Сообщество «Форум» 12:38 9 июня 2019

ПОСОВЕТУЮ НЕ ЗАХОДИТЬ В СОЦСЕТИ И ВЫКЛЮЧИТЬ ТЕЛЕФОН

17 июня в Москве снова начнётся конкурс им. П.И. Чайковского. Подросло поколение невероятно талантливых русских музыкантов. Несмотря на то, что китайцы совсем недавно попытались призовыми деньгами перебить статус нашего творческого состязания, конкурсная площадка Москвы остаётся самой престижной в мире, восстановив этот свой статус в прошлый раз.

МЕЧТА?
БОЛЬШОЙ КОНЦЕРТНЫЙ РОЯЛЬ
И ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАНИМАТЬСЯ В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ СУТОК

Дмитрий Маслеев
победитель XV конкурса им.П.И.Чайковского
В одной из своих последних публикаций, я писала о юбилейных мероприятиях и концертах памяти Т.П.Николаевой. Об игре некоторых исполнителей я говорила в моей рецензии более подробно. В те вечера играли студенты класса профессора Михаила Петухова, -хранителя традиций Татьяны Петровны, а значит и Гольденвейзера,- очень интересные и техничные японские, китайские, русские и корейские ребята. Но моя собственная внутренняя музыкальная мозаика сложилась, когда вышел на сцену Дмитрий Маслеев. Рояль стал звучать иначе, вся его фактура стала прозрачной и каждая нота слышна в сумасшедшем темпе, и главное - пальцы извлекали очень красивый звук. Прокофьева слушать было безумно интересно, так его музыка становится хороша в хороших руках, и сами эти руки летают над роялем и завораживают, будто в сказке. А исполнитель, при этом, остаётся почти неподвижен. Колдовство…
Я тогда подумала, - случайных победителей в Конкурсах Чайковского не бывает.
Мне стало очень интересно узнать о корнях Дмитрия. Откуда восходят на Олимп такие крепкие духом и неординарные ребята. Один на миллион. Что является той самой почвой, на которой прорастает Характер и как закаляется внутренний металл, способный выдержать любой градус:
- Я родился в Улан-Удэ и то, что мои родители там оказались, было случайностью. Так распорядилась судьба. Она занесла их обоих на Камчатку, где в одной из геологических экспедиций они и познакомились. Край этот сказочный, буйная и никогда не стабильная природа, вулканы, гейзеры... К сожалению, я там ещё не был, но мечтаю попасть. Был в судьбе родителей ещё и Сахалин, где жила одна из моих бабушек, были письма, коих целая огромная пачка хранится в нашем доме, а потом - их решение быть вместе. В семье у нас все сибиряки. Отец родился в селе Казанское Тюменской области, там народ очень серьёзный. Нервы у них крепкие, но и жизнь тяжёлая.
--- Да- да, думаю, я понимаю, о чём Вы. В институте, обучаясь синхронному переводу, свой первый доклад на языке я готовила о, тогда ещё только претенденте на мэрское кресло в Москве, но уже экс -мэре Тюмени, Собянине. Так вот, была покорена фактом о том, что он как-то зимой на охоте, заблудившись в тайге, провёл целых три дня в лютый мороз без еды и связи с миром. Хорошо ещё, что медведи дремали.
--- Не знал об этом...
--- Ну а потом?
--- Потом... В ментальности нашей страны так заведено, что бабушки в детстве являются для нас настоящими ангелами-хранителями, их роль переоценить невозможно. Именно бабушка водила меня на первые музыкальные уроки и в другие творческие кружки. Музыкальное образование я начал получать в обычной средней школе, где, по счастливой для меня случайности, открыли музыкальный класс и пригласили наставников из педагогического колледжа. Можно сказать, что в этот класс я также попал случайно. Там меня за пять лет обучила азам и вдохновила к дальнейшим занятиям фортепиано моя первая учительница. Вообще, я очень благодарен судьбе, мне постоянно встречались на пути невероятно добрые люди, которые многому меня научили и во многом помогли. К тринадцати годам было принято и первое серьёзное решение - поступать в Новосибирскую спецшколу. И тогда это уже было равносильно определению жизненного пути, выбору. Моя бабушка, конечно, поехала со мной в Новосибирск. Возможно, именно её любовь и забота дали мне тот запас прочности, который так потом пригодился.

