Авторский блог Василий Шахов 00:41 15 сентября 2017

Постижение Тёплого Стана: истоки Отечества

Дистанционно-просветительское и эстетическое постижение Отечества: культурология туриста Евразии. МТОДУЗ (Троицк-в-Москве).

ВАСИЛИЙ Ш А Х О В

ПОСТИЖЕНИЕ ТЁПЛОГО СТАНА: ГЛУБИННО-РОДНИКОВЫЕ ИСТОКИ ОТЕЧЕСТВА

Современный лирический портрет Тёплого Стана

Тёплый Стан не обижен вниманием художников-лириков. Мы уже говорили о музыкально-поэтическом «Тёплом Стане» Юрия Визбора. Здешние ландшафты и человеческие судьбы

вдохновляли Владимира Высоцкого:

Здесь лапы у елей дрожат на весу,

Здесь птицы щебечут тревожно.

Живёшь в заколдованном диком лесу,

Откуда уйти невозможно.

Пусть черёмухи сохнут бельем на ветру,

Пусть дождём опадают сирени,

Всё равно я отсюда тебя заберу

Во дворец, где играют свирели.

Твой мир колдунами на тысячи лет

Укрыт от меня и от света.

И думаешь ты, что прекраснее нет,

Чем лес заколдованный этот.

Пусть на листьях не будет росы поутру,

Пусть луна с небом пасмурным в ссоре,

Всё равно я отсюда тебя заберу…

Украду, если кража тебе по душе, -

Зря ли я столько сил разбазарил?

Соглашайся хотя бы на рай в шалаше,

Если терем с дворцом кто-то занял.

«СЕМЕЙНЫЙ ШАЛАШ» ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО И МАРИНЫ ВЛАДИ… -

Этот экскурсионно-туристический маршрут от Тёплого Стана – к Ватутинкам, от Тёплого Стана – к Пахре и Красному-селу, Воронову, Троицкому и Десне ещё предстоит «освоить»

истинным ревнителям отечественной культуры и искусства.

… Стихи о Тёплом Стане… Разные авторы, различные жанрово-стилевые решения,

многообразные духовно-нравственные искания…

Влад Инкин в лирико-психологической зарисовке «ТЁПЛЫЙ СТАН» озаботился трактовкой «вечной» темы («Любить женщину не порок, если женщина нравится. Ты прости меня, Господь Бог, только мне поздно каяться»). Несказанно-трепетные лики человеческого счастья («Мы встречаемся у метро, и идём под дождём, дождь с листвой шебуршат про то, как прекрасно молчать вдвоём»). Лирический (автобиографический) герой-повествователь – в пленительной власти чувствований и переживаний («Как прекрасно бродить вдвоём, среди золота сентября, целоваться под фонарём, остальное дофонаря. Это Осени колдовство: я влюбился в твой «Тёплый Стан». Это ж надо, как повезло. Вот такой вот осенний роман»).

Персональный литературно-поэтический интернет - сайт Натальи Сотниковой продолжает бытийно-психологическую разработку «темы Тёплого Стана». Лирическая героиня исповедально живописует противоречивые жизненные коллизии («на полку книги, чемоданы в шкаф, на Тёплом Стане дом такой холодный, я быстро разучилась быть свободной, и растеряла ветреный свой нрав, друзей, знакомых, связи и привычки… учебные недельные загоны, манеру называть общагу домом, желание читать стихи со сцены и для души работать за бесценок». Ещё одна судьба «тёплостановского» человека («…всё на круги своя, тома на полку, из жизни взрослой вновь не вышло толку»).

М О С К В А - Т Е П Л О С Т А Н О В С К А Я:

ЭХО И ГОРИЗОНТЫ.

Почтенна старости власами и древностию лет горда,

Обильна славными делами и крепостью сынов тверда.

Москва, ты рамена воздвигни, главою облаков достигни,

Восторгами наполни грудь: еще тебе венцы лавровы

И мирты с пальмами готовы еще к блаженству новый путь.

Ты мать градов; остави ревность, что позже прочих новый свет

Твою приосеняти древность от трона мудрости течет:

Творцу Богиня подражает, когда что ново созидает;

Так первый начат мира век; и небо, и земля, и море

Престали быть в мятежном споре. Тогда и создан человек.

С холмов на холмы, с гор на горы гремящая молва летит.

