Авторский блог Антон  Куренной 10:18 20 января 2016

Потерянное поколение (глава 2)

В продолжении рассказывается о переходе детства в студенческую пору и выходе в большую жизнь.
Школьниками в летние каникулы мы старались подзаработать. На тяжёлые работы нас сначала не брали, но уже в седьмом классе допускали на разгрузку вагонов, то с лузгой (благодать), реже - с углем. Разгружать электролампочки нам приходилось редко - эта не тяжёлая но более денежная работа почти всегда доставалась кому-то по блату. Вот так мы и вырастали. Так почему же всё-таки я назвал наше поколение "потерянным"?

В детстве мы время не торопили - учились себе, периодически ходили влюблёнными, вовсю занимались спортом, и, казалось, что так будет продолжаться вечно. Но последний школьный звонок прозвенел и для нас. Увы, окончания моего детства не дождался отец, который, так и не оправившись от ранения и болезней, умер за два года до этого. И было ему в ту пору пятьдесят три года. В школах в то время ввели дополнительный год обучения, и многие ребята после девятого класса уходили в вечернюю, где десятилетка оставалась. Хотел так же поступить и я, торжественно заявив матери, что чем быстрее отучусь, тем быстрее смогу пойти работать, мол, трудно ей будет учить двоих (сестра уже была студенткой университета). Но мама стала насмерть - отец хотел, чтобы вы оба получили высшее образование.

Так пришла и моя пора студенчества. Протекала она в медицинском институте в Горьком. Первые три года зубрёжки ею и запомнились, и ещё абсолютной растерянностью - а кем я хочу стать. Да, да, меня не привлекала ни одна врачебная специальность (мечта стать хирургом разлетелась после первого же посещения операционной), и приходила в голову мысль бросить этот мед, пока не поздно. Но было стыдно перед матерью, которая постоянно высылала деньги из своей небольшой зарплаты, а стипендия была маленькая, чтобы быть независимым. В общем, я, конечно же, институт не бросил, со специальностью определиться помог случай (но это отдельная история) и сумел отказаться от денежной поддержки из дома - стал подрабатывать по вечерам, чем приходилось заниматься тогда очень многим из представителей моего поколения.

Вот тогда и появилось у нас стремление скорее стать взрослыми, самостоятельными и по-настоящему включиться в жизнь страны, которой для залечивания ран войны требовалось усилие каждого. И ведь понимали это мы, вчерашние школьники, хоть и не бросались высокими словами. Мы учились. Простите, если получилось несколько пафосно.

Кажется, по выше написанному нас можно представить, как аскетов, которым было чуждо всё, кроме учёбы. Конечно же, нет. Более того, подсознательно понимая, что находимся во времени между взрослостью и детством, которое ещё может простить многое, что в будущем прощено быть не может, мы весело пользовались этой привилегией - здоровья хватало и на учёбу и на работу, и на досуг. Но всё когда-то заканчивается. Госэкзамены, распределение, и мы, ещё не вполне осознавая, вступили в самостоятельную жизнь, взвалив на плечи груз ответственности за то дело, ради которого нас шесть лет испытывали на прочность в анатомическом театре - или просто анатомичке - аудиториях, лабораториях, у кроватей больных и на экзаменах.

Ох, каким же этот груз оказался тяжёлым, как же мы ошибались, думая, что дальше станет легче без зубрёжки, постоянных наставлений преподавателей, без усмешек молоденьких медсестёр, забавляющихся нашим неуклюжим общением с больными, и, главное, без экзаменов и опасения лишиться стипендии. Но дальше как раз и начиналось самое трудное. Нет, учёба не закончилась с получением диплома, просто она перешла из ВУЗа в клинику. И вот, моё, вышедшее в большую жизнь, поколение уже активно подставило свои плечи тем, кто после войны сразу приступил к восстановлению разрушенной Родины. Мы учились у них, помогали и провожали на пенсию, или прощались навсегда. Низкий им поклон.

(продолжение следует)

1.0x