--- Вы после окончания консерватории работали в музыкальной школе. Что Вас подтолкнуло к рывку вперёд?
--- Когда я работал концертмейстером в школе, в определённой момент понял, что должен предпринять что-то кардинальное, чтобы все усилия учёбы не то, чтобы не пропали, но привели к давней и желанной цели,- играть и музицировать. Вот тогда я собрал "волю в кулак" и решил переехать, поступив на стажировку в итальянскую фортепианную Академию на озере Комо. Там созданы все условия для того, чтобы человек мог заниматься. Для тех, кому удалось поступить, обучение бесплатное, самостоятельно приходится лишь снимать жильё. Место это расположено вдали от цивилизации, уединённый сельский пейзаж, зал, рояль и ты сам. Прекрасно. Вот там, в тиши, я готовил свою конкурсную программу, очень вдумчиво и много работал.
-- Хорошо. Теперь этот рывок позади. Вы победили и вступили в новую фазу своей жизни, ответственные выступления теперь случаются множество раз в году. Есть календарь выступлений, но потом возникают, возможно, и спонтанные предложения и приходится учить новые программы. Сколько времени Вам нужно, чтобы выучить сложные, не игранные прежде произведения? Я читала в одном из Ваших интервью, что фортепианный концерт Вы как-то выучили за три недели. Это же просто феноменальная музыкальная память!
--- Конечно, случается множество спонтанных предложений в течение сезона, которых заранее не планировали. Поэтому и концертов, в итоге, оказывается гораздо больше. Чаще всего неожиданные предложения появляются за месяц - два до необходимого выступления. Но, что касается выучки нового материала, я должен сказать, что учу новый материал гораздо медленнее, чем те три недели, которые мне тогда были отведены, чтобы репетировать в авральном режиме. Я учу и повторяю материал постоянно, откладываю и снова учу, нахожу что-то новое, чего прежде там не замечал, иду дальше, снова ищу, меняю аппликатуру под себя и свои руки, в зависимости от того, какие акценты хочу расставить в музыкальной мысли. Так постоянно. Сейчас вот познакомился с творчеством Мясковского, разучиваю его вторую фортепианную сонату, буду играть её в ближайших концертах. Интересная и красивая музыка.

--- А как Вы справляетесь с тем количеством человеческих эмоций и внимания к Вам, как к личности, которые теперь наваливаются на Вас в большом объёме?
--- Знаете, когда был конкурс и такое серьёзное к моей скромной персоне внимание возникло в первый раз, было труднее выработать правильный механизм реакции. Но здоровая психика и здоровый организм интуитивно выруливают сами в правильном направлении и, с опытом, находишь в этом позитив, такое реагирование становится привычным. Это не значит, что к каким-то важным моментам начинаешь относиться без толики ответственности. Нет. Просто с волнением обходишься так-то и так-то, а с усталостью после концерта справляешься каким-то другим способом. Иногда на концерте так выкладываешься, что никак не справляешься, а просто считаешь часы до момента, когда само пройдёт.
--- Ого! Ведь никто никогда и нигде не говорит об этом. О сумасшедшей моральной нагрузке, физическом истощении, боли в мышцах рук пианиста, который постоянно концертирует, о других профессиональных болезнях, которые есть наверняка. Мы, слушатели, можем лишь удивляться технике, звуку, тому пианиссимо или фортиссимо, которые извлекает из рояля палец пианиста в БЗК или другом зале. А ведь акустика некоторых концертных площадок может быть настолько плоха, что усилий исполнителя требуется в десять раз больше для достижения того же эффекта, что и на благодатной концертной площадке. Задумываться о том, какова цена, как могут "гореть" и изнывать от боли уставшие руки, просто не принято. Нам хорошо виден только пот.
--- Это особая проблема. Вот посмотрите, у спортсменов- олимпийцев вообще целый штат медицинского персонала, но как-то получается, что музыканты должны думать о себе сами. И век пианиста может быть короток именно по этой причине, никто профессионально не лечит его рук, спины и шеи на протяжении жизни. Однако, всё равно есть поразительные примеры выдающихся исполнителей, которые в зрелом возрасте могли показать невероятно высокий музыкальный уровень. Вот очень уважаемая в исполнительском мире Татьяна Петровна Николаева играла до самой смерти, можно сказать, что буквально на сцене умерла. Играла с каждым годом всё увлечённее и интереснее. Можно перечесть и других уникальных пианистов, -Соколов, Рихтер, Горовиц, Аргерих, Вирсаладзе...Этот список, к счастью, можно продолжать.
-- Кстати, вот Вы вспомнили о Николаевой, с которой родились в один день четвёртого мая. В этом году Ваш день рождения пришёлся на концерт её памяти в Рахманиновском зале, где Вы исполнили третью сонату Прокофьева и камерное произведение вашего педагога и композитора Михаила Петухова. Праздник в таком формате считаете для себя удачным? Там Вам разные красивые девушки дарили подарки, много цветов, завалили буквально, Вы даже не могли унести их все сразу в один заход, очень много цветов. Вы празднуете свои дни рождения? Как, если да?
-- Я отношусь к этому всё проще и проще, иногда просто не обращаю на День рождения никакого внимания. В детстве, правда, родители устраивали праздник, собирались гости, друзья. Теперь же всё зависит от графика выступлений. Ну а близкие люди, конечно, всегда меня поздравляют и это приятно.
-- А у Вас были когда-нибудь животные?
--- Были, опять же в детстве, но сейчас я могу себе позволить разве что завести кактус. И то, не уверен, что успею вовремя его полить, что он этого дождётся.