С долиной луг подъемлют взоры; веселый всюду зрится вид,

Вещает каждая стихия: венчалась ныне вся Россия,

Венчая славою Москву: Москва исполнена отрады,

На прочие взирает грады, подъяв венчанную главу.

Е Р М И Л К О С Т Р О В.

Ода на открытие губернии в столичном граде Москве,

сочиненная октября 5 дня 1782 года.

КАРАМЗИНСКИЕ ТРОПЫ И МАРШРУТЫ.

ТЁПЛЫЙ СТАН - ВАЛУЕВО -ВОРОНОВО - ОСТАФЬЕВО.

Калужская застава. Калужский тракт на Теплостановской возвышенности. Имения и селения по пути в ОСТАФЬЕВО, где многие годы жил Николай Михайлович Карамзин, где он обдумывал, создавал, совершенствовал, окончательно редактировал большую часть своей легендарно-эпохальной «Истории государства российского». Истоки и горизонты могучего вдохновенного труда… Краеведам и регионоведам предстоит ещё по-новому перечитать карамзинские тексты, мемуары его современников, провести (в рамках Большой новой Москвы) архивные и биобиблиографические разыскания, чтобы по-иному «высветить» карамзинские юго-западные «тропы», связанные с теми же Троицким, Пахорским, Валуевским, Филимонковским, Щаповым, Подольским маршрутами.

Историческое эхо Москвы и Подмосковья… Дела давно минувших дней, протекавших в московском Подолье и Серпухове, Коломне и Кашире, Зарайске и Волоколамске, Егорьевске и Троице-Сергиевой Лавре. Страница за страницей. Том за томом… Раздумья об исторических горизонтах и перспективах Отечества… Не только правители, законодатели, но и «простой гражданин должен читать историю», полагал Карамзин, ибо история «мирит его с несовершенством видимого порядка вещей… утешает в государственных бедствиях…

питает нравственное чувство».

ТЁПЛЫЙ СТАН, ТЕПЛОСТАНОВСКАЯ ВОЗВЫШЕННОСТЬ

И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 года

(особенности туристического маршрута).

Великая юбилейная дата Двухсотлетия легендарных событий активизировала архивный, регионоведческий, краеведческий, биобиблиографический поиск. Отошлю

экскурсовода, методиста туризма к моим регионоведческим пособиям-хрестоматиям:

Москвоведение и Отечественная война 1812 года», «Большая Москва и москвоведение». Дополнительные содержательно-методические аспекты данной проблемы представлены в моих изданиях: «Учебная книга России. Достопамятности Большой Москвы. В о р о н о в о». «Туристическое ожерелье Новой Москвы.

К р а с н а я П а х р а», «Т р о и ц к, здравствуй! Здравствуй, Большая Москва!».

Салтыковы, Ростопчины, Вяземские, Карамзины, Мусины-Пушкины, Шереметьевы,

Толстые, Святополк-Четвертинские, Кречетниковы, Давыдовы, Кудашевы – в событиях знаменательных, судьбоносных…

Эпистолярный жанр особо привлекателен для экскурсовода, методиста туризма:

письма одухотворены исповедальной искренностью, свежестью восприятия событий и психологических коллизий. Вот, например, письмо Николая Михайловича Карамзина (Москва, 20 августа 1812 года): «…Я переехал в город, отправил жену и детей в Ярославль с брюхатой княгиней Вяземской; сам живу у графа Ф.В. Ростопчина и готов умереть за Москву, если так угодно Богу. Наши стены ежедневно более и более пустеют: уезжает множество. Хорошо, что имеем градоначальника умного и бодрого, которого люблю искренно как патриот патриота. Я рад сесть на своего серого коня и вместе с МОСКОВСКОЙ удалой ДРУЖИНОЙ примкнуть к нашей армии. Не говорю тебе о чувствах, с которыми я отпускал мою бесценную подругу и малюток: может быть, в здешнем мире уже не увижу их!... …Я благословил Жуковского на брань: он вчера выступил отсюда на встречу к неприятелю…».

Заметим кстати, что Василий Андреевич Жуковский писал своего «Певца во стане русских воинов» во время событий на Тёплостановской возвышенности, знаменитого

Краснопахорского рейда М.И. Кутузова, перед Тарутиным.

ПУШКИНСКИЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ.

Пушкины и Мусины-Пушкины на Юго-Западе Большой Москвы.

