Сообщество «Форум» 20:09 22 апреля 2018

Посольство в Прилепы

Необычные истории из жизни старой Руси

Под скрип тысяч осей, под рёв верблюдов и быков, в тучах выбитой миллионами копыт пыли подходили к Тихой Сосне тумены Мамая. Упершись в водную преграду,движение теряло форму, расплескалась по северному берегу, и коршуну из под солнца казалось, что жидкая капля из людей, повозок и скота внизу растеклась неровной линией.


Мамай терял темп. Злой с плохого сна в походном гамаке, он распекал теперь итальянских инженеров, которые обещали устроить переправу до подхода войска — и не управились.
Темник добавил им три сапёрных сотни и тут поймал себя на том, что не торопится перейти реку.
Его держали вести из Великого княжества Литовского, от Ягайлы. Вернее — то, что никаких вестей не было.
Дурной знак, если учесть,что послов и подарки Ягайло принял ещё в прошлом декабре. И здесь, за Тихой Сосной, откуда открывался прямой путь на Москву, литовский князь обещался ждать Мамая малым войском. С тем, что главная его рать подтянется к общему походу на Оке.
И вот Ягайлы нету.
Мамай пил кумыс, приправленный конской кровью,и становился всё злее.В походном гареме его всё притихло. Знали, что в таком настроении выберет одну и засечёт в смерть волосяным бичом.
Ближе к вечеру вызвал темник племянника Шавката. Доверял ему, как себе. Шавкат по отцу племянник, а по матери чингизит. Темник держал Шавката рядом, как подтверждение собственных прав на ханское величие. Держа в руках измочаленный после гарема бич, утомлённый Мамай опустился на подушки. Похлопал ладонью рядом. Шавкат сел.
-Теперь слушая меня, и не говори, что не слышал.Аллах велик, но боюсь, что и и его власти не хватит покарать обманщика Ягайло. И думаю я, что окончательно склонить литовского князя к союзу можно только деньгами. Вот что я тебе скажу, сын моего брата. Бери самого верного слугу, вьючных коней коней, и скачи в Литву. Отвезешь Ягайле бочонок золотых монет угорской да греческой чеканки, да два бочонка багдадского и персидского серебра. Дело тайное. Будем знать только я, да ты, да Ягайло. Своего человека убьешь в Литве, ему ничего не сказывай.Грамоту писать не стану, на словах передашь, что на Москве его войску ни в чем стеснения не будет . Половину города на поток и разграбление отдам ему.С быкы, вельблуды и девкы. Ступай и храни тебя Всевышний.
Через пару часов от табора отделился крошечный отряд о двух человек и шести лошадях. Две сменные рабочие, четыре сменные скаковые. Сумеречный аравийский дервиш услышал стук копыт, приподнялся из высокой травы и глянул вслед. Опытным глазом отметил, что вьючный конь понёс с двух боков равновеликий груз.Так может висеть перемёт с золотом и серебром.
И Мамаю осталось ждать. Пока наладится переправа , да пока этот вавилон переберется на ту сторону, подоспеет и Ягайло. Аллах тому порукой.
А Шавкат и слуга не стали переправляться через реку. Они пошли к Осколу, чтобы вдоль его степного берега подняться к Курску , а там уже Литва…
Золотоноши не знали, что еще с минувшей осени Московский князь Дмитрий Иванович по всей Северской Земле выставил тайные сторожи. И по реке Усерду тож.
Тут шумели вековые леса,по которым ещё виднелись просеки, сделанные строителями загадочных Змиевых валов.Такую просеку и перекрыла сторожа московского ратного полусотника Фиона Растрепина. А у Шавката иного пути не было, как прямо в руки русских порубежников.
Надо сказать, что Фион Растрёпин и его люди тут откровенно скучали. Нет, они для начала все сделали верно. Вырыли большущую яму-ловушку, обустроили на деревьях дозорные полати. Но когда день за днем ничего не происходит, и только зверьё шмыгает по лесу, время от времени срывая лУковые самострелы — от тоски можно удавиться.
Играли в кости,а к весне наладились по одному бегать в селение бродников, что в трёх верстах. Бродники — люди безобидные, со Змиевых валов тут живут. Нашей веры и языка, и жёнки у них ладные…
… Шавкат распознал ловушку, когда вьючный конь провалился в яму.Конь заржал на весь лес, ему ответили лошади отряда.Опытный степняк сразу понял свою безысходность. И он знал, что у него теперь почти нет времени до появления людей.
Вместо со слугой они завалили в яму всех коней и в шесть точных выстрелов умертвили их.Короткими заступами откопали углубление и уложили туда садыки с зарядом,свои кошели с монетами.
И мигом закопали, уложив дерн на место.
А тут и Фион со товарищи подоспели.Люди тоже опытные. Сразу допрос. Шавкат в ответ: мы-де дозорный чамбул, ни о чём не ведаем, и ничего у нас нету.А что кони наши в яму упали, так мы их и поубивали из жалости. Да сами гляньте.
Русские глянули. Лежат в яме дохлые лошади. Леший их разберёт — сколько там?
Да и кому оно надо?
Так и засыпали землёй.
А Шавката со слугой убили. Жестокий век, жестокие сердца.Спасибо — схоронили по-человечески.
Впрочем, дальше моя история всем известна. Как Мамай не дождался ни Шавката, ни Ягайлу. И чем она вообще, затея с походом, для него кончилась. Да вы почитайте — на сей счет много книг написано.
Хотя…
…история моя на том не оборвалась. Недалеко от Прилеп,прошлым летом два пытливых следопыта с металлоискателями на лесной просеке, помнящей очертаниями ещё строителей Змиевых валов, натолкнулись на клад. Воинское железо, стремена, и две горстки монет. Динары багдадских халифов, персидское серебро.Личные кошели чингизида Шавката и его слуги.
С позволения следопытов я привожу здесь снимки части клада.
Конечно, мне бы очень хотелось, чтобы артефакты сии оказались в краеведческом музее. Да следопыты и обещали часть их передать нашему хранилищу древностей
Вот теперь всё.
…или не всё?

Источник статьи - Литературный коллайдер - Посольство в Прилепы

1.0x