-- Вы играли уже со многими дирижёрами,- и с выдающимися мастерами, и с молодыми и яркими. С кем Вам играть удобнее?
--- Всегда по-разному. Если говорить о молодых, то удобство в том, что легче можно договориться о нюансах, темпах и так далее. С маститыми в этом смысле по-другому, нужно больше подстраиваться. Но зато есть другие преимущества,- они могут дать какой-то очень важный совет, неожиданно открыть секрет или дать знание, к которому сам ты шёл бы гораздо дольше. Так, например, было с Гергиевым Валерием Абисаловичем, с которым впервые мы работали совместно именно на конкурсе им. П.И.Чайковского. А затем - с Юрием Ивановичем Симоновым, с которым, к счастью, мы не раз уже выступали вместе.
-- Вы сами спрашиваете чьих-то советов?
--- Конечно да.
--- А с кем любите сотрудничать?
--- Хороший вопрос. Я с нетерпением жду сентябрьского совместного выступления с Борисом Березовским. Будем играть двойные концерты Мендельсона и Вильямса. Раньше мы уже играли с Борисом вместе. Такое сотворчество - настоящий праздник для меня.
--- Хорошо известно, что Вы увлечены фотографией и художественной видеосъёмкой. Я видела на Вашей странице отлично снятые видео с записью 3х прелюдий Гершвина с боковым обзором клавиатуры и этюдов Капустина с фронтальным в чёрно-белом формате, - только руки и рояль. Такие съёмки раньше делали высокопрофессиональные мастера-операторы. У Вас это снято одним кадром, без монтажа и нарезок. Как Вы это сделали? Закрепили камеру на голове, как это делают сёрферы, когда ловят свою волну, или Вам кто-нибудь помогал?
--- Я тогда подумал, что и другим было бы интересно посмотреть, что видит пианист во время игры. А снять, как было задумано, мне, конечно, помогли. Фотоаппарат слишком тяжёлый, чтобы держать его на голове, да и плавности движений не будет..
--- Получилось очень здорово, невозможно оторваться. И музыка прекрасная, и выглядит очень красиво. А Вы вообще джазовый человек?
--- Я люблю джаз, но вот играю его лишь иногда и то урывками. Этюды Капустина, к примеру, очень интересные и сложные, мне нравится их драйв. Но всем сердцем я привязан, всё же, к музыке Рахманинова, Чайковского, Прокофьева, Шостаковича...
-- В каких городах мира Вам концертировать нравится больше?
--- Мне нравится выступать в разных городах и разных странах,- Санкт-Петербурге, Красноярске, Омске, Тюмени, родных Новосибирске, Улан- Уде и Казани, за рубежом есть прекрасные залы и тоже очень тёплый приём, очень люблю играть в Италии. Часто играю в Москве и, в то же время, каждый раз чувствую большую ответственность, но очень благодарен московской публике за тёплый приём.
-- В одном из Ваших интервью я прочла, что Вы настолько дисциплинированный человек, что, если Вам не удаётся позаниматься даже один день, по не зависящим от Вас причинам, у Вас может начаться депрессия.
--- Вот это очень странный момент. Знаете, когда мы встречаемся, увлечённо разговариваем, глядя друг другу в глаза, вместе смеёмся, как сейчас почти после каждого Вашего вопроса, иронизируем и видим сиюминутную реакцию друг друга, проблем недопонимания не возникает, всё воспринимается правильно. А когда голые слова попадают на бумагу, они обретают совсем другой смысл. Там, где я просто пошутил, получилась почти что жизненная драма. А этого не было в реальности. Потом, сегодня мир так огромен и полон самых разнообразных интересных событий, что депрессовать по такому или другому какому-нибудь поводу было бы просто странно. Всегда можно найти способ плодотворно провести время или выразить себя как-то по-новому.