В «Учебной книге России. Большая Москва и москвоведение» мною выделен специальный раздел «Концептуальный проспект-план : Пушкины в Московии и Подмосковье». Пушкиниане посвящены мои работы: «Русское Подстепье – прародина А.С. Пушкина», «Пушкинская азбука», «Пушкинская абевега», «Сочувственное эхо. Московский венок Н.Н. Пушкиной-Гончаровой». Регионоведы и краеведы творчески саккумулировали разнообразнейший материал по темам: «Пушкины в северном Подмосковье», «Пушкины в западном Подмосковье», «Пушкины в восточном Подмосковье», «Пушкины в южном Подмосковье».

(«Родов стареющих обломок… бояр старинных я потомок…». - В Большой Москве и Подмосковье – немало «культурных гнёзд», «троп», ведущих к русскому гению. – «Два чувства дивно близки нам – В них обретает сердце пищу – Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам»… «Присутствие» Александра Сергеевича Пушкина («…великого тень чую смущенной душой»)…

«Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу…». - «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно»… Славою самого Пушкина гордилась Россия; его памяти поклонялись соотечественники («Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет» - Фёдор Тютчев).

ТЮТЧЕВСКИЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ.

В моей «учебной книге» «Большая Москва и москвоведение» есть эссе «Минувших дней печаль и радость» (с жанровым подзаголовком: юго-западные реалии биографии Фёдора Тютчева). Речь заходит о сложной и драматичной судьбе имения Тютчевых в Тёплом Стане

и «Мосрентгене». По иронии судьбы, Тютчевское Троицкое именуется ныне Мосрентгеном.

Кольцевая автодорога «разрезала» достопримечательность пополам. Но многое время всё-таки пощадило… Экскурсанты, туристы, паломники имеют редкую возможность пройти «тютчевскими тропами»; «малая родина» предстает перед ними по-тютчевски, в новых красках, в свежей радужности восприятия родной природы… Восстановление диалога с Тютчевым… Возрождение преемственного интереса к классике. Экология души. Экология сердца… По-тютчевски глубокое, несказанно-проникновенное понимание природы: «В ней есть душа, в ней есть свобода. В ней есть любовь, в ней есть язык…». Убежден6 будет музей Тютчева в Троицком и Верхних Тёплых Станах. Тютчеведы, регионоведы, краеведы накопили богатейший материал для будущих экспозиций. «Присутствие» Фёдора Ивановича Тютчева в духовном мире нашего современника. Диалог с классиком. Страницы его жизни, становления творческой индивидуальности. Духовно-нравственные заветы… «Откуда, как разлад возник? И отчего же в общем хоре душа не то поёт, что море, и ропщет мыслящий тростник?».

ТЁПЛЫЙ СТАН . - ЗНАМЕНСКОЕ. Духовно-просветительский диалог

с русскими археографами и историками.

Тематика и проблематика туристических экскурсий обусловливается и мотивируется составом, запросами, ценностными ориентирами тех, кто избрал тот или иной «маршрут».

Тёплый Стан… Троицкое… Валуево… Филимонки… Вороново… Красная Пахра… В мемуарах, дневниковых записях, старинных альбомах, эпистолярии - имена и биографии

классиков, знаменитостей, индивидуальностей недюжинных.

В контексте истории отечественной культуры примечательны и поучительны страницы истории З Н А М Е Н С К О Г О, а также Т Р О И Ц К О Г О, «культурных гнёзд», в которых многие десятилетия, многие поколения пульсировала творческая жизнь.

Со Знаменским связана биография Михаила Петровича Погодина (1800 – 1875), знаменитого историка, журналиста, писателя, публициста, критика, педагога, академика.

Он собрал обширное «Древлехранилище»; издавал альманах «Урания»; ему принадлежат семитомные «Исследования, замечания и лекции о русской истории», трёхтомная «Древняя русская история до монгольского ига»; имели своего читателя его литературно-художественные жанры («Нищий», «Как аукнется, так и откликнется», «Черная немочь», «Преступница», «Убийца», «Корыстолюбец», «Счастье и несчастье»; известна его историческая драма «Марфа Посадница»). В «Московских ведомостях» (июль 1873 года) Погодин опубликовал мемуарные заметки, где, в частности, поведал о своём общении с Фёдором Тютчевым: «Мне представился он в воображении, как первый раз пришёл к нему, университетскому товарищу, на свидание во время вак5анции, пешком из села Знаменское под Москвою, на Серпуховской дороге – в Троицкое, на Калужской, где жил он в своём семействе». Современники свидетельствовали, что чаще всего встречали Тютчева летом в подмосковном (Теплостановском) Троицком, а также в знаменском, имении Трубецких, где Погодин был домашним учителем. Дневниковые погодинские заметки воссоздают творчески-креативную атмосферу «культурных гнёзд»: разговоры о Виланде, Лессинге, Шиллере, Руссо, Паскале; полемические диалоги о «бедности» современной им отечественной литературы.

