Авторский блог Евгений Маликов 21:44 3 ноября 2015

Позолоти маску!

Объявлены номинанты театральной премии «Золотая маска» – так что там нового в балете за прошедший год-сезон? ...а еще говорят, что «Золотая маска» скоро станет карманной и государственной. Почти что «ватной», ибо сам (сам!) Кирилл Серебренников от участия в ней отказался. Плюс еще кто-то. К тому же вой. Газетный и прочий высокопрофессиональный. А пока – последняя независимая.И иллюзия того, что будет солнечно и красиво, у части населения, настроенной консервативно.

Объявлены номинанты театральной премии «Золотая маска» – так что там нового в балете за прошедший год-сезон?

...а еще говорят, что «Золотая маска» скоро станет карманной и государственной. Почти что «ватной», ибо сам (сам!) Кирилл Серебренников от участия в ней отказался. Плюс еще кто-то. К тому же вой. Газетный и прочий высокопрофессиональный.

А пока – последняя независимая.

И иллюзия того, что будет солнечно и красиво, у части населения, настроенной консервативно.

Окститесь, сограждане! Что изменится? Проблема системная – ее сменой экспертного совета не снимешь. Вы что думаете, у «новых» отпадет желание награждать «лучших»? Не для того советскую власть в 1917-м году устанавливали. Не для того Перекоп штурмовали. Ох, не для того…

А для чего?

А для того, чтобы раз за разом с чувством глубокого удовлетворения выражать восхищение тому, кто этого достоин. На практике данная максима означает следующее: будем вылизывать тех, кто уже вылизан до хрустального блеска – а то подумают, что мы ничего не понимаем в искусстве. Не верите? Тогда вот вам список номинантов очередной «Золотой маски».

Что будет – время покажет. Сейчас остановимся на достигнутом. Уходит эпоха, но что-то мешает верить в то, что ей на смену идет нечто кардинально иное. Разве исчезнут обласканные персоны? Понимаете, ужас в том, что ротация не поднимет никого, ибо некого: годами «неформат» удалялся из эстетического пространства.

Вот лист претендентов – 2016.

Нашли что-то новое?

В балете, например.

Нет, нового ноль. Самодуров, Симонов, Пона, Ноймайер, Мирошниченко… лица знакомые до галлюцинаций. Все ожидаемо. Потому не сильно удивляет, что даже Эйфман не попал «в тренд» и оказался обойденным в личном первенстве – чести номинации удостоился лишь его спектакль Up&Down – работа, между прочим, куда как более достойная, нежели опус Ноймайера, да и музыка в балете использована почти или совсем настоящая: Гершвин, Берг, Шуберт. Короче, не попал Эйфман в зал славы этого сезона, хотя его работа в некотором смысле достигла совершенства в сценическом воплощении: спектакль живет в полной гармонии с музыкой, художественным стилем эпохи и литературной основой – произведением Френсиса Скотта Фицджеральда «Ночь нежна». По крайней мере, музыка Гершвина имеет такое же отношение к джазу, какое и сценография Марголина к стилю ар деко: очень похоже, но намеренно не то. Про хореографию можно сказать то же самое: декаданс, но никак не «ревущих 30-х», а нынешний – маска, по существу. Было бы достойно эту «маску» объявить «золотой». Жест «на стиле», но!

Затрудняюсь ответить, «почему не».

Нужно двигать молодых? Но мы их всех давно и поименно знаем, даже обозначили выше. Да и к молодым их причислять до бесконечности неприлично. Как ни относись лично, например, к Славе Самодурову и его творчеству, настораживает стабильная любовь экспертного совета к хореографу. Будто стоит человек годами в очереди на вступление в Академию – сначала членкором, потом действительным членом – и исполняет церемониал приличия. Все знают, что примут претендента в круг избранных обязательно, но формальности должны быть соблюдены. Говорю это с особой горечью в отношении Самодурова, ибо и его самого, и его творчество ценю высоко. Или нет у нас других хореографов?

Снова и снова: Мирошниченко – Симонов – Иктотоиностранный. На сей раз – Ноймайер.

Ладно, скажем спасибо за то, что хотя бы в отношении Бориса Эйфмана возникла странная неувязка. Нарушился ход событий? Или, напротив, осуществилась связь времен? Еще в обойме, но уже вне конкуренции? Голову сломаешь.