-- Какие увлечения у вас есть, помимо фото- и видеосъёмки? Как предпочитаете отдыхать?
--- Я люблю русский театр. Мне нравятся харизматичные актёры. Вообще, мне очень интересны люди, обладающие мощной внутренней силой. Если же говорить о музыке и выдающихся исполнителях, предпочитаю слушать пианистов 60х. Они играли очень здорово, их трактовки мне кажутся выдающимися, и личности за их игрой проглядывают феноменальные.
-- После окончания консерватории, когда Вы работали в школе, Вы, скорее, получали мизерную зарплату и ничего не могли себе позволить. Теперь Вы зарабатываете больше и можете, наверное, воплощать в жизнь какие-то свои особые пожелания из области материальных благ. Как Вы вообще относитесь к таким благам, их наличию или отсутствию? Хотели бы иметь какую-то современную технику, может быть, самолет, корабль, остров, как это принято на западе?
--- Меня точно не интересуют ни самолёты, ни яхты, ни острова. Я вообще не зациклен на мыслях о приобретении чего-либо. Разве что, может быть, чисто профессиональная мечта о большом концертном рояле, на котором можно заниматься в любое время суток, никому не мешая. Это же традиционная проблема музыкантов и их соседей. Не случайно на эту тему есть масса музыкальных анекдотов. Даже в консерваторском общежитии не всегда удавалось взять класс и позаниматься сколько нужно.

-- А какие вопросы журналистов кажутся Вам глупыми, на уровне, - кого Вы больше любите, маму или папу?
--- Вопрос о том, как изменилась моя жизнь, когда я победил в Конкурсе Чайковского. Ответ всегда на поверхности, но вопрос, тем не менее, задают очень часто.
Мы разговаривали с Дмитрием в уютном мясном ресторанчике в самом центре деловой и бульварно- парковой Москвы во время, когда почти все обедающие уже ушли, а ужинающие ещё не пришли, не было никакого шума, запахов кухни, назойливой музыки, даже фоновой, и можно было спокойно поговорить,- всё к этому располагало. Когда мы уже уходили, над круглой каменной печью первого этажа прямо на уровне глаз обжаривались над огнём на вертеле бараньи и свиные рёбра и Дмитрий, разглядывая их, сделал круг вокруг каменной печи и открыл передо мной тугую тяжеленную деревянную дверь под старину. Такой худенький, похожий на взрослого киношного Гарри Поттера, и такие мощные руки. Если бы только руки. Характер.
Уже на улице, когда мы шли по бульвару, я спросила его:
--- Сейчас, оглядываясь назад и вспоминая опыт победы в конкурсе им. П.И.Чайковского, что Вы могли бы порекомендовать нынешним участникам?
--- Думаю, что все они и сами прекрасно знают, что нужно делать. Разве что, искренне посоветую им не заходить в соцсети да и вообще выключить телефон, наверное. И, конечно, хочу пожелать всем большой удачи!
Вот именно это я и передам всем нашим конкурсантам:
НЕ ЗАХОДИТЬ В СОЦСЕТИ И ВЫКЛЮЧИТЬ ТЕЛЕФОН
Концертный Этюд Капустина номер 1 в исполнении Дмитрия Маслеева:
https://m.youtube.com/watch?v=5SZi0fWThOw
Материал подготовила Евпраксия Макошьева
Возможность провести интервью в ресторане " Бочка" предоставила Карина Григорян

8 марта 2024
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
1.0x