ЦВЕТАЕВСКИЙ туристический маршрут

«Тёплый Стан, Тёплостановская возвышенность - Т а р у с а».

Новые архивные, регионоведческие и библиогафические разыскания открывают дополнительные возможности впечатляюще и глубже высветить малоизвестные страницы биографии великой поэтессы. В моём просветительско-краеведческом пособии «Учебная книга России. Большая Москва и Москвоведение» (Москва, 2012)

воссозданы московско-подмосковные «тропы», имеющие отношение к типам и прообразам цветаевских жанров. – «Над синевою подмосковных рощ накрапывает колокольный дождь. Бредут слепцы Калужскою дорогой,- Калужской – песенной – привычной, и она смывает и смывает имена смиренных странников, во тьме поющих Бога»… - «…Калужской - песенной - п р и в ы ч н о й…». ПРИВЫЧНОЙ для

автобиографической повествовательницы (!)…

«П р и в ы ч н а я» для Марины Ивановны Цветаевой Калужская дорога… Московское Подолье… Где идут пешеходы – цветаевские странники-скитальцы? На Калужке - под Тёплым Станом или Тютчевским Троицким? Вороновым? Красной Пахрой? Александровскому-Щапову? Шишкину Лесу? По «певческому полю» в Дубровицах?..

У Марины Цветаевой есть философски-психологический цикл стихотворений с «нацеленным» заглавием «Л Е Б Е Д И Н Ы Й С Т А Н». Тема Москвы и Подмосковья

воссоздана и раскрыта здесь на фоне буревого «сгиба эпох», сложнейшего противостояния Добра и Зла.

* * *

…Москва-теплостановская… Да ведают потомки минувшую судьбу Отечества…

Движение жизни… Уроки истории… Роль истории, опыта предков благотворна; вспомним карамзинское: «История, отверзая гробы, поднимая мертвых, влагая им жизнь в сердце и слово в уста, из тления вновь созидая царства и представляя воображению ряд веков с их отличными страстями, нравами, деяниями, расширяет пределы нашего собственного бытия; её творческою силою мы живём с людьми всех времён, видим и слышим их, любим и ненавидим; еще не думая о пользе, уже наслаждаемся созерцанием многообразных случаев и характеров, которые занимают ум и питают чувствительность»).

Вслед за Карамзиным, Державиным, Пушкиным, Тютчевым мы находим подтверждение животворности преемственности, духоподъёмности традиций

под сводами монастырей, на обомшелых руинах древних городищ… Много повидавшие за истекшие столетия дубовые и сосново-еловые боры; обнажающие

старинные мечи и орала после вешнего полноводья берега рек; древние тракты, шляхи, стародавние пути и зигзаги-перепутья…Судьбы россиян, жителей благословенной Московии… - «Личность каждого связана с отечеством: любим его, ибо любим себя… имя русское имеет для нас особенную прелесть: сердце моё ещё сильнее бьётся за Пожарского, нежели за Фемистокла и Сципиона. Всемирная история великими воспоминаниями украшает мир для ума, а российская украшает отечество, где живем и чувствуем. Сколь привлекательны берега Волхова, Днепра, Дона, когда знаем, что в глубокой древности на них происходило! Не только Новгород, Киев, Владимир, но и хижины Ельца, Козельска, Галича делаются любопытными памятниками и немые приметы – красноречивыми. Тени минувших столетий везде рисуют картины перед нами», - карамзинское мудрое слово звучит горькой укоризной «не помнящим родства». Духовно-этические уроки приобщения к опыту предков несомненны («…добрые россияне не обязаны ли иметь более терпения, следуя правилу государственной нравственности, которая ставит уважение к предкам в достоинство гражданину образованному?..»).

