Сообщество «Форум» 10:20 30 марта 2017

ПОСЛЕДНИЙ ЭКЗАМЕН

Этот рассказ - почти быль. Все имена изменены и придуманы автором.

Центральное учебное здание и вход в школу-интернат.

Заканчивался хлопотливый день. На дворе лил беспробудный проливной дождь. Он то затихал‚ то с новой силой обрушивался на асфальт‚ на землю‚ барабанил по крышам домов и настойчиво стучал по стеклам окон‚ словно хотел заглянуть в дом и узнать‚ что там творится внутри. Небо заволокло свинцовыми серыми тучами‚ будто никогда и не было солнца. В такую погоду за наглухо зашторенными окнами хорошо уединиться от городской суеты‚ собраться с мыслями и под монотонный шум дождя подумать и оценить‚ что ты сделал за день правильно‚ а что было не так.

Усталая‚ Инна прилегла на диван и нажала кнопку пульта. На экране телевизора шла знакомая‚ завоевавшая популярность телепередача. Ее вел известный артист вместе с дочерью знаменитого писателя Василия Шукшина. Пожилая женщина разыскивала своего давнего одноклассника и на глазах у всей страны с экрана телевизора просила у него прощения за когда-то нанесенную ему обиду.

-Как здорово! – подумала Инна. – Вот бы и мне так запросто попросить прощения у Мити.

Прошло много лет с тех пор‚ но эта давняя‚ почти забытая история из школьной жизни‚ не давала ей покоя‚ и она все чаще и чаще задавала себе мучительный вопрос: «Зачем я тогда не простила Митю?»

Инна училась в одиннадцатом классе прославившейся на всю страну школе-интернате. Это была первая показательная экспериментальная школа с одиннадцатилетним образованием‚ в которой уроки вели лучшие учителя‚ многие из них имели звание «заслуженный». Особенно нравился Инне учитель литературы. Он умел увлекательно рассказывать не только об изучаемом произведении‚ о его авторе‚ но и об особенностях авторского таланта‚ основанного на вдохновении‚ пытаясь проникнуть в еще неразгаданное никем таинство его проявления. Однажды‚ декламируя наизусть Маяковского‚ Леонид Иосифович так увлекся, что высоко поднял учительский стул и взмахивал им в такт ритма стихов, будто у него в руках был не стул, а дирижерская палочка.

В интернате‚ именуемом Городком Юности‚ воспитывались и учились в основном дети‚ оставшиеся сиротами и потерявшие родителей во время и после войны. Здесь существовал особо заведенный порядок и железная дисциплина. Не каждому воспитаннику приходился по душе такой порядок‚ не всем нравилось рано утром‚ в мороз и снег‚ в любое время года‚ вскакивать с постели, бежать на улицу, чтобы сделать утреннюю зарядку‚ да еще совершать обязательный круг пробежки‚ обтирание и обливание холодной водой‚ когда хотелось еще полежать‚ понежиться в кровати‚ пригревшись под теплым одеялом. Не каждому нравилось дежурить по кухне‚ заниматься самообслуживанием‚ мыть самому полы и натирать до блеска паркет‚ по сигналу вставать и ложиться спать‚ когда живущие в семье старшеклассники могли в это же самое время свободно гулять по улице‚ пойти в кино‚ в клуб или просто собраться вместе с друзьями‚ послушать музыку‚ потанцевать шейк‚ твист или любимый рок-н-ролл. Но Инна была исполнительной и терпеливой‚ а потому железная дисциплина и строгий режим дня тяготил ее меньше‚ чем других.