Зато среди исполнителей привычно и скучно до боли зубной: мелькают имена Марии Александровой, Ольги Смирновой, Дианы Вишневой, Натальи Осиповой, Екатерины Шипулиной, Ивана Васильева и Олега Габышева – с некоторых пор любимца мейнстрима. Снова в засаде Варнава, предсказуемо отсвечивает Лантратов…

Скучно, соотечественники.

Где неожиданные ходы? Нетривиальные поступки? Где нонконформизм?

Их нет, они умерли. Не от ожирения ли?

Помимо явной «кривизны» позиция «поддержки авторитетов» выдает плебейство «оценщика», не способного на отстаивание собственного мнения, живущего заемным вкусом и сверяющего свои интересы с мнением рукопожатной публики.

Положа портмоне на сердце, кто-то сомневался, что в числе балетных номинантов окажется Джон Ноймайер со своей чудовищной «Татьяной»? А в том, что на лучшую роль из исполнительниц той самой Татьяны будет выдвинута не великолепная, но молодая и не очень авторитетная Лера Муханова, а «нашафсьо» Диана Вишнева? Которую обойдешь, так «что же девчонки скажут»? То, что Татьяна Вишневой получилась блеклой и неинтересной – пожалуй, что даже более неинтересной, чем ее же Анна Каренина когда-то, никого не волнует: раз уж такую гадость, как означенный балет, в принципе «замаскировали», то все дозволено. Все-все-все! Все ли?

Ан нет! Только без крайностей! Пройдем по средненькому, говорят нам интеллигентным шепотком безликие эксперты, что суть творцы «общественного мнения».

Потому не удивляет, что Леру Ауэрбах устыдились номинировать в качестве композитора – к выдающейся беспардонности тоже надо вкус иметь. Что ж, совершенства нет. Но если уж выдвигать дурное балетное произведение на «Маску», то вместе с основным автором, а в балете это искони композитор. Права Лера Ауэрбах, когда обижается, что ее забывают упомянуть, обсуждая «Татьяну». И то верно: раз «Щелкунчик» – балет Чайковского, а не Вайнонена или Льва Иванова, то и «Татьяна» – балет Ауэрбах, а не Ноймайера. Решение выдвинуть Ауэрбах на «Маску» было бы эстетически безупречным, доведя до абсурда ситуацию вокруг посредственного во всех отношениях произведения. Несправедливо это: композитора вспоминают, когда ругают «Татьяну», а когда хвалят, то будто нет Ауэрбах, будто не была музыка заказана Лере самим Ноймайером и им же одобрена.

И все, и все же…

Привычно ругая «Золотую маску», я нет-нет да и поймаю себя на страшной мысли: а что если экспертный совет прав? Что если у нас нет других хореографов и исполнителей? Правда, я эту мысль отгоняю, ибо понимаю, что именно ее мне и пытаются внушить год за годом.

Истина проста: у нас не будет никакой самобытной хореографии, пока не прекратится культивирование отдельно взятых побегов от корявой лозы зарубежной танцевальной сцены. По остальному «хореополю» асфальтоукладчиком прошелся советский балет, великий во всем, а прежде всего – в нечестной внутривидовой конкурентной борьбе. Будет плохо, пока бдительные стражи революции, стоящие с баллонами ядохимикатов на пустоши, некогда бывшей русским балетом, не перестанут направлять веселую аэрозольную струю на каждый росток, пробившийся из-под асфальта.

У нас не будет танцовщиков-звезд, пока не исчезнет культ безгрешности Большого театра. Понимаете, даже то, что среди номинантов вновь Елена Воробьева – прекрасная танцовщица из Екатеринбурга – ни о чем не говорит. Кроме того, что Лена будет какое-то время «маской» объективности экспертного совета. Я намеренно не касаюсь внеэстетических моментов работы – а они, несомненно, должны быть: все мы человеки, и я еще исхожу из этически лучшего, предполагая не корысть, но идеологию.

Печально то, что все чаще кажется: пусть коррупция, только не дурной вкус. Коррупция, по крайней мере, не провозглашает эстетический релятивизм – она всего лишь болезнь, и как таковая не провозглашает себя нормой, она всего лишь «грех сребролюбия» и рядом с врожденной аномалией выглядит вполне респектабельно.

Чтобы снять вопросы: я люблю Марию Александрову, я считаю Ольгу Смирнову достойной танцовщицей, я признаю заслуги Натальи Осиповой, но я падаю с мигренью, когда задумываюсь над тем, что теперь, возможно, мне их придется видеть вечно!

Эх, «Маска», я ж тебя знаю…

1.0x