* * *

…Тёплый Стан, Красная Пахра, Красное-Село, Вороново, Троицкое – в жизни замечательных людей России… Тёплый Стан - Ватутинки… Тёплый стан - Валуево и Филимонки… Тёплый Стан - Подольск… Тёплый Стан - Писательские Дачи… Тёплый Стан – Академгородок…

Талантливый лирик Семён Кирсанов запечатлел Тёплый Стан и его окрестности в поэме «Калужское шоссе». Художественно-эпическое полотно как бы «воскрешает»

события глубокодавние, стародавние, былинно-мифологические… Движение жизни…

- «Хоть умирай от жажды, хоть заклинай природу, а не войдёшь ты дважды в одну и ту же воду. И в ту любовь, которая течет как Млечный Путь, нет, не смогу повторно я, покуда жив, шагнуть. А горизонт так смутен, грозой чреваты годы… Хоть вы бессмертны будьте, рассветы, реки, воды!». Кирсановские философско-психологические лирические этюды-пейзажи, музыкально-пластические эссе-ландшафты. Кирсановская (с лукавинкой) интонация. Кирсановское «открытие мира», мира добротолюбия, человечности, романтизма, устремленности к идеалу («Скоро в снег побегут струйки, скоро будут поля в хлебе. Не хочу я синицу в руки, а хочу журавля в небе»). Лирико-эпический «краснопахорско-теплостановский», «троицко-ватутинский» цикл С. Кирсанова уникален по своей изобразительно-выразительности, «диалектике» воссоздания «живой жизни». Те же его «Летние дожди»: «Эти летние дожди, эти радуги и тучи - мне от них как будто лучше, будто что-то впереди. Будто будут острова, необычные поездки, на цветах – росы подвески, вечно свежая трава. Будто будет жизнь, как та, где давно уже я не был, на душе, как в синем небе после ливня – чистота… Но опомнись – рассуди, как непрочны, как летучи эти радуги и тучи, эти летние дожди». Дмитрий Шостакович создал вокальную сюиту на стихи

С. Кирсанова. Микаэль Таривердиев (в романсах «Твои рисунки», «И за белой скатертью», «Приезжай») своеобразно «высветил» музыкально-образное начало кирсановской лирики. В романсах «Буква», «Я бел, любимая», «Дождь», «Тень» композитор Аркадий Томчин «подчеркнул» психологическую глубину кирсановской метафоры. На пахорско-ватутинской-становской земле вызревали, обретали философскую пернатость, психологическую родниковость и глубину сокровенные образы («Зашумел сад, и грибной дождь застучал в лист, вскоре стал мир, как Эдем, свеж и опять чист. И глядит луч из седых туч в зеркала луж – как растет ель, как жужжит шмель, как блестит уж. О, грибной дождь, протяни вниз хрустальную нить, все кусты ждут – дай ветвям жить, дай цветам пить. Приложи к ним, световой луч, миллион линз, загляни в грунт, в корешки трав, разгляди жизнь. Загляни, луч, и в мою глубь, объясни – как смыть с души пыль, напоить сушь, прояснить мрак? Но прошёл дождь, и ушел в лес громыхать гром, и, в слезах весь, из окна вдаль смотрит мой дом»).

…Тёплостановский – пахорский край… Целое созвездие имён, биографий, судеб…

Помнят, любят, ценят, поют здесь «Берёзы», «Случайный вальс», «Комсомольцы-добровольцы», «Течет Волга», «За того парня» композитора Марка Григорьевича Фрадкина. Помнят, любят, поют «Огромное небо», «Фронтовики, наденьте ордена», «Венок Дуная», «Балладу о красках» композитора Оскара Борисовича Фельцмана. Их песни исполняли Валентина Толкунова, Лев Лещенко, Иосиф Кобзон, группа «Мегаполис»… Воодушевляют, чаруют, врачуют, вдохновляют сочинения композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского.

Теплостановская возвышенность, отороченные красноталами и ракитами берега Пахры, Десны, Нары, Мочи помнят Константина Симонова и академика-филолога Владимира Виноградова, Виктора Розова и Владимира Тендрякова, Эльдара Рязанова и Ивана Пырьева.

Замечательная когорта достойных имён, ярких творческих индивидуальностей: Павел Антокольский, Михаил Светлов, Юлия Друнина, Людмила Зыкина, Юрий Нагибин, Юлиан Семёнов, Юрий Трифонов, Алексей Мусатов, Михаил Матусовский, Мироновы, Эдуард Володарский, Геннадий Фиш… Здесь протекли последние годы и дни Александра Трифоновича Твардовского…

Благословенная земля… Великие нравственно-духовные, художественно-эстетические, бытийно-культурологические у р о к и…

1.0x