Среди девочек из их класса выделялась одна закадычная тройка‚ в которую входили Галя‚ Лиля и Тося. Поначалу Инна держалась от них особняком и тайно вела свой личный дневник‚ поверяя ему сокровенные мысли и чувства. На уроках и на самоподготовке‚ проводившихся в одной и той же классной комнате‚ она сидела за одной партой с Лилей‚ милой‚ застенчивой девочкой‚ с ясными голубыми глазами и припухлыми губками‚ а Галю классный руководитель и воспитатель Алексей Иванович‚ молодой‚ высокий‚ с толстыми линзами очков‚ посадил вместе с маленькой‚ курносой‚ круглолицей и розовощекой Тосей, у которой были необычные‚ цвета ореха глаза и золотистые‚ цвета пшеницы волосы. Из-за маленького роста ее называли Кнопкой‚ за что она иногда обижалась. Галя же‚ напротив‚ была высокой‚ светловолосой‚ прямолинейной‚ но справедливой‚ во всем проявляла завидную самостоятельность и лидировала среди подруг закадычной тройки.

Инна казалась им сначала слишком серьезной и замкнутой‚ и они не решались заводить с ней дружбу. Но однажды закадычная тройка украдкой прочла дневник Инны. Ее дневниковые откровения изменили их мнение о ней‚ и они уже не считали ее такой гордячкой‚ сблизились и подружились.

Девочки не успели заметить‚ как из подростков превратились в стройных‚ подтянутых юных девушек‚ одна другой краше. Мимо таких не пройдешь. По вечерам после отбоя‚ лежа в своих казенных кроватях‚ сдвинутых по две‚ они мечтали о будущем и‚ конечно‚ о любви. Инна также мечтала о любви и рисовала в своем воображении идеальный образ сильного‚ умного‚ необыкновенно любящего‚ доброго и красивого юношу.

- Вот достанется тебе какой-нибудь уродина‚ - шутила лежащая рядом с ней на сдвинутых кроватях Лиля.

-А я за уродину ни за что замуж не пойду.

Однажды после полдника и личного времени все четверо девочек отправились в учебный корпус в свой класс‚ чтобы подготовить уроки на завтра. Лиля и Инна уселись на свои места. Их одноклассник Митя‚ согнувшись над книгой и наклонив аккуратно подстриженную голову‚ сидел перед ними за первой партой и усердно учил уроки. Способный‚ успевающий на «четыре» и «пять» Митя особенно был силен в математике. Большой оригинал‚ но очень чувствительный‚ несколько замкнутый и необщительный‚ отвергающий всякие устоявшиеся нормы и заведенный порядок‚ он выглядел и казался неким нигилистом. В то время‚ когда все делали утреннюю зарядку‚ Митя мог спокойно поваляться в постели‚ укрывшись с головой одеялом.

Необычно возбужденная в тот день Лиля то и дело обращалась к Инне со всякого рода и по всякому поводу различными вопросами. Уроки никак не шли ей на ум. Это мешало Инне сосредоточиться‚ но она не решалась одергивать обычно тихую и спокойную подругу и терпеливо выслушивала ее. Митя же несколько раз предупредительно оборачивался назад и сверлил Лилю сердитым взглядом. Но та не унималась и по-прежнему продолжала мешать усердному Мите учить уроки.

Неожиданно Митя повернулся к ней‚ весь напружинясь и сжав кулаки.

- Кругликова‚ замолчи‚ а то получишь! – грозно предупредил он.

Лиля в ответ громко рассмеялась.

- Только попробуй!

И тут произошло неожиданное. Митя ударил Лилю кулаком прямо в лицо.

Случай оказался из ряда вон выходящим. Девчонку ударил мальчишка‚ да еще один из лучших учеников школы. Вскоре Митю обсуждали на общешкольном комсомольском собрании. Все осудили его недостойный поступок. Но более всех была возмущена Инна.

-Митя индивидуалист‚ не принимает участие в общественной жизни и в делах школы‚ держится в стороне от коллектива‚ поэтому он и поднял руку на девочку. Этого простить нельзя! – заявила она.

- Я считаю‚ что мы все виноваты в том‚ что Митя держится от всех отчужденно. Значит, комсорг и члены комитета комсомола‚ все мы не сумели заинтересовать Митю и вовлечь в общественную работу‚ ведь он лучший ученик класса и даже школы‚ ему надо помочь и дать возможность исправиться! – предложил друг Мити‚ высокий‚ спортивный и всегда имеющий собственные суждения Сеня Строев.

