. Не позвольте  раздробить себя по линиям сценарного разлома, как это происходит, в Турции, Сирии и Ираке. Хозяева мира, - атлантические капиталисты, под прикрытием "защиты демократических ценностей" готовят, возможно, свой последний всемирный военный шабаш. Наш опыт взаимоуважительного совместного проживания и сотрудничества создаёт плацдарм для будущего взлёта нашей - евразийской - цивилизации. Надо только определиться с комплексом мер, из которых информационная безопасность должна быть на одном из первых мест. Война тоже требует единства.

    Мои возможности ограничены, и цель этой статьи - помочь коллегам выйти из тёмных информационных подземелий капитализма. Мы должны называть вещи своими именами и вырваться из инфернальных объятий современных медиа. А под словом "мы", я имею ввиду нас, - русских, советских людей, православных, мусульман и беспартийных, проживающих в общих границах нашего единого государства.

 На фото: 

 1. Постановочные кадры с участием одного и того же персонажа. Грузия, август 2008   

 2. Фотография боснийца Фикрета Алича за колючей проволокой, опубликованная на обложке журнала TIME. Позже признана фальсификацией. 

 


Загрузка...
Комментарии Написать свой комментарий

К этой статье пока нет комментариев, но вы можете оставить свой