Гораздо позже Инна узнала и поняла‚ почему в тот злополучный день Лиля была так взволнованна‚ а Митя так агрессивно настроен. Умный‚ начитанный‚ к тому же оригинальный‚ не похожий на других, Митя очень нравился скромной и застенчивой Лиле. Она поделилась своими чувствами с самой близкой подругой Галей‚ и та посоветовала ей как-нибудь привлечь к себе внимание Мити.

Подготовив уроки‚ все ребята постепенно покинули класс. Не уходил только Митя и по-прежнему сидел за своей партой. Аккуратно сложив тетради и книжки‚ Лиля и Галя о чем-то долго шептались‚ вдвоем вышли из класса и незаметно спрятались в дальнем углу коридора. Они следили за Митей и хотели узнать‚ почему он так часто задерживается и остается подолгу в классе один.

Наконец‚ Митя отправился в спальный корпус. Подруги поспешили в класс и стали торопливо рыться в его парте. Их внимание привлекла общая‚ непохожая на школьную тетрадь‚ с рисунками и необычными наклейками на обложке. Это был личный дневник Мити‚ который он также‚ как и Инна‚ вел втайне от всех‚ поверяя ему свое самое сокровенное. С увлечением и любопытством Лиля и Галя стали читать дневниковые записи, где Митя‚ изливал свою душу и страдания‚ так как был безнадежно влюблен‚ а его избранница не отвечала ему взаимностью и вообще не обращала на него никакого внимания. Боясь‚ что дневник может попасть в чужие руки‚ он на всякий случай писал завуалированно‚ не называя имени той‚ которая ему нравилась. И оставалось лишь догадываться‚ кто она…

Лиля и Галя так увлеклись чтением и обсуждением отдельных мест дневника‚ что даже не заметили‚ как Митя почему-то неожиданно вернулся назад и застал их врасплох как раз в тот самый момент‚ когда они смеялись и комментировали его последнюю запись. Он вырвал из рук испуганной Лили тетрадь.

-Вот-вот‚ возьмите! Читайте! Вам интересно! Наслаждайтесь моим падением! – гневно кричал он‚ растаптывая изорванный в клочья дневник. Лицо его исказилось при этом‚ и он бросился вон из классной комнаты.

Растерянные девочки не ожидали такой реакции. Никогда еще они не видели Митю в таком потрясенном состоянии‚ и им стало стыдно.

-Что мы наделали? Митя никогда нам этого не простит! – закрыв лицо руками‚ заплакала Лиля. Крупные слезы капали сквозь ее тонкие пальцы на пол и скоро образовали там целую лужицу.

-Прекрати реветь! Теперь уже поздно! Возьми на память‚ - пыталась успокоить Галя подругу‚ сунув ей в руки то‚ что осталось от тетради. Ей едва удалось увести Лилю в спальный корпус.

Митя же долго бродил вне себя по окрестностям Городка Юности‚ не пришел на ужин в столовую и вернулся лишь после отбоя‚ поздней ночью‚ когда мальчишки из его комнаты уже крепко спали. Не спал лишь Сеня Строев. Он беспокоился за друга. От Инны подругам удалось тогда скрыть эту историю с дневником.

За окном еще бушевал отцветающий май‚ напоив воздух запахом черемухи‚ белой сирени и густым ароматом лесного ландыша. Благодарная земля млела‚ согретая лучами яркого весеннего солнца‚ а в двери уже стучалось знойное лето. Для Инны и ее подруг наступала самая ответственная пора сдачи выпускных школьных экзаменов.

Инна успевала почти по всем предметам на «отлично» и была‚ как и Митя‚ претендентом на золотую или серебряную медаль. Но ей мешали физика и черчение. Однажды она схватила по физике «двойку» за нерешенную задачу и невыполненную лабораторную работу‚ не сдала вовремя несколько чертежей‚ и теперь‚ вместо ожидаемой «пятерки», строгая Валентина Петровна выставила ей по черчению «четверку». Физические законы Инна просто обожала и знала их назубок‚ а вот решать задачи по физике‚ или еще хуже‚ выполнять лабораторные работы не любила.

Для подготовки к экзаменам по рекомендации директора Городка Юности Иллариона Владимировича‚ любящего эксперимент‚ увлеченного своей работой педагога‚ выпускникам был предоставлен свободный режим. Воспользовавшись свободой‚ еще задолго до последнего экзамена по физике‚ Инна начала учить билеты. Чтобы никто не мешал‚ она уходила в близлежащий молодой березняк‚ стелила в тени белоствольных березок прихваченное с собой одеяло‚ ложилась на него и погружалась в мир законов и физических формул. Больше всего она работала со сборником задач и упражнений‚ стараясь наверстать упущенное в течение года.

Погода в те дни стояла тихая‚ теплая‚ ясное небо манило к себе бездонной голубизной. Порой, отрываясь от учебника‚ от сборника задач‚ лежа на спине‚ девушка подолгу смотрела в это ясное бездонно-голубое небо‚ за которым‚ как ей казалось‚ скрывается неизмеримый‚ никем не изведанный‚ притягательно-манящий мир и целая вечность.

Последний‚ самый трудный экзамен‚ ребята сдавали в большом‚ светлом и хорошо оборудованном кабинете физики. Больше всего Инна боялась практического задания и поэтому так долго размышляла‚ прежде чем взяла билет. К счастью‚ она вытащила билет № 25 со сложными вопросами по теории относительности и оптике‚ но зато с легкой задачей из раздела о наклонной плоскости и сдала свой последний экзамен на «отлично».

- Вот если бы в году так старалась. Ремешка тебе хорошего не хватало‚ - с улыбкой пожурил ее учитель физики Валерий Семенович.

А потом был последний выпускной бал‚ первый в истории Городка Юности. Все было‚ как во сне: и красиво убранный актовый зал‚ и разноцветные шары‚ и огромный‚ буквой «П»‚ праздничный стол для выпускников и гостей‚ и несмолкаемая музыка вечного школьного вальса‚ возвещающая о начале торжества‚ и милые‚ сияющие лица подруг и друзей‚ и совсем не строгие‚ добрые лица учителей. Все веселились‚ плясали и пели. И не было ни одного равнодушного в этом зале.

- А сейчас объявляется конкурс на лучшее бальное платье! Участвуют все девушки-выпускницы! А также конкурс среди мальчиков «Самый галантный юноша»! – звонко известила зал стройная ведущая вечера‚ приглашенная из Дворца молодежи.

Под музыку вальса закружились‚ замелькали в нарядных платьях девчонки и в строгих‚ с бабочками и галстуками костюмах мальчишки. Свои бальные наряды девочки сами пошили под руководством мастера швейного дела Лины Андреевны в школьной мастерской. Для выпускных платьев был приобретен не только традиционный белый‚ но голубой и розовый шелк. Фасоны придумывали и выбирали из предложенных Линой Андреевной популярных журналов мод девочки сами. Инна сшила себе традиционное белое платье‚ с широкой юбкой‚ вырезом-лодочкой и заниженной талией с пояском. Вырез-лодочку и поясок украшали цветки розы‚ изготовленные в тон платья из белого шелка. Белый цветок украшал также густые темные волосы Инны.

Под громкие аплодисменты в центр зала вышла королева бала‚ длинноногая ‚ романтическая блондинка‚ с тонкой талией и длинной‚ как у балерины‚ шеей‚ в роскошном голубом платье под цвет васильковых глаз Арсеньева Лена‚ слегка покружилась‚ показывая свой наряд со всех сторон‚ и сделала реверанс. Второе место досталось энергичной зеленоглазой Веронике‚ с каштановой стрижкой под каре‚ в длинном розовом платье с глубоким вырезом на спине. Инна и Оля из параллельного класса «А» в традиционных белых из легкого шелка бальных платьях‚ украшенных цветками белых роз‚ с пышными юбками и рукавами‚ поделили третье место. Шефы завода «Электросила» вручили королеве и принцессам подарки.

Королеве и ее первой принцессе в розовом досталась чешская бижутерия‚ Инне с Олей шефы надели на руки маленькие анодированные женские часики фирмы «Заря».

А самым галантным юношей был признан высокий‚ стройный‚ спортивно сложенный и очень элегантный Сеня Строев. Ему подарили мужские наручные часы фирмы «Луч» и флакон импортного одеколона.

Не успела Инна опомниться‚ как ее увели в дальний угол зала вихрем налетевшие Лиля и Галя.

- Вот‚ получи! – почти одновременно выдохнули они‚ вручили ей конверт и тут же упорхнули в круг танцующих парней и девчонок.

Инна немедленно вскрыла конверт. В нем лежала открытка от Мити.

«Инна‚ поздравляю тебя и всех девочек 11»Б» класса с окончанием школы! Да и простите меня за мое поведение и некоторые индивидуальные черты.

Михайлов Митя».

Упрямо нахмурившись, она вложила открытку обратно в конверт. В тот же самый момент к ней подошел Митя и его друг Сеня Строев‚ который тут же отошел в сторону. Инна чувствовала себя неловко и хотела уйти‚ но Митя задержал ее и‚ глядя ей прямо в черные блестящие глаза‚ сказал:

- Ты думаешь‚ что я прошу простить меня банально?

Инна отвернулась от Мити‚ повела плечом и холодно ответила:

- Проси прощения у Лили‚ а не у меня‚ - и быстро направилась к выходу зала. Ей было не по себе‚ она не понимала‚ почему Митя извинялся перед ней‚ не верила ему и возмущенно думала:

- Как он мог поднять руку на Лилю?

Митя казался ей грубым и неисправимым нигилистом‚ игнорирующим все и вся‚ а поступок его ужасным. Она не могла еще в то время простить, не умела постичь и понять‚ как трудно Мите было перешагнуть через себя и через свою гордыню‚ написать и произнести эти‚ казавшиеся банальными слова о прощении.

День клонился к вечеру. С высоты небес солнце сползло к горизонту и ярко горело у края земли‚ посылая свои прощальные лучи. Галя и Инна первыми покидали Городок Юности. Их провожал почти весь класс‚ в том числе Лиля и Тося‚ зеленоглазая Вероника и белокурая Лена Арсеньева‚ а также Сеня Строев и Митя. Кто-то позаботился о том‚ чтобы их отвез на железнодорожную станцию служебный автобус. Всю дорогу до станции девушки пели любимые песни, «Школьный вальс» и «Летите‚ голуби». Им подпевали баском мальчики‚ гордый Строев и замкнутый Митя.

Инне было удивительно хорошо‚ оттого что ее и Галю провожает так много друзей и что Митя совсем не держал на нее зла и обиды за резкое выступление на собрании‚ иначе он сейчас не стал бы провожать ее и Галю в дальний путь.

Солнце угасало и продолжало сползать за горизонт и вот уже совсем скрылось своим последним краешком‚ а навстречу неслись огни ночных фонарей‚ встречных автобусов‚ селений и поездов. На небе зажигались и ярко горели все новые и новые звезды. Высоко над головой сиял Млечный Путь. Впереди ждала новая‚ самостоятельная жизнь‚ и так хотелось поскорее шагнуть в нее...

Привычной рукою Инна хотела нажать кнопку, чтобы выключить телевизор, но задержалась. На экране телевизора заканчивалась знакомая телепередача «Жди меня». Пожилая‚ еще миловидная женщина‚ со слезами на глазах обнимала высокого‚ седеющего мужчину‚ приехавшего в Москву на передачу из далекой Сибири‚ чтобы сказать своей постаревшей школьной принцессе всепрощающие слова за когда-то нанесенную ему детскую обиду.

За окном по-прежнему шумел монотонный дождь‚ размывая дороги‚ разводя на них слякоть и грязь и наводя в сердце грусть и тоску‚ будто провалившееся навечно небо не хотело проясняться. А в голове Инны по-прежнему неотступно вертелся мучительный вопрос:

«Зачем я тогда не простила Митю?